Кружок фольклорного объединения «Хомусчаан»
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа)
варган (хомус -як.)
план кружка игры на варгане для старшей и подготовительной групп
Этнокультурная направленность образования в Республике Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, проживающих в республике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
homusits.docx | 57.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Звездочка» с.Жиганск Жиганский национальный эвенкийский район Республика Саха (Якутия)»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«ЦРР» - д/с «Звездочка» с. Жиганск
________ Анисимова В.С.
«_____» _________ 2022г № _____
Рабочая программа
Кружок фольклорного объединения «Хомусчаан»
на 2022-2023 уч.год
:
Михайлова А.Р.
Пояснительная записка
«Родной край, его история» - писал академик Александра Николаевна Христофорова, - «Основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно- нравственного развития и воспитания личности. Основным содержанием духовно- нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Основным принципом образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в много национального государства. В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Такой подход даст возможность удовлетворить культурные и языковые потребности народов России.
Этнокультурная направленность образования в Республике Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, проживающих в республике, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.
Общество нуждается в нравственной эволюции
Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовать их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения.
По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодежи достаточно высок.
Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.
Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей. Все приемы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества. В современном воспитании ребенка умелое использование народной педагогики могло бы принести хорошие плоды.
Одним из мощных традиционных средств воспитания, является при общение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с её жанрами, а самая негативная
тенденция в том, что сегодняшнее поколение не являются его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребенка в современных условиях.
О важности присутствия в жизни ребенка огромного пласта народной педагогики, а именно, - детского фольклора, пишет Г.С. Виноградов: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор».
Чтобы восстановить интерес к народному творчеству, в объединении используем приемы народной педагогики, которые приемлемы в современных условиях. Здесь огромную роль играет фольклор, все жанры которого в основном адресованы правому полушарию, отвечающему за образное мышление и эмоции. Без правильно сформированного аппарата у детей происходит срыв адаптации в виде неврозов, неадекватного и асоциального поведения.
Актуальность
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях.
Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.
Данный курс поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых.
Новизна
Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:
-любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;
- осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, многонационального российского народа, труда, творчества;
- уважение к другим людям, достигать взаимопонимания;
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
• Ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом - хомусом (варганом);
- Формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития якутского фольклора;
- Создание условий для развития музыкальных и творческих способностей, ответственности, социальной активности, аккуратности.
- Формирование устойчивого интереса к якутскому фольклору;
- Развитие слуха и голоса у детей;
- Формирование голосового аппарата, чувства ритма, муз-слуховых представлений.
- Приобщение к концертной деятельности (конкурсы фестивали).
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Для реализации программы используются:
- Принцип естественности;
- Принцип востребованности;
- Принцип преемственности;
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- Принцип наглядности;
- Принцип коллективного творчества;
- Принцип воспитания ребенка в радости. Ожидаемые результаты от реализации программы:
- расширение возможностей для приобщения учащихся к якутскому фольклору;
- получение спектра информации эстетического содержания; комплекса знаний и навыков хомуса (варгана); знаний по якутскому фольклору и культуре; практических навыков для самостоятельного исполнительства.
Программа адресована детям начального и среднего возраста:
- Подготовительного ( лет).
- Старшая гр ( лет).
Программа занятий рассчитана на 4 часов в неделю. Занятия проводятся 5 раз в неделю. В программу включены общие сведения о якутской народной культуре, отражены история, культура и якутский фольклор, основные жанры якутского фольклора, ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом - хомус (варган).
Содержание занятий разнообразно
Например:
-разучивание якутского танца «Осуохай»
-разучивание национальном музыкальном инструменте - хомус (варганом), -слушание музыкальных записей,
Занятия курсов несут комплексный подход и нестандартную форму проведения, тем самым способствуют достижению цели данной программы.
