Знакомство со звуком Ж
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Фронтальное занятие по звукопроизношению. Цель занятия-закрепить навык четкого произношения звука Ж.Развивать фонематический слух, развивать целенаправленную воздушную струю, закреплять звуко-слоговой анализ слова, учить согласованию количественных числительных с существительными, образованию уменьшительно-ласкательных существительных. Упражнять в преобразовании слов. Работать над предложением. Упражнять в пересказе текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство со звуком Ж.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство со звуком [Ж]
фронтальное занятие по звукопроизношению.
Задачи: Уточнить произношение звука Ж, закрепить навык четкого произношения звука Ж изолированно, в слогах, словах и фразах. Развивать фонематический слух, развитие целенаправленной воздушной струи, закреплять звуко-слоговой анализ слова, учить согласованию количественных числительных с существительными, образованию уменьшительно-ласкательных существительных. Упражнять в преобразовании слов. Работать над предложением. Упражнять в пересказе текста.
Оборудование: картинки, в названии которых есть звук Ж, Жук, Женя, Жар-Птица, ромашка, жучки.
Ход занятия.
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
-Послушайте загадку: Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я на ветке сижу, все жужжу и жужжу.
-Кто это?(Жук)
2.Произношение изолированного звука
-С каким звуком дружит жук? (Ж)
-Давайте с вами пожужжим с жуком. Жук жужжит тихо, громко, протяжно, отрывисто.
-очень хорошо. Вместе с нашим жуком мы отправимся в удивительный и волшебный мир звука Ж.
3.Уточнение артикуляции, характеристика звука
-А теперь возьмите зеркала. Давайте еще раз произнесем звук Ж. Что делают губки?(губки вытягиваются вперед). А язычок где у нас(наверху, образует чашечку). Воздушная струйка какая?(теплая), а горлышко работает?(Да).
-Звук Ж значит какой? Он согласный или гласный? Есть преграда, мы можем его пропеть? Он согласный. Горлышко работает, значит, он какой?- Звонкий. Звук Ж всегда твердый.
Давайте теперь все объединим, какой звук Ж? (согласный, звонкий, твердый)
4.Развитие фонематического слуха
-а теперь давайте встанем. Будем изображать с вами жучков. «Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет» (присели, изображая жучка)
Если вы услышите звук Ж, встаньте и похлопайте крылышками как жуки, вот так.
(Л, Ш, Ж, С, Ж, М, Жа, Со, Жо, Ка, Жу, Жук, Сало, Сук, Жара, кошка, ежик, прыжок, жираф, миска, ножницы.)
-Молодцы, возвращаемся теперь на место.
5.Автоматизация звука в слогах. Игра «Песенки жука»
-Жук прилетел на поляну, здесь растет много цветов, а наш жук выбрал самый большой и красивый цветок. А лепестках написаны песенки..Давайте споем эти песенки вместе с жуком.(ромашка)(жа-жа-жа, жо-жо-жо, жи-жи-жи, жа-жо-жу, жа-жа-жо-жо, жо-жу-жо-жу…)
- А теперь жук хочет с вами поиграть. Слушайте и повторяйте за ним.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа жили-были два ежа; жу-жу-жу,жу-жу-жу я на двух ежей гляжу; жи-жи-жи,жи-жи-жи убежади прочь ежи; жу-жу-жу, жу-жу-жу я жилет вяжу; жа-жа-жа, жа-жа-жа мы видели ужа; жо-жо-жо, жо-жо-жо нарисуй большой кружок;жу-жу-жу, жу-жу-жу там жужжит огромный жук; же-же-же, же-же-же вижу желудь на еже; жа-жа-жа испугали мы ежа.
6.Автоматизация звука в словах
-А пока мы играли, к нам в гости пришел Женя. Здесь много вещей. А Женя говорит, что не знает какие его вещи. Давайте поможем ему, найдем вещи, в названии которых есть звук Ж.(выбрать картинки со звуком Ж: пальто, мешок, совок, галстук, жакет, пижама, журнал, бумажник, лыжи, пиджак, ножницы. Все картинки выставляются на доску.)
Загадки
-А теперь Женя хочет загадать нам загадки:
Под сугробом он растет снеговую воду пьет(подснежник)
Он высокий и пятнистый с длинной-длинной шеей, и питается он листьями, листьями деревьев.(жираф)
Ползун ползет иголки везет(ежик)
В золотой клубочек спрятался дубочек(желудь)
Звуковой анализ слова
-Давайте теперь возьмем звуковички и выложим : Жа, жи, ужи, жук, Жаба, ножи, этажи, лужок.
-Молодцы. отложим звуковички на край стола.
Согласование количественных числительных с существительными
-А сейчас мы будем считать. 1,2,5.еж, жаба, баклажан, журавль, жеребенок, медвежонок, жук, журнал, жираф. (в лесу живет..(еж), к нам прилетел..(журавль), Жора жарил..(баклажан), На болоте живет..(жаба)…)
Преобразование слов
-А на поляне мы встретили Жар-Птицу. Она очень любит превращать одни слова в другие. Давайте поиграем вместе с ней. Она нам предлагает в словах 1 звук заменить на звук Ж.Слушайте внимательно: лук, сало, лучок, мир, баба, билет, бетон.
-Понравилось..?
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
-А еще волшебство звука Ж состоит в том, что он из большого предмета может сделать маленький.(флаг, снег, друг, сапог, пирог, утюг, круг, творог)
7.Автоматизация звука в предложениях
-А теперь жук полетел дальше и встретил по дороге медвежонка. Он перепутал все слова в предложении. Поможем ему навести порядок.
У,еж,ежата;жаба,болото,в,жить;жеребенок,лужайка,по,бежать;Женя,покупать,одежда;жук,жужжать,жасмин,около;пожарные,пожар,тушить;жираф,африка,в,жить;сережа,увидеть,дорожка,на,уж; женя,ежонок,бежать,за.
8.Автоматизация в тексте. Составление пересказа.
-хорошо мы справились с заданием. Жук предлагает нам послушать рассказ. А потом вы перескажете его и придумаете название рассказу.
(«Женя хочет стать художником. Он любит рисовать. Однажды он устроил выставку рисунков. Вот бежит по дорожке ежик. А тут играет медвежонок. Много жуков кружится над кустом ежевики. А вот здесь ужи с желтыми пятнами лежат на камне. Жениным друзьям очень нравятся его рисунки.»По ходу рассказа выставляются картинки.)
9.Развитие целенаправленной воздушной струи
-Хорошо. А сейчас я вам подарю по маленькому жучку. Возьмите его за веревочку и давайте подуем на него, чтобы он улетел.
10.Итог занятия
-Молодцы. Какой мы звук изучали? Какой он. Какие слова вы запомнили со звуком Ж?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)
Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)
Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...
Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»
Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»
Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...
Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"
Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...