КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Одним из условий  успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тему. В плане подобран лексический материал, игры на развитие грамматического строя речи, а также указаны произведения для развития связной речи и рекомендованные приемы работы над связной речью детей с ОНР. В разработке приведены ряд дидактических игр и упражнений по лексической теме, которые включаются в ход НОД. Их можно рекомендовать воспитателям для закрепления изученного материала и родителям.  Апробировано в течение нескольких лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektiva_2014-2015.docx74.51 КБ

Предварительный просмотр:

недели

Обогащение, активизация словаря по теме

Звукопроизношение и развитие фонематических процессов. Буквы.

Формирование лексико- грамматических компонентов и развитие связной речи

Игры и упражнения на развитие психических процессов и моторики

I период

Сентябрь

1

обследование общего и речевого развития ребенка

 2

      3

Наш детский сад. Игрушки.

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

Игры и упражнения:

«Узнай музыкальный инструмент», «Отгадай предмет по звуку»

Расширить и уточнить представления детей об игрушках. Закрепить обобщающее слово «Игрушки».

Словарь: форма (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая); материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);  

- Употребление единственного и множественного числа существительных (кукла – куклы, игрушка - игрушки, машина - машины).

- Согласование существительных с числительными.

-Употребление  существительных множественного числа Р.п. (Один шар – много шаров).

-Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

-Употребление личных местоимений, согласование с существительными

 (моя машина, мой мяч, моя кукла).

-Употребление притяжательных местоимений с суффиксом –ИН- (Танин Мяч).

-Учить образовывать относительные прилагательные (резиновая,

деревянная).

 -Употребление предлогов: -В-, - НА –(в коробку, на стол).

Связная речь

Составление описательного рассказа об игрушке по следующему плану:

Что это?

Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма)?

Из какого материала сделана?

Как с ней можно играть?

Заучивание стихов по теме. (Стр.:6-9 Л.Н Арефьева, Стр. 304 -306 Нищева.)

Д/и «Поставь игрушку»

«Кукольный д/с.»

 «Чудесный мешочек»

 «Почини игрушку»

 «IV лишний»

«Подбери признак»  «Подбери действие»

«Назови ласково»

  «Из чего сделаны игрушки», Стр.184 Селиверстов.

«Чего не хватает?»

 «Кто без чего?»

 «Один - много»

«Сосчитай до пяти»

Пальчиковая гимнастика: «Чуть ударишь этот мяч…»

«Есть игрушки у меня»

(Стр.148 Нищева).

Элементы логоритмики «Наша Маша рано встала…»

      4

Фрукты.

Труд взрослых в садах

Развитие слухового восприятия на речевых звуках.

Закреплять понятие «слог», «звук»

Игры и упражнения: «Угадай, кто позвал?», «Запомни и повтори»

Закрепить и расширить пассивный и активный   словарь по теме «Фрукты»

 Словарь: Фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.

Расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.

Румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.

  Грамматика

 Образование множественного числа существительных.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Усвоение притяжательных местоимений «мой, моя, мое» с существительными.

Связная речь Составление сложносочиненных предложений с союзом  а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.

Составление описательных рассказов о фруктах по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

Какой  на вкус?

Что из него готовят?

Заучивание стихов  и загадок по теме

Д/И

«Большой – маленький»

«Будь внимателен»

« Назови фрукт, который я    не назвала»

«Назови ласково»

«Соковыжималка»

Назови цвет,

Назови форму

« Я вас соком угощу»

« Сосчитай до пяти»

«4 лишний»

«Что где растет?»

«Отгадай по описанию»

«Сварим варенье»

«Исправь ошибки»

Арефьева, Стр.30

Пальчиковая гимнастика: «Дети в сад по утру вышли…»

Октябрь

      1

Овощи. Труд людей на полях и в огородах.

Звук и буква А.  Выделение гласного звука [а] в начале слова под ударением

Различение близких по звуковому составу слов

Игры и упражнения:

« Поймай звук «а», «Эхо», «Отгадай, кто (что) это?», «Найди картинку на звук «а»

Закрепить и расширить пассивный и активный   словарь по теме «Овощи».

Словарь:  овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, кочан, овощерезка.

Вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть.

Овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый.

гладкий - шершавый, сажать - собирать.

Развитие понимания речи.

Усвоение основных и оттеночных цветов, соотнесение формы предмета с эталонами.

Грамматика

Образование множественного числа существительных.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Усвоение притяжательных местоимений «мой, моя» с существительными. Договаривание предложений.

Связная речь

-Уметь составлять предложения с противительным союзом –А –

Упр. «Составь предложение»

(Помидор круглый, а морковка…Огурец овальный, а тыква)

-Упр. «Продолжи предложение» (Крупенчук, стр.15)

-Составление описательного рассказа по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какой на вкус?

Что из него готовят?

Д/И

«Большой – маленький»

«Будь внимателен»

«Назови овощ, который я    не назвала»

«Назови ласково»

«Что приготовим»

«Назови цвет»,

«Назови форму»

«Я вас соком угощу»

«Сосчитай до пяти»

«4 лишний»

«Убираем урожай»

«Отгадай по описанию»

Раскрась овощи.

Упражнения для пальчиков «Засолка капусты».

Стр.11 Агранович,

Элементы  логоритмики: «Собираем овощи»

      2-3

Золотая осень

Деревья и кустарники осенью.

Звук и буква У.

Выделение   гласного  У в положении после согласного (в словах, слогах)

Игры и упражнения:

«Поезд», « Живые звуки», «Эхо», «Подарки для Ани и Ули»

Словарь: расширить и уточнить понятия детей о деревьях и кустарниках. Познакомить детей с изменениями в жизни растений осенью:  созревание плодов и семян, увядание трав и цветов, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках.

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (березка- березонька, лист- листочек).

Учить образовывать относительные прилагательные (кленовый, дубовый, осиновый).

