Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
материал (подготовительная группа)
Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
Цель: привлечь педагогов к изучению данной темы, посредством приобщения их к культурному наследию.
Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Сейчас я хочу провести разминку со всеми, кто собрался в этом зале, а разминка называется: Определи жанр устного народного творчества.
«Друг познаётся в беде» (пословица)
А коток, а коток,
Кучерявенький лобок,
Украл бабушкин клубок
Да и спрятал в уголок.
А бабушка догнала
И за ушко подрала. (потешка)
Русский медленно запрягает, да быстро едет (поговорка)
«Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки» (частушка)
«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним» (поговорка)
«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)
Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе На медвежьей тропе! (закличка)
Сидящие в зале педагоги делятся на две команды (Сударушки и Марьи Искуссницы.)
Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».
1 Конкурс: Игра «Собери пословицу» (Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.)
- Ле ни ться да гу лять доб ра не ви дать
- Вол ков боя ться в лес не хо дить
- Жар кос тей не ло мит
- Без тру да не вы та щишь и рыб ку из пру да
- Ши ло в меш ке не ута ишь
- Че ло век без дру зей что де ре во без кор ней
Сказки
С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.
2 Конкурс: «Как герой сказки»
Задание: нужно не только вспомнить, но и спеть или сказать как герой из сказки.
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что пела коза своим козлятам?
3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
(Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!)
6. Что говорила в это время лиса?
(- Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!)
7.Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу.
3 Конкурс: «Загадки».
1.Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)
2.Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)
3.Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел, а всякий слышал ( эхо )
4.Что с земли не поднимешь? (Тень.)
5.Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)
6.Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)
7.Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)
8.Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий. Скороговорка – старинная забава, это игра - веселая и безобидная, а главное - очень и очень полезная. Играя в скороговорки, можно научиться четко и ясно произносить звуки. А ведь это так важно! Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.
4 Конкурс: «Скороговорки»
1. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны.)
2. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.)
3. Что летит от топота копыт? (От топота копыт пыль по полю летит.)
4.Кого увидел Грека в реке?( Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап.)
Заклички — важный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора. Это обращения к явлениям неживой природы - к солнцу, дождю, радуге. Иногда дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»).
Заклички «украшают» народную игру, делают её ярче, веселее. Звонкие детские голоса, выкрикивающие закличку, создают отличное настроение, побуждает к активному действию, вызывают наибольший интерес к игре.
5 Конкурс: Угадай, с какой игры закличка
Я монах в синих штанах, пришел за …
Или
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
Ответ: это игра «Краски»
Проходите, господа, открываем ворота,
Первой мать пройдёт,
Всех детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас.
Ответ: это игра «Золотые ворота»
Я ношу, ношу колечко
И кому-то подарю!
Ответ: это игра «Колечко»
Вам прислали сто рублей
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
"Да" и "нет" не говорите!
Ответ: это игра «Вы поедете на бал?» или игра «Фанты»
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
Ответ: это игра «Заря»
Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души.
В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные.
Приглашаются все педагоги на хороводную игру «Метелица».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Введение Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...
«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...
Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...
Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Семинар – практикум для педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...
мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...
Консультация для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Детский фольклор - это особая часть народной культуры,которая играет важную роль в жизни каждого народа...
Консультация для педагогов «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованиюэффективных педагогических средств при ознакомлении детей снародным творчеством....
- Мне нравится (2)