Образовательная программа объединения кружок «Волшебная кисточка»
методическая разработка (рисование, младшая группа) по теме

Богданова Татьяна Михайловна

 

В предлагаемой  системе работы, подобраны занятия с нетрадиционной техникой рисования, ориентируясь на задачи в программе, возрастные возможности детей и времена года.  Занятия по рисованию проходят раз в неделю. Техники  нетрадиционного рисования, как ознакомительные проводятся раз в месяц. Дети младшего  возраста постепенно, начиная с простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений. На остальные занятия художественный материал представлен  на выбор ребенка, чтобы у детей не создавалось шаблона. Этот приём хорошо описан в методике Лыковой И. А. . Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой материал: это определяется тем, что предстоит изображать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Утверждена                                                                                             Утверждаю:

Педагогическим советом                                                                                     Заведующая МАДОУ № 27

МАДОУ № 27                                                                                                                       Бельченкова С. М.

Протокол                                                                                                         «      »                            2011 год

«    »                         2011 год                                                                           Приказ №

 

Образовательная программа объединения

       Кружок «Волшебная кисточка»

                                            Возраст обучающихся: 3-4 года.

                            Программа рассчитана на 1 год обучения.

                                                                Составлена: педагогом

                                                    дополнительного образования

                                                     МАДОУ № 27

                                                                           Богдановой Т.М.

                         2011 год

 Пояснительная записка

Изобразительная, художественно-продуктивная деятельность создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Цель работы кружка: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и научить  манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Способствовать закреплению положительных эмоций, стимулировать желание рисовать и самостоятельно выбирать способ изображения.

Задачей руководителя кружка является не только формировать и совершенствовать художественные навыки ребёнка, но и постепенно расширять содержание  изобразительной деятельности малыша.

Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Продолжительность её 37 часов.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 15 минут.

Форма занятия: практическая деятельность детей.

Проводятся выставки детских работ.

                                   ПРОГРАММА              

                              содержание

1

Рисование пальчиками: «Мой любимый дождик», «Весёлые мухоморы», «Рябинка», « Открытка  для мамы», Птички клюют ягоды»

2

Печатание ладошкой: «Осенний лес»(коллективная работа), «Солнышко » (коллективная работа), « Жили у бабуси два весёлых гуся», «Весенний денёк» (коллективная работа), «Наш аквариум» (коллективная работа) .

3

Оттиск пробкой, печаткой : « Ягоды и яблочки», «Моя любимая чашка», «Воздушные шарики», «Мои рукавички»,

« Папина машина»

4

Тычок жёсткой полусухой кистью: «Котёнок», «Ёлочка пушистая, нарядная», «Весёлый снеговичок», « Мимоза», «Укрась свитер»

5

Рисование ватной палочкой: «Мои игрушки»,  (коллективная работа),  «Божья коровка»

6

  Рисование «по мокрому»: « Зимняя вьюга»

7

Оттиск поролоновым тампоном: «Цветы для моей мамочки», « Подсолнухи», «Листопад», «Клубочки для котят»

8

Свободный выбор техники и рисования: «Цыплёнок и одуванчик», « Грибы в лукошке», «Мы рисуем, что хотим»

9

Рисование свечой: Волшебные картинки( Волшебный дождик», «Снежинки») 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

                         тема

Количество часов

1

 Рисование пальчиками

5

2

 Печатание ладошкой

5

3

 Оттиск пробкой, печаткой

5

4

 Тычок жёсткой полусухой кистью

5

5

 Рисование ватной палочкой

2

6

  Рисование «по мокрому»:

1

7

Оттиск поролоновым тампоном

4

8

Свободный выбор техники и рисования

8

9

Рисование свечой

2

                       

Итого:

        37

Список использованной литературы:

 1 Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.: Мозаика-        Синтез,2006.

 2 Комарова Т. С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-        Синтез,2006.

 3 Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Владос, 2004.

 4Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками.М.,2008.

 5 Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. М.: Мозаика- Синтез, 2010.

 6  Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.,2008.7

 7 Баранова Е.В. От навыков к творчеству. М.: Мозаика- Синтез,2009.

    8 Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми                                            3-7 лет.М.:Издательство «ГНОМ и Д»,2005.

    9Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. -   Творческий центр СФЕРА «Карапуз» М., 2009.

СУЩНОСТЬ

   В саду реализуется « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. В предлагаемой  системе работы, подобраны занятия с нетрадиционной техникой рисования, ориентируясь на задачи в программе, возрастные возможности детей и времена года.  Занятия по рисованию проходят раз в неделю. Техники  нетрадиционного рисования, как ознакомительные проводятся раз в месяц. Дети младшего  возраста постепенно, начиная с простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений. На остальные занятия художественный материал представлен  на выбор ребенка, чтобы у детей не создавалось шаблона. Этот приём хорошо описан в методике Лыковой И. А. . Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой материал: это определяется тем, что предстоит изображать.