Ожидаемый результат:
Участники ансамбля должны освоить:
- Основные жанры народного творчества и фольклора народов Якутии;
- Основное содержание наиболее значимых эпических произведений устного творчества народа Саха (осуохай).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН занятий фольклорного кружка «Хомусчаан» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | |||
2. | Что такое якутский фольклор? | 1 | ||
3. | Якутский хомус | 1 | ||
4. | Техника игры на хомусе | 11 | ||
5. | Приемы игры на хомусе | 11 | ||
6. | Импровизация на хомусе | 11 | ||
Итого | 2 | 33 | 36 |
Тематическое планирование
№ | Темы | Содержание разделов программы | Количество часов |
1 | Давайте познакомимся Цель: увлечений, интересов, творческих умений и навыков детей в танцах и т.д. Оборудование и материал: варганный инструмент |
| 1 |
2 | Фольклор и народное творчество моими глазами Выявление уровня Цель: восприятия детьми богатого пласта. |
| 1 |
3 | Примерный план занятия фольклорного кружка на тему: «Чарующие звуки хомуса» План занятия рассчитан для младшей группы фольклорного ансамбля | Цель: Ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом – ХОМУС (варганом), развитие познавательных инструментов | 3 |
Литература для педагога и детей
- Неустроева М.Д., Елисеева М.И. «Ураанхай саха огото» - Якутск, 1998;
- Серошевский В.Л. «Якуты» - М, 1993;
- Ксенофонтов Г.В. «Северные якуты» - Якутск, 1976;
- Ксенофонтов Г.В. «Ураанхай-сахалар», том I в 2-х книгах - Якутск, 1992;
- Березкин И.Г. «По следам наших предков и современников» - Якутск. 1987;
- Чехордуна Е.П. «Земля олонхо» - Якутск, 1997;
- Андросов П.Х. «По старинным легендам» - Якутск, 2004;
- Шамшурин Ю.И., Егоров П.И. «Край наш родной - Якутия» - М, 1972;
- Герасимова М «Саппай уопсан» - Якутск. 2002;
Примерные планы занятий
Примерный план первого занятия для младшей группы фольклорного кружка.
Занятие 1. Тема: «Давайте познакомимся»
- Цель: Выявление увлечений, интересов, творческих умений и навыков детей в танцах и.т.д.
- Оборудование и материал: видео - аудиотехника, варганный инструмент (хомус) и.т.д.
Примерный план первого занятия для средней (старшей) группы фольклорного кружка.
Занятие 2. Тема: «Фольклор и народное творчество моими глазами»
- Цель: Выявление уровня восприятия детьми богатого пласта фольклора и народного творчества и умения отразить её в том или ином жанре народного творчества.
- Оборудование и материал: видео - аудиотехника, национальные музыкальные инструменты (хомус, ударные инструменты и.т.д.) и.т.д.
- Виды деятельности: наблюдение, поиск фольклорного материала, подготовка и показ номера с самостоятельным выбором сюжета, постановки.
Пример плана занятия фольклорного кружка на тему:
«Чарующие звуки хомуса»
План занятия рассчитан для младшей группы фольклорного ансамбля.
- Цель: Ознакомление детей с национальным музыкальным инструментом - хомусом (варганом). Развитие познавательных интересов,
- Оборудование и материал: видео - аудиотехника, варганный инструмент (хомус), записи хомусной музыки, книги по тематике, якутская утварь, березка украшенная саламой.
Педагог: Дорооболорун,! Здравствуйте! Норуон норгуй!
Я очень рада видеть всех Вас сегодня на нашем занятии. И в начале занятия я хотела бы узнать ваше настроение. У Вас на столе лежат рисунки изображающие облака и солнышки. Если у Вас хорошее настроение возьмите рисунок «солнышко», а если не очень - рисунок «облачко», наклейте их на лист ватмана (дети выполняют задание, после окончания педагог вывешивает лист ватмана с «тучками» и «солнышками»).
