календарно-тематическое пранирование
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) по теме

Глазырина Ольга Леонидовна

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе,

ориентированное на решение задач образовательной области «Речевое развитие»

Задачи образовательной деятельности:

  1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
  2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
  3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
  4. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
  5. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибка в речи сверстников.
  6. воспитывать интерес к письменным формам речи.
  7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
  8. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности)
  9. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Тема

Содержание работы

Планируемые результаты

Источник

1

Мониторинг

2

Мониторинг

3

Пересказ сказки

«Лиса и рак»

Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов

Подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»

Уметь самостоятельно пересказать сказку по плану: понравилось ли произведение? Что и почему? О чем? Кто понравился? поступки и действия, характер. Для чего написано?

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.57

4

ОС «Как спасти мышонка»

Развивать речь рассуждение.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, находить выход из положения.

Уметь выстраивать свою речь в соответствии с логической структурой: тезис-аргументы-вывод

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 83

5

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине.

Рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.

Уметь определять настроение, состояние живого существа по его внешним проявлениям.

Уметь пользоваться  планом рассказа: название объекта-определение его наиболее общих признаков-определение индивидуальных характеристик данного предмета.

Уметь проявить самостоятельность и творчество в процессе рассказывания.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.68

6

Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Игрушки»

Рассказать о том, как можно играть, какие игрушки есть дома.

Уметь давать описание внешнего вида игрушки по модели (нарисованной самим ребенком схеме описания)

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.79

7

Заучивание стихотворения С. Когана «Листики»

Учить детей передавать интонационно спокойную грусть осенней природы.

 Уметь рассказывать наизусть стихотворение.

Уметь чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.83

8

ОС «Шнурок»

Развивать сообразительность.

Упражнять в  поли логической речи.

Уметь найти выход из затруднительной ситуации.

Уметь рассуждать, высказывать своё мнение

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 83

9

Рассказывание по скороговорке

Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибка в речи сверстников.

Воспитывать навыки связной речи.

Уметь использовать в речи сложноподчиненные предложения

Уметь воспроизводить фразы в разном темпе, с разной силой голоса.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.89

10

Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?»

Учить подбирать глаголы к существительным по смыслу.

Уметь выразительно пересказывать текст.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.100

11

Заучивание стихотворения И.Мазнина «Осень»

Учить детей передавать интонационно грусть, задумчивость.

 Уметь рассказывать наизусть стихотворение.

Уметь чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.103

12

ОС «Чашка»

Развивать сообразительность.

Уметь найти выход из затруднительной ситуации.

Уметь рассуждать, высказывать своё мнение

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 84

14

Рассказывание по картине «Строим дом»

Воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.

Уметь составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.110

15

ОС «На рыбалке»

Развивать сообразительность.

Упражнять в правильном звукопроизношении звука [р].

Уметь найти выход из затруднительной ситуации.

Уметь рассуждать, высказывать своё мнение

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 84

16

Рассказывание Р.Н.С. «Хвосты»

Учить замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

Уметь осмысливать характеры персонажей

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.110

17

Составление рассказов на темы стихотворений

Активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения.

Уметь рассказывать, не отступая от темы стихотворения

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.120

18

ОС «Рана»

Воспитывать сочувствие, желание помочь.

Упражнять в правильном звукопроизношении звука [л].

Уметь найти выход из затруднительной ситуации.

Уметь рассуждать, высказывать своё мнение

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 84

19

Рассказывание на заданную тему

Активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения.

Уметь составлять рассказ на заданную тему

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.128

20

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Учить придумывать загадки.

Уметь выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.138

21

Рассказывание по картине «Ежи»

Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках

Уметь составлять рассказ по картине, используя знания о жизни диких животных.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.147

22

ОС «Утро»

Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей.

