Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа) по теме
Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_hudozhestvennaya_literatura.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план по тематическому модулю
«Речевое развитие»
«Художественная литература»
Номер недели | Тема недели | Тема непрерывной образовательной деятельности. | Непрерывная образовательная деятельность. | Основные направления работы | Обязательная часть содержания образования | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Фактическое выполнение | |
Образовательная деятельность в режимные моменты | Самостоятельная деятельность | |||||||
Сентябрь | ||||||||
2 | Детский сад | Чтение английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц. | Закрепить умение детей понимать эмоционально – образное содержание сказки, ее идею; развивать образность речи, упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц. | Рассматривание иллюстраций к английской сказке «Три поросенка», чтение сказки воспитателем, беседа по прочитанному произведению, пение песенки поросят | Чтение, обсуждение и пересказ главы второй «Как Незнайка был музыкантом» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Формировать умение детей оценивать поступки героев; развивать познавательный интерес, интерес к книгам. | А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада | Игра – инсценировка «Три поросенка» (подготовка шапок — масок, декораций, атрибутов) | |
4 | Птицы наши друзья | Рассказывание русской народной сказки «Хвосты» | Закрепить умение детей осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями, упражнять в подборе синонимов. | Чтение русской народной сказки «Хвосты», беседа по прочитанному произведению, рассматривание иллюстраций к сказке. Дидактическая игра «Чей хвост?» Динамическая пауза «Кто как передвигается» | Чтение, обсуждение и пересказ «Что за птица?». В. Сутеев. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; учить воспринимать образное содержание произведения. | Рассказывание детьми о своих любимых сказках. Хороводная игра «Гори, гори ясно…». | Знакомство с художником-иллюстратором Е. Чарушиным. Приобщать детей к искусству. | |
Октябрь | ||||||||
2 | Страна, в которой я живу «Мы разные, мы вместе». | Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик» | Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, закрепить умение осмысливать его идею, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки: осознавать и объяснять смысл пословиц; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения; формировать навыки творческого рассказывания, обогащать словарь детей новыми словами. | Чтение пословицы «Плохи друзья, коли до черного дня», осознание и объяснение смысла пословицы. Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик. Беседа по прочитанному произведению Загадывание описательных загадок Пальчиковая гимнастика | Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия…», разбор содержания пословиц «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» Упражнять в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст | Творческое рассказывание (составление рассказов детьми). Иллюстрирование придуманных сказок. | Изготовление книжек — самоделок для малышей. | |
4 | Страна, в которой я живу «Старикам везде у нас почет» | Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень» | Воспитывать у детей эмоциональное восприятие произведений живописи, закреплять умение передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями, активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов. | Беседа об осени: ранней, золотой, поздней с использованием иллюстраций, чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень», беседа по прочитанному произведению. | Рассказывание детьми стихотворения С. Когана «Листки». Дидактическая игра «Подбери признаки» Цель: активизация глагольного словаря. | Чтение детьми наизусть стихотворения И. Мазнина «Осень» | Рассматривание репродукции картины В. Серова «Октябрь». Слушание записи А. Вивальди «Времена года» | |
Ноябрь. | ||||||||
2 | День матери | Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. | Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм, закрепить умение осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение. | Беседа о малых фольклорных формах — пословицах. Рассказ воспитателя. Загадывание загадок. | Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме | Рассматривание иллюстраций Дидактическая игра «Подбери пословицу к иллюстрации» | Составление небольших рассказов по пословицам. Рисование рисунков к пословицам. | |
4 | Осенние Дни Рождения | Чтение норвежской народной сказки «Пирог» | Закрепить умение детей находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев похожих сказок («Пирог» и «Колобок»), побуждать замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | Рассказ воспитателя. Чтение норвежской народной сказки «Пирог» Беседа по прочитанному произведению. Сравнение норвежской народной сказки «Пирог» с русской народной сказкой «Колобок». | Чтение произведения В. Драгунского «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек. | Придумывание другого окончания к сказке «Пирог». Игра с ЛЭПБУКОМ «Кондитер» | Знакомство с художником-иллюстратором В. Конашевичем. Приобщать детей к искусству. | |
Декабрь. | ||||||||