Ребята, с давних времен наши предки приветствие друг друга начинали с благословения. С восходом солнца обращались к солнцу с пожеланием хорошего дня. Такое приветствие в народе называется алгыс. Я предлагаю начать наше занятие с алгыса. (Вслед за педагогом детьми произносится алгыс).
В давние времена приветствуя друг друга, обращаясь к солнцу, каждый просил для себя, для своих родных хорошего дня, а давайте посмотрим, изменилось ли наше настроение после нашего благословения. Прошу выбрать рисунок соответственно Вашему настроению. Теперь приклеиваем на другой лист ватмана. Посмотрим, в нашей общей картинке больше ярких солнечных цветов значит, наше настроение улучшилось.
Ребята, начинаем наше занятие, как всегда с наших упражнений для правильного дыхания. Прошу всех встать. Приготовились, расслабились, глаза закрыты (включается варганная спокойная музыка). Вдыхаем воздух через нос и выдыхаем через рот. Это упражнение делаем 3 раза. Все мышцы расслаблены, начинаем с звука «а», «о», «у», с дифтонга «иэ», «уо», «ыа»
(включается видеоряд с видами природы в разные периоды года)
В далекой древности наши предки свою радость от того, что прошла долгая холодная зима, что пробудилась от зимней спячки, природа цветет всеми красками, выражали игрой на хомусе.
Сегодня тема нашего занятия «Чарующие звуки хомуса». Какие бывают звуки весны? С чем они связаны? /дети отвечают\.
Мы на прошлом занятии посмотрели видео-сюжет. «Импровизация на хомусе на весенние темы». Дома вам необходимо было перенести в рисунок, то что вы представили когда слушали волшебные звуки хомуса.
Педагог: Хомус - древний инструмент, распространенный по всему миру, но только в некоторых странах сохранили его в первозданном виде, и нигде так не любят его музыку, как в республике Саха. Хомус является для народа Саха традиционным музыкальным инструментом. Хомус - это удивительный музыкальный инструмент. Через игру на хомусе наш народ выражает свою душу, свою любовь и стремление, веру в счастье и радость.
Хомус - очень простой инструмент, умещающийся в ладони, но обладает богатейшими возможностями для передачи эмоционального и душевного состояния исполнителя. С виду неприметный хомус таит в себе необыкновенные возможности, ибо способен извлечь из себя все многообразие естественных звуков, как бы рожденных самой матерью-природой. Игра на хомусе всегда неповторимая импровизация, свойственная каждому исполнителю. В любое время года в музыке хомуса можно услышать топот скакунов, дыхание весны, звуки капели и пробуждающейся природы, радостное пение жаворонка и кукушки. Играя на волшебном хомусе можно развеять тоску и печаль, играя на нем можно излечиться и исцелить других от болезней. Ведь музыка хомуса исходит от сердца исполнителя и потому оказывает положительное воздействие на человеческий организм, помогает раскрытию его скрытых возможностей. Научиться играть на хомусе может каждый. Ведь у каждого человека есть потайная поющая струнка души, которую он может выразить через хомус.
Педагог: Дети, еще какие возникают ассоциации с звуками хомуса? Как Вы считаете, звуки хомуса имеют цвета? /дети отвечают/.
Педагог: Ребята, Вы слушали все одну и ту же музыку, а какие разные получились картинки и рассказы. Действительно хомус очень колоритный народный инструмент. А теперь делимся на три группы:
- группа - дети импровизируют на хомусе;
- группа - в ритме игры на хомусе играют на национальных ударных инструментах (дунур, дьага);
- группа - показывает произвольными танцевальными движениями то, что они слышат в музыке хомуса.
В начале праздника ысыах хомус звучит еле слышно, потом звучание усиливается, но неторопливо и постепенно, как-бы приближаясь издалека. Раньше ысыах начинали с восходом солнца поэтому переходом к основной теме служит подражанию пению жаворонка, кукушки, проснувшихся с первыми восходами солнца. В основной части слышны радость, оживление собравшихся, мелодии их радостных песен, танцев перемешивающихся с голосами играющих детей, птиц, топотом и звучание капель.
