Конспект подгруппового логопедического занятия: "Звуки С,С* Буква С".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
На данном занятии учитель-логопед учит детей дифференцировать на слух звуки "С", "С*", подбирать картинки на данные звуки, определять местоположение данных звуков в слове. Дети на занятии проводят звукослоговой анализ и синтез слов. Проводится работа по формированию лексико - грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №3 «КАПЕЛЬКА» Г. ВОЛЬСК
КОНСПЕКТ
ФРОНТАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ТЕМА: «ЗВУКИ «С» , «С*» . БУКВА «С»
УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД : НИКОЛАЕВА Н.В.
2013г
Тема: ЗВУКИ (С), (С*) , Буква «С»
Цель:
1. Вырабатывать практический навык дифференциации звуков (с), (с*) на слух и в произношении , отбирать картинки с заданными звуками.
2. Развивать фонематический слух, умение определять местоположение звуков (с), (с*) в слове, продолжить работу по звуковому анализу и синтезу слов.
3. Расширять и обогащать словарь детей . Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные , слова с ласкательным оттенком.
4. Совершенствовать навыки составления предложения с предлогом, с опорой на две предметные картинки.
5. Развивать речевой слух , внимание, память, динамический праксис рук.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкальная, двигательная.
Формы организации детей: подгрупповая.
Оборудование: Предметные картинки , звуковички , символы звуков , раздаточный материал на каждого ребенка для игры: «Найди звук в слове» , фланелеграф , игрушка Незнайка , фишки, индивидуальный и демонстрационный материал для звукового анализа; «кассы» , карточки для игры «Чья голова? Чей хвост?»,
картинки: санки, солнышко, месяц.
Предварительная работа: Чтение рассказов про животных наших лесов (автор-Шорыгина), составление рассказов-описаний по лексическим темам, составление рассказов по картинкам сюжетным, по серии предметных картинок, составление рассказов по серии сюжетных картинок, составление рассказов с элементами творчества.
Ход НОД:
1.Организационный момент:
Ребята , сегодня на занятие к нам пришел гость. Посмотрите ,кто это? (показываю куклу).
- Правильно , это Незнайка.
- А вы как думаете , почему он пришел к нам?( он хочет у нас поучиться , чтобы тоже пойти в школу). (Ставлю на стол игрушку Незнайку).
Сегодня на занятии мы будем находить звуки в словах, отбирать картиночки на эти звуки, а на какие звуки, вы мне сами подскажите.......Поиграем в игры: «Дружные звуки», «Чья голова ? Чей хвост?», будем придумывать предложения с маленькими словами — помощниками.
А сейчас проведем Блиц-опрос. Проходите к своим стульчикам.
Блиц-опрос.
1. Какая птица не вьет гнезда?
2. Что такое «звук»?
3. Назовите овощи, какие вы знаете?
4. Что такое «буква»?
5. Как называется детеныш тюленя?
6. На какие две большие группы делятся звуки?
7. Каким образом стрекочет кузнечик?
8. Что такое «слог»?
9. Назовите фрукты ,какие вы знаете?
10. Чем отличается заяц от кролика?
11. Что такое предложение?
Молодцы дети, отвечали быстро и правильно. Садитесь.
2.Основная часть.
1. Сейчас мы с вами поиграем и я попробую вас перехитрить, я приготовила для вас картинки, посмотрите на них внимательно. Проговорите шепотом название картинок. Вспомните, пожалуйста, над какими звуками мы будем сегодня работать? - (Ответы детей).
Правильно , сегодня мы будем говорить о звуках (с), (с*).
- А какие это звуки? - (согласные, свистящие, глухие).
Посмотрите внимательно, на картинки, все ли они подходят к нашей теме ? - (Не все). Почему?- Нужно убрать на стол те картинки, в названии которых нет звуков (с), (с*). (Дети убирают «лишние» картинки).
Молодцы, дети. Вы были очень внимательными.
2. Ребята, вы хотите поиграть в интересную игру? Разделимся на две команды. В 1-ю команду войдут дети, которые сидят в 1 ряду , а во 2-ю команду дети со второго ряда. Незнайка приготовил для игры эмблемы — «солнышко» и «месяц» (вывешиваю эмблемы).
