КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ по формированию лексико-грамматических категорий с элементами связной речи (обучение грамоте) по теме «На птичьем дворе» дети с ОВЗ 4 г.о.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Cистематизировать знания о домашних птицах и закреплять предлоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_master_klassa.docx | 40.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №81
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ
по формированию лексико-грамматических категорий с элементами связной речи (обучение грамоте)
по теме «На птичьем дворе»
дети с ОВЗ 4 г.о.
Составила учитель – логопед:
Шабанова Вера Владимировна
Ангарск
Коррекционно – образовательная цель: систематизировать знания о домашних птицах.
Коррекционно – развивающая цель: развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать мышление и речь (расширение и активизация словарного запаса - птичница, курятник, птичий двор; совершенствование грамматического строя речи – учить в образовании слов с увеличительно - ласкательным суффиксом – ще; закрепить предлоги: В, НА, ЗА, ПОД; упражнять в назывании детёнышей птиц во множественном числе, родительного падежа; упражнять в назывании членов семьи каждой домашней птицы, упражнять в составлении предложений – из трёх слов; упражнять в образовании слов –действий от звукоподражаний; упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных), развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательная цель: воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей, сосредоточенно выполнять задания, совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: образ птичницы (педагог), макет «птичьего двора», картинки на подставке домашних птиц и их детёнышей, диск с записью танца утят, запись голоса домашних птиц, проектор, презентация, мяч, наклейки домашних птиц..
Ход мероприятия:
Организационный момент: Дети с воспитателем входят в музыкальный зал и их встречает птичница тётя Маша, здоровается и приглашает в гости на птичий двор. Дети с воспитателем выполняют речевую разминку- приветствие «Доброе утро».
Воспитатель: Здравствуёте, тётя Маша, мы очень хотим попасть на птичий двор. Спрашивает у детей: А кто же живёт у тёти Маши во дворе? (дети называют домашних птиц)
2. Активизация и расширение словаря
а) Отгадывание загадок. Слайд 1.
– Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
- Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
- Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
- Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)
Дети отгадывают загадки. На проекторе появляются картинки — гусь, курица, петух, индюк, утка.
Воспитатель: Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это?
Дети: Это птицы.
Воспитатель: Почему вы решили, что это птицы?
Дети: Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги.
Птичница: Молодцы, всё верно сказали. Я работаю на птичьем дворе, птичницей, у меня много разных птиц, Идём – те покажу, ой пока мы с вами разговаривали они куда – то пропали.
Воспитатель: Ребята, давайте найдём птиц?
Дети: Да.
Воспитатель: А где же живут птицы, у тёти Маши?
Дети: В курятнике и во дворе. (если дети затрудняются назвать это слово, педагог помогает)
(дети по мере нахождения птицы, называют птицу и проговаривают предлог)
Дети (по очереди достают птиц и акцентируют предлог): Курица на крыше. Цыплята в гнезде. Петух на заборе. Индюк за деревом. Утка под крыльцом. Гусь за домом.
Птичница: Вот спасибо, всех моих птичек нашли и на птичий двор привели. Смотрите, а детки не у всех. Давайте мы их позовём, говорите вместе со мной: утя – утя – утя, кого мы так позвали? (дети вместе с педагогом проговаривают слоговые цепочки и называют детёнышей домашних птиц)
Дети: Утят.
Птичница и дети: Цып – цып- цып.
Дети: Цыплят.
Птичница и дети: Бл –бл - бл
Дети: Индюшат.
Птичница: Ну вот, теперь все на месте.
Дети: Да.
Птичница: А давайте посмотрим, какие же семьи птиц у меня в курятнике живут, помогайте и называйте.
(показ слайдов членов домашних птиц). Курица- петух- цыплята
Дети: Индюк – индюшка- индюшата. Гусь – гусыня- гусята. Селезень – утка – утята.
Птичница: А где же они все живут?
Дети: В курятнике.
Птичница: Пока мы всех называли, они успели проголодаться, пора кормить, слышите, как кричат? (включить аудиозапись с птичьими голосами). Чем мы их будем кормить? А чем поить?