Педагог: Давайте, все вместе исполним композицию «Ысыах»;
Дети: Первая группа - тихо начинает игру на хомусе;
Вторая группа - подражает игрой на хомусе звучание капель;
Третья группа - подражает игрой на хомусе пение кукушки;
Педагог: Ребята, мы сегодня познакомились с чарующими
Звуками хомуса, узнали много интересного и полезного, побывали в тундре, праздновали наш любимый праздник Ысыах. Услышали разнообразие звуков и их оттенков.
ЯКУТСКИЙ ХОМУС ХОМУС ЗЕМЛИ ОЛОНХО ЛУЧШАЯ ИГРА НА ВАРГАНЕ
Хомус - инструмент широко распространенный по всему миру. У якутского народа, с глубокой древности сохранился хомус, вмещающийся в ладони, но обладающий способностью петь голосом живой природы. Только в одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь, превращая его в любимый всеми инструмент.
Однако хомус - не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека.
Хомусы изготавливались из дерева, кости и железа. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.
ТЕХНИКА ИГРЫ НА ХОМУСЕ
Способы фиксирования хомуса
При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и приоткрыв зубы, освобождая место для колебания язычка, прижать наружные щечки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.
Если вначале это не удается, то можно держать хомус между зубами. В первое время лучше, когда концы корпуса находятся на уровне средних зубов. А потом можно сдвинуть хомус правее.
Извлечение звука
Хомус звучит за счет колебания язычка, поэтому на всем протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались.
При извлечении основного звука язык убирается назад, чтобы не мешал колебанию язычка, производится удар указательным пальцем по язычку путем вращения правой кисти вокруг суставов в сторону плеча. Звучание хомуса удлинится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя.
Чтобы усилить звук необходимо сомкнуть губы гак. чтобы они обхватили корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.
Приемы ударов по язычку
Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки. Локоть при этом не двигается и опущена вниз. Согнутый палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди.
Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным.
Если два этих приема применять вперемешку, получается переменный удар.
Способы дыхания
Основным способом является вдыхание. Вдыхать можно и нужно по-разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз.
При быстрой игре необходимо использовать при дыхании мышцы брюшного пресса, диафрагмы. Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу колебания, значит, силу и время звучания.
Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса. необходимо дышать с помощью мышц живота. Если «качать» воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.
Движение губ
Если во время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит трудно использовать его при игре. Если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движению язычка.
Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания можно извлекать самые разнообразные звуки.
Изменение звука
Прием игры "Хаастатыы" Прием игры
1,2,3,4 — места касания "Куерэгэйдетии"
кончиком языка при стрелки показывают
произнесении звуков л, ль направления движения
языка при многократном
произнесении звука й или
слогов йа-йа, йо-йо, йе-йе, йу-йу.
Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку необходимо иметь хороший слух и научиться слушать звучание.
Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении звука «О», при этом язык уходит назад и ротовая полость максимально расширяется.
Подражание жаворонку - широко распространенный прием еще с давних времен. Язык держать так, как будто выговариваешь «ый-ый-ый» и двигать им вперед-назад в быстром темпе, не касаясь твердого нёба.
Подражание гусиному пению - также традиционный прием. При этом язык движется примерно так же, как при подражании жаворонку, но кончик языка в этот раз двигается, касаясь нёба и отрываясь от него, т.е. образуя артикуляцию слога «ля». Чтобы подражать кукушке, напрягаешь мышцы глотки, язык держишь, как будто выговариваешь звук промежуточный между «Э» и «О» и после удара по язычку, двигаешь языком, беззвучно выговаривая «хах-кук».
Остановить колебание язычка можно резким вдыханием воздуха в себя, а также путем обхвата его конца губами. Последний эффективнее первого и удобен при постепенной остановке звучания.