Грамматика

Согласование существительных с числительными (один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов).

Усвоение притяжательных местоимений  «мой, моя» с существительными.

Связная речь

Договаривание предложений с предлогом У. Составление простых предложений с прямым дополнением по сюжетной картинке, вопросам, моделям.

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Пересказ Г.Скребицкий «Осень»

Д/И

- Какие деревья ты знаешь?

- Один - много

-  Назови ласково

- Узнай дерево по листку

- Будь внимателен

- Назови ласково

-  Сосчитай до пяти

- Чей лист, ветка чье  полено?

- Разноцветные листья

- Соберем гербарий

- 3 листа

Крупенчук, Стр.35

Пальчиковая гимнастика: «Лист у клёна и каштана...»

Пальчиковая гимнастика «Листочки» Нищева,

Элементы логоритмики:

«Аист, аист длинноногий…», «Мы листики осенние…»

Речевая подвижная игра «Дует, дует ветер». Арефьев. Стр.107

      4

Грибы. Ягоды.

Дифференциация У-А. Анализ и синтез

звуковых рядов

АУ, УА

Уточнить знания детей о грибах, ягодах. Учить различать съедобные и несъедобные грибы, знать внешние признаки. Где растут, запомнить название грибов.

Словарь

Слова – предметы, слова – действия (схемы)

Грамматика

Учить образовывать относительные прилагательные (грибной).

Согласование существительных с числительными (один мухомор, два мухомора, пять мухоморов)

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (гриб–грибочек).

Употребление предлогов (на, под, в, около)

Составление простых нераспространённых предложений по простым сюжетным 1 – фигурным картинкам по образцу.

Постановка вопросов к простым сюжетным картинкам по образцу. Образование множественного числа существительных.

Связная речь

Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» (фланелеграф)

Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.

                Д/И

   «4 лишний»

- Один - много

-  Назови ласково

- Съедобные - несъедобные

- Сосчитай до пяти

- Корзинка

Пальчиковая гимнастика: «Гриб для мошки – словно дом..»

Пальчиковая гимнастика «Вылезли на кочке» Крупенчук, Стр.6

Речевая подвижная игра «За грибами». Смирнова Стр.25

Подвижная игра

«У медведя во бору» Новицкая, Наумова

«Я иду играть», Стр.115

Элементы логоритмики:

«Наблюдала я в бору интересную игру…»

5

Продукты питания

Звук и буквой О.

Выделение  гласного  О в различных позициях в слове

Анализ и синтез

звуковых рядов

АУО, УАО

Игры и упражнения:

« Живые звуки», «Эхо», «Поймай звук «О»

Расширить и уточнить знания детей о продуктах питания, закрепить знания детей о том, что пищу готовят на кухне с помощью специальных приспособлений.

Словарь

Закрепить названия блюд завтрака, обеда, ужина; названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи.

Учить образовывать относительные прилагательные (каша из гречки - гречневая).

Словообразование слов путем словосложения: (кофеварка, овощечистка, картофелечистка).

 Усвоение категории ТВ. П.  ед.ч. с предлогом – ИЗ - (Ткаченко, стр.39)

Усвоение категории Р.П.

с предлогом – ИЗ - (кашу ем из тарелки). (Ткаченко,Стр16)

Употребление  существительных  и глаголов ед. и мн. числа Р.п. (булка - булок).

 Составление предложений с предлогом «В» - (Ткаченко,Стр.31).

Составление предложений с предлогом « С « ( С чем несешь ведро? Я несу ведро с водой).

Связная речь

Составление рассказа «Гости» по опорным сюжетным картинкам.

Д/И

- Какое это блюдо?

- Один - много

-  Назови ласково

- Из чего?

- Будь внимателен

- Назови ласково

-  Что где лежит?

- 4 лишний

- Назови одну (горох – горошина, картофель - картофелина)

Пальчиковая гимнастика «Мы месим тесто»

Элементы логоритмики:

«Точильщик»

Ноябрь

      1-2

Одежда. Обувь. Головные уборы

Дифференциация А -У - О

Анализ и синтез

звуковых рядов

АУО, УОА

Игры и упражнения:

«Поезд», « Живые звуки», «Эхо», «Бегите ко мне»

Уточнить и расширить представления детей об одежде и обуви. Систематизировать знания детей о видах одежды  и обуви, головных уборах  в соответствии со временем года. Обратить внимание детей на материал, качество, отличительные признаки.

Образование приставочных глаголов ( -на, -по, -вы).Словоизменение глаголов( 1 лицо ед. ч. изъявител. наклонения в глаголы 3 лица ед. ч. наст. времени).

Связная речь

Составление простых предложений с прямым дополнением по сюжетной картинке, вопросам, моделям.

Пересказ  коротких рассказов об одежде с использованием схемы.

Игры и упражнения:

Ателье»,

«Жадина»,

Поможем Тане и Ване одеться»,

«Из чего – какой?»,

«Скажи наоборот»,

«Две сестрёнки»

Пальчиковая гимнастика:

«Мама свяжет дочке..»

«Посчитаем в первый раз сколько обуви у нас…»

Элементы логоритмики: «Ты портной такой умелый…»

«Как у нашей кошки на ногах сапожки…»

     3

Поздняя осень

Звук и буква М.

Выделение начального и конечного звука М.

Анализ и синтез слогов

МА, МУ.   Деление слов на слоги.

Игры и упражнения:

«Поймай звук», «Колодец», «Где живёт звук?», «Спрячь слоги в ладошке», «Назови слова», «Слоговые цепочки»

Смена периода осени («золотая» - поздняя).

Признаки поздней осени: в погоде, в неживой природе, в живой природе, в деятельности людей.

Словарь. Понятия: заморозки, лед, лужи, дожди, отлет и т.д.

Признаки: холодный, порывистый, хмурый, моросящий т.д.

