Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цыганок Екатерина Васильевна

Тема «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».

Цель:

  • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж;
  • Развивать слуховое внимание и память;
  • Привлекать внимание детей к родственным  словам;
  • Анализ  и  синтез  слогов  и  слов  со  звуками  С-Ш-З-Ж;
  • упражнять в полных ответах  на  вопросы  при  заучивании  рассказа;

Оборудование: предметные  картинки со звуками С-Ш-З-Ж, касса  букв  и  слогов,  картинка  и  текст  «Тузик  и  Жулька».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sshzzh_1.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».

Цель:

  • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж;
  • Развивать слуховое внимание и память;
  • Привлекать внимание детей к родственным  словам;
  • Анализ  и  синтез  слогов  и  слов  со  звуками  С-Ш-З-Ж;
  • упражнять в полных ответах  на  вопросы  при  заучивании  рассказа;

Оборудование: предметные  картинки со звуками С-Ш-З-Ж, касса  букв  и  слогов,  картинка  и  текст  «Тузик  и  Жулька».

        Ход  занятия.

  1. Оргмомент.

Пройдите через  дорожку,  на  каждой  кочке  называйте  слово  со  звуками  С-Ш-З-Ж.  Слова  должны  быть  разные.

  1. Сегодня  мы  ещё  раз  повторим  звуки С-Ш-З-Ж:
  • Какие  это  звуки? (согласные)
  • Какие  звуки  всегда  твердые?
  • Назовите  мягкие  пары  звуков С, З.
  • Что  общего  между  звуками  С – Ш,  З – Ж. (глухие, звонкие).
  1. Игра  «Повтори,  не  ошибись!».

Повторить  слово,  найти  изучаемые  звуки,  определить  их  место  в  слове:

ЗАНАВЕСКА,  СТРЕКОЗА,  СТОРОЖА,  ЖЕЛЕЗО,  ИЗЖАРИТЬ,  ШЕСТЬ,  САПОЖНИК,  ЖИЗНЬ,  ЗАЛЕЖИ,  ПУШИСТЫЙ.

Повторить  предложения,  указать  слова  с  изучаемыми  звуками:

Коза ест  свежее  сено.

Кошка  и  собака – домашние  животные.

Ужи  и  ежи  зимой  спят.

Медвежонок  залез  на  сосну.

Пальто  можно  сшить  из  кожи.

Из – за леса  показалась  машина.

  1. Игра  «Кто  самый  внимательный?».

На  доске  картинки. Дети  их  запоминают,  убираю,  дети  их  называют:

ЖАБА                        МАШИНА                 ДЕДУШКА

ШУБА                       НОЖИ                        СОБАКА

САМОЛЕТ               ПОЯС                         ХУДОЖНИК

ЕЖЕВИКА               ПУШКА                     ШИНА

МАСКА                    СВИСТОК                АВТОБУС

ЗОНТ                        ЗМЕЯ                          ЯЗЫК

  1. Повторить   слова  о  буквах  «С – Ш – З – Ж»:

Спит  спокойно  старый  слон

Стоя  спать  умеет  он.

Звезды  видели  мы  днем

За  рекою  над  Кремлем.

Жук  упал  и  встать  не  может,

Ждет  он,  кто  ему  поможет.

Шел  малыш-малышок,  нашел  шелка  мешок

Сшил  из  шелка  штаны

Сто  шагов  ширины.

  1. Анализ  предложения:

«Мышка  в  сапожках  избушку  метет».

  • Сколько  слов  в предложении?
  • Выложить  из  букв  слова: мышка,  сапожки,  избушка.
  • Какие  звуки  и  буквы  есть  в  словах?
  1. Физминутка.

Вот  мотор  включился                         Вращение руками перед собой.

Пропеллер  закрутился.

Ж – Ж – Ж – Ж.

К  облакам  поднялись                          Поочередное поднимание  колен.

И  шасси  убрались.

Вот  лес – мы  тут                                    Покачивание  руками.

Приготовим  парашют.

Толчок,  прыжок                                     Прыжки  вверх.

Летим  дружок.

Парашюты  все  раскрылись                Приседания.

Дети  мягко  приземлились.

  1. Предлагаю детям послушать  текст  «В лесу»:

Миша  и  Женя  пошли  в  лес  за  ягодами.  На  лесной  опушке  они  увидели  лесника.  Лесник  пошел  с  детьми  в  молодой  лесок  и  показал,  где  много  спелой  лесной  земляники.

Предложу  послушать  еще  раз  и  выделить  из  рассказа  слова,  сходные  со  словом  «лес»:  лесник – лесной – лесок.

Это  родственные  слова.

А  теперь  ответьте  на  вопросы  так,  чтобы  в  ответе  было  слово  «лес»  или  сходные  с  ним  слова:

  • Куда  пошли  Миша  и  Женя?
  • Где  дети  увидели  лесника?
  • Куда  пошел  лесник  с  детьми?
  • Что  лесник  показал  детям?

После  каждого  ответа буду  спрашивать,  какое  слово  похоже  на  слово  «лес»  и  что  оно  обозначает.

Затем  предложу  вспомнить  сходные  слова  со  словами:

земля – земляника – земляной – земелька

снег – снежок – снежный – снеговой – снежинка

школа – школьник – школьный – школьница – школьники.

  1. Недавно  я  вам  читала  рассказ  «Тузик».  Вам  нужно  его  пересказать,  но  так,  чтобы  разговор  шел  и  о  Тузике  и  о  Жульке:

В  нашем  доме  живут  собаки  Тузик  и  Жулька. Тузик  похож  на  медвежонка – большой,  лохматый. Жулька – поменьше. Все  дети  из  нашего  дома  любят  Тузика  и  Жульку. Зимой  собаки  катают  детей  на  санках. Однажды,  когда  собаки  везли  Костю  и  Зину,  из – за  дома  выбежали  две  кошки. Заметив  кошек,  собаки  понеслись  за  ними. Санки  упали. Дети  свалились  в  мягкий, пушистый  снег. Они  лежат  и  смеются. А кошки  убежали.

Вопросы:

  • Кто  живет  в  нашем  доме?
  • На  кого  похож  Тузик?
  • Какая  Жулька?
  • Кто  любит  Тузика  и  Жульку?
  • Что  делают  собаки  зимой?
  • Что  случилось  однажды?

Послушайте  рассказ  еще  раз.  Пересказ  рассказа  детьми.

  1.   Итог  занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"

Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»

Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звук...

Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков С-Ш.

уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях;разви...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [С]-[Ш]".

Дифференциация звуков  [С]-[Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия.Дифференциация звуков Б и Бь.

Конспект занятия для развития фонематического слуха у детей, умение определять место звука в слове, умение дифференцировать твердые и мягкие звуки. На данном занятии звуки б и бь....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа)

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа) подготовлен в целях развития фонематического слуха....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков С, Сь, З, Зь"

laquo;Дифференциация звуков С – З». Цель:Закрепить  навыки  четкого  произношения  и  различения  звуков   С,  Сь,  З,  Зь...