Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе с ТНР по теме "Дифференциация звуков Л и Ль"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Лактионова Ирина Владимировна

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить навыки четкого произношения звуков [л] - [л‘],  в слогах, словах, фразах;   

- учить определять позицию звука в словах;

Коррекционные-развивающие:

- развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ;

- формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку,

- развивать  моторику (артикуляционную, тонкую, общую).

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Произношение.  Тема: Звуки [Л] - [л‘].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить навыки четкого произношения звуков [л] - [л‘],  в слогах, словах, фразах;   учить определять позицию звука в словах;

Коррекционные-развивающие:

- развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ; - формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование: картинка Лунтика, картинки для звукоподражания; символы для анализа звуков синий и зелёный цветы на каждого ребёнка, дидактическая игра на определение звуков [л] и [л]; картинки на проведение пальчиковой гимнастики и физминутки; массажные мячи на каждого ребёнка; зеркала.

Ход ОД.

I. Организационный момент.

Логопед спрашивает каждого ребёнка, с какого звука начинается его имя.

 II. Артикуляция.

Логопед: - Посмотрите внимательно, кажется, кто-то пришёл к нам в гости. Кто это?

Дети: Это Лунтик.

- Итак, у нас в гостях Лунтик. Он прилетел к нам с Луны. На какой звук начинается его имя,  название планеты, с которой он прилетел?

Логопед: «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?»

Дети: О звуках л и ль. Чьи это песенки?

Логопед: Давайте покажем Лунтику, что мы умеем делать с нашим язычком.

1.Артикуляционная гимнастика: общая («Бегемотик», «Лягушка», «Улыбка» - чередуем); специальная («Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок»).

2.Артикуляция звука (язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, которые находятся за верхними зубками, рот приоткрыт).

3.Упражнение на развитие дыхания с проговариванием звука [ы] (ИКТ).

III. Характеристика звука.

1.Логопед: Лунтик прилетел с другой планеты, на которой говорят на другом языке Давайте поздороваемся с нашим гостем на особом языке. Повторяйте за мной.

Воспроизведение слоговых рядов:

ла—ло—лу—лы ал—ол—ул—ыл

Упражнение с массажным мячом: проговаривание слогов и ритмичное сжатие мяча.

- Ла – ла – ла – вот летит пчела.

2.Логопед: Сейчас я буду называть слова со звуками [л] - [л‘], а вы, если услышите звук л, поднимите синий звуковой сигнал, звук ль – зелёный звуковой сигнал.

- Лук, лиса, малина, гольфы, , пальто, игла, футболка, блузка,  лимон , шляпа.

3.Дидактическая игра «Угадай слово». Словарный материал:

Пи-пи-пи, ла-ла-ла — Получается... пила.

Иг-иг-иг, ла-ла-ла — Получается... игла.

Пе-пе-пе, нал-нал-нал— Получается... пенал.

Фут-фут-фут, бол-бол-бол — Получается... футбол.

Пальчиковая гимнастика.

- Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк и весёлый мотылёк.

Два жука и стрекоза – как фонарики глаза.

Полетали, пожужжали, от усталости упали.

4.Игра «Назови ласково».

Логопед: Лунтик инопланетянин ещё маленький и он любит, когда слова произносят ласково.

Белка — белочка, палка — палочка, полка — полочка.

 Галка — галочка, вилка — вилочка, скалка — скалочка.

 Булка — булочка, бутылка — бутылочка, точилка — точилочка.

VI.Физкультминутка. «Любим с Лунтиком играть».

 Любим с Лунтиком играть –

 Как кузнечики скакать, (скачет на двух ногах)

 И как пчелки полетать (машет руками)

 На цветочек тихо сели (сел на корточки)

 Мы вздохнули и уснули (руки под щеку)

V.Развитие фонематического слуха 

Определение звука [л] в словах. Игра «Собери Лёлика».

Логопед: Наш Лунтик пришёл, оказывается не один. Послушайте загадку и вы узнаете, кто это.

- Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок.

Правильно, это гусеничка. А зовут её – Лёлик. Скажите, на какой звук начинается имя Лёлик. Чья это песенка? (Колокольчик)

Только Лёлик почему-то весь рассыпался. Как вы думаете, что случилось с ним?

Давайте поможем его собрать. Необходимо найти картинки со звуками  л и л.

Логопед вызывает детей по одному.

Логопед: Лунтику очень понравилось гостить у нас, но ему пора собираться в дорогу.

Скажем ему: «Лунтик, до свидания! До новых встреч!»

VI. Подведение итога занятия.

- Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?

- Чьи это песенки?

- C кем мы сегодня познакомились?

 - Молодцы! Все хорошо занимались.

Отзыв родителей  воспитанников средней группы № 8 на образовательную деятельность  учителя-логопеда Лактионову И.В.

        20 апреля 2016 года мы посетили образовательную деятельность на тему: «Произношение. Звуки [л] и [л].» Ирина Владимировна создала особую атмосферу, при которой дети с удовольствием отвечали на все вопросы, отгадывали загадки, активно выполняли задания, предложенные логопедом. Ирина Владимировна создавала такие ситуации, при которых детям приходилось думать. Задания были интересные и доступные для каждого ребёнка. Хочется отметить, что при чтении стихов дети старались произносить слова чётко и выразительно. Все получили массу добрых и положительных впечатлений!

С уважением

Лактионова И.И.

Ивановская Ю.В.

Лаптинова И.Б.

Марченко Е.В.

Макаренко М.П.

Руднева

Закатова Н.П.

Белан И.В.

Бондаренко С.А.

Шабунина Т.С.

20.04.2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе

Непосредственно -  образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе«Дифференциация звуков Ж и Ш»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР «Звуки а, у, и, э, о, ы»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР«Звуки а, у, и, э, о, ы»...

Перспективное планирование образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе детского сада.

Материал содержит поквартальное планирование образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей гуппе детского сада....

Конспект образовательной деятельности. Формирование звуковой культуры речи. Звук «Ш». «Путешествие воздушного шарика».

Цель: создание условий для воспитания звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.Задачи:развивать артикуляционный аппарат;закреплять правильное произношение ...

Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ж и Ш»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки /Ш/ и /Ж/ и правильно их произносить. Задачи: Учить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки /Ж/, /Ш/;Учить...