Слушаем внимательно правило игры:
Нужно разделить все картинки на две группы. И помогут нам в этом звуковички. В слове «Солнышко» какой звук (с) мы слышим — твердый или мягкий? (с). Кружочком какого цвета мы обозначаем согласные твердые звуки? (синего цвета). Значит Звуковичок будет в синем костюме. А в слове - месяц) (с*) . Значит, поставим Звуковичок в зеленом костюме.
(Дети выполняют задание ) . Команда «солнышко» выбирают картинки со звуком (с), а команда «месяц» со звуком (с*).
«Солнышко» «Месяц»
Самовар Лось
Сахар Гусь
Капуста Письмо
Сыр.... Карась.....
Лиса
Молодцы ребята . Справились с заданием. Были все очень внимательными.
3. Выставляю на фланелеграф символы звуков (кружочки — синий, красный, синий)
Поиграем в игру «Дружные звуки».
Побежали дружно звуки
и друг другу дали руки .
Встали рядышком они,
чтобы их мы все прочли.
Задание: Нужно придумать и назвать слова , которые можно прочитать по этой схеме, чтобы первый звук был (с).
(дети подбирают и называют слова : СОН , СУП, СОМ, СУК, СЫН, СОК). Молодцы! Много слов придумали и назвали. Незнайке вы очень понравились.
4. Скажите мне, пожалуйста, где может слышаться звук в слове?
Правильно , в начале слова , в середине слова , в конце слова. Незнайка предлагает вам поиграть в игру «Найди звук в слове» Поможем Незнайке?
А какой звук мы будем искать? - Правильно , звук (с). На краю столов у вас лежат карточки. Переверните их. Прочитайте сначала первую картинку, определите , где стоит звук (с) в слове, после этого поставьте фишку в нужный квадрат. Затем определите место звука (с) в других картинках. Работаем самостоятельно, будьте внимательными. Кто закончит , сядьте красиво. Спрашиваю 2-3 детей.
5. Ребята , хотите отдохнуть. Приготовьте свои кулачки. Упражнение «Кулачки-ладошки». Дети сжимают ладошки в кулачки , а затем раскрывают кулачки ладонями вверх и проговаривают слова «кулачки-ладошки» . А сейчас закройте глаза. Дети выполняют это же упражнение с закрытыми глазами.
6. Послушайте загадку:
Все лето стояли,
Зимы ожидали
Дождались поры-
Помчались с горы.
Что это? - Правильно, Санки. Ребята, Незнайка хотел уехать домой на санках, а санки сломались. Слово рассыпалось и буквы «заблудились» (разбрасываю буквы на фланелеграфе). Помогите Незнайке , пожалуйста. Нужно починить санки, составить из букв слово «санки». А чтобы его составить, нужно посчитать, сколько слогов в слове, сколько звуков?
Давайте с вами подумаем, как мы обозначаем слово?
-Правильно, ставим зеленую полосочку . Найдите у себя на подносах зеленый прямоугольник. Положили его на стол?- Что он обозначает? (слово). Сколько слогов в слове санки? (два слога).
А как думает Ира?, Саша?, Аня? Правильно , ребята — два слога. Как мы их обозначим на схеме? (поставим два желтых прямоугольника). Почему , Андрей , ты поставил два желтых прямоугольника? (потому что два слога). Назовите первый слог — САН. Назовите второй слог — КИ. Повторите первый слог. (Алеша, Ирина, Аня). Сколько звуков в слоге САН (3).
Какой первый звук? - (с) — какой он? - (согласный, твердый , глухой, свистящий). Какого цвета кружочком обозначим звук (с) -? - правильно, синим кружочком.
Назовите второй звук в слоге САН — (А) — гласный.
Кружочек какого цвета поставим (красного). Почему красного? - потому что (а) — гласный .
Назовите третий звук в слоге - САН — (н) — какой это звук?(согласный, твёрдый, звонкий ). Какого цвета кружочек поставил? (синего) — правильно.
Вспомните и назовите 2 слог в слове санки — КИ. Назовите первый звук в слоге — КИ (к*) какой он? (согласный , мягкий, глухой) , Кружочком какого цвета обозначим (к*) - зеленого. Правильно. Поставьте все кружочки. Назовите второй звук в слоге — КИ-(и). какой это звук? - гласный. Какого цвета кружочек поставим? - красного. Почему? Молодцы ребята.
А сейчас откройте «кассы» найдите буквы и составьте слово «САНКИ». (Дети работают самостоятельно). Вызываю одного ребенка к доске для выполнения данного задания на фланелеграфе. Посмотрите , у всех также получилось , как у Наташи? Какое слово получилось? Прочитаем все вместе. Молодцы , справились с заданием.