Согласование сущ. и прилагательных (моросящий дождь).

Употребление простых предлогов.

Подбор действий к понятиям.

Составление предложений по предложенным картинкам об осени. Объединение их в рассказ.

Составление рассказа по сюжетной картине

Разучивание загадок, коротких стихов.

Д/и и упражнения:

 «Угадай и повтори»,

Подбирай, называй, запоминай», «Угадай – ка»,

«Скажи наоборот»,

 «Кто с кем?»,

«Назови ласково»,

«Кого не стало?»,

Пальчиковая гимнастика:  «Что в лесу опять стряслось?..»

Элементы логоритмики: «Волк»

       4

Домашние животные

Дифференциация М-Мь. Анализ и синтез слога

МИ  

Игры и упражнения:

«Поймай звук», «Отбери картинки», «Украсим ёлку», «Где живёт звук?», «Художник», «Назови слова»

Расширить  и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах, условиях их жизни, питании, значении животных в жизни человека; уточнить признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве, человек заботится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни.

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (кот - котик).

 Образование существительных с помощью суф. – ИЩ - .

Употребление  существительных  мн. числа Р.п. (котов, коров, коз  т.д.).

Учить образованию притяжательных прилагательных  (Конура собаки. Чья конура? - собачья).

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом – ин- (Это тетины котята).

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.

Связная речь

 Продолжать обучать составлению предложений по картинкам. Учить распространять предложения.

Составить описательный рассказ о домашнем животном по плану:

Кто это? Где живет? Каков внешний вид? Какие имеет повадки? Чем питается? Какую пользу приносит? Кто у него детеныши?

Составление рассказа по серии картин « Купили щенка».

Д/игры и упражнения: «Что у кого?»,

«Кто кем был?»,

«Подбирай, называй, запоминай»,

«Кто как голос подаёт?»,

«Скажи наоборот»,

«Кто с кем?»,

«Назови детёныша ласково»,

Кого не стало?»,

«Считай и называй»,

«Чья лапа?»

Пальчиковая гимнастика: «Шла коза по мостику»

Элементы логоритмики

Декабрь

       1

Дикие животные

Звук и буква К.  Выделение звука [К] Определение позиции звука в слове. Звуковой анализ слогов типа ка, ку.

Игры и упражнения:

«Какой звук?», «Отбери картинки», «Эхо», «Живые звуки», «Спрячь слоги в ладошке», «Назови слова»

«Слоговые цепочки»

Расширить  и углубить представления детей о диких животных и их детенышах, условиях их жизни, способах питания, повадках, местах обитания.

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (белка белочка, еж - ежик).

Согласование прилагательных с существительными.

Употребление  существительных  мн. числа Р.п. (белки – белок – бельчат, лисы - лис –лисят т.д.).

Образование притяжательных прилагательных (лисий, волчий)

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
Образование однокоренных слов.

Закрепить в речи предлоги: перед, за, около, возле.

Учить образовывать слова с суф. – онок -, - енок-, - ат -,-ят-

Связная речь

Пересказ сказки « Заюшкина избушка» с опорой на серию картинок (фланелеграф)

Составление описательного рассказа о диком животном нашего леса (по выбору) по плану:

Название.

Где живет?

Жилище.

Внешний вид.

Чем питается?

Детеныши.

Д/и и упражнения:

«Что у кого?»,

«Кто кем будет?»,

«Угадай и повтори»,

Подбирай, называй, запоминай», «Угадай – ка»,

«Скажи наоборот»,

 «Кто с кем?»,

«Назови ласково»,

«Кого не стало?»,

«Во что завернём игрушку?»,

«Где был Буратино?»

Пальчиковая гимнастика:  «Что в лесу опять стряслось?..»

Элементы логоритмики: «Волк»

      2

Животные Севера

Знакомство со звуком и буквой  Ы

Выделение гласного в положении после согласного.

Деление слов на слоги.

Игры и упражнения:

«Поймай звук», «Колодец», «Соедини картинку со звуком», «Спрячь слоги в ладошке», «Где звук?»,

«Назови слова» , «Слоговые цепочки»

      3

Животные жарких стран

Знакомство со звуком и буквой И

Выделение гласного в положении после согласного.

Деление слов на слоги.

Игры и упражнения:

«Поймай звук», «Колодец», «Соедини картинку со звуком», «Телеграф», «Где звук?»

 «Слоговые цепочки»

      4

Зима. Зимние забавы.

Новый год

Знакомство со звуком и буквой П

Выделение  конечного согласного П .

Анализ и синтез

Обратных слогов

АП, УП, ОП

Игры и упражнения:

«Поймай звук», «Живые звуки», «Эхо», «Колодец», «Закончи слово», «Слоговые цепочки»

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме и сезонных изменениях в природе, связанных с зимой. Закрепить представления об основных признаках зимы. (Стало холодно,  день стал короче, чем осенью. Земля покрыта снегом. Реки и озера замерзли и покрылись льдом. Часто дуют холодные ветры).  Активизировать словарь и расширить представления детей по лексической теме «Зима». Название зимних месяцев. Декабрь первый месяц зимы и последний месяц года.

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (зима – зимушка, снег - снежок).Употребление  существительных  мн. числа Р.п. (снежинки – снежинок, снеговики – снеговиков и т.д.). Усвоение категории предложного падежа с предлогом – НА. Учить подбирать родственные слова. Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже. Учить составлять предложения по опорным словам.

Связная речь. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима».Образование сущ., обозначающих лиц по их занятиям (конькобежец – бегает на коньках, хоккеист играет в хоккей и т.д.). Употреблении Д.П. имен существительных. (клюшка нужна хоккеисту).

Согласование количественных и качественных числительных и существительных 1,2.5.(1 лыжа, 2 лыжи, 5 лыж).Образование приставочных глаголов (въехал, отъехал, объехал, переехал и т.д.).Образование относительных прилагательных от существительных  (морозный день, снежная крепость; снежная баба, снежный ком,  ледяная горка).

