Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект подгруппового логопедического занятия | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
(вид занятия: закрепление пройденного материала)
Автор конспекта: Трушникова А.Г.,
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад №8 комбинированного вида»
г. Исилькуль, Омская область
Тема: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы
Задачи:
Коррекционно-образовательные
-Обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях
-Развивать связную речь: учить составлять описательные рассказы о транспорте по опорной схеме и вопросам;
-Закрепить навык использования предложно-падежных конструкций в предложениях;
-Совершенствовать навык составления сложноподчиненного предложения с союзом «потому что»);
-Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными;
-Учить отвечать на вопросы полными предложениями;
-Учить образовывать новые слова с помощью приставок: по-, до-, в-, с-, об-, пере-; родственных слов
Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительное и слуховое внимание; логическое мышление; пространственную ориентацию; мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки активности, чувства коллективизма; умение слушать друг друга
Материал и оборудование:
ноутбук, презентация, карточка-схема описательного рассказа, лестница успеха по количеству детей, карточка продавца-консультанта для каждого ребёнка, игровое поле для игры «Путешествие машины», игрушечные машины, карточки для игры в парах «Подбери дорожные знаки».
Предварительная работа: рассматривание демонстрационного материала по теме, чтение стихов, загадок о транспорте, наблюдение за транспортом на прогулке, просмотр мультипликационного фильма «Фиксики» https://yandex.ru/video/preview/17557296362656688326
Ход занятия
- Вводная часть.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
- Предлагаю вам настроиться на занятие.
Игра «Слушай внимательно»
– Ребята, у вас внимательные ушки? Послушайте мои хитрые вопросы.
Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?
Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?
II. Основная часть.
- Скажите, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о транспорте. Тема нашего занятия – транспорт.
-Ребята, у меня для вас очень ответственное задание . Я решила купить себе автомобиль. А как его выбрать не знаю, вы мне поможете (ответы детей)
-А где же покупают автомобили? (ответы детей)
-Да, в автосалоне.
- В магазине людям помогают продавцы – консультанты. Я сегодня покупатель, а вы продавцы – консультанты.
- Чтобы стать хорошим продавцом – консультантом, вам нужно рассказать о транспортном средстве покупателю, отвечать на вопросы покупателя полным предложением, четко проговаривать слова, правильно строить фразы и внимательно слушать собеседника.
- Перед каждым из вас лежит лестница успеха, если вы справились с заданием сами, то ставите себя на верхнюю ступень, если вам помогали, то на среднюю, ну а если не справились с заданием, то на нижнюю.
- Вы готовы поработать продавцами-консультантами?
- Как вы думаете, на чем же мы можем добраться до автосалона? Посмотрите на экран. Назовите одним словом то, что вы здесь видите (транспорт).
– Какой бывает транспорт?
Дидактическая игра «Какой транспорт едет влево?»
-Чтобы доехать до автосалона нам нужно выбрать транспорт, который едет вправо.
– Назовите его (автобус, бульдозер, грузовик, бетономешалка, пожарная машина).
Сколько машин получилось, сосчитаем (одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин).
– В какую сторону едет остальной транспорт.
– На каком транспортном средстве мы доедем до автосалона? (ответ детей)
– Почему я не могу воспользоваться другими транспортными средствами?
– Почему мне не подойдет пожарная машина? (ответ ребенка).
– Почему мне не подойдет грузовик? (ответ ребенка).
– Почему мне не подойдет бетономешалка? (Ответ ребенка).
Выбрали транспортное средство, пора отправляться. Проходим и присаживаемся в автобус. (садятся за столы)
- Ребята, у вас получилось справиться с заданием, поставьте себя на лестницу успеха.
Дидактическая игра «Путешествие автобуса»
Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия
- Перед вами схема – пути нашего движения.
- Какие препятствия вы видите на нашем пути? (яма, речка, мост)
- Поставьте свои автобусы на начало движения. Теперь мы кто? (водители) Слушайте внимательно мои команды. Готовы? Поехали!
Усвоение глагола «ехать» с разными приставками
Игра “Ехали-ехали”.
