Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
материал (подготовительная группа)

Соложенцева Наталья Анатольевна

Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».

 Цель: привлечь педагогов к изучению данной темы, посредством приобщения их к культурному наследию. 

  Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа. 

      Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

     Сейчас я хочу провести разминку со всеми, кто собрался в этом зале, а разминка называется: Определи жанр устного народного творчества.

«Друг познаётся в беде» (пословица)

А коток, а коток,
Кучерявенький лобок,
Украл бабушкин клубок
Да и спрятал в уголок.
А бабушка догнала
И за ушко подрала. (потешка)

Русский медленно запрягает, да быстро едет (поговорка)

«Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки» (частушка)

«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним» (поговорка)

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)

Вихрь, вихрь, не на меня, 
А на злого старика! 
Он в мышиной норе На медвежьей тропе! (закличка)

     Сидящие в зале педагоги делятся на две команды (Сударушки и Марьи Искуссницы.)

            Пословицы и поговорки.  Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».

1 Конкурс:  Игра «Собери пословицу» (Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)

- Ле  ни  ться да гу  лять доб ра не ви дать

- Вол  ков боя  ться  в лес не хо дить

- Жар кос тей не ло мит

- Без тру да не вы та щишь и рыб ку из пру да

- Ши ло в меш ке не ута ишь

- Че ло век без дру зей что де ре во без кор ней

Сказки

     С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.

2 Конкурс: «Как герой сказки»

Задание: нужно не только вспомнить, но и спеть или сказать как герой из сказки.

1. Какую песенку пел Колобок?

2. Что пела коза своим козлятам?

3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

(Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!)

6. Что говорила в это время лиса?

(- Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!)

7.Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. 

3 Конкурс:  «Загадки».

1.Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)

2.Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)

3.Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел, а всякий слышал   ( эхо )

4.Что с земли не поднимешь? (Тень.)

5.Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)

6.Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)

7.Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)

8.Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)

     Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий. Скороговорка – старинная забава, это игра - веселая и безобидная, а главное - очень и очень полезная. Играя в скороговорки, можно научиться четко и ясно произносить звуки. А ведь это так важно! Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

4 Конкурс:  «Скороговорки»

1. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны.)

2. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.

 Надел кукушонок капюшон,

 Как в капюшоне кукушонок смешон.)

3. Что летит от топота копыт? (От топота копыт пыль по полю летит.)

4.Кого увидел Грека в реке?( Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап.)

Заклички — важный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора. Это обращения к явлениям неживой природы - к солнцу, дождю, радуге. Иногда дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»).

Заклички «украшают» народную игру, делают её ярче, веселее. Звонкие детские голоса, выкрикивающие закличку, создают отличное настроение, побуждает к активному действию, вызывают наибольший интерес к игре.

5 Конкурс: Угадай, с какой игры закличка

Я монах в синих штанах, пришел за …

Или

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

Ответ: это игра «Краски»

Проходите, господа, открываем ворота,

Первой мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Ответ: это игра «Золотые ворота»

Я ношу, ношу колечко

И кому-то подарю!

Ответ: это игра «Колечко»

Вам прислали сто рублей

Что хотите, то купите,

Чёрный, белый не берите,

"Да" и "нет" не говорите!

Ответ: это игра «Вы поедете на бал?» или игра «Фанты»

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

Ответ: это игра «Заря»

     Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души.

В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные.

     Приглашаются все педагоги на хороводную игру «Метелица».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Семинар – практикум для  педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...

мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...

Консультация для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Детский фольклор - это особая часть народной культуры,которая играет важную роль в жизни каждого народа...

Консультация для педагогов «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованиюэффективных педагогических средств при ознакомлении детей снародным творчеством....