Если тормозить губами язычок, можно получить звук, похожий на весеннюю капель. Такой звук называется «табыгыр». Это сложный прием, можно поранить губы. Проще остановить язычок, прижимая к нему палец левой руки. С помощью коротких звуков можно подражать топоту копыт, весенней капели, стуки дятла, барабанной дроби и т.д. Любой желающий может научиться играть на хомусе. Чтобы овладеть всей техникой игры, нужны систематические занятия, упорство, настойчивость и большое желание.
ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ХОМУСЕ
Существуют внешние, артикуляционные и внутренние группы. Внешними называются приемы игры на хомусе, связанные с различными движениями (ударами) пальцев правой руки о языках хомуса и способствующие порождению всех других артикуляционных и внутренних приемов.
Прием «наар охсуулар»- односторонние удары образуется при легком подергивании кончика язычка хомуса средним коленком указательного пальца. Разновидностей односторонних ударов, зависящих от ритмичности и динамичности исполняемых мелодий или импровизаций, множество.
Прием «хардары-таары охсуулар»-двусторонние удары образуется путем чередующихся двусторонних (от себя и на себя) ударов о язычок хомуса. По сравнению с односторонними ударами данный прием более разнообразен, богаче, благодаря «экономному» обратному удару, при котором затрачивается меньше усилий, чем в убыстренных односторонних ударах.
Прием «Тарбах араа охсуулара» — варианты ударов пальцами появился в 70-х годах, благодаря деятельности талантливейших хомусистов-виртуозов С.Шишигина, А. Пахомова. Варианты ударов реализуются посредством комбинированных движений всех пальцев и ладони правой руки исполнителя при мгновенном ударе о язычок хомуса.
Прием «табыгыр» -стаккато, впервые созданный И.Е.Алексеевым, образуется при нажатии основания язычка хомуса большим пальцем левой руки и «задержки» губами вибрации язычка инструмента.
Артикуляционными называются группы приемов игры на хомусе, образуемых при обязательном участии артикулирующих органов речи исполнителя (языка, объема и частей полости рта, зева, гортани, носовой полости, фарингса).
Прием «н оон» -основной тон образуется при нулевой артикуляции органов речи, т.е. без движения воздуха в полости рта, без движения всех артикулирующих органов речи. Данный прием применяется для настройки, поиска искомого звука хомуса.
Прием «уосооно» основан на физическом участии губ, преимущественно при исполнении мелодий, импровизаций с губными звуками о,„ б, в, м.
Прием «хаас татыы» — гусиное пение является традиционно развитым способом игры, акустический эффект которого принимается слушателем как подражание гусиному пению. Артикуляционной базой «хаастатыы» служат мгновенные и размеренные касания кончиком языка альвеол или различных участков твердого (редко и мягкого) неба. То излюбленный прием якутских хомусистов, который используется при оформлении любой импровизации или попурри.
Прием «рэгэйдэтии» -пение жаворонка является исконно традиционным и образуется при ритмичном движении языка исполнителя по полости рта (горизонтально, без касания твердого неба и боковых стенок рта). Кончик языка при этом не должен соприкасаться с колеблющимся язычком хомуса. рэгэйдэтии» акустически воспринимается как непрерывное звучание хомуса в виде трели жаворонка.
Прием «бэлэ сооно»- глоточный звук образуется при мгновенном смыкании и размыкании глотки исполнителя. Он весьма употребителен при импровизации с убыстренными темперированными структурами.
Прием «э» — кукушка представляет собой еще более сложную артикуляционно- акустическую модуляцию глоточно-зевного участка. Воспринимаемый звук э» достигается путем выражения речевого сегмента типа кхах-куух посредством указанных участков дыхательно-речевой полости. Автором э» является хомусист Александр Пахомов.
Прием «сыыйа тардыы» — умеренная игра является традиционно-специфичной манерой игры на хомусе, используемый при монологическом повествовании, лирической импровизации. Умеренно-размеренный темп игры сопровождается фоновыми оттенками двуголосия, динамичными периодами на стыке музыкальных фаз.