2 | Начало зимы | Чтение главы из сказки А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Творческие задания. | Развивать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. | Чтение главы из книги А. Милна «Винни – Пух и все-все-все». Беседа по прочитанному произведению Чтение пословицы «Одинокое дерево ветер валит, а густому лесу и буран не страшен», осознание и объяснение смысла пословицы. | Чтение, обсуждение и пересказ отрывка сказки В. Бианки «Синичкин календарь». Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; подбирать по смыслу глаголы; прививать любовь к животным и заботу о них. | Пение песенки Винни - Пуха из произведения А. Милна «Винни – Пух и все-все-все» Составление детьми рассказов по пословице. | Просмотр мультфильма «Винни-Пух и все-все-все». | |
4 | К нам приходит Новый год | Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» | Закрепить умение детей понимать характеры и поступки героев ; замечать и понимать образные выражения; познакомить детей с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольешь); побуждать придумывать другое окончание сказки. | Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа по прочитанному произведению. Придумывание веселого конца к сказке. Пальчиковая гимнастика | Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения К. Чуковского «Елка» - продолжать формировать умение выразительно рассказывать стихотворения наизусть; формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками; развивать поэтический слух; закреплять знания детей о традициях празднования Нового Года. | Изготовление книжки-самоделки по сказке. Иллюстрирование сказки. | Изготовление настольного театра по русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый» | |
Январь. | ||||||||
2 | Рождественское чудо | Литературная викторина | Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; закрепить умение соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией. | Беседа о жанрах произведений. Дидактические игры: «Узнай сказку по отрывку», «Назови сказку по иллюстрации», «Закончи пословицу», «Постройся по порядку» (карточки с эпизодами сказки) | Чтение обрядовой песни «Коляда, коляда, а бывает коляда…»- познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. | Дидактические игры «Собери сказку», «Из какой сказки герой?» | Знакомство с художником-иллюстратором И. Билибиным . Приобщать детей к искусству. | |
4 | Зима без опасности | Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» | Закрепить умение детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; развивать умение замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | Чтение сказки, беседа по прочитанному произведению. Сопоставительный анализ сказки Д. Родари «Большая морковка» и русской народной сказки «Репка» Составление детьми своих вариантов окончания сказки. | Чтение стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает…». Беседа по содержанию стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть; закрепить умение детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы. | Рассматривание иллюстраций к сказке. Хороводная игра «Как на тоненький ледок..». | Иллюстрация к концу сказки Д. Родари «Большая морковка» Инсценировка понравившихся окончаний сказки. | |
Февраль | ||||||||
2 | Зима | Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. | Закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы), упражнять детей в стремлении понимать переносное значение образных выражений, развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи. | Рассказ воспитателя о малых фольклорных формах: потешках, песенках, загадках, чистоговорках, пословицах. Загадывание загадок. Проговаривание чистоговорок Чтение пословиц Составление рассказов по пословицам. | Заучивание наизусть стихотворения И. Винокурова «Снегопад». Формировать умение подбирать пословицы и поговорки к стихам о зиме. Дидактические игры: «Назови близкое по значению слово», «Закончи предложение» | Дидактическая игра «Составь пословицу и поговорку». Дидактическая игра «Найди ласковое словечко» | Изготовление ЛЭПБУКА «Пословицы и поговорки» | |
4 | Зимние Дни Рождения | Чтение калмыцкой сказки «Плюх пришел!». Сопоставление с русской народной сказкой «У страха глаза велики». | Воспитывать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, чувствовать сходство и различие в построении сюжетов, идеях, языке двух сказок. | Чтение произведения Мицкевич Адама «Друзьям» | Придумывание поздравлений с днем рождения. | |||
Март | ||||||||
2 | Скоро в школу | Чтение нанайской сказки «Айога». Анализ пословиц. | Развивать у детей умение понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; воспитывать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени. | Чтение пословиц и поговорок. Игровое упражнение «Изобрази ленивого человека (злого, доброго)» Чтение нанайской сказки «Айога», беседа по прочитанному произведению. Рассматривание иллюстраций Анализ пословиц: «Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень» | Чтение, обсуждение и пересказ татарской народной сказки «Три дочери» - учить понимать характеры персонажей; учить воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и я зыка сказки и рассказа | Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельнос-ти. Составление рассказов по пословице «Лениться да гулять – добра не видать»
| Выставка книг о труде, взаимопомощи.