Развивать критическое мышление, умение выбирать

Уметь правильно использовать в речи сложноподчиненные предложения

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 84

23

Рассказывание на тему стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»

Учить детей составлять короткий рассказ по стихотворению

Уметь составлять описательный рассказ.

 Уметь пользоваться  планом описательного  рассказа: название объекта-определение его наиболее общих признаков-определение индивидуальных характеристик данного предмета.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.164

24

Рассказывание по картине «Речка замерзла»

Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действий

Уметь рассказывать, соблюдая структуру рассказа: экспозицию-завязку-развитие событий-кульминацию-развязку.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.185

25

Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибка в речи сверстников.

Воспитывать навыки связной речи.

Уметь передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.174

26

ОС «Ошибки Буратино»

Развивать культуру письменного речевого общения

Уметь видеть ошибки и неточности в способах выражения мысли, исправлять их.

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 85

27

Рассказ из личного опыта «Игры зимой»

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе

Уметь составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.194

28

Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима»

Учить детей передавать интонационно любование зимней природой

 Уметь рассказывать наизусть стихотворение.

Уметь чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.209

29

Пересказ сказки «Петух да собака»

Учить работать в парах, пересказывать по ролям

Уметь выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.216

30

ОС «Отгадай предмет»

Обогащать словарь детей, развивать воссоздающее воображение

Иметь представления об особенностях строения предметов

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 87

31

Рассказывание по картине «Северные олени»

Воспитывать умение понимать смысл образных выражений

Уметь составлять рассказ по картине, используя знания о жизни диких животных севера.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.225

32

Игра «Живые слова»

Дать детям представление о последовательности слов в речи.

Уметь составлять и распространять предложение.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.234

33

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Учить работать в парах, пересказывать по ролям

Уметь выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.245

34

ОС «Игрушки»

Воспитывать умение делать правильный выбор

Уметь строить высказывание с использованием сложного предложения: «Я считаю,что…»

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016, стр. 85

35

Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»

Воспитывать умение понимать смысл образных выражений

Уметь составлять рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.257

36

Рассказывание на тему «как цыпленок заблудился»

Подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем

Уметь дополнять предложения, передавая смысл

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.267

37

Рассказывание на заданную тему «Как заяц ждал гостей»

Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

Учить комбинировать личный и литературный опыт ребенка

Уметь составлять рассказы на заданную тему

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.276

38

ОС «Узнай по описанию»

Обогащать словарь детей.

Учить пользоваться обобщающими словами

Уметь узнавать предмет на картинке по некоторым внешним признакам

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016, стр. 88

39

Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя

Самостоятельно пересказывает текст

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.285

40

Составление рассказа по набору игрушек

Учить описывать и характеризовать персонажи, вводить повествование в диалог.

Уметь составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие игрушки.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.297

41

Литературная викторина «Поэты детям»

Систематизировать знания детей о творчестве поэтов А.Барто, С.Михалкова.

Уметь выразительно рассказывать стихи

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.301

42

ОС «Подбор действий»

Обогащать словарь детей.

Учить пользоваться обобщающими словами

Уметь узнавать предмет на картинке по некоторым внешним признакам

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016, стр. 89

43

Придумывание сказки на тему «Приключения зайца»

Учить описывать и характеризовать персонажи, вводить повествование в диалог.

Уметь составлять рассказ на тему сказки

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.307

44

Заучивание стихотворения С.Маршака «Стихи о весне»

Учить детей чувствовать напевность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию

Уметь выразительно рассказывать стихи

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.311

45

Рассказ на предложенную тему «Как гномы праздновали новоселье»

Учить описывать и характеризовать персонажи, вводить повествование в диалог.

Уметь составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие игрушки.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.297

46

ОС «Хитрые слова»

Развивать речь-доказательство

Уметь пользоваться словарем за счет использования многозначных слов

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016, стр. 91

47

Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик»

Учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает)

Самостоятельно пересказывает текст

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.328

48

Рассказывание по картине «Зайцы»

Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

Уметь составлять рассказы на заданную тему

Т.М.Бондаренко, 2009, Стр.338

49

Рассказывание на тему «Как Сережа нашел щенка»

Учить составлять рассказ по плану воспитателя, образно описывая место действия, настроение героя.