Уберите материал на край стола.
Ну вот, Незнайка, тебе ребята починили санки. (Выставляю на фланелеграф картинку санки). Ребята, Незнайка очень рад и говорит вам — спасибо!
Хотите поиграть?
7. Встаньте все в круг.
Попрыгали на двух ногах,
Попрыгали на одной ноге,
Покружились.
Логопед :Мы немного порезвились,
По местам все разместились .
Ты загадку отгадай
Кто позвал тебя , узнай!
Незнайка приготовил для вас, ребята, игру: «Кто позвал тебя , узнай!»
Дети считалкой выбирают ведущего. Этот ребенок отворачивается от детей.
Все дети проговаривают слова :
Дятел клювом дуб долбит
На весь лес он стучит . (Любой ребёнок, меняет голос (ТУК-ТУК-ТУК).
Кто тебя позвал? Узнай !
Сидит кукушка на суку и кричит: «КУ-КУ, Ку-КУ»
Кто тебя позвал ? Узнай!
Петушок с утра не спит,
Громко — громко он кричит: ку-ка-ре-ку!
Кто тебя позвал ? Узнай!
Вот лягушка по дорожке скачет , вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала: КВА-КВА-КВА.
Кто тебя позвал? Узнай!
На лужайке зернышки клюет, своих деток зовет : КО-КО-КО?
Кто тебя позвал? Узнай!
8. А теперь у нас будет другая интересная игра . Будем играть с предложениями, находить маленькие слова в них. Нужно придумать предложение с нарисованными предметами, чтобы в этом предложении было маленькое слово — помощник.
Чем они помогают ? ( связывают , соединяют слова в предложении). А как их можно назвать по — другому?- (предлоги). Какие вы знаете маленькие слова — предлоги? (В,НА. ПОД,НАД,ОКОЛО, К,С).
Посмотрите внимательно на картинку . Это Незнайка нам нарисовал картинки, а составить предложение не смог.
Давайте ему поможем.(Дети составляют предложения, выделяют в них предлоги).
Оса села на мак.
Оса летает около мака.
Оса сидит под маком.
Оса летает над маком.
Молодцы ребята , интересные придумали предложения.
9. А сейчас друг на друга посмотрите , ласково назовите.
Дети называют друг друга ласково по имени.
Молодцы ребята.
10. Незнайка нарисовал нам животных. Правильно ли нарисовал нам Незнайка — художник?
Кто это? - Медведь. А уши чьи ? - Лисьи.
Кто это ?- Лиса- а уши чьи ? - Заячьи
Кто это ?- Белка- а уши чьи ? - Медвежьи
Кто это ?- Заяц - а уши чьи ? - Беличьи
Каких животных нарисовал Незнайка- художник? (диких). А почему они называются дикими? (Потому что они живут в лесу). А какие еще есть животные ? (домашние)почему их так называют?- потому что они живут рядом с человеком.
11. Незнайка принёс нам карточки, на которых нарисованы животные. Он хочет поиграть с нами в игру: «Чья голова? Чей хвост?».
(Работа с индивидуальными карточками).
Молодцы, ребята . Вы сегодня очень понравились Незнайке , он многому у вас научился.
3. Итог занятия:
Дети , чем мы сегодня занимались на занятии ?
(ответы детей)
Молодцы! Вы сегодня на занятии были все очень внимательными, давали правильные ответы и очень понравились Незнайке .
Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".
Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....
Конспект подгруппового логопедического занятия "Звук А"
Конспект подгруппвого логопедичского занятия на котором дети знакомятся со звуком А, дают ему характеристику по акустическому и артикуляционному сходству, учаться изменять силу голоса при п...
Конспект подгруппового логопедического занятия. «Звуки Л и ЛЬ – мы различаем»
Дифференциация звуков Л и ЛЬ в словах ( звуки в разных позициях); совершенствование навыка деления слов на слоги; закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких согласных; развитие памяти, мышлен...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук Р для Миши-медвежонка"
Конспект подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению...
Конспект подгруппового логопедического занятия "Звук и буква Л"
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе комбинированного вида...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия "Звуки М, Мь. Буква М" для детей старшей комбинированной группы
Цель: знакомство со звуками М, Мь, буквой М....
Подгрупповое логопедическое занятие "Звук и буква "О"
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе "Звук и буква"О""...