Дети: Насыпим зерна. Нальём воды. Накрошим хлеба. Накормим яичным желтком. (выставить на блюдах разные кушанья для птиц)
Птичница: Ребята, а посмотрите у меня есть подсказки (схемы предложений). Они нам пригодятся, когда мы будем рассказывать чем же питаются мои птицы, сколько слов должно быть в вашем предложении?
Дети: Три.
Птичница: Правильно. Теперь Артём посмотри на картинку и скажи: Что делает петушок? (дети по очереди придумывают предложения)
Дети: Петушок клюёт зерно. Утка пьёт водичку. Утята клюют крошки.
Птичница: Сколько у Артёма было слов в предложении?
Дети: Три.
Птичница: Какое первое слово?
Дети: Петушок
Птичница: Какое второе слово?
Дети: Клюёт
Птичница: Какое третье слово?
Дети: Зерно.
Птичница: Молодцы, и с этим заданием справились. Пока мои птички кушают, мы с вами поиграем. Вы мне будете подсказывать словечко, игра "Кто как разговаривает?"(игра с мячом, педагог бросает мяч – спрашивает, а ребёнок в ответ называет слово - действие)
– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом? Давайте вместе будем говорить
Петух кричит: ку – ка- реку, значит он (что делает?) – кукарекает, курица кричит: куд – куда, куд - куда, значит она что делает? цыпленок – пи – пи - пи, утка – кря- кря -кря, гусь – ш- ш-ш, индюк – бл – бл -бл,
Дети: Курица - кудахчет, цыплёнок - пищит, утка – крякает, гусь – шипит, индюк- блабочет.
Птичница: А птицы мои поют громко и весело, поможем им ещё веселее петь (включить магнитофонную запись со звуками домашних птиц и дети подпевают)
Птичница и дети: Наши уточки с утра …(кря-кря-кря).
Наши гуси у пруда … (га-га-га).
А индюк среди двора … (кха-кха-кха).
Наши курочки в окно …(ко-ко-ко).
А как Петя-Петушок рано-рано по утру нам поёт …(ку-ка-ре-ку).
Птичница: Молодцы. Пока мы с вами играли, мои птицы перья растеряли. Вот курочка бежала, и перо потеряла, чьё это перо? (педагог показывает перья всех домашних птиц, и дети называют чьё это перо)
Дети: Куриное перо, петушиное перо, утиное перо, гусиное перо (называют по очереди).
Птичница: Вот и замечательно, все перья птиц отгадали. Присаживайтесь на коврик и послушайте, что я вам расскажу (педагог читает стихотворение и небольшая беседа). Курица красавица у меня жила,
Ах какая умница курица была,
Шила мне кафтаны, шила сапоги.
Сладкие, румяные пекла мне пироги
А когда управится, сядет у ворот,
Сказочку расскажет, песенку споёт.
Какая курочка была?
Дети: Умница, красавица.
Птичница: И мы с вами умники и молодцы. Вы меня очень выручили и от беды спасли. Спасибо. Ой, ребята смотрите, что это с моими птицами, мы их покормили, а они и заважничали. Они чем-то хвастаются. у петуха (что?) – не голос, а голосище, у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи, у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у селезня – не клюв, а клювище, у гусыни – не перо, а перище.
Дети: подсказывают слово с увеличительно – ласкательным суффиксом
Птичница: Вот какие хвастунишки. Ребята а как вы думаете, полезны ли для человека домашние птицы? – Чем?
Дети: Да. Они дают мясо, яйца, перо, пух.
Воспитатель: У кого мы в гостях побывали?
Дети: У птичницы.
Воспитатель: А кто живёт на птичьем дворе?
Дети: Домашние птицы.
Воспитатель: А как дом у птиц называется?
Дети: Курятник.
Птичница: Молодцы. Теперь я спокойна за моих птиц и можно потанцевать (включить магнитофонную запись с танцем утят). (после танца). Вот и повеселились. «Делу время, а потехе час». Мои питомцы меня заждались. Моя курочка квохчет наверное яичко снесла? (в большом яйце наклейки домашних птиц). Это вам на память от моих птиц. До свидания!
Дети: Спасибо, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...
КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения
Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН
Одним из условий успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))
Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы...