Непосредственно образовательная деятельность "Секретики Волшебницы речи"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Пингина Инна Владимировна

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 «Светлячок» города Салаира.

Методические рекомендации к непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Автор – составитель     Пингина    Инна    Владимировна

«Секретики  Волшебницы речи»

Работа  по обучению грамоте - сложный    порой рутинный труд, требующий от ребенка приложения воли. Задача  учителя – логопеда состоит в том, чтобы превратить  занятия    коррекционно - развивающей направленности  в  желанные и долгожданные. «Пескотерапия» как раз и является тем мотивирующим фактором, так как  игры с песком:

ü развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

ü снимают мышечную напряжённость;

ü стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

ü позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы  решения  проблемной ситуации;

ü развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

ü совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

ü способствуют расширению словарного запаса;

ü помогают освоить навыки звуко - слогового анализа и синтеза;

ü позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

ü способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

ü помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Данную деятельность целесообраз­но осуществлять  поэтапно.

I        этап (мотивационный) направлен на создание положи­тельного и заинтересованного отно­шения ребенка к  занятию, играм с песком, на установление речевого и эмоционального контакта с логопедом. 

II       этап (занятия основного цикла) направлен на формирование неречевых и речевых процессов.

1.  Узнавание и раз­личение неречевых звуков:

  (комментарий логопеда + звукозапись + действия ребенка в песке).

На занятиях формируются навыки слухового внимания и слуховой памя­ти, способность дифференцировать не­речевые звуки.

2. Узнавание и раз­личение речевых звуков:

 (работа над  гласными и согласными звуками в начале, в
середине и в конце слова). На занятиях воспитываются и раз­виваются навыки слухового контроля как за произношением звуков в чужой речи, так и в собственной, развивает­ся восприятие и различение правильно­го и дефектного произношения звуков.

3. Развитие интонаци­онной выразительности речи и тем­повой организации высказывания.

На занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятель­ное воспроизведение ребенком опре­деленного темпа фразы. Речь сопряже­на с разными по скорости движения­ми рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивает­ся восприятие интонации повествова­тельного, вопросительного и восклица­тельного типа, появляется способность дифференцировать различные виды ин­тонации. В ходе работы развивается высота и сила голоса, длительность и интенсивность речевого дыхания.

Таким образом, песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.  Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда   видны следы ошибок. Песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры и геометрические фигуры. Это усиливает положительное  отношение ребенка к занятиям, позволяет чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы, дает возможность ребенку  ощущать себя успешным.

 Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- дети чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет монотонности и скуки;

-  успешнее идет формирование правильного произ­ношения;

 - развитие лексико-грамматической стороны речи и связного выска­зывания;

  - развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики  рук;

- способствует интонационной выразитель­ности речи и темповой организации высказывания.

Новизна представленных разработок конспектов непосредственно образовательной деятельности (НОД) заключается в том, что учтено преобладание наглядно – действенного мышления у детей дошкольного возраста.  Предусмотрено применение различных зрительных опор в виде схем, опорных картинок, слов, которые предусматривают не только систематическое пополнение, активизацию словаря и формирование грамматически правильно оформленных высказываний, но и направленно на развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия.

Психика ребенка устроена так, что он не может заниматься  одной и той же деятельностью долго. В конспекте занятия  просматривается переключение с одной  деятельности на другую, с  одного метода  - на другой.  На занятии были использованы методы: наглядные, игровые, словесные, практические, сюрпризные - слайд,  введен персонаж – волшебница речь, закрепление гласных и согласных – произнесение звуков, отыскивание буквы в песке, пропевание  гласных, составление коротких слов, длинного с помощью цифр, составление предложения.

Все это поддерживало интерес в течении всего занятия, а он – верный союзник в выполнении намеченных целей «Учимся, играя».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pesok.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по обучение грамоте

Секретики  волшебницы речи

      Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.

      Цели:

      Коррекционно-образовательные: Закрепления понятия гласные и согласные звуки, буквы, формирование фонематического слуха, совершенствование навыка чтения коротких слов

    Коррекционно-развивающие: Развитие  зрительного внимания  и восприятия, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики    развитие тактильной чувствительности, творческого  воображения                

    Коррекционно-воспитательные:  Формирование  навыков сотрудничества взаимодействия, самостоятельности, доброжелательности, ответственности, способности к сопереживанию

        Оборудование: Одна большая песочница, маленькие песочницы по количеству детей. Цветной песок, магнитные доски (3), набор букв гласных и согласных по количеству детей:  цифры по количеству букв, мелкие игрушки, в название которых есть заданные  звуки,  разноцветные камешки., водоросли,  ткань  кукла – волшебница речь, волшебная палочка, схемы к секретикам, музыкальные произведения, влажные салфетки, слайды «Пустыня»

       Предварительная работа: Знакомство с правилами работы с песком, свойствами песка (сыпучий, из мокрого песка можно лепить), на занятиях по изобразительной деятельности дети лепят рыбок, выкладывание на песке букв, различных узоров, букв, слогов, коротких слов, изготовление цветного песка, знакомство детей с обитателями аквариума (Золотой рыбкой), Проговаривание и составление одно - двусложных  слов: кот, сыр, дом, Ира, ура.