Прием «хос ырыа» — двуголосие, в отличие от оттенков «сыыйа тардыы», изображается постоянными синхронными мелодико-обертоновыми линиями музицирования.
Прием «мурун оонньуу» — носовой звук образуется при смыкании мягкого неба с задней стенкой языка, при котором воздух свободно проходит через полость носа и звуки приобретают носовой оттенок.
Во внутреннюю группу приемов игры на хомусе объединяются й» и «тыыныы араастара».
Прием «й» — гортанно-легочный звук образуется в результате подъема мягкого неба в положении артикуляции звуков, н, м и остановки дыхания и напряжения стенок глотки, гортани. При этом образуется единая «труба»-резонатор и акустически воспринимается объемный характер звучания хомуса.
Приемы «тыыныы араастара» — разновидности дыхания образуются при самых различных ритмических вариантах вдоха и выдоха исполнителя в момент игры на хомусе. Их можно распределить на одинарный вдох-выдох, двукратный вдох-выдох, многократные вдох- выдохи. Возможны также разновидности только вдоха и выдоха, т.е. вдох делится исполнителем на несколько ритмизированных компонентов. Аналогичным же образом можно регулировать и выдох.
ОБ УЧЕБНОМ РЕПЕРТУАРЕ
Игра на хомусе в основном имеет тематически направленный импровизационный характер. Сильно развито лирическое уйуу»- воспевание, всегда связанное с явлениями родной природы и состоянием душевных переживаний исполнителя. Особое внимание в учебном процессе уделяется стилю уйуу», господствовавшем в деятельности хомусистов старшего поколения, уйуу» отличается от импровизации прежде всего звуко-извлекательными приемами, связанными с речевой артикуляцией. При этом наряду с мелодической линией синхронно произносятся слова о том, что воспевается. Голосовые связки в таком случае не вибрируют, а акустический эффект текста воспевания достигается путем особой артикуляции речевых органов (языка, мягкого неба, полости носа, губ и др.).
В начальной стадии обучения игры на хомусе используются традиционные народные мелодии-куплеты «Биэ-биэ-биэ», ыт-тыа», уохай» (без перевода).
Мелодия «Биэ-биэ-биэ» состоит из повторяющегося одного слова биэ, которая доступна каждому начинающему хомусисту.
Биэ-биэ-биэ Биэ-биэ-биэ Биэ-биэ-биэдаа Биэ-биэ-биэ
Данная мелодия прежде всего применяется при обучении новичка для извлечения первых звуков на хомусе. при котором одновременно используются ритмичные удары, умеренное дыхание, движение всех артикулирующих органов.
АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ ПРИЕМ ПОЛУ УЛЫБКА
Важнейшим элементом игры на варгане является артикуляция гласных. Более того, многие традиции, игры используют этот прием в качестве основного. Если мы правильно и красиво поем гласный звук, то в этот момент начинают рождаться обертона. В момент перехода от одной гласной буквы к другой рождаются многочисленные резонансы в пазухах черепа, что добавляет невероятную красоту и колорит звучанию.
Артикулируемые гласные звуки делятся на две категории: открытый и закрытый звук. Звук, который резонирует в ротовой полости при закрытой гортани, называется закрытым. В том случае, если подхватываемый равномерным дыханием он опускается глубоко внутрь тела, он является открытым.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений с хомусом, мы настоятельно рекомендуем пропеть гласные голосом. При этом старайтесь ощущать, как внутри вас рождаются обертона, как вибрация распространяется внутри тела. Очень полезным упражнением является пение слога «ОМ». При этом издаются звуки А О У М. «А» рождается в корне языка; «У» появляется из середины; «М» возникает на кончике языка при смыкании губ; «О» промежуточная стадия между «А» и «У». Таким образом звук плавно должен переходить один в другой. «М» звучит в два раза дольше чем «А», «О» и «У». Подобная практика, научит вас слышать обертона в собственном голосе и сделает его громче, звонче и увереннее.