Образование родственных слов: снег – снеговик, снегурочка,  снежный

Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам.

Деформированная фраза

Распространение предложений определениями.

Предлог ПОД,  в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Связная речь. Заучивание диалога «Ревушка» (По И. Мазнину)

Д/и

«Считай и называй»,

«Подбирай, называй, запоминай», «Один – много»,

«Исправь ошибку»,

«Подними карточку»,

«Куда закатился мяч?», «Незнайкины ошибки»

Д/и и упражнения:

«Скажи наоборот»,

«Считай и называй»,

«Подбирай, называй, запоминай», «Расскажи - ка»,

«Скажи наоборот»,

Где это бывает?»,

«Один – много»

Пальчиковая гимнастика: «Между ёлок вдоль реки…»

Элементы логоритмики: «Такой мороз…»

Пальчиковая гимнастика: «К нам на ёлку, ой – ё -ёй…»

Элементы логоритмики:

новогодние хороводные игры

II период

Январь

    1-2

Промежуточный мониторинг общего и речевого развития

      3

Зимующие птицы

Знакомство со звуком                                       ПЬ. Выделение  конечного согласного ПЬ

Анализ и синтез

Обратных слогов

АПЬ, УПЬ, ОПЬ

Игры и упражнения:

«Поймай звук», « Живые звуки», «Эхо», «Колодец», «Закончи слово», «Скажи наоборот», «Назови слова», «Слоговые цепочки»

Закрепление представлений о зимующих птицах. Объяснить, почему не улетают птицы. Рассказать об образе жизни, питании, повадках зимующих птиц: снегиря, синицы, голубя, воробья, вороны, галки, сороки, дятла, клеста.

Словарь по теме: названия птиц, понятия пиршество, хохолок, свист; долбит, трудится, насытились; трудолюбивый, пестрый, нахохлившийся, нарядная, задорная.

Грамматика

Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

- Усвоение категории родительного падежа мн.ч.

 (На дереве много сорок. На дереве много дятлов. На дереве много ворон и т.д).

Образование множественного числа существительных (ворона — вороны, снегирь — ..., галка — ..., воробей — ....)

- Закрепление навыка согласования числительных с существительными

- Употребление притяжательных прилагательных с суффиксом–ИН-

Учить употреблять предлоги – С -, - СО -.

- Употребление приставочных глаголов  (лететь – прилететь, улететь - слететь)

Приставочные глаголы

Связная речь

Преобразование деформированной фразы.

Составление сложносочинённых предложений с союзом А. Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Синичка».

Составление   коротких рассказов о птицах с использованием схемы.

Составление рассказа  по серии сюжетных картин «Кормушка для птиц»

Д/И

- Сосчитай до пяти

- Один - много

-  Назови ласково

- Подбери признак

-Улетают, не улетают?

-Узнай по описанию.

- Скажи иначе

- Собери предложения

-4 лишний

- Птицы на ветке

Пальчиковая гимнастика: «Шишка, ты вкусна, толста…»

 «Снегирь, и сорока, и клест, и синица»

Элементы логоритмики: «Дятел»

      4

Домашние птицы и их детеныши

Знакомство со звуком и буквой Т.

Выделение  конечного согласного Т.

Анализ и синтез слогов  АТ, ОТ

Игры и упражнения:

«Поймай звук», « Живые звуки», «Эхо», «Колодец», «Закончи слово», «Скажи наоборот», «Подарки для петушка и поросёнка», «Слоговые цепочки»

Расширить представления детей о разнообразии птиц и об их общих признаках. Уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят.

Учить  правильно называть детенышей птиц.

 Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.

Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными в косв. пад., образовывать относительные и притяжательные прилагательные.

Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.

Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.

Связная речь

Учить составлять загадки-описания про птиц.

Рассматривание картины "Дети кормят курицу и цыплят". Составление предложений

Продолжать обучать составлению предложений по картинкам. Учить распространять предложения.

Совершенствование  диалогической , монологической речи. Заучивание диалога:

«Гуси, вы, гуси, красные лапки»Нищева, Стр.132

Пересказ В. Сутеева «Утенок и цыпленок»

Дид. игры

- Сосчитай до пяти

- Один - много

-  Назови ласково

- Подбери признак

-Улетают, не улетают?

-Узнай по описанию.

- Скажи иначе

- Собери предложения

-4 лишний

- Птицы на ветке

Пальчиковая гимнастика: «Птичий двор»

 Элементы логоритмики: «Дятел»

      5

Инструменты

Бытовые приборы

Знакомство со звуком и буквой ТЬ.

Выделение  конечного согласного ТЬ.

Анализ и синтез слогов  

Игры и упражнения:

«Поймай звук», « Живые звуки», «Эхо», «Колодец», «Закончи слово», «Скажи наоборот», «Подарки для петушка и поросёнка», «Слоговые цепочки»

Понятия: названия электроприборов, ток, электричество, розетка, шнур, вилка и т.д.

Действия: включать, чистить, перегореть, испортиться, взбивать, молоть, замораживать, освещать, пылесосить, облегчает и др.

Признаки: электрический, опасный, удобный, стиральная и т.д.

Наречия: опасно, быстро, чисто, удобно.

Грамматика. Образование сложных слов (мясо–рубка, кофе - молка, пыле – сос).

 Согласование местоимений мой, моя, моё с сущ.

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем, будущем времени.

Правильное употребление близких по значению слов.

Приставочные глаголы.

Связная речь. Заучивание загадок и стихов.

Работа с деформированным предложением (белье было грязный, потому что его постирали).

Игра-драматизация «Торопливый ножик»

(Е. Пермяк)

Дид. игры

«Кого не стало?»,

 «Найди отличия», «Разрезные картинки»

Определи предмет по его части
(щетка - пылесос; экран - телевизор).

