"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_obuchenie_gramote_v_st.gr_.docx58.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Задачи:

1) общеобразовательные:

  • Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • Совершенствовать практические умения и навыки детей.
  • Познакомить с согласным звуком Ж, буквами Ж, ж.

2) развивающие:

  • Развивать грамматический строй речи;
  • Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия;
  • Формирование самоконтроля за речью;
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

3) воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
  • Совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Методы и приёмы: наглядный - моделирование, игровой – игра с мячом, словесный – чистоговорки, практический – развитие мелкой моторики.

Оборудование: наборное полотно, мячики массажные, ТСО с заданиями, мяч, зеркала, индивидуальные карточки – схемы звуков, слияний), цветные карандаши, лист белой бумаги, предметные картинки, подушечки, музыкальное сопровождение «Паровозик», медали.

Словарная работа: символ, гласный, согласный звук,

Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, физминутка, работа с индивидуальными карточками.

Ход занятия

Организационный момент.

Под музыку дети паровозиком заходят в группу и становятся в круг.

- Ребята, сегодня у нас занятие по обучению грамоте. Мы с вами многому стараемся научиться: правильно произносить звуки, различать их. Сегодня мы продолжаем путешествие в волшебный Звукоград – город звуков. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.

Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель:  Прежде чем отправиться, подготовим наших помощников в путешествии. Чтобы они у нас были послушными, проведём гимнастику «У бабушки с дедушкой»:

Сядьте на свои подушечки. Достаньте зеркала, слушайте и выполняйте упражнения:

Толстые внуки приехали в гости
С ними худые – лишь кожа да кости
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
Поцеловать они всех потянулись
Утром проснулись – в улыбочку губы
Чистили мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим.

Встаньте с подушечек. Итак, чтобы наш весёлый поезд тронулся, нам нужно его завести, сказав волшебные слова (с массажными мячиками):

Дети:

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

А потом сожму немножко

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

-Встали паровозиком и под музыку отправляемся в путь, проходим

к доске.

(Под музыку дети паровозиком заходят в группу и становятся перед доской)

- Вот остановка и первое задание. Посмотрите, к нам залетели в группу воздушные шары. Какого они цвета? Как вы думаете почему? Что в них спрятано? (символы звуков-буквы) А как мы обозначаем на письме символы букв?

(символы звуков на доске-фишки(красные, синие, зелёные))

Покажите их на доске.

(Дети показывают символы звуков.)

-Какие звуки вы знаете?

Д: Гласные и согласные.

Назовите гласные звуки. А, У, И, О, Ы, Э.

Почему они так называются?

Д: Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть, как нотки. Обозначаются красным цветом.

-Назовите согласные звуки.

Д: М, Мь, Н, Нь,Т,Ть,С, Сь…..

-Почему они так называются?

Д: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы. Обозначаются синим и зеленым цветом.

- Молодцы! Можем выполнять следующее занятие в Звукограде.

Отгадайте загадку.

Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(
Жук)

 (показываю отгадку на картинке)

Что вы можете рассказать про жука? Каких вы знаете жуков. (Показ картинок и название жуков)

Жуки – майский, божья коровка, усач, носорог, олень, дровосек, колорадский, скарабей, водомерка, плавунец  и мн.др.

Как ещё мы можем называть жука? (жучок,жучище,жуки)

-Проходим за столы, будем выполнять следующее задание.

Звукобуквенный анализ слов ЖУК и ЖУКИ

-Какой звук при произношении слышим первым в слове ЖУК? Ж

Как обозначим на письме? (буквой Ж)

Какой звук слышим вторым? У Как обозначим на письме? (Буквой У)

Какой следующий звук слышим? К Как обозначим на письме? (буквой Ж)

Получается: ЖУК

-Обозначим каждую букву точкой. Ж У К,   Ж У К

-Выделим слияния и вне слияния. Прочитаем, что получилось. Составим схему.

(дети выполняют всю работу совместно с воспитателем у доски и на местах)

Аналогично выполняется работа со словом ЖУКИ.

Ж У К И,  Ж У К И   схема - 

- Для выполнения следующего задания я вас попрошу выйти из-за столов и встать в круг.

-Предлагаю выучить маленькую потешку про Божью коровку.

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Воспитатель: Поиграем в игру «Мяч не трогать или поймать – постарайтесь отгадать»:

(Дети стоят в кругу)

Вы должны поймать мяч, если услышите в слове звук Ж, либо спрятать руки за спину, если звука в слове не окажется:

ЖУРАВЛЬ, ЖИВЁТ, ПАУК, МУХА,СНЕЖИНКА,ЖИРАФ,МОРЖ

Молодцы, справились с заданием.

- Назовите слова, в которых нам ещё встречается при произношении звук Ж.(Называют слова)

Молодцы. Предлагаю отдохнуть и сделать зарядку.

 (Физминутка под музыку)

- Выучим чистоговорку со словом МОРЖА где встречается звук Ж.

ЖУ-ЖУ-ЖУ - В зоопарк пришли к моржу.

ЖА-ЖА-ЖА - Испугались мы моржа.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ - Сидят птички на морже.

ЖУ-ЖУ-ЖУ - Рыбку бросили моржу.

ЖИ-ЖИ-ЖИ - Очень мирные моржи.

ЖИ-ЖИ-ЖИ- не страшны совсем моржи.

Отправимся дальше, проходите за столы.

Вспомним, что звуки произносим, а на письме звуки обозначаются буквами. (Включаю алфавит на телевизоре). Где находится буква Ж?

- А что получится, если мы соединим Ж с другими буквами. (Дети читают слияния на телевизоре)

- А теперь ребята, поможем пингвинчику выполнить задание. (Включаю телевизор)

- Следующее задание: мы с вами должны составить схемы к словам. (Включаю телевизор с картинками слов и схем)

(дети выходят по желанию к компьютеру, при помощи «мыши» выполняют задание)

Итог занятия:

Куда мы совершили путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Какие задания понравились, и вы бы хотели поиграть ещё?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Знакомство со звуками (Л) и (Ль) и буквой Л»

МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" Город Смоленск  Выполнила воспитатель: Титова Ольга Игоревна Смоленск 2022 год.  Образовательная деятельность по разви...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)

Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»

Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Фь. Дифференциация звуков Ф-Фь»

Конспект является продолжением программы для старших дошкольников с ТНР по ознакомленю со звуками речи в рамках занятий по логоритмике. Для занятия подобраны интересные и доступные задания, игры, упра...

«Знакомство со звуками (Л) и (Ль) и буквой Л» (Апрель 2024 год)

Познакомить детей со звуками [Л], [Ль] и буквой Л....