Артикуляция открытых звуков «а-о-у-и» На каждый звук приходится один удар по язычку, все четыре звука произносятся сначала на вдохе, затем на выдохе. Дыхание ртом.
Артикуляция открытых звуков «иу-оа».'На пару звуков приходится один удар по язычку, все четыре звука произносятся сначала на вдохе, затем на выдохе. Дыхание ртом
Артикуляция гласных «аа». При этом первый звук «А» закрытый плавно переходящий во второй открытый «А». Оба звука на один удар. Четыре повторения на вдохе, четыре на выдохе
Полуулыбка относиться к классу приемов, которые исполняются только при помощи губ. Технически, исполнение приема довольно простое - достаточно лишь немного улыбнуться уголком рта. Из-за образующейся вследствие этого щели, меняется распространение звуковой волны внутри рта. При определенной сноровке, можно получить довольно интересные звуки.
На один удар, совершаем два движения уголком губ. Выполнять на задержке дыхания. Постепенно увеличиваем количество полуулыбок на один удар.
Фиксируем положение губ в полуулыбке, и в совершаем вдох-выдох в образовавшееся отверстие. На один удар приходится по одному вдоху-выдоху.
ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА ПОЛОСТИ РТА
Меняя объем полости рта в процессе игры мы добиваемся эффекта повышения и понижения тональности. При максимальном объеме, звук низкий и утробный, при минимальном - высокий и слегка свистящий. Основной способ уменьшения пространства внутри рта, это перекрытие языком. Достигается следующим образом: язык от корня волнообразным движением поднимается вверх, постепенно покрывая собой нёбо. В конечной стадии движения, он останавливается на грани соприкосновения с язычком. При этом, между языком и небом можно оставить небольшую щель, с целью извлечь открытые звуки.
Исходное положение полости рта: зев открыт, объем максимально увеличен, язык лежит внизу. На один удар, совершаем плавный подъем языка кверху. Сначала корень, затем среднюю часть, и кончик. Подъем совершать плавно, без разбивки на фазы
ДИАФРАГМА И ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ
Прежде чем приступить к описанию упражнений для диафрагмы, хотелось бы сказать два слова, об этом хитром устройстве тела.
Диафрагмой, называется мышечная перегородка, отделяющая легкие от брюшной полости. Кроме того, это тот орган, который и должен осуществлять процесс дыхания. Таково его предназначение. Но, к сожалению, современный человек (особенно женщины), утратил способность к дыханию диафрагмой, и она остается задействована в крайне малой степени. Сейчас самым распространенным типом дыхания является ключичное и грудное дыхание. Их огромный недостаток в том, что при вдохе задействованы в лучшем случае верхняя или же средняя часть легких. Опуская аспекты негативного влияния на здоровье, скажем, что такие способы дыхания крайне малоэффективны для играющего на варгане.
Существует также так называемое брюшное дыхание - оно наиболее распространено у мужчин, в этом случае, задействована нижняя часть легких и частично верхняя и средняя.
Для более эффективной игры на хомусе необходимо освоить полное дыхание - наиболее полезный и естественный для человека способ. Подробное описание этого типа дыхания можно найти в любой литературе посвященной хатха йоге. Мы лишь вкратце опишем его суть.
Фаза вдоха начинается с того, что мы выпячиваем живот, стараясь делать вдох именно им - таким образом, наполняется нижняя часть легких. Следом, мы расширяем объем нашей грудной клетки, последовательно, снизу вверх, также заполняя ее воздухом. Конечной фазой вдоха, мы заполняем верхушки легких так, чтобы у нас приподнялись плечи и ключицы. Цикл рекомендуется выполнять стоя максимально прямо. На выдохе, мы опускаем плечи, освобождая верх легких от воздуха, при этом, живот немного выпячивается вперед, затем опускаем ребра вниз, и в конце, освобождаем низ легких, слегка подтягивая живот. Очень важно, чтобы при выдохе вышел весь имеющийся воздух!!! При некоторой практике, все фазы движения должны быть неразрывно с собой связаны, т.е. вдох и выдох происходят плавно и волнообразно.