Найди связи. (Веник - пылесос; лампа - свеча...).

Пальчиковая гимнастика: «Каменщик из кирпичей…»

Элементы логоритмики: «За всякое дело берись смело»

Февраль

      1

Транспорт

Знакомство со звуком и буквой К

Выделение начального и конечного звука  К.

Анализ и синтез слова

КОТ.   Деление слов на слоги.

Игры и упражнения:

«Поймай звук», «Колодец», «Где живёт звук?», «Спрячь слоги в ладошке», «Закончи слово»

«Слоговые цепочки»

Закрепить представления детей о транспорте. Расширить знания о разнообразии видов транспорта: наземном, грузовом, пассажирском, железнодорожном, легковом, специального назначения. Профессии людей, управляющих транспортом. Правила поведения в транспорте (покупка билета, посадка и высадка, уступить место). Правила дорожного движения.

Словарь: названия транспортных средств и профессий людей, работающих на транспорте; пешеход, переход, тротуар, перекресток; пропускать, перебегать, останавливаться, причаливать, взлетать, приземляться, отплывать; скорый, воздушный, подземный, морской, водный, пожарная, аварийная.

Грамматика

Употребление Т.П. сущ. Усвоение  Т.П. с предлогом «за», «перед».

Усвоение категории родительного падежа множественного числа.

Согласование числительных с существительными. (Порядковые числительные: первый автобус,  второй автобус…;

Количественные числительные: один самолет, два самолета…

 Усвоение глагола «ехать» с разными приставками

-Практическое использование в речи глаголов с разными приставками: отплыл, уплыл, приплыл, заплыл, доплыл.

Словообразование путем словосложения (молоковоз).

Изменение глаголов 3-го лица ед. числа на форму 1-го лица ед. и мн. числа (идёт – иду – идёшь – идём)

Связная речь

Составление предложений с опорой на две  картинки.

Предлоги В – ИЗ

Дид.игра

«Один – много»

-  Назови ласково

-  Пересчет различных видов транспорта

- Скажи правильно.

- Скажи наоборот

-  Подбери признак

- Подобрать действия к предметам

- Кто чем управляет?

- 4 лишний

- Настольная игра «Умные машины»

Пальчиковая гимнастика: «Идёт на взлёт…»

Элементы логоритмики: «Самолёт…»

       2

Профессии

Знакомство со звуком КЬ.

Выделение начального и конечного звука  КЬ

Анализ и синтез слова

КИТ.   Деление слов на слоги.

Игры и упражнения:

«Поймай звук», «Колодец», «Где живёт звук?», «Художник» «Слоговые цепочки», «Какой звук?»,

Расширить и уточнить представления детей о профессиях.

Употребление единственного и множественного числа существительных .

Употребление  существительных множественного числа Р.п. (Один шкаф – много шкафов).

Образование глаголов множественного числа (играют – играет).Употребление личных местоимений, согласование с существительными  (моя кровать, мой мяч, моя кукла).

Д/игры и упр.

Скажи много

-  Подбери эмблему

- Кто что делает?

- Скажи правильно.

- Скажи наоборот

-  Исправь ошибку

- Назови лишнее

- Кто чем управляет?

- Сосчитай до пяти

- Настольная игра «Умные машины»

            «Один - много».

      3

День Защитника Отечества

Дифференциация П – Т – К

Игры и упражнения:

«Какой звук?», «Отбери картинки», «Художник», «Слоговые цепочки»

Словарь: понятие «Родина», «Отечество» (место, где человек родился, страна, город, столица).

Название страны (Россия), города (Обоянь), столицы (Москва).

Понятие «Армия» и ее назначение.

Суть праздника «День защитника Отечества» (чествование солдат, защитников). Основные рода войск в России и военная техника (моряк, летчик, танкист, пограничник, пехотинец).

Традиции праздника: изготовление подарков, организация концертов для военных, приглашение солдат на встречи.

Упражнять в составлении 3-х форм глаголов (лежи - лежит – лежу)

Распространение предложений путем введения однородных членов.

Упражнять в согласовании количественных числительных ОДНА, ОДИН, ДВА, ДВЕ с существительными в роде.

Связная речь

Пересказ короткого текста « Санитарная собака» с опорой на серию картинок

Д/игры и упр.

Скажи много

-  Подбери эмблему

- Кто что делает?

- Скажи правильно.

- Скажи наоборот

-  Исправь ошибку

- Назови лишнее

- Кто чем управляет?

- Сосчитай до пяти

- Настольная игра «Умные машины»

«Один - много».

Пальчиковая гимнастика: «Не допустят к нам войну...»

Элементы логоритмики: «На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий…»

      4

Наш город. Моя улица.

Знакомство со звуком Х и  буквой Х.

Анализ и синтез слов: МОХ, ПЫХ.

Игры и упражнения: «Колодец», «Художник», «Какой звук?»

«Слоговые цепочки», «Где живёт звук?», «Доскажи слово»

Город в сравнении с деревней.

Различие понятий улица - площадь.

Городские учреждения: больницы, д /сад, школы, училища, аптеки, вокзал, автовокзал.

Места отдыха (парк, сквер). Памятники в городе.

Спортивные развлекательные учреждения.

Правила поведения в городе (не ломать, не мусорить, не рвать).

Словарь

Понятия: проспект, улица, площадь, сквер, церковь, памятник, музей, поликлиника, дом культуры, кинотеатр и т.д.

Действия: отдыхать, развлекаться; растет, хорошеет (город), заселяют и т.д.

Признаки: городской, деревенский, каменный, кирпичный, жилой.

Грамматика

Предлог К (усвоение дательного падежа)

Составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Образование и употребление приставочных глаголов.

Образование родительного падежа множественного числа существительных.

Образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Связная речь

Составление рассказа о своем доме по представлению.

