Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Открытое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: "Звуки Р и РЬ. Буква Р."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звуки Р и РЬ. Буква Р.

Цели:

- закрепить знания детей о звуках Р и РЬ, образ буквы Р;

- развивать навыки звуко-буквенного анализа;

- закрепить навык составления слов из слогов, чтения;

- вспомнить изученные правила правописания;

- развивать внимание, мыслительные операции анализа и синтеза.

Оборудование: листья кувшинок с предметными картинками, звуковые схемы слов, буквы, слоговые карточки, кроссворд, «указательный камень», избушка, игла, лук со стрелами.

Ход:

  1. Орг. момент.

Логопед: Начинается наша сказка,

                 Заплетается наша сказка.

               Ни про Конька Горбунка,

                 Ни про глупого щенка,

                 Ни про брата и сестрицу,

                 А про Ивана и Царицу.

Дети входят в зал, их встречает Иван Царевич.

Логопед:  Почему ты такой грустный?

Иван Царевич: Я Царевну погубил –

                            Шкуру я её спалил.

Логопед: У Бессмертного Кощея

                Ты ищи её скорее.

                Смерть Кощееву найди

                И Царевну вороти.

                Собирайся быстро в путь,

                А мы поможем как-нибудь.

Логопед обращается с просьбой о помощи к детям, предупреждает их о том, что на пути много препятствий придется преодолеть.

  1. Основная часть.

Логопед: Вот болото на пути.

                 Через него нам как пройти?

Дети рассматривают картинки на листах кувшинок и замечают, что в названии картинок встречаются звуки Р и РЬ. Вспоминают характеристику этих звуков и определяют, каким по счету стоит звук Р или РЬ в каждом слове.

Логопед: Мы сможем пройти через болото, если разложим листья кувшинок с картинками последовательно, согласно звуковым схемам слов (в схемах слов обозначены только первый и последний звуки).

 

(сухарь       тарелка       репа      игрушки  лабиринт   арбуз)

Логопед: Еще раз посмотрите на эти картинки и по их первым звукам сложите слово (получилось слово СТР[И]ЛА) – она подскажет, куда двигаться дальше.

Иван Царевич достает лук и запускает стрелу, попадает в избушку. Дети подходят к ней.

Иван Царевич:   Ну и ну! Опять загадки!

Буквы играют с нами в прятки.

Ни одна мне не видна –

Ваша помощь мне нужна.

Логопед просит детей помочь Ивану найти букву, замаскированную в узоре на избушке, которая обозначает звуки Р и РЬ.  Затем дети  находят остальные  буквы: С К Р С О О В Д Р.

Логопед:    Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но, когда с умом, толково

Их поставишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Из предложенных букв дети составляют слово КРОССВОРД.

Логопед: Кто мог составить для нас этот кроссворд? И чья эта избушка?

Дети читают зашифрованную надпись на избушке и узнают, что живет в ней Баба Яга.

                        

Ключ к разгадке:

                                        А   Б   Г   А

Логопед предлагает детям разгадать кроссворд «Волшебные сказочные предметы»  и сообщает, что им поможет буква Р. Она есть в каждом загаданном слове  и стоит на своем месте.

Кроссворд. 1. Скажешь нужные слова –

    Скатерть блюдами полна.   (самобранка)

          2. Надеваешь сапоги –

               И, попробуй, догони.  (скороходы)

 3. Здесь волшебное стекло –

              Правду говорит оно.  (зеркало)

  1. Физминутка.

Иван Царевич:  От заданий этих, ах!

У меня рябит в глазах!

Все вместе исполняют танец. Появляется Баба Яга.

Баба Яга:   Что вы бродите в лесу?

                 Ваши головы снесу!

Иван Царевич:  Ты бы лучше накормила, напоила,

                        А потом уж и спросила.

Баба Яга вывешивает на ковролине названия блюд, которыми собирается угостить детей:

СО  РИ  ВА  Я        ША  КА

ШЕ  ГРУ  ВЫЙ         ПОТ  КОМ

РЕ  ЖА  НЫ  Е       ХО  МУ  МО  РЫ

Дети догадываются, что слоги перепутались в словах,  переставляют их, читают правильные названия: (РИСОВАЯ  КАША, ГРУШЕВЫЙ  КОМПОТ, ЖАРЕНЫЕ  МУХОМОРЫ).

Логопед:  Что мы не будем есть и почему?

Иван Царевич и дети рассказывают Бабе Яге куда и зачем они идут. Она указывает им дорогу, которая приведет к указательному камню.

Логопед:    Вот мы с вами подкрепились,

                У нас силы появились

                Можем дальше мы идти…

                А вот и камень на пути.

Иван Царевич:  Чтенья нет трудней на свете –

Выручайте меня, дети!

Дети рассматривают надпись на камне, читают по предложению, находят ошибки в тексте, вспоминают изученные правила письма:

                        Прямо пойдёшь – жызнь потеряешь.

                        налево пойдёшь – в чаще пропадёшь_

                        Направо пойдёшь – смерть кощея найдёшь.

        

Дети идут направо и находят иглу, на конце которой – смерть Кощея. Иван Царевич ломает её.

Иван Царевич:  Смерть Кощееву нашли

                        И Царевну мы спасли.

  1. Итог.

Логопед:    Помогали в этом звуки.

                С ними не было нам скуки.

                Буква Р нам помогла

И от трудностей спасла.

Логопед обращается к Ивану:

                Ты к Царевне торопись,

                Вместе с нею воротись.

Попрощаться нам пора.

До свидания. Пока!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”

Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: « Полёт в космос»

Итоговое занятие по обучению грамотев подготовительной группе № 4.Тема: Путешествие в космос.Задачи:образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имен...

«Грамматическое царство». Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

«Грамматическое царство». Открытое занятие по обучению грамоте в             подготовительной группе.   Программное содержан...

Конспект итогового,открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе"В Королевстве звуков"

Выявить уровень развития у детей 6-ти лет оринтировки в звуковойсистеме нашего языка;закрепление знаний о звуках и буквах;закрепление умение находить место звука в слове;закрепление умение делить слов...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в сказочный лес».Цели:  1.Закрепить анализ и синтез слов, упражнять в составлении слов из отдельных слогов;2. Закрепить умение распознавать на слух твёрдые и мягкие звуки;3. Уп...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....