При таком типе дыхания, диафрагма задействована максимально эффективно. При вдохе, она опускается вниз, освобождая пространство для воздуха (поэтому живот и выпячивается), в конечной стадии выдоха, она максимально подтянута вверх. Ежедневно, по несколько минут в день, практикуя полное дыхание, вы научитесь дышать диафрагмой, что будет способствовать как улучшению качество звука, так и улучшению качества вашего тела, т.е. попросту станете намного лучше себя чувствовать физически.
Помните! Во время игры на варгане, вне зависимости от стиля игры, мы ВСЕГДА должны дышать именно диафрагмой.
ДРОЖАНИЯ ДИАФРАГМЫ
Существует огромнейшее множество алгоритмов движения диафрагмой, и на основе этого создаются различные дыхательные приемы и паттерны. Их количество ограничено лишь фантазией исполнителя и его физическими возможностями. В данном пособии, мы рассмотрим лишь общие принципы, которые в дальнейшем можно самостоятельно преобразовать в целые классы приемов. Первое с чего мы начнем это дрожания диафрагмы. Для того, чтобы лучше понять суть дрожаний рассмотрим смех. Попробуйте имитировать смех, положив руку на живот, и вы почувствуете мышечные сокращения. Это толчки диафрагмой усиленные резкими сокращениями мышц брюшного пресса. В этот момент диафрагма выталкивает воздух наружу серией резких сокращений. Если за каждым таким сокращением, последует короткий резкий вдох, то это уже дрожания.
Приведенные ниже упражнения помогут лучше понять и прочувствовать суть дрожаний
Нанеся удар по язычку, совершаем серию микро выталкиваний воздуха, имитируя смех. Стараемся голкать воздух животом. Г ортань в этот момент расслаблена, и не совершает никаких движений.
Нанеся удар по язычку, совершаем одно выталкивание на чуть большей амплитуде чем в упр. 1, и следом, совершаем резкий вдох так, чтобы количество воздуха при выталкивании, примерно равнялось количеству при вдохе. Постепенно увеличиваем темп.
На один удар, совершаем три коротких и резких вдоха и выдоха. Вдох и выдох равны по объему. Таким образом, по завершении выполнения упражнения, в легких остается то же количество воздуха, что и вначале.
Наносим удар по язычку, затем, после небольшой паузы, совершаем резкий вдох, следом выдох, и тут же вдох. Весь паттерн совершается на один удар. Стараемся уменьшить амплитуду до предела. При этом, вибрация должна уходить как можно ниже в живот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный кружок на базе детского сада
Фольклорный кружок на базе детского сада Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребёнок открывает...
Образовательная программа объединения кружок «Волшебная кисточка»
В предлагаемой системе работы, подобраны занятия с нетрадиционной техникой рисования, ориентируясь на задачи в программе, возрастные возможности детей и времена года. Занятия по рисо...
Буклеты "Как правильно выбрать кружок для ребенка", "Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения", "Темперамент ребенка и выбор кружка", "Особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка"
4 буклета о том, чем руководствоваться при выборе кружка для ребенка...
Выступление на городском методическом объединении "Фольклорный праздник"
Ознакомление воспитателей с деятельностью детского сада по поликультурному воспитанию детей....
Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...
Выступление с докладом на методическом объединении музыкальных руководителей «Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками»
Приобщая детей к Донской музыкальной культуре, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отноше...
Дополнительная общеобразовательная программа фольклорного объединения «Хомусчаан»
Дополнительная общеобразовательная программа фольклорного объединения «Хомусчаан» является модифицированной, имеет художественную направленность, предназначена для ознакомления и изуч...