Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Помоги Незнайке»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Шпякина Юлия Валерьевна

Цель:

• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .

Задачи:

Образовательные:

• Закреплять знания детей о гласных звуках.

• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

• Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

• Продолжать обучать определять количество слогов в слове.

• Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Развивающие:

• Развивать речь, внимание, мышление.

• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

• Музыкальное сопровождение.

• Словесный (вопросы, объяснение) .

• Наглядный (картинки, показ артикуляции, презентация)

• Игровой (Д/и «Найди пару», «Звуковая цепочка», «Выложи букву».

• Практический (упражнения) .

• Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал:мультимедийное сопровождение, музыка- фонограмма песни «Алфавит», песенка «Незнайки», музыка для релаксации, знаки-символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, схемы предложений, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, фишки для звуко-буквенного анализа, шерстяные нитки для выкладывания букв, маленькие мячики (по колличеству детей)

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Помоги Незнайке»

Цель:

• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .

Задачи:

Образовательные:

• Закреплять знания детей о гласных звуках.

• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

• Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

• Продолжать обучать определять количество слогов в слове.

• Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Развивающие:

• Развивать речь, внимание, мышление.

• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

• Музыкальное сопровождение.

• Словесный (вопросы, объяснение) .

• Наглядный (картинки, показ артикуляции, презентация)

• Игровой (Д/и «Найди пару», «Звуковая цепочка», «Выложи букву».

• Практический (упражнения) .

• Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал:мультимедийное сопровождение, музыка- фонограмма песни «Алфавит», песенка «Незнайки», музыка для релаксации, знаки-символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, схемы предложений, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, фишки для звуко-буквенного анализа, шерстяные нитки для выкладывания букв, маленькие мячики (по колличеству детей)

Ход деятельности:

1. Организационный момент

- Ребята, а вы когда-нибудь хотели, читая книжку, оказаться внутри её? Не сидеть и слушать, а очутиться в самой сказке, подружиться с любимыми героями, помочь им преодолеть все невзгоды?

- Сегодня у вас есть такая возможность.

- Мы с вами отправимся в путешествие по знакомой сказке. А кто её главный герой, вы догадаетесь, отгадав мою загадку.

Слайд№1

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен

Занят разными делами,

Лишь учится ему лень.

Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его?

(Незнайка.)

- Конечно, это Незнайка. Как называется город, в котором он живёт? Какие ещё коротышки живут с Незнайкой? А какой Незнайка по характеру?

- Да, к сожалению, Незнайка иногда бывает груб, иногда не может подобрать нужные слова, чтобы пообщаться с друзьями, потому что ни в какую не хочет учиться.

Слайд№2

- Вот и сейчас коротышки обиделись на Незнайку и сказали, что не будут с ним общаться до тех пор, пока он не научится правильно разговаривать.

- Ребята, а мы сможем помочь Незнайке помириться с коротышками?

- Выполнив правильно все задания, которые приготовили коротышки, мы поможем Незнайке стать умнее, и помириться со своими друзьями. Вы готовы?

- Прежде, чем отправиться в цветочный город, мы с вами повторим правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

- Ну, тогда в путь, в Цветочный город. (закрывают глаза, звучит музыка

(в этот момент появляется корзинка)

2. Мотивационная игра

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку .

- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка)

- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Незнайка.

- Посмотрим, что же Незнайка нес. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

- Что нам помогло узнать звуковичков?

- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

- Ребята, Незнайка оставил в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

- Расставьте буквы к соответствующимзвуковичкам. Будьте внимательны!

- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

- Теперь и Незнайка запомнит, чем отличаются звуки от букв.

3. Введение в тему занятия

Слайд№3

- Ребята, посмотрите чей-то домик, а чтобы узнать чей, давайте отгадаем загадку:

Этот умный коротышка

Прочитал уже все книжки

Он и вправду много знает

Никого не обижает. (Знайка)

- Правильно ребята, этот малыш самый умный среди коротышек, и он предлагает нам поиграть с листочками

Игра «Найди пару»

- Посмотрите, сколько разноцветных листьев. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо)

- Даша и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

- Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

- Молодцы! Вы рассказали Незнайке, что мы знаем о звуках, будем надеяться, что эти знания ему пригодятся.

- Можем продолжить наше путешествие по Цветочному городу

Слайд№4

- Посмотрите, ребята, этот ужасный ветер по хозяйничал и во дворе Незнайкиной подружки Ромашки. Пока Незнайка будет помогать Ромашке убирать во дворе листья, мы поможем Незнайке справиться со следующим заданием.

Игра «Найди звук»

- Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

- А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

- Правильно! Это листопад.

- Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы. (дети парами садятся за столы)

- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э], … [и]… [ы] .

- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

- Каким цветом?

(Следить за осанкой детей.Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

- Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

- Докажите! Что нужно сделать?

- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

- Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

-Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

- Молодцы!

Слайд№5

- Вот, Незнайка привёл нас к речке. А кто помнит, как называется эта река? (Огурцовая) 

- Правильно, потому что на берегах этой реки растут ароматные огурцы. Но как же нам через неё перебраться? (предложения детей) 

- Я согласна с вами, нам нужен МОСТ. Из чего его можно построить? (предложения детей)

- Из брёвен получится крепкий, прочный мост, но нам нужно их как-то соединить между собой, чтобы они не раскатились. Я предлагаю скрепить их цепью, которую мы сделаем из слов, которые вы придумаете. А начнём мы нашу звуковую цепочку со слова «МОСТ»

(Игра «Звуковая цепочка»)

- Что общего в словах «мост» и «торт»? Звук [т]. Слово мост заканчивается этим звуком, а слово торт начинается.

- А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

- Отличная крепкая цепь у нас с вами получилась, значит, и мост будет прочным. Можем смело по нему идти дальше.

- Ребята, а Незнайка приглашает вас потанцевать.

Физминутка.

(Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения) :

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат, славные страницы

Очень просят всех ребят с ними подружиться

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прикатили на еже,

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно,

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха,

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и все они друзья!

- Ребята, а Знайка снова приготовил какое-то задание, давайте поможем Незнайке справится с ним.

- Садитесь за столы и поиграем сначала с мячиками.

Игра с мячиком (для развития мелкой моторики)

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».

• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.

• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.

• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.

• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.

• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.

• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

- Ребята, переверните листья, какие они на ощупь? Предлагаю вам выложить любую гласную букву, которую мы прикрепляли к звуковичкам на бархатистых листочках, из ниток шерстяных.

5. Итог занятия.

- Какие звуки мы вспомнили (гласные)

- Какие это звуки? Почему (а, о, у, и, э, ы)

- С каким новым словом познакомились?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?

Рефлексия.

- Ребята, в корзине у Незнайки лежат ещё смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите

радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть –

задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в сказочный лес».Цели:  1.Закрепить анализ и синтез слов, упражнять в составлении слов из отдельных слогов;2. Закрепить умение распознавать на слух твёрдые и мягкие звуки;3. Уп...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»

Конспект открытого занятия по обучениюграмоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»...

открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Поможем Незнайке"

Цель:·         Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .Задачи:Образовательные:·...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.Программное содержание:Познакомить с буквой Л, соответствующей правильно произносимому твердому согласному звуку Л;Создавать условия ...

Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»

                                               Подготовила и провела...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....