Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: « Полёт в космос»
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Кумушбаева Лилия Васильевна

Итоговое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе № 4.

Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательныепродолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

развивающиезакреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и  составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательныесоздать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами;  учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polt_v_kosmos_konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 35

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: « Полёт в космос»

Подготовила и провела

воспитатель: Кумушбаева Лилия Васильевна

Апрель, 2013 год

Итоговое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе № 4.

Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и  составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами;  учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.  

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

  1. Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д:  – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

III. Беседа о времени года.

В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель.

  1. Постановка учебной задачи.

В: – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?

Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.

В: –  Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета.

В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

  1. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

VI. Игра «Образуй прилагательные от существительных»

В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения)

В: – Прочитайте, что у вас получилось.

Д: – В добрый путь! 

В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)

VII. Деление слов на слоги.

В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.

Д: –Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога

    Д: –Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза.  Эти слова   состоят из двух слогов.

Д: – Курица, колобок, корова, лошадка . Эти слова состоят из трёх слогов. 

В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).

В: –  А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

     Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором): – Дыра.

VII. Звуковой анализ слов. 

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра)

В: – Сколько слогов в слове дыра?

Д: – В слове дыра два слога ды – ра.

В: – На какой слог падает ударение?

Д: – Ударение падает на второй слог.

В: – Дайте характеристику звуку [ д ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].

Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.

В: – Дайте характеристику звуку [ р ].

Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.  

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

VIII. Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками) 

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля –  (наклоны вперёд)

Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны) 

В: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором): – Комета.

IX. Составление схем предложений. 

В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих  словах, вы должны поймать звук (з) . Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт ( если в слове есть звук з дети хлопают руками)

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д: –  Звёзды.

X. Гимнастика для глаз

В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам (смотри приложение № 1).

В: – Подберите родственные слова к слову звезда.

Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

В: – Что  такое родственные слова?

Д: – Слова родные друг другу.

В: – Как понимаете слово звездопад?

Д: – Явление, когда падают звёзды.

В: – Какое это слово простое или сложное?

Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.  

В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).

XI. Игра «Составь слова из слогов».

В: – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова, а потом придумывают с этими словами предложения).

В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).

В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

Д: –  АЗБУКА.

В: –  Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором):  – Из полёта возвратились

 И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

В: – Вот мы и вернулись домой.  Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

В: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Д: – До свидания.

Список использованной литературы:

  1. Программа воспитания и  обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6-ое изд., исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2.  Варенцова Н.С.  Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.  
  3. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению : комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука  – Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение № 1.

Рисунок звезды для проведения гимнастики для глаз.

Дети рисуют звезду глазами по стрелкам, не поворачивая головы.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”

Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...

Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»

                                               Подготовила и провела...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Заколдованный ключик"

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bul...

Методическая разработка фронтального открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну знаний»

Обучение звуковому  анализу и синтезу слов; развитие графомоторных навыков и зрительного внимания....

Комплексное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Путешествие в космос»

Цель НОД: Закрепить у детей знания полученные ранее.Задачи:- образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Занятие разработанно для детей подготовительной группы направленное на закрепление умений определять местоположения звука в слове, упражнять в звуковом анализе слов, закрепление знаний о различии глас...