Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе с ТНР на тему: «Дифференциация звуков [З – З’]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Митрошина Иляна Григорьевна

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи разработано в игровой форме. Дети на протяжении всего занятия выполняют задания, которые спрятаны в коробках, сложенных одна в другую по типу матрёшки. В самой последней коробочке детей ждёт сладкий сюрприз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Дифференциация звуков [З – З’]. Буква З.

Цель: Развитие умения различать согласные звуки [ З – З’] по их артикуляционным и акустическим признакам.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

1 Продолжать учить детей характеризовать  звуки [З – З’] по артикуляционным и акустическим признакам;

2 Упражнять детей в умении производить звуковой анализ слога;

3 Закреплять умение  согласовывать числительные с именами существительными;

4 Закреплять умение делить слова на слоги.

Коррекционно-развивающие:

1 Развивать фонематические процессы;

2 Упражнять в анализе предложений;

3 Развивать слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

1 Воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих.

Оборудование:

5 коробок  разного размера, письмо от Знайки, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, зеркала, предметные картинки для счёта,       2 сердцевины цветка (синяя и зелёная), лепестки цветов с наклеенными  предметными картинками, в названии которых присутствуют звуки [З – З’]; маркер, угощение (зефир).

Ход занятия:

I Орг.момент

«Приветствие»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга, а также наших гостей.

- Всем, всем доброе утро!       (садятся за столы)

II Основная часть

 В группу заходит воспитатель с большой красивой коробкой

В: - Ребята, нам в группу принесли посылку от Знайки из цветочного города.

Л: - Спасибо! (Читает письмо) Здравствуйте, ребята! Я приготовил для вас сюрприз. Вы найдёте его в этой коробке. Но сначала, познакомьтесь с моими друзьями и выполните артикуляционную гимнастику.

1 Артикуляционная гимнастика 

Л: - Подъезжают Винтик и Шпунтик

 Ну, а впереди забор.

 Стоп машина, все назад!

 Наши зубки ровно в ряд.    («Заборчик»)

- Знайка утром рано встал,

  Чистить зубы побежал.

  Вправо – влево, вправо – влево

  Чистим зубки мы умело.  ( «Почистим зубки»)

 - Пончик с утра любит блины.

   Давайте блинов напечём и мы.  («Бинчик»)

 - Незнайка с горки катается.

   Кончик языка к нижним зубам опускается

   А спинка сильно выгибается.      («Горка»)

  - На весёлые качели

   Синеглазка утром села

   Опустились вниз качели

   А потом наверх – взлетели.   («Качели»)

 «Открыть посылку сможет тот, кто первые звуки в словах назовёт» . (картинки: заяц, зима) Проговаривание слов с выделением звука в начале слова.

- звуки [З – З’].

Л: - Значит, с  какими звуками мы будем играть сегодня? (З-З’)

 – Правильно, мы будем учиться различать на слух звуки [З и З’].

-  Посмотрите, пожалуйста, в зеркало, когда  мы произносим звук [З], что делают наши губы? Зубы? Язычок? (губы полураскрыты в улыбке, зубы видны и смыкаются, образуя небольшую щель, язычок упирается за нижние зубки, воздушная струя холодная)

- Что изменяется, когда мы произносим звук [З’]? (губы улыбаются ещё больше, зубы видны )

- Посылка открывается – игра начинается!

2 Л:  Ребята,  а в посылке ещё одна коробка. Знайка предлагает вам повторить цепочку слогов:

Игра «Слушай внимательно – говори старательно»

ЗА-ЗА-ЗО

ЗУ-ЗА-ЗО

ЗЫ-ЗЭ-ЗУ  

ЗИ-ЗЯ- ЗЁ                                                                                      

ЗИ-ЗИ-ЗА

ЗЯ-ЗИ-ЗЮ

ЗА-ЗО-ЗУ                                                

ЗО-ЗИ-ЗУ

ЗИ-ЗО-ЗА

ЗА-ЗИ-ЗА

Составьте, пожалуйста, звуковую схему слога ЗА

- Какой первый звук в этом слоге? [З]– согласный, твёрдый, звонкий. Почему? Как можно проверить? Каким цветом обозначается?

- Назовите второй звук – [А] – гласный. Почему? Каким цветом обозначаем?

- Теперь выложите, пожалуйста, схему слога ЗИ

-Назовите первый звук в слоге – [З’] – согласный, звонкий, мягкий

- Второй звук – [И] – гласный

-Замечательно, вы справились с заданием!

Физ.минутка ( на ковре)

Выполняется с картинками. Дети считают и проговаривают, сколько всего предметов.

Давайте хлопнем столько раз , сколько зонтиков у нас.  (два зонта)

Теперь присядем столько раз, сколько зайчиков у нас.   (пять зайцев)

Сколько видите замков, столько сделаем прыжков. (шесть замков)

-  Молодцы!

3 - Открываем – третья коробочка! Здесь снова какая-то загадка.

Игра «Твёрдый – мягкий»

Синяя и зелёная сердцевины  цветка, белые лепестки с наклеенными предметными  картинками, в названии которых присутствуют  звуки  [З – З’]:

зонт, замок,  заяц, коза, медуза, зебра, земляника, корзина, магазин, газета.

- Собрать лепестки – слова с твёрдым звуком [З] к  синей сердцевине, с мягким звуком [З’]- к зелёной.

Дети выходят к доске и помещают картинки, объясняя свой выбор.

Игра «Прохлопай слово»

Определить (прохлопать) количество слогов в словах на лепестках получившихся цветов. Назовите самое короткое слово. (зонт)

4 – Наверное, это последняя коробка!  (в коробке маркер для составления схемы предложения)

Игра «Составь предложение»

Л: Ребята, составьте, пожалуйста,  предложение со словом заяц.  Сколько слов в предложении? (Нарисовать схему предложения на доске) Назовите первое слово в этом предложении. Назовите последнее слово в предложении. Назовите самое маленькое слово в предложении.  

5 Пятая коробочка самая маленькая и письмо. «Молодцы, вы выполнили все задания.  За это вам награда – замечательный зефир!»  Знайка.

III Итог занятия

Посмотрите, наши коробочки выстроились как матрёшки. Вспомните, какое задание Знайка предложил нам в первой коробке?  Какие игры вам больше всегопонравились?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...

Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе с ТНР по теме "Дифференциация звуков Л и Ль"

Цели:Коррекционно-образовательные: - закрепить навыки четкого произношения звуков [л] - [л‘],  в слогах, словах, фразах;   - учить определять позицию звука в словах;Коррекционные-развив...

Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».

Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...

Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»

Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».

Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....