Составление сравнительного рассказа по картинам «Город» и «Село» с использованием сложных предложений с союзамиа, потому что.

Игры и упражнения:

«Угадай профессию»,

«Подбери действия»,

«Назови профессию»,

«Один – много»,

«Представлялки»

«Четвёртый лишний»

«Разрезные картинки»

«Что изменилось?»

Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота»,

«Каменщик из кирпичей…»

Элементы логоритмики: «Не шофёр и не пилот…»

III период

март

      1

Мамин день. Женские профессии.

Знакомство со звуком Х-ХЬ и буквой Х.

Анализ и синтез слов: МОХ, ПЫХ.

Игры и упражнения: «Колодец», «Художник», «Какой звук?»

«Слоговые цепочки», «Где живёт звук?», «Доскажи слово»

Обобщить представления детей о  весне. Уточнить знания детей о празднике 8 марта. Активизировать и расширить словарь по теме. Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

Словарь номинативный и предикативный по теме.

Признаки: яркий, рыхлый, душистый, хрупкий, нежный.

Грамматика. Употребление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами.

Подбор понятий к действиям и наоборот (звенит, течет, бежит – ручей).

Согласование существительного, прилагательного, числительного (один маленький цветок). Изменение имени суффиксальным способом (Анна, Аннушка, Анюта).

Родственные слова.

Связная речь. Составление рассказа по серии картин «Мамины помощники»

Заучивание загадок, стихотворений по теме.

Д/И

- Сосчитай до пяти

- Какая твоя мама?

-  Назови ласково

- Кто что делает?

- Кому что нужно для работы

- Подбери признак

- Скажи наоборот

- Назови женскую профессию

-4 лишний

Пальчиковая гимнастика: «Мама, мамочка моя...»

Элементы логоритмики: «Мы стираем, мы стираем…»

      2

Мой дом.Моя семья.

Дифференциация [к] - [х].

Игры и упражнения: «Колодец», «Художник», «Какой звук?»

«Слоговые цепочки», «Где живёт звук?», «Доскажи слово»

Словарь. Понятия: сестра, брат, этаж, площадка.

Действия: заботиться, уважать.

Признаки: трудолюбивый, вежливый.

Грамматика.

Образование и употребление сравнительной степени прилагательных (моложе, старше, дружнее).

Согласование сущ. с прилагательными и числительными.

Родственные слова.

Связная речь. Драматизация рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить».

Игры и упражнения:

«Кто кому кем доводится»,

«Кто кем был?»,

«Подбирай, называй, запоминай», «Назови  ласково»,

«Он, я, ты, мы, они»,

«Считай и называй»,

«Один – много», «Почему?»

Упражнение для пальчиков: «Этот пальчик дедушка»

      3

Мебель

Звук [н]. Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Буква Н.

Уточнить и расширить представления детей о мебели. Уточнить название мебели, ее составные части. Дать знания о назначении мебели, о ее различных видах. Учить различать кухонную, столовую, гостиную мебель, мебель для спальни. Обратить внимание детей на материал, качество, отличительные признаки.

Количество этажей в доме, комнат в группе, их название и назначение. Мебель в доме (название и назначение мебели).

Словарь: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика; краснодеревщик, столяр, полки, столешница, спинка, подлокотники, дверцы, ручки, дерево, пластмассе, металл, дуб, береза, сосна.

Расставить, стоять, спать, сидеть, делать, сколотить.

Деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебельный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий.

Грамматика: Употребление наиболее доступных антонимических отношений.

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (шкаф – шкафчик).

Согласование прилагательных с существительными

 Учить образованию относительных прилагательных.

Учить  навыкам практического употребления в речи  притяжательных местоимений: мой, моя, мое, мои.

Составление сложноподчиненных предложений  с придаточными причины.

Предлог С (СО) с винительным и творительным падежами.

Связная речь:

Пересказ  рассказа «Случай с Ваней»

Учить составлять загадки-описания про предметы мебели.

 Продолжать обучать составлению предложений по картинкам.

        Игры и упражнения:

«Подбирай, называй, запоминай»,

«Считай и называй»,

«Один –много»,

«Скажи наоборот»,

«Из чего – какой?»,

«Почему?»,

«Назови ласково»,

«Что с кем и с чем дружит?», «Исправь ошибку»,

«Живая мебель»

Пальчиковая гимнастика:

дети собирают кусочки полиэтилена в ладони

«Много мебели в квартире…»

Элементы логоритмики: «Живая мебель»

      4

Посуда

Звук [нь]. Артикуляция, звучание, отнесение к согласным. Твердое и мягкое звучание.

Буква Н.

Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначении. Учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; Называть части посуды и внешние признаки.

Словарь: посуда, кастрюля, сковорода, половник, миска, нож, кружка, ковш, сито, терка, блюдо, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, чайник, ваза, металл, фарфор, стекло, хрусталь, пластмасса, глина, чугун, дерево, серебро, носик, ручка, крышка, стенка, дно, стакан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар.

Действия;варить. жарить, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать.

Признаки:хрупкая, прочная, новая, красивая, удобная, стеклянная, чугунная, металлическая, фарфоровая

Грамматика:  Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (тарелка - тарелочка)

Согласование прилагательных с существительными.

Употребление  существительных  мн. числа Р.п. (кастрюль, ложек и т.д.).

Учить образованию относительных прилагательных  (фарфоровая, железная и т.д.)

Употребление слов-антонимов (широкий – узкий).

Усвоение категории ТВ. П. с предлогом – ИЗ - (Сковорода с ручкой, половник с дырками).

Усвоение категории Р.П. с предлогом – ИЗ - (кашу ем из тарелки).

Согласование существительных с числительными (один стакан, два стакана, … пять стаканов).

Связная речь: Составление загадок - описания.

Описательные рассказы с использованием схемы

Драматизация сказки «Лиса и журавль»

Д/И

- Сосчитай

- Один - много

-  Назови ласково

- Что из чего и какое?