| |
4 | Весна | Чтение рассказа Н.Носова «На горке» | Развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания, обогащать речь фразеологизмами; закрепить умение понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | Рассматривание картины «На горке». Беседа о зимних забавах детей. Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Беседа по прочитанному произведению Анализ пословиц: «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Дружно не грузно, а врозь хоть брось». Упражнение «Я начну, а вы закончите». | Чтение. Обсуждение и заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна». развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания; упражнять в составлении описательных рассказов по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениям, активизировать глаголы, синонимы. | Дидактическое упражнение «Скажи по-другому» Рассматривание картины И.Левитана «Март» | Викторина по произведениям Н.Носова «Фантазеры» | |
Апрель | ||||||||
2 | Тайна третьей планеты | Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа» | Развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, закрепить умение понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | Упражнение «Скажи по-другому». Дидактическая игра «Скажи наоборот». Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа». Беседа по прочитанному произведению. | Чтение, обсуждение и пересказ отрывка из книги В.П. Бороздина «Первый в космосе» - познакомить детей с биографической литературой; воспитывать у детей уважение к труду людей, связанных с космосом; сформировать у детей понятия « космическое пространство», «космос»; познакомить с биографией Ю.А. Гагарина | Составление рассказов детьми «Добрый поступок» | Досуг, посвященный Дню книги. «Книжные вечера» совместно с родителями | |
4 | «Дружат дети всей Земли». | Чтение сказки Д. Родари «Дудочник и автомобили» | Закрепить умение детей понимать характеры сказочных героев, ситуации; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях. | Чтение сказки Д. Родари «Дудочник и автомобили» без окончания. Беседа по прочитанному произведению. Придумывание окончаний к сказке. Чтение вариантов окончаний сказки Д. Родари. | Рассказы Л. Толстого «Лев и собачка» развивать у детей фонематический слух; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами | Рассматривание иллюстраций к сказке Д. Родари «Дудочник и автомобили», рисование иллюстраций к сказке | Выставка книг о дружбе. Беседы по содержанию книг | |
Май | ||||||||
2 | Идем в музей | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов. | Закрепить умение детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Беседа по прочитанному произведению Дидактическая игра «Закончи предложение». Словарная работа (журить, лихо, холсты). 5.Упражнение «Объясни смысл выражения» | Чтение и обсуждение стихотворений С. Маршака «Быль для детей» и С. Смирнова «Солдат». Заучивание стихотворения «Солдат» наизусть. Воспитывать патриотизм, уважение к защитникам Родины и чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне. | Дидактическая игра «Подбери пословицу к иллюстрации». | «Шкатулка сказок» - театрализованные игры по отрывкам из сказок А.С.Пушкина. | |
4 | Права детей в России | Литературная викторина «Наши любимые поэты». Чтение стихотворений А.Барто, С. Михалкова. | Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Барто и С. Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения, побуждать детей придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему. | Рассказ воспитателя о творчестве А. Барто. Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки» детьми. Инсценирование стихотворения «Как Вовка стал старшим братом». Беседа по произведению. Беседа о творчестве С. Михалкова. Чтение стихотворения С. Михалкова «Заяц-портной» | Чтение стихотворений о Родине. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к взрослым; познакомить с правами и обязанностями детей | Мастерская «Книжкина больница» Закрепить умение детей самостоятельно находить книги, нуждающиеся в ремонте, осуществлять необходимый ремонт. Воспитывать бережное отношение к книгам. | Тематическая выставка «Поэты – детям», портреты А. Барто, С. Михалкова. Творческое задание: придумать, как заяц шил штаны медвежонку и почему их нельзя было надеть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование ОО "Чтение художественной литературы" стар группа, для детей с ОНР
представленный материал по ОО "Чтение художественной литературы" для воспитателей ДОУ с детьми ОНР. можно использовать и в группах обычного вида. комплексно представленна работа по областям театрализ ...
календарно-тематическое планирование ОО "Чтение художественной литературы" сред гр дети с ОНР
комплексное планирование ОО. можно использовать в массовых группах....
Тематический план работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе
Тематический план помогает правильно дозировать познавательный материал. Темы в плане разработаны с опорой на произведения художественной литературы, предусмотренные программой " От рождения до ...
Тематический план работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в подготовительной группе
Тематический план помогает воспитателю правильно дозировать познавательный материал. Темы в плане подобраны с опорой на произведения художественной литературы, предусмотренные программой "От рождения ...
Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Обучение грамоте»
Данный материал поможет при планировании организованной образовательной деятельности по обучению грамоте....
Календарно - тематическое планирование. Образовательная область «Речевое развитие». «Художественная литература»
Данный перспективный тематический план создан на основе образовательной программы дошкольного образования.Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетичес...
Календарно-тематическое плаирование по чтению художественной литературы во 2 младшей группе по ФОП.
Представлена разработка КТП для 2 младшей группы по Чтению художественной литературы....