Уметь правильно использовать в речи существительные единственного и множественного числа в родительном падеже

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.350

50

ОС «Трудная загадка»

Развивать речь-рассуждение

Уметь понимать метафору, видеть основание для переноса названия во внешнем сходстве предметов

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 92

51

Малые фольклорные формы

Учить составлять рассказ-рассуждение по пословице

Уметь составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.354

52

Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»

Учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки

Уметь передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.360

53

Заучивание стихотворения  Я.Акима «Апрель»

Учить детей передавать интонационно задушевность, нежное отношение к еще робкой весне.

 Уметь рассказывать наизусть стихотворение.

Уметь чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.364

54

ОС «Два жадных медвежонка»

Воспитывать сочувствие, желание помочь.

Упражнять в правильном звукопроизношении звуков [з], [с].

Уметь правильно использовать в речи существительные единственного и множественного числа в родительном падеже

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 93

55

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Учить придумывать загадки.

Уметь выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.371

56

Салат из сказок

Учить частичное прямое подражание сочетать с самостоятельными действиями детей, выражающимися в изменении места действия сказки, в незначительном изменении содержания отдельных эпизодов.

Уметь придумывать новую сказку с героями старых сказок

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.380

57

«Бином фантазии»

Развивать у детей творческое воображение, продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей.

Уметь придумывать рассказы

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.390

58

ОС «Размытое письмо»

Способствовать развитию фантазии

Уметь составлять сложноподчиненные предложения причинно-следственного характера

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 95

59

Заучивание стихотворения А.Прокофьева «Веснянка»

Учить детей передавать интонационно радость от прихода весны, формировать образную речь

 Уметь рассказывать наизусть стихотворение.

Уметь чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.364

60

Придумывание рассказа «Фантастическая страна»

Развивать у детей творческое воображение, продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей.

Уметь придумывать рассказы, самостоятелен, не повторяет рассказов других. Пользуется разнообразными средствами выразительности.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.398

61

Заучивание стихотворения С.Есенина «Черемуха»

Учить детей передавать интонационно радость от прихода весны, формировать образную речь

 Уметь рассказывать наизусть стихотворение.

Уметь чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.402

62

ОС  «Почему это случилось?»

Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

Уметь дополнять предложение, передавая смысл

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016, стр. 95

63

Пересказ рассказа К. Ушинского «Утренние лучи»

Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные слова.

Уметь выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.409

64

ОС «Спор доброго и злого волшебника»

Учить образовывать слова разными способами мотивированного словообразования: префиксальный, суффиксальный.

Уметь находить хорошее в плохом

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 96

65-66

«Сосновый лес»

Помочь детям рассмотреть картину И.Шишкина «Сосновый лес»

Познакомить детей с описанием соснового леса в рассказе Ю.Дмитриева

Научить рисовать с натуры

Уметь строить грамматически правильные высказывания.

Уметь пересказывать текст, сохраняя его стиль.

Уметь передавать в рисунке своё настроение

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 98

67

Беседа по рассказу «Лгун» Л.Толстого

Учить составлять модель рассказа и пересказывать текст от лица литературного героя

Уметь анализировать текст: устанавливать связи между героями их поступками, понимать мотивы, чувства героев, передавать их в речи

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 100

68

Пересказ от лица литературного героя рассказа Н.Носова «Огурцы»

Помочь понять главную идею произведения: брать чужие вещи без спросу плохо-это воровство.