- Назови детали

- Узнай по описанию

- Магазин посуды

- Для чего нужны?

- Что с чем?

- Что лишнее?

Элементы логоритмики «Чайник»

Упражнения для пальчиков: «Наши руки были в мыле»

апрель

1

Весна

Перелетные птицы

Знакомство со звуком и буквой  С, звуком СЬ

Анализ и синтез слов СУП, САМ

Деление слов на слоги.

Составление схем предложений.

Игры и упражнения: «Телеграф», «Поймай звук», «Живые звуки»

«Слоговые цепочки», «Где живёт звук?», «Доскажи слово», «Колодец»

Обобщить представления детей о характерных признаках весны. Обратить внимание детей на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной: признаки в погоде: таяние снега, ручьи, половодье, ледоход; солнце яркое, теплое, небо голубое, кучевые облака; теплый   ветер, дни стали длиннее.

Появление почек на деревьях, первая трава, цветы; прилет птиц гнездование, появление насекомых.

Запомнить название весенних месяцев.

Познакомить детей  с перелетными птицами: журавлем, гусем, уткой и кукушкой. Сформировать представления детей о поведении птиц осенью. В начале осени  улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватит.  Месяц сентябрь называют «месяцем птичьих стай». Объяснить, почему птиц называют перелетными.

Выделение названия предметов, действий,

признаков, понимание обобщающего значения слов.

Словарь. Понятия: снегогон, апрель, ручьи, половодье, ледоход, таяние, гнездование, скворечник, грачевник.

Действия: проклюнулся, набухли, возвращаются, вьет, выводит, защищает, пробивается.

Признаки: кучевые, бурное, погожий, проворные, певчие, голосистые, крикливые, заботливые и т.д.

Грамматика: - Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (солнце – солнышко, ручей ручеек).

Употребление  существительных ед. и  множ. числа Р.п. (Сосулька – сосульки - сосулек).

Учить подбирать родственные слова (весна  –  - весенний -  веснушки  - веснянка).

 Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже.

Употребление  существительных мн. числа Р.п. ( кукушек, ласточек, скворцов и т.д.).

 Усвоение категории родительного падежа единственного числа

Усвоение глаголов с разными приставками: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, слетать, улетать.

 Употребление предлогов

В,  НА, С, ИЗ, ПОД,  ИЗ-ПОД, ЗА, НАД.

Связная речь. Беседа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма (фланелеграф)

Д/игры и упражненияКаких птиц много на дереве? (кукушек, ласточек, скворцов и т.д.).

- Какой птички не стало?

- Как улетают птицы?

(Гуси, утки, лебеди — вереницей; журавли — клином; ласточки, грачи, скворцы — стаей; кукушки – поодиночке).

- Узнай птицу по описанию

- Улетает — не улетает

- Четвертый лишний

-Чьи крылья?

- Сосчитай

Пальчиковая гимнастика: «Клюв длиннее…»

Элементы логоритмики: «Птички летели…»

      2

Космос.

Планета Земля.

Знакомство со звуком СЬ и буквой  С. Анализ и синтез слов.

Деление слов на слоги.

Составление схем предложений.

Игры и упражнения: «Телеграф», «Поймай звук», «Живые звуки»

«Слоговые цепочки», «Где живёт звук?», «Доскажи слово», «Колодец»

Понятие «космос», солнце, планеты, созвездия, звезды, их внешние признаки.

Значение Солнца в космосе. Планета Земля (с глобусом). Смена времен года на Земле. Освоение космоса: спутники, полеты животных, первый космонавт.

12 апреля – День космонавтики.

Словарь: Земля, Луна, Солнце, космос, звезда, планета, ракета, космонавт, скафандр, невесомость, телескоп, созвездие, луноход, взлет, посадка.

Действия: летать, приземляться, светить, сверкать.

Признаки: звездный, солнечный, земной, космический.

Наречия: далеко, светло, ярко, темно, темно, высоко.

Грамматика. Образование и употребление сложных слов (луноход, звездолет, звездопад, космодром).

Употребление однокоренных слов (космос, космонавт, космический).

Употребление антонимов (далеко – близко, ярко – тускло, светло – темно и т.д.).

Употребление и согласование числительных с прилагательными и сущ. в косвенных падежах.

Образование прилагательных от сущ. (космос – космический, луна – лунный, звезда – звездное

Связная речь. Составление предложений по опорным словам.

Составление сложных предложений с союзом потому что.

Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказов «Солнце», «Почему солнце всходит и заходит» (М. Бул).

Д/И

- Сосчитай до пяти

- Подбери признак

-  Назови ласково

- Полет в космос

- Подскажи словечко

Элементы логоритмики

«Будем космонавтами!»

      3

Школа

Звук и буква Ш Выделение в речи звука [ш], определение его позиции в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова шаль.

     4

Насекомые

Звуки С-Ш Различение звуков [с] и [ш]. Звуковой анализ слогов са, ша. Звукослоговой анализ слов сок и душ.

Расширить и систематизировать представления детей о многообразии насекомых, об характерных особенностях их внешнего   строения (6 ног, брюшко, головка, крылья, насечки  на спине), местах обитания, способах передвижения,  питания. Учить детей правильно называть  5-6 видов насекомых.  

Словарь. Понятия: куколка, кокон, гусеница и т.д.

Действия: опылять, откладывать, заматываться, ползать, жалить и т.д.

Признаки: полезный, вредный.

Грамматика: Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными.

Согласование прилагательных с существительными.

Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже.

Употребление предлога – ПОД -.

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (пчела - пчелка).

Связная речь: Заучивание стихов и загадок.

Составление описательных и сравнительных рассказов.

 Пересказ рассказа «Майский жук» К.Д. Ушинского.