Ход занятия

Дети входят в зал деятельности

Логопед.

 Дети сегодня у нас много гостей. Давайте  поприветствуем их  (дети здороваются с гостями).

     Дорогие ребята! Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие. А вот по какой стране,  догадайтесь сами, посмотрев фильм.

      Что же это за страна? Да. Пустыня – это  страна песков, песочная страна.

 У нас с вами есть тоже  своя маленькая удивительная песочная страна.   В этой мирной песочной стране сегодня  хозяйка Волшебница – речь.

(кукла «Волшебница – речь»)

  Здравствуйте ребята!  Я очень рада видеть вас у себя в гостях. Для вас я приготовила  много интересных  секретиков,  которые находятся в этой книжке.  Попытайтесь с Инной Владимировной раскрыть все,  все мои секретики. Проходите в сказочную песочную страну и выберите  себе тот столик, который вам понравился.  

Ритуал  «входа» в песочную страну. « Поздороваемся с песком»

Прежде чем  раскрыть секретики волшебницы речи, давайте  поприветствуем  песочек волшебными словами.

    Дети  подходят к маленьким песочницам, протягивают  над  ними руки ладонями вниз  со словами.                   

       Дети  

Здравствуй, наш песочек,

Желтенький дружочек!

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди.

   Логопед

      Первый секрет она приготовила для ваших пальчиков

         По песочку ты ступай

         И секреты раскрывай.

 2. Разогреем пальчики. «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

    (Звучит плавная спокойная музыка,  логопед комментирует пальчиковую гимнастику, дети выполняют движение пальцами по песку, с проговариваем согласных звуков в соответствии с  заданным образом).

Скользит по поверхности песка змейка  ( произносят звук   Ш)

 (ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой в разных направлениях)

Жучок  барахтается  в песке   (звук  Ж)

(ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Кузнечик  прыгает по песку   (звук З)

Идет необычный песочный дождик Песочек сыплется из ладони (звук С)

(ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь, на тыльную сторону ладони, на пальчики).

Дует  песочный ветер, разглаживая песок. (песок звук В)

(Дети ладонями разглаживают песок).

А вот  и следующий секретик.  Давайте  разгадаем его (символ – чашка – буква).

      Ребрами ладошек  разгребите песок и   найдите   букву.

  (Дети  находят буквы в песке, на обратной стороне которых написана цифра).

 Что вы нашли? Посмотрите на свою букву, подумайте, какая она,

 Гласная или согласная. Секретик не выдавайте.

                          А теперь наш секрет, пусть узнает целый свет.

Поднимите гласные буквы. Согласные. В  каком домике живут гласные, звуки и буквы, а согласные в каком? (гласные –  в красном, согласные – в синем)

        Пройдите к своим домикам.

Логопед (обращаясь к гласным)

       Как вы догадались, что эти  буквы  гласные?  (пропеть, проиграть на пианино, когда мы говорим, то в ротике ничего не мешает)   Давайте пропоем все гласные звуки

Игра «Дирижер»  (дети поют стоя)

(под музыку песни «В лесу родилась елочка» дети  поют   Звуки А, У, И, А), играя пальчиками обеих рук на песке).

Логопед

 Итак, здесь у нас гласные, их можно пропеть. А вы какие?  И вас можно пропеть? (их мы не можем пропеть, всегда в ротике  что-то мешает: язычок, губы, зубы)

К – мешает язычок, В – губы, зубы; Р – язык, М – губы.

Логопед

 Да! Они свистят, шипят, рычат, взрываются, фыркают, звенят  но не поются. Произнесем эти звуки под отрывистую мелодию

       Что обозначает этот секретик? (символ – фотоаппарат  с  буквой.)

    Раскроем его. ( Мы должны сфотографировать  свою букву)

      3.Игра «Фотография на песке» - развитие памяти, тонкой моторики. 

 Логопед. (кукла)  

    Сфотографируйте свою букву, и  пальчиком по памяти  нарисуйте ее на песке,  раскрасьте нужным цветом,  с помощью цветного песочка. Но не забудьте,  какого цвета песочек  нужно взять  для вашей буквы.  

   А сейчас со своей буквой придумайте слова (индивидуальная работа).

Молодцы, мои ребятки

Пришло время для зарядки

Ваши руки, ноги, тело

Буквы сделают умело.

      Игра « Гласная буква, замри» - развитие общей моторики.

Логопед

 Дети под музыку  выполняют движение  по кругу, по окончанию музыки логопед произносит слова:

 Раз – два, три  Гласная буква замри: (показывает букву)

  Дети с помощью своего тела изображают показанную логопедом гласную или согласную букву.    

А теперь  вернитесь в свои домики.     

