Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе с ТНР на тему: «Дифференциация звуков [З – З’]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи разработано в игровой форме. Дети на протяжении всего занятия выполняют задания, которые спрятаны в коробках, сложенных одна в другую по типу матрёшки. В самой последней коробочке детей ждёт сладкий сюрприз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков [З – З’]. Буква З.
Цель: Развитие умения различать согласные звуки [ З – З’] по их артикуляционным и акустическим признакам.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
1 Продолжать учить детей характеризовать звуки [З – З’] по артикуляционным и акустическим признакам;
2 Упражнять детей в умении производить звуковой анализ слога;
3 Закреплять умение согласовывать числительные с именами существительными;
4 Закреплять умение делить слова на слоги.
Коррекционно-развивающие:
1 Развивать фонематические процессы;
2 Упражнять в анализе предложений;
3 Развивать слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1 Воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих.
Оборудование:
5 коробок разного размера, письмо от Знайки, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, зеркала, предметные картинки для счёта, 2 сердцевины цветка (синяя и зелёная), лепестки цветов с наклеенными предметными картинками, в названии которых присутствуют звуки [З – З’]; маркер, угощение (зефир).
Ход занятия:
I Орг.момент
«Приветствие»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга, а также наших гостей.
- Всем, всем доброе утро! (садятся за столы)
II Основная часть
В группу заходит воспитатель с большой красивой коробкой
В: - Ребята, нам в группу принесли посылку от Знайки из цветочного города.
Л: - Спасибо! (Читает письмо) Здравствуйте, ребята! Я приготовил для вас сюрприз. Вы найдёте его в этой коробке. Но сначала, познакомьтесь с моими друзьями и выполните артикуляционную гимнастику.
1 Артикуляционная гимнастика
Л: - Подъезжают Винтик и Шпунтик
Ну, а впереди забор.
Стоп машина, все назад!
Наши зубки ровно в ряд. («Заборчик»)
- Знайка утром рано встал,
Чистить зубы побежал.
Вправо – влево, вправо – влево
Чистим зубки мы умело. ( «Почистим зубки»)
- Пончик с утра любит блины.
Давайте блинов напечём и мы. («Бинчик»)
- Незнайка с горки катается.
Кончик языка к нижним зубам опускается
А спинка сильно выгибается. («Горка»)
- На весёлые качели
Синеглазка утром села
Опустились вниз качели
А потом наверх – взлетели. («Качели»)
«Открыть посылку сможет тот, кто первые звуки в словах назовёт» . (картинки: заяц, зима) Проговаривание слов с выделением звука в начале слова.
- звуки [З – З’].
Л: - Значит, с какими звуками мы будем играть сегодня? (З-З’)
– Правильно, мы будем учиться различать на слух звуки [З и З’].
- Посмотрите, пожалуйста, в зеркало, когда мы произносим звук [З], что делают наши губы? Зубы? Язычок? (губы полураскрыты в улыбке, зубы видны и смыкаются, образуя небольшую щель, язычок упирается за нижние зубки, воздушная струя холодная)
- Что изменяется, когда мы произносим звук [З’]? (губы улыбаются ещё больше, зубы видны )
- Посылка открывается – игра начинается!
2 Л: Ребята, а в посылке ещё одна коробка. Знайка предлагает вам повторить цепочку слогов:
Игра «Слушай внимательно – говори старательно»
ЗА-ЗА-ЗО
ЗУ-ЗА-ЗО
ЗЫ-ЗЭ-ЗУ
ЗИ-ЗЯ- ЗЁ
ЗИ-ЗИ-ЗА
ЗЯ-ЗИ-ЗЮ
ЗА-ЗО-ЗУ
ЗО-ЗИ-ЗУ
ЗИ-ЗО-ЗА
ЗА-ЗИ-ЗА
Составьте, пожалуйста, звуковую схему слога ЗА
- Какой первый звук в этом слоге? [З]– согласный, твёрдый, звонкий. Почему? Как можно проверить? Каким цветом обозначается?
- Назовите второй звук – [А] – гласный. Почему? Каким цветом обозначаем?
- Теперь выложите, пожалуйста, схему слога ЗИ
-Назовите первый звук в слоге – [З’] – согласный, звонкий, мягкий
- Второй звук – [И] – гласный
-Замечательно, вы справились с заданием!
Физ.минутка ( на ковре)
Выполняется с картинками. Дети считают и проговаривают, сколько всего предметов.
Давайте хлопнем столько раз , сколько зонтиков у нас. (два зонта)
Теперь присядем столько раз, сколько зайчиков у нас. (пять зайцев)
Сколько видите замков, столько сделаем прыжков. (шесть замков)
- Молодцы!
3 - Открываем – третья коробочка! Здесь снова какая-то загадка.
Игра «Твёрдый – мягкий»
Синяя и зелёная сердцевины цветка, белые лепестки с наклеенными предметными картинками, в названии которых присутствуют звуки [З – З’]:
зонт, замок, заяц, коза, медуза, зебра, земляника, корзина, магазин, газета.
- Собрать лепестки – слова с твёрдым звуком [З] к синей сердцевине, с мягким звуком [З’]- к зелёной.
Дети выходят к доске и помещают картинки, объясняя свой выбор.
Игра «Прохлопай слово»
Определить (прохлопать) количество слогов в словах на лепестках получившихся цветов. Назовите самое короткое слово. (зонт)
4 – Наверное, это последняя коробка! (в коробке маркер для составления схемы предложения)
Игра «Составь предложение»
Л: Ребята, составьте, пожалуйста, предложение со словом заяц. Сколько слов в предложении? (Нарисовать схему предложения на доске) Назовите первое слово в этом предложении. Назовите последнее слово в предложении. Назовите самое маленькое слово в предложении.
5 Пятая коробочка самая маленькая и письмо. «Молодцы, вы выполнили все задания. За это вам награда – замечательный зефир!» Знайка.
III Итог занятия
Посмотрите, наши коробочки выстроились как матрёшки. Вспомните, какое задание Знайка предложил нам в первой коробке? Какие игры вам больше всегопонравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...
Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе с ТНР по теме "Дифференциация звуков Л и Ль"
Цели:Коррекционно-образовательные: - закрепить навыки четкого произношения звуков [л] - [л‘], в слогах, словах, фразах; - учить определять позицию звука в словах;Коррекционные-развив...
Открытая фронтальная ОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква [О]» (технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология)
Конспект занятия для группы компенсирующей направленности...
Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».
Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...
Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»
Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».
Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «:Дикие животные наших лесов».
конспект занятия по развитию речи старший возраст...