Конспект непосредственно образовательной деятельности по основам грамотности Тема: «Звук Р и буква Р»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечек» комбинированного вида с.Кызыл-Мажалык
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по основам грамотности
Тема: «Звук Р и буква Р»
Провела
воспитатель высшей квалификационной категории
Саин-оол Чечек Борбак-ооловна.
2022г.
Тема. Звук [р]. Буква Р.
Цель. Познакомить детей со звуком [Р] и буквой Р.
Задачи::
1.Образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звука [р];
Учить выделять звук [р] из слов, давать его характеристику;
2.Развивающая: Развивать мелкую моторику;
3.Воспитательная. Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к
занятиям.
Оборудование: фланеллеграф, наборное полотно, предметные картинки на [р], рабочая тетрадь, презентация для определения места звука в слове, герои из мультфильма Простоквашино, простые карандаши, цветные ручки, мяч.
Содержание НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Приветствие Мы пожмем друг другу руки Побежит тепло по кругу Вместе будем очень дружно На вопросы отвечать. Все хотим мы заниматься, Все хотим мы много знать. Какое сейчас время года? -Какой месяц года? -Назовите осенние месяцы? Д:- Сентябрь,октябрь,ноябрь. Л:-Правильно молодцы, а осень какая ранняя или поздняя? Л:- Как вы узнали, что поздняя осень? Дети: На улице холодно стало, солнышко не греет, выпал снег, птицы улетели в теплые края… -Давайте вспомним поговорки об осени: 1. Даяна: «Теплая осень к долгой зиме» 2. Эчис: «В ноябре снег надует, хлеба прибудет» 3. Тамерлан: «В ноябре снег выпадет-хлеб вырастет» 4. Эртине: «В ноябре зима с осенью борется» 5. Айдар: «Какова погода в ноябре, таков и май» | - -Осень -Ноябрь | 2мин |
2. | Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | -Ребята, я утром получила письмо, давайте я прочту это письмо от Дяди Федора. - «Здравствуйте ребята, приезжайте пожалуйста к нам в гости, в деревню Простоквашино, вас ждут интересные задания». -Хотите идти в деревню в гости. -Кто знает деревню Простоквашино? -А этот мультфильм вы знаете? -Кто нас ждет в Простоквашино? |
-Да. Хотим -Мы знаем из мультфильма, что есть деревня Простоквашино -Я знаю героев дядю Федора, кота Матроскино, теленок Гаврюша итд | 4мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | -Давайте все вместе отправимся на экскурсию в гости в деревню Простоквашино. СЛАЙД 1 -Перед тем как отправиться на экскурсию давайте выпьем чашечку чая. - Посмотрите, чай оказывается горячий. -Что нам нужно сделать, если чай горячий? -Для начала вдыхаем воздух через нос, выдыхаем воздух прямо в чашку. Дыхательная гимнастика: «Горячий чай» -Ой как хорошо, тепло стало, --Давайте ощутим прикосновение теплого солнышка. (СЛАЙД 2) Самомассаж лица: Светит теплое осеннее солнышко – и ласкает нам лицо. Снег ещё холодный- По утрам ещё иногда пощипывает морозец. А всё-таки солнышко светит теплее. -Молодцы, ребята, у Вас хорошо получилось! -Ребята, Порадуемся осеннему солнышку, и мы с вами отправляемся в деревню. - Но чтобы попасть осенний лес нужно произнести волшебные слова. НО-НО-НО солнце светит нам в окно ЛО-ЛО-ЛО на улице тепло РА-РА-РА путешествовать пора АТЬ-АТЬ-АТЬ начинаем мы играть Волшебные слова произнесены, и мы с вами отправляемся в лес. Физминутка -И мы с вами отправляемся в деревню. -«В деревню все пошли гулять Будем весело шагать По тропиночке пойдем Друг за дружкою гуськом На носочки встали И в деревню побежали. Ноги выше поднимаем На кочки мы не наступаем. И снова по дорожке Мы весело шагаем». СЛАЙД 3 -Вот мы и приехали в деревню Простоквашино. | -Давай-те, давай-те -Да - Если чай горячий, надо подуть Самомассаж лица: поглаживание Самомассаж лица: постукивание подушечками пальцев Самомассаж лица: пощипывание Дети шагают Встают на носочки, поднимают ноги, весело шагают | 5мин |