Развивать умение объективно оценивать пересказы своих товарищей, отмечать успех.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи: поступки одного человека всегда имеют последствия для другого

Уметь вставать на позицию героя, глубже понять его чувства

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 102

69

Режиссерская игра по рассказу В.Драгунского «Тайное становится явным»

Подвести к пониманию главной идеи произведения: обман всегда раскрывается, обман влечет за собой неприятные последствия и для себя и для других.

Воспитывать честность, ответственность.

Уметь работать над ролью с актерской и режиссерской позиций.

Уметь перестраивать текст от первого лица

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 104

70

Обучение детей составлению диафильма

Развивать умение детей анализировать текст, определяя его смысловые части

Воспитывать интерес к составлению диафильмов, желанию озвучивать их.

Уметь пересказывать текст, используя модель

О.Н. Сомкова ОО «РР», 2016

стр. 78

71

Мониторинг

72

Мониторинг



Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе,

ориентированное на решение задач образовательной области «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы

Задачи образовательной деятельности:

  1. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности)
  2. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
  3. Привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Тема

Содержание работы

Планируемые результаты

Источник

1

Мониторинг

2

Чтение сказки «Три поросенка»

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.

Развивать образность речи детей.

Уметь подбирать определения к героям.

Уметь по ролям воспроизводить диалоги героев.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.61

3

Чтение Р.Н.С. «У страха глаза велики»

Познакомить с шуточной сказкой.

Уметь подбирать определения к героям.

Уметь воспроизводить отрывок из текста.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.72

4

Чтение Р.Н.С. «Лисичка-сестричка и серый волк»

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.

Понимать характеры и поступки персонажей

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.93

5

Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик»

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею

Уметь подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.124

6

Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень»

Учить детей понимать эмоциональное восприятие произведения

Уметь передавать свои впечатления от прочитанного

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.132

7

Чтение рассказа Н.Носова «Огурцы»

Учить внимательно слушать рассказ, придумывать его окончание и концовку.

Уметь понимать юмор ситуации

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.150

8

Чтение норвежской сказки «Пирог»

Учить детей замечать выразительные средства.

Уметь находить сходство и различие в сюжетах, характерных для героев сказок «Пирог» и «Колобок»

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.158

9

Чтение 4-й главы книги А.Милн «Винни-пух»

Формировать навыки творческого рассказывания

Уметь подбирать и применять в самостоятельных высказываниях детей образные слова и выражения.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.168

10

Чтение Р.Н.С. «Крылатый, мохнатый да масляный»

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею

Уметь подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.178

11

Чтение татарской народной сказки «Три дочери»

Учить детей замечать выразительные средства.

Уметь находить сходство и различие в сюжетах, характерных для героев сказок «Три дочери» и рассказа В.Осеевой «Три сына»

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.197

12

Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка»

Учить детей чувствовать и понимать схожесть и различие в построении сюжетов

Уметь замечать выразительные средства, придумывать разные варианты окончания сказки

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.220

13

Чтение калмыцкой сказки «Плюх пришел»

Учить детей замечать выразительные средства.

Уметь находить сходство и различие в сюжетах, характерных для героев сказок «Плюх пришел» и ««У страха глаза велики»

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.237

14

Чтение нанайской сказки «Айога»

Воспитывать отрицательное отношение к лени

Уметь отличать жанровые особенности литературных произведений

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.250

15

Чтение рассказа Н.Носова «На горке»

Учить внимательно слушать рассказ, придумывать его окончание и концовку.

Уметь понимать юмор ситуации.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.260

16

Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведения

Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.270

17

Чтение Р.Н.С. «Хаврошечка»

Воспитывать отрицательное отношение к лени

Уметь отличать жанровые особенности литературных произведений

Т.М.Бондаренко, 2009

Стр.289

18

Мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Календарное тематическое планирование.Тематическая неделя "Сеничкин день"

Материал будет полезен для воспитателей детских садов....

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Календарно-тематический Календарно-тематическое планирование декабрь

Календарно-тематическое планирование на декабрь на первую неделю. Тема недели - "Здравствуй, зимушка - зима"...