- Я читаю стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь.
- Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали), в яму … (заехали) из ямы (выехали)
и дальше … (поехали).
- Ехали мы, ехали, до речки … (доехали), мост … (переехали) и дальше … (поехали).
- Ехали, мы ехали, до автосалона … (доехали), на стоянку… (заехали), вот и … (приехали).
- Вот мы и приехали в автосалон. Посмотрите, какое разнообразие в выставочном зале автомобилей.
- Ребята, вы справились с заданием, поставьте себя на лестницу успеха.
Дидактическая игра «Один – много»
- На витрине одна пожарная машина, а в магазине много пожарных машин
(Бетономешалка , полицейская машина, тяжелый самосвал, колхозный трактор)
– А теперь самый ответственный момент, нужно подобрать мне автомобиль. Заходите в автосалон, располагайтесь в зале на стульях.
– Кто первый расскажет мне об автомобиле?
-Сейчас ты будешь продавцом-консультантом. Выбери автомобиль и расскажи о нем.
– Пожалуйста, представься. Рассказывая об автомобиле, назови цвет и величину, из каких частей он состоит и для чего мне понадобится, куда я на нем могу отправиться. И поможет тебе схема – подсказка.
Описательные рассказы детей.
- Ребята, вы справились с заданием, поставьте себя на лестницу успеха.
Физкультминутка
Подвижная игра «Море, небо, дорога, рельсы».
Показ сигналов – обозначений (море, небо, дорога, рельсы )
– Море. Дети изображают корабль (руки вытягивают вперед, образуют треугольник вершиной вперед, покачиваются, как на волнах);
– Небо. Изображают самолет («летают» в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга);
– Дорога. Изображают езду на машине (изображают руль в руках)
– Рельсы. Встают друг за другом, изображая вагоны поезда
Слушаем еще наших консультантов.
-Молодцы! Мне очень понравились все автомобили. Я решила выбрать… а какую, вы догадаетесь сами.
Упражнение «На исключение лишнего».
-Мой автомобиль не большой и не маленький, не желтый и не красный, с закрытым верхом. Догадались? Правильно. Молодцы!
Дидактическая игра «Расставь знаки»( в парах на знание дорожных знаков)
– Скажите, а обратно на чем мы можем вернуться в город? (на автобусе,)
- Конечно, только вот как найти остановку в большом городе?
- По смотрите у вас на столах картинки и дорожные знаки. Вместе расставьте дорожные знаки и объясните их значение.
- Нам пора возвращаться обратно в детский сад, занимайте свои места в автобусе . Наш автобус отходит от остановки и начинает набирать скорость
- Чтоб дорога не была скучной, отгадайте загадку:
Шагаешь – впереди бежит,
Оглянешься – домой бежит (Дорога)
Игра «Семейка слов»
– Давайте, образуем слова похожие на слово «дорога».
-Как можно назвать дорогу, если она не одна? (дороги)
-Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка.)
– Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька).
– Как называют растение, которое растет рядом с дорогой? Подорожник.
– А как называют знаки на дороге? Дорожные.
– Как назвать кафе, стоящее у дороги? Придорожное.
– Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки.
- Давайте их вместе назовём: дорога, дороги, дорожка, дороженька, подорожник, дорожные, придорожное.
- Ребята, вы справились с заданием, поставьте себя на лестницу успеха
Вот мы вернулись в детский сад.
III. Рефлексия
– Что вам сегодня больше всего запомнилось? Куда сегодня ездили? Зачем?
- Кем вы сегодня были?
- Как вы считаете, у вас получилось рассказать покупателю о автомобиле полными предложениями?
- Как вы считаете, вы справились с заданиями?
-Спасибо вам, что вы помогли мне с выбором автомобиля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"
Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Занятие по развитию речи...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР Тема «Зимующие птицы»
Цели:коррекционно-образовательные:- формировать навыки словоизменения и словообразования;коррекционно-развивающие:- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы&r...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Школа. Школьные принадлежности" (с использованием технологии пакетмод)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое раз...