4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | СЛАЙД 4 1.-Ребята, кто нас встречает? -Дядя Федор немного грустный, давайте его развеселим. СЛАЙД 5 Артикуляционные упражнения: «Улыбочка-трубочка», «Толстячки-худышки», «Футбол» - Какими бывают звуки? - Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И) - Какие звуки называют согласными? -Дядя Федор предлагает отгадать загадку о чем же она. СЛАЙД 6. -«О речке и о рыбаке Она расскажет например И скажем без ошибки: Ребята, это буква… 1.-Возьмите в руки зеркала и посмотрите что делают наша губки, зубки и язык, при произношении этого звука [р]: А.Наши губки и зубы открыты -Где находится наш язык? - Язык находится за верхними зубами. - посередине язычка идет теплая воздушная струя; В. Приложим ладошку к горлу, сказали все: «Р», что происходит с язычком? -Он дрожит, “горлышко” работает. 2.-На что похож звук [р]? (рычит собака) 3. -Нарисуем на воздухе звука Р. Символ звука: собака громко рычит:[Р-Р-Р] (выставляется картинка на фланелеграф) 4.-Дайте характеристику звука [р] (согласный, твердый, звонкий) - Как будем обозначать этот звук? (кружком синего цвета) -Дядя Федор хочет с вами поиграть , а вы хотите с ним поиграть? СЛАЙД 7 Игра: «Доскажи словечко» Ра – ра – ра – начинается … (игра) Ры – ры – ры – у Федора … (шары) Ро – ро – ро –у Федора новое … (ведро) Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру) Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе) Ри – ри – ри – на ветках … (снегири) СЛАЙД 8 А Э У И О Ы Р - Какая буква лишняя? Почему? СЛАЙД 9. 2. -Мы пришли дядя Федору не с пустыми руками, у нас есть корзиночка с продуктами. -Кто скажет, какие продукты есть в корзине? - Какие гостинцы дадим дяде Федору. -А Вы знаете, что такое гостинцы? Словарная работа: Гостинцы( - так русский народ давно называли подарок ребенку, в виде сладостей), а по тувински Белек СЛАЙД 10. Игровое упражнение «Услышь звук». - Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р]. - Хлеб, баранки, бублики, пирожки, печенье, рогалики, коржики, торт, кекс, пряники..) - Все продукты, которые вы сейчас видите - называются хлебные продукты. Физминутка: «Вороны» Возле елочки зеленой Скачут прыгают вороны. Из-за крошки подрались, Во все горло разорались: Кар-кар-кар, Вдруг собачка выбегает, Ворон крикливых разгоняет. СЛАЙД 11. -Кто еще живет в Простоквашино?, Нас встречает Шарик. “Огород”, нас ждет игровое упражнение «Подели на слоги» - В корзинку нужно собрать овощи в названии которых есть[р]. (картофель, капуста, укроп, помидор, морковь, редиска, свекла, лук ) СЛАЙД 12. Отгадай ребусы На рисунке нарисованы: шар и буква Ф (шарф) рыба и буква К (рыбак) буква Г и картинка роза (гроза) | Ответы детей -Шарик -Косточку -Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски… Их изготавливают из мяса Колбаса, сосиски, сардельки, ветчина, шашлык | 6мин |
5. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | СЛАЙД 13.