    Игра «Живое слово»

Логопед

       В  стране   волшебницы речи  гласные и согласные  звуки и буквы дружат между собой  Они настоящие друзья и, встав рядом,  образуют слово.

              Буквы в слово собирай

             А потом его читай.

  Я называю звуки, а ко мне выходят буквы, и  встают  по порядку.

 М А К,  И В А, У Р А. (дети составляют  и читают слова, определяют сколько слогов в слове разными способами)

    Игра «Шифровальщики» - соотнесение букв цифрам

В  песочной стране цифры дружат не только буквы со звуками, но и буквы с цифрами.

И вот и следующий секретик. Переверните карточку с буквой. Что вы увидели? (цифры) Слово можно составить  с помощью цифр. Как?  А вот как            

Дружно все к доске идите

Под нужной цифрой буквы прикрепите.

И если встанут буквы в ряд

Сразу же заговорят

Получилось слово -  аквариум (просят гостей прочитать это слово.)

          Давайте составим предложение со словом аквариум. 

Кто живет в аквариуме? В аквариуме (логопед)

                     В аквариуме живут   золотые рыбки (разноцветные)

     Какие же вы молодцы, какие же вы умницы, мне так захотелось сделать

 что-нибудь приятное.  Придумала. У меня есть волшебная палочка

             Палочка волшебная чудо сотвори

            Деток  на мгновение в рыбок преврати.  

  Под чудесные звуки музыки вы превращаетесь в рыбок. (дети надевают костюмы рыбок)

   4. Логоритмика под музыкальное сопровождение  по окончанию музыки дети  останавливаются около аквариума.

 По окончанию логоритмики  дети подплывают к большой песочнице.

Логопед вновь превращает  их в детей

                      Палочка волшебная

                      Чудо сотвори.

                      Разноцветных рыбок

                      В деток преврати.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

   5 Сюрприз Волшебницы- речи

         Вы разгадали все секретики волшебницы речи. Они были интересными, и очень  трудными. Я рада за вас.   За это Волшебница – речь приготовила Вам сюрприз.

    Посмотрите.  ( снимает  ткань с песочного песка) Что это? Золотая рыбка. Правда, красивая.  Но мне показалось, что она немного грустная. Хотите  узнать почему? Садитесь поудобнее.

       В сказочной песочной стране жила была  прекрасная Золотая рыбка.  Она была так ослепительно красива, что к ней боялись подплывать другие рыбки, у которых не было  красивого наряда. Но ей очень хотелось иметь много подружек похожих на нее... Но вот  однажды Золотая рыбка узнала, что в нашем детском саду живут, добрые дети, которые обязательно ей помогут. Как вы думаете,  сможем мы помочь золотой рыбке? Что бы нам такое сделать, чтобы рыбки  засияли, засверкали и превратились в  разноцветных подружек.

               Можно их выложить из цветных камушков

Появляется волшебница речь.

Последний секретик

Хочу предложить

Хвостик у рыбки

В букву превратить.

Звучит музыка, психолог и логопед помогают выкладывать рыбок.

 ( индивидуальная работа)

          Волшебница речь.

    Какая красота.  Вы помогли золотой рыбке приобрести подружек. Теперь все рыбки яркие,  разноцветные.  Вы разгадали все мои секретики.  Спасибо. До свидания. До скорых встреч.

   Эмпатия

     У  нас с Инной Владимировной очень хорошее настроение  Мы рады за вас... А какое у вас настроение? Вам понравилось путешествие в песочной стране?    А какие же секретики  волшебницы речи вам понравился выполнять  больше всего.

     Логопед раскрывает книжку.

   6. Ритуал «выхода» из песочной страны.

      Милые творцы, я прошу протянуть руки над песочницей и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной. «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все  чему мы научились.

       Давайте пригласим гостей,  пусть  они отыщут ваши секретики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект – сценарий Совместной непосредственно – образовательной деятельности «Волшебница вода» Образовательная область «познание» Подготовительная группа

знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;Уточнять представления детей о том, что вода ва...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНИЦА – ВОДА».

Цель: формирование ценностного отношения к воде как к источнику жизни на земле....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Волшебница вода"

laquo;Познание»- закрепить знания о свойствах воды, познакомить самым простым способом очистки воды;«Коммуникация» - развивать умения использовать знания и способы исследовательской...

Непосредственно образовательная деятельность "Волшебница бумага"

Величайшим изобретением человечества считается изобретение бумаги. В настоящее время человек изобрел такое большое разнообразие бумаги, что используют ее для разных целей.Это и рисование, и письмо, и ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебница – матрешка. Сюрприз для друзей»

Занятие для детей старшей группы по  социально-коммуникативное развитию,  знакомит детей с историей появления русской народной игрушки матрёшки. Формирует представление  о  си...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Волшебница Осень"

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего возраста с использованием технологий программы "Вдохновение"...

Непосредственная образовательная деятельность «Волшебница Вода»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21610886","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"margin-left: 180px; margin-right: 180px;"}}]]...