Игры и упражнения: «Кто к чему подойдёт?»,

«Нелепицы»,

«Кому это нужно?»,

«Кто с чем?»,

«Считай и называй»,

«Один – много»,

«Подбери действие»

Пальчиковая гимнастика: «Паук свою раскинул сеть…»

Элементы логоритмики: «Жил за печкою сверчок…»

«Прилетела к нам пчела…»

     5

Комнатные растения

Выделение в речи звука [з], [з']. Различение твердых и мягких звуков [з], [з']. Подбор слогов к схемам звукового анализа.

Игры и упражнения: «Телеграф», «Слоговые цепочки»,  «Доскажи слово», «Колодец»

Познакомить детей с комнатными растениями, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид особенности строения, характерные признаки, на особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений.

  Рассказать, что весной происходит бурный рост комнатных растений.

Показать детям, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как тот или иной живой   организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой   внешний вид. Научить видеть его красоту, сформировать понимание  зависимости   жизни растений от действий человека, в том числе и самих  детей.

 Обобщить представления об уходе за комнатными растениями.

Номинативный и предикативный словарь по теме.

Грамматика: - Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными.

Согласование прилагательных с существительными.

Упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам

 Употребление предлога – ПОД -.

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (цветок – цветочек)

Связная речь: Составление сравнительного рассказа о кактусе и традесканции по предложенному плану

Дид. игры и упражнения

- Сосчитай до пяти

- Подбери признак

-  Назови ласково

- Узнай по описанию

- Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?

- Веселый счет

Элементы логоритмики «На лужайке поутру»

Упражнение для пальчиков «Наши алые цветки распускают лепестки»

Май

2

 Весна цветет. День Победы.

Звук и буква Ж.

 Выделение в речи звука [ж], определение его позиции в слове (начало, середина). Звукослоговой анализ слова жук.

Игры и упражнения: «Телеграф», «Слоговые цепочки»,  «Доскажи слово», «Колодец»

Обогащение словаря по теме. Название последнего весеннего месяца, его народное название – травень, цветень. Явления природы: гроза, гром, молния, радуга.

Первоцветы: подснежники, ландыши, ирисы.

Цветение яблонь, вишни, сирени.

Составление предложений по опорным  картинкам, словам. Закреплять навыки образования относительных прилагательных.

Связная речь: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Санитарная собака»

Д/игра

- Сосчитай до пяти

- Подбери признак

-  Назови ласково

- Узнай по описанию

- Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?

- Веселый счет

Элементы логоритмики «На лужайке поутру»

Упражнение для пальчиков «Наши алые цветки распускают лепестки»

      3

Рыбы

Различение звуков с-ш-з-ж

Игры и упражнения: «Телеграф»,

«Слоговые цепочки»,  «Доскажи слово», «Колодец»

Словарь. Понятия: чешуя, жабры, плавники, уха, водоем, аквариум, удочка, сети, рыбалка, рыболов, улов, мальки и др. Действия: ловить, рыбачить, удить, клевать, чистить, жарить, сушить, вялить т.д. Признаки: обтекаемые, чешуйчатое, речная, морская, хищная, аквариумная и т.д. Грамматика. Образование сложных слов (рыбо-лов, водо-ем).

Образование относительных и притяжательных прилагательных: рыбий (хвост). Согласование числительных с существительными.  

Многозначные слова.

Связная речь. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление творческого рассказа «Золотая рыбка».

Чтение сказок и рассказов, беседа по их содержанию.

Игры и упражнения:

 «Кто к чему подойдёт?»,

«Нелепицы»,

«Кому это нужно?»,

«Кто с чем?»,

«Считай и называй»,

«Один – много»,

«Подбери действие»

Пальчиковая гимнастика: «Паук свою раскинул сеть…»

Элементы логоритмики: «Жил за печкою сверчок…»

«Прилетела к нам пчела…»

       4

Скоро лето. Цветы.

Различение звуков с-ш-з-ж

Игры и упражнения: «Телеграф», «Слоговые цепочки»,  «Доскажи слово», «Колодец»

Номинативный и предикативный словарь по теме:

Словарь: лето, жара, солнце, отпуск, отдых, погода, море, пляж, загар, пора, июнь, июль, август, панама, сарафан, босоножки, сандалии, велосипед, лодка, удочка, очки, купальник, лес, сад, огород, ягоды, огородник, ягодник, садовник, качели, ливень, гроза, радуга, зелень, прохлада.

Действия: цвести, расти, собирать, одевать, обувать, отдыхать, загорать, плавать, купаться, греть, созревать, жарить, играть.

Признаки: изумрудная, свежая, солнечный, жаркий, летний, теплый, прохладный, дождливый.

Грамматика:

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: ягоды — спелые.

 Образование множественного числа существительных.

Огород - огороды, пляж - пляжи.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна удочка, моя лодка, много рыбы.

 Предложно-падежное управление.

(Родительный, Винительный, Предложный падежи.)

— Варенье (предлог «из»: варенье из клубники, из смородины).

— Что соберем? (землянику, малину).

— На лугу (поймал жука, стрекозу).

—        Что возьмешь? (возьму сачок, удочку).

—        Где отдыхаешь? (предлоги «в», «на»: в деревне, на море).

— На чем катаемся? (предлог «на»: на велосипеде, на лодке).

Связная речь:

Загадки-описания.        

Описательные рассказы.

Д/игра

- Сосчитай до пяти

- Подбери признак

-  Назови ласково

- Узнай по описанию

- Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?

- Веселый счет

Элементы логоритмики «На лужайке поутру»

Упражнение для пальчиков «Наши алые цветки распускают лепестки»

июнь

    1-2

Итоговая диагностика. Повторение изученных  тем

Подгрупповые и индивидуальные занятия  в соответствии с индивидуальными планами,  с планом на летний оздоровительный период

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И  РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

(ОНР (3 уровень речевого развития)

Учитель-логопед

 Казанова И.С.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"

Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для ...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)

Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...