открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Поможем Незнайке"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Цель:
· Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .
Задачи:
Образовательные:
· Закреплять знания детей о гласных звуках.
· Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
· Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
· Продолжать обучать определять количество слогов в слове.
· Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
Развивающие:
· Развивать речь, внимание, мышление.
· Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
· Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: « Помоги Незнайке»
Образовательная область: «Коммуникация»
Цель:
- Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о гласных звуках.
- Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
- Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
- Продолжать обучать определять количество слогов в слове.
- Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
- Музыкальное сопровождение.
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки, показ артикуляции, презентация)
- Игровой (Д/и «Найди пару», «Звуковая цепочка», «Выложи букву».
- Практический (упражнения).
- Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал:мультимедийное сопровождение, музыка- фонограмма песни «Алфавит», песенка«Незнайки», музыка для релаксации, знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, схемы предложений, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.
Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, фишки для звуко-буквенного анализа, шерстяные нитки для выкладывания букв, маленькие мячики(по колличеству детей)
Ход деятельности:
1.Организационный момент В шляпе с круглыми полями Конечно, это Незнайка. Как называется город, в котором он живёт? Какие ещё коротышки живут с Незнайкой? А какой Незнайка по характеру? Прежде, чем отправиться в цветочный город, мы с вами повторим правило речи: Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Верно, чётко говорим Никуда мы не спешим! Ну, тогда в путь, в Цветочный город.(закрывают глаза),звучит музыка 2.Мотивационная игра - Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку . - Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка ) - Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Незнайка. Посмотрим, что же Незнайка нес. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией) - Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук) - Что нам помогло узнать звуковичков? - Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово. - Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки? - Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды) - Каким цветом обозначаются гласные? (красным ) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках! - Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт) - Ребята, Незнайка оставил в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет) - Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны! - Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим) Теперь и Незнайка запомнит, чем отличаются звуки от букв. 3.Введение в тему занятия Слайд№3 - Ребята, посмотрите чей-то домик ,а чтобы узнать чей, давайте отгадаем загадку: Этот умный коротышка Игра «Найди пару» - Посмотрите, сколько разноцветных листьев . Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку. - А листики необычные, с картинками на обратной стороне. - Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово. - А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас. - Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо)) - Даша и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? ( Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание) - Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? ( названия картинок начинаются с разных звуков) - Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]? (звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
Молодцы! Вы рассказали Незнайке, что мы знаем о звуках, будем надеяться, что эти знания ему пригодятся. Слайд№4 Посмотрите, ребята, этот ужасный ветер по хозяйничал и во дворе Незнайкиной подружки Ромашки.Пока Незнайка будет помогать Ромашке убирать во дворе листья,мы поможем Незнайке справиться со следующим заданием. - Ветерок принёс нам ещё листочки.(на столах) - А как называется явление природы, когда листья опадают, летят,летят и кружатся? - Правильно! Это листопад. - Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы. (дети парами садятся за столы) - С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э], …[и],…[ы] . - На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей) - Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг. - Каким цветом? (Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове) - Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово? - Докажите! Что нужно сделать? - Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов? (дети хлопками определяют количество слогов в слове) - Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове? - Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов. -Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»? - Молодцы! Слайд№5 Вот, Незнайка привёл нас к речке. А кто помнит, как называется эта река? (Огурцовая) Правильно, потому что на берегах этой реки растут ароматные огурцы. Но как же нам через неё перебраться? (предложения детей) Я со гласна с вами, нам нужен МОСТ. Из чего его можно построить? (предложения детей) Из брёвен получится крепкий, прочный мост, но нам нужно их как-то соединить между собой, чтобы они не раскатились. Я предлагаю скрепить их цепью, которую мы сделаем из слов, которые вы придумаете. А начнём мы нашу звуковую цепочку со слова «МОСТ» Отличная крепкая цепь у нас с вами получилась, значит, и мост будет прочным. Можем смело по нему идти дальше. (Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения): Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы, На одной живут странице, а повсюду славятся. К вам они сейчас спешат,славные страницы Очень просят всех ребят с ними подружиться А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прикатили на еже, З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и все они друзья! Ребята ,а Знайка снова приготовил какое-то задание, давайте поможем Незнайке справится с ним. Садитесь за столы и поиграем сначала с мячиками. Игра с мячиком (для развития мелкой моторики) • «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати». Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву» - Ребята, переверните листья, какие они на ощупь? Предлагаю вам выложить любую гласную букву ,которую мы прикрепляли к звуковичкам на бархатистых листочках , из ниток шерстяных.
5. Итог занятия. - Какие звуки мы вспомнили?(гласные) - Какие это звуки? Почему?(а,о,у,и,э,ы) - С каким новым словом познакомились? - Чем звуки обозначаются на письме? - Чем звуки отличаются от букв? - Какие задания были интересными, и понравились вам больше? - Что вызвало трудности? |
Рефлексия.
- Ребята, в корзине у Незнайки лежат ещё смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите
радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть –
задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках педагогической практики для студентов МП...
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”
Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Открытое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: "Звуки Р и РЬ. Буква Р."...
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: « Полёт в космос»
Итоговое занятие по обучению грамотев подготовительной группе № 4.Тема: Путешествие в космос.Задачи:образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имен...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Помоги Незнайке»
Цель:• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .Задачи:Образовательные:• Закреплять знания детей о гласных звуках.• Закреплять умения детей определять наличие за...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»
Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:· закреплять понятия «звук», &la...