"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_obuchenie_gramote_v_st.gr_.docx | 58.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
Задачи:
1) общеобразовательные:
- Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- Совершенствовать практические умения и навыки детей.
- Познакомить с согласным звуком Ж, буквами Ж, ж.
2) развивающие:
- Развивать грамматический строй речи;
- Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия;
- Формирование самоконтроля за речью;
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
3) воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
- Совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Методы и приёмы: наглядный - моделирование, игровой – игра с мячом, словесный – чистоговорки, практический – развитие мелкой моторики.
Оборудование: наборное полотно, мячики массажные, ТСО с заданиями, мяч, зеркала, индивидуальные карточки – схемы звуков, слияний), цветные карандаши, лист белой бумаги, предметные картинки, подушечки, музыкальное сопровождение «Паровозик», медали.
Словарная работа: символ, гласный, согласный звук,
Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, физминутка, работа с индивидуальными карточками.
Ход занятия
Организационный момент.
Под музыку дети паровозиком заходят в группу и становятся в круг.
- Ребята, сегодня у нас занятие по обучению грамоте. Мы с вами многому стараемся научиться: правильно произносить звуки, различать их. Сегодня мы продолжаем путешествие в волшебный Звукоград – город звуков. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Прежде чем отправиться, подготовим наших помощников в путешествии. Чтобы они у нас были послушными, проведём гимнастику «У бабушки с дедушкой»:
Сядьте на свои подушечки. Достаньте зеркала, слушайте и выполняйте упражнения:
Толстые внуки приехали в гости
С ними худые – лишь кожа да кости
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
Поцеловать они всех потянулись
Утром проснулись – в улыбочку губы
Чистили мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим.
Встаньте с подушечек. Итак, чтобы наш весёлый поезд тронулся, нам нужно его завести, сказав волшебные слова (с массажными мячиками):
Дети:
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
А потом сожму немножко
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук.
-Встали паровозиком и под музыку отправляемся в путь, проходим
к доске.
(Под музыку дети паровозиком заходят в группу и становятся перед доской)
- Вот остановка и первое задание. Посмотрите, к нам залетели в группу воздушные шары. Какого они цвета? Как вы думаете почему? Что в них спрятано? (символы звуков-буквы) А как мы обозначаем на письме символы букв?
(символы звуков на доске-фишки(красные, синие, зелёные))
Покажите их на доске.
(Дети показывают символы звуков.)
-Какие звуки вы знаете?
Д: Гласные и согласные.
Назовите гласные звуки. А, У, И, О, Ы, Э.
Почему они так называются?
Д: Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть, как нотки. Обозначаются красным цветом.
-Назовите согласные звуки.
Д: М, Мь, Н, Нь,Т,Ть,С, Сь…..
-Почему они так называются?
Д: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы. Обозначаются синим и зеленым цветом.
- Молодцы! Можем выполнять следующее занятие в Звукограде.
Отгадайте загадку.
Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(Жук)
(показываю отгадку на картинке)
Что вы можете рассказать про жука? Каких вы знаете жуков. (Показ картинок и название жуков)
Жуки – майский, божья коровка, усач, носорог, олень, дровосек, колорадский, скарабей, водомерка, плавунец и мн.др.
Как ещё мы можем называть жука? (жучок,жучище,жуки)
-Проходим за столы, будем выполнять следующее задание.
Звукобуквенный анализ слов ЖУК и ЖУКИ
-Какой звук при произношении слышим первым в слове ЖУК? Ж
Как обозначим на письме? (буквой Ж)
Какой звук слышим вторым? У Как обозначим на письме? (Буквой У)
Какой следующий звук слышим? К Как обозначим на письме? (буквой Ж)
Получается: ЖУК
-Обозначим каждую букву точкой. Ж У К, Ж У К
-Выделим слияния и вне слияния. Прочитаем, что получилось. Составим схему.
(дети выполняют всю работу совместно с воспитателем у доски и на местах)
Аналогично выполняется работа со словом ЖУКИ.
Ж У К И, Ж У К И схема -
- Для выполнения следующего задания я вас попрошу выйти из-за столов и встать в круг.
-Предлагаю выучить маленькую потешку про Божью коровку.
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Воспитатель: Поиграем в игру «Мяч не трогать или поймать – постарайтесь отгадать»:
(Дети стоят в кругу)
Вы должны поймать мяч, если услышите в слове звук Ж, либо спрятать руки за спину, если звука в слове не окажется:
ЖУРАВЛЬ, ЖИВЁТ, ПАУК, МУХА,СНЕЖИНКА,ЖИРАФ,МОРЖ
Молодцы, справились с заданием.
- Назовите слова, в которых нам ещё встречается при произношении звук Ж.(Называют слова)
Молодцы. Предлагаю отдохнуть и сделать зарядку.
(Физминутка под музыку)
- Выучим чистоговорку со словом МОРЖА где встречается звук Ж.
ЖУ-ЖУ-ЖУ - В зоопарк пришли к моржу.
ЖА-ЖА-ЖА - Испугались мы моржа.
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ - Сидят птички на морже.
ЖУ-ЖУ-ЖУ - Рыбку бросили моржу.
ЖИ-ЖИ-ЖИ - Очень мирные моржи.
ЖИ-ЖИ-ЖИ- не страшны совсем моржи.
Отправимся дальше, проходите за столы.
Вспомним, что звуки произносим, а на письме звуки обозначаются буквами. (Включаю алфавит на телевизоре). Где находится буква Ж?
- А что получится, если мы соединим Ж с другими буквами. (Дети читают слияния на телевизоре)
- А теперь ребята, поможем пингвинчику выполнить задание. (Включаю телевизор)
- Следующее задание: мы с вами должны составить схемы к словам. (Включаю телевизор с картинками слов и схем)
(дети выходят по желанию к компьютеру, при помощи «мыши» выполняют задание)
Итог занятия:
Куда мы совершили путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Какие задания понравились, и вы бы хотели поиграть ещё?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Знакомство со звуками (Л) и (Ль) и буквой Л»
МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" Город Смоленск Выполнила воспитатель: Титова Ольга Игоревна Смоленск 2022 год. Образовательная деятельность по разви...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)
Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)
Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»
Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...
Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"
Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...
Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Фь. Дифференциация звуков Ф-Фь»
Конспект является продолжением программы для старших дошкольников с ТНР по ознакомленю со звуками речи в рамках занятий по логоритмике. Для занятия подобраны интересные и доступные задания, игры, упра...
«Знакомство со звуками (Л) и (Ль) и буквой Л» (Апрель 2024 год)
Познакомить детей со звуками [Л], [Ль] и буквой Л....