-Нас встречает кот Матроскин. -Как вы думаете что больше всего любит кушать Матроскин, отгадав загадку вы узнаете, что это: СЛАЙД 14. -«У родителей и деток Вся одежда из монеток» (Рыба) Звуковой анализ слова “РЫБА”. -Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику. ([Р] - согласный, твердый, звонкий) -Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику ([Ы] – гласный) -Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику ([Б] - согласный, твердый, звонкий) -Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику ([А] – гласный) - Сколько звуков в этом слове? (4) - Назовите 3-ий звук (з), 2-ой звук (о). -Сколько в слове гласных звуков? Согласных звуков? - Сколько в этом слове слогов? (2) 2Что любит Матроскин, вы узнаете отгадав загадку: «Белое, жидкое, вкусное, полезное, что это? СЛАЙД 15. -Скажите, какие продукты изготавливают из молока? -А как, одним словом можно назвать все перечисленные продукты? 3.- Покажите мне вот так, большой палец те, кто очень любит молочные продукты. Мне остается только предложить вам назвать их ласково. Д\и «Скажи ласково»: Творог - Сыр - Молоко - Сметана – Каша – Кефир – - Мне понравилось, как вы справились с заданием. СЛАЙД 15. -Звук Р посмотри- Вот это твоя буква. -Букву Р писать несложно Справа к палке осторожно Подрисуем мы кружок И получится флажок. Работа в тетради 1.-Дорисовать палочки так, чтобы получилось буква Р 2.Написать буквы Р до конца строчки | -Да, Матроскин. -Молоко Творожок Сырок Молочко Сметанка Кашка кефирчик | 5мин |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | - В знак благодарности, жители деревни Простоквашино дядя Федор и Матроскин угощают молоком. Молоко очень полезное для организма молочный продукт. Наши бабушки и дедушки держат коров. А коровы дают нам молоко. У тувинского народа есть очень хорошая поговорка: «Честный человек- белый и светлый, как молоко». -Орус дылда чугалаан улегер домакты очулдуруп берейн, тыва чоннун улегер домаа база бар, сактып алынар: « Сут дег ак сеткилдиг кижи» (чаагай сеткилдиг будуштуг эки кижилерни ынча дээр) Молоко белое, поэтому оно приносит людям счастье, радость , удачу, доброе здоровье. Перед отправкой, попьем молочко. Пусть будет у вас дорога светлая как это молоко. - Вы были очень внимательны и сообразительны! Я горжусь вами! | 5мин | |
7. | Рефлексия | -Где мы побывали? -Куда мы ходили на экскурсию? -Какие гостинцы мы отнесли? -Как назвать одним словом? -А какие вы любите продукты? Молодцы дети, все справились со всеми заданиями. Хорошо быть дружными и не ссорится из-за пустяков? Надо уметь договариваться друг с другом, помогать друг другу. - Давайте попрощаемся с нашими героями и пожелаем им счастья. А мы отправляемся обратно в детский сад - До свидания! | В деревню Простоквашино. Ответы детей. | 3мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Весна - красна. Звук и буква "З"
В ходе деятельности дети помогают Незнайке найти слово, подходящее под схему. В процессе поиска дети упражняются в звуковом анализе слов, в отгадывании загадок, знакомятся с понятием "ударение"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Автоматизация звука [Л] в словах, фразах и предложениях"
Индивидуальная работа в подготовительной группе...
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: "Звук Ж. Буква Ж".
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: "Звук Ж. Буква Ж" с использованием здоровьесберегающих технологий....
Коррекционная непосредственная образовательная деятельность на тему: Звук «Ш». Буква Ш.
Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звука [ш]....
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме: «Звук Л . Буква Л».
Конспект подгрупповой образовательной деятельности по теме : "Звук Л. Буква Л" в подготовительной к школе группе....
Конспект образовательной деятельности на тему:" Звуки Ч, Щ. Буквы." ( в подготовительной логопедической группе) .
Занятие было проведено в подготовительной логопедической группе. Основная цель занятия: использование игровых приёмов в работе над развитием слухового восприятия, навыков звуко...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Речевое развитие. Звук [Д], [Дь]. Буква Д.
Конспект непосредственной образовательной деятельности.Речевое развитие.Звук [Д], [Дь]. Буква Д.Цели: Закреплять правильное произношение звука Д. Формировать фонематическое восприятие. Закреплять...