          Осень- это период дождей, ягод, овощей и фруктов. С учётом этого и с учётом  цели по программе: учить рисовать короткие штрихи и линии карандашами, кистью, в  сентябре  первое занятие - «Осенний дождик». Показываем, что точки и короткие линии можно получать не только карандашами, фломастерами, кистью, но и пальчиками.

  В октябре учимся создавать ритмические композиции « Ягодки на кустиках», развиваем чувство ритма и композиции. Показываем возможность сочетания изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами, восковыми мелками и ягодок - ватными палочками или пальчиками (по выбору).

   В ноябре знакомимся с техникой печатания  картофелем. В этом месяце с учётом  цели программы: учить  рисовать слитные линии круговыми движениями, так же начинаем формировать умение создавать несложные сюжетные композиции. Рисуем «Яблоко с листочком и червячком». Показываем, что форму круга можно получить и способом оттиска (яблоко).

 Зима- это период снега, любимого детьми праздника-нового года. Поэтому  в декабре рисуем « Зимнюю вьюгу». Показываем детям возможность создания выразительного образа зимней вьюги, знакомим с техникой рисования «по мокрому»: с целью раскрепостить руку, свободно вести кисть по ворсу в разных направлениях.

     В январе рисуем нарядную ёлочку. Для изображения пушистой ёлки хорошо подходит способ тычка жёсткой, полусухой кистью. А наряжать её уже можно на выбор: пальчиками или  ватными палочками.

     В феврале проводим занятие « Мы рисуем, что хотим». С целью совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

   Весна-период приближающегося тепла,  распускающихся листочков и маминого праздника. Поэтому в марте мы рисуем открытки «Цветы для моей мамочки». На этом занятии мы знакомимся ещё с одним приёмом – оттиск поролоновым тампоном. Дети учатся рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растений (венчик, стебель, листья), упражняются в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цвет и размер кисточек.

   В апреле рисуем «Солнышко лучистое». Знакомимся с техникой печатания ладошками.

В мае рисуем сюжетную картинку  «Цыплёнок и одуванчик». Цель: учить создавать монохромные композиции на цветном фоне, обогатить возможности модульного рисования-создавать образы цыплят и одуванчиков приёмом «примакивание» (пальчиками, ватными палочками,тряпочкой-на выбор ребёнка). Таким образом, подводим детей к сюжетному рисованию.  

Кроме занятий важно поддерживать интерес у детей к рисованию с использованием нетрадиционных техник в свободное время. В группе создан  уголок по  изобразительной деятельности . Учитывая её тесноту , зона расположена рядом со столами для приёма пищи для удобства детей. Уголок наполнен всевозможным  материалом: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, уголь,  цветные мелки, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал.

    Наибольшим эффектом в предлагаемой системе работы является использование   незавершенных композиций. Лучше их вносить во второй половине дня, после тихого часа. Особенно эффективны незаконченные картины с учётом интересов детей и использованием наклеек, типа « Дороги для машин», « Мостик для Милы и Кузи» , «Лунтик в лесу»  , «Зимняя прогулка», « Пчелёнок и дождик» и другие .

     Для удобства реализации системы работы создана картотека видов и техник нетрадиционного рисования художественными материалами. Значимым является привлечение  родителей к пополнению материалов.

       Помимо того, что проводится чёткая педагогическая деятельность, существенным является участие родителей в групповых проектах-многие совместно с детьми создают  разнообразные рисунки и поделки. Итогом работы является организация выставок работ детей и родителей.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши занятия в ИЗО - студии" (Кружок «Волшебная кисточка

Представляю вашему вниманию творческие работы в разной нетрадиционной технике. Ведь все дети любят творить. Ребенок самостоятельно создает работу и осваивает ее, он быстро и успешно овл...

Кружок волшебная кисточка

quot;Волшебная кисточка"...

Осенние фантазии» Тематическая выставка детских работ (фотоотчет) Кружок «Волшебная кисточка»

В нашем детском саду прошла выставка творческих работ воспитанников   « Осенние фантазии», которые они выполнили совместно с педагогом.Красоту осенней природы и родных мест запеч...

Презентация "Нетрадиционная техника рисования с детьми 4-5 лет" Кружок "Волшебная кисточка"

данная презентация знакомит детей  с многообразием нетрадиционных техник рисования....

«Зимняя сказка» Тематическая выставка детских работ (фотоотчет) Кружок «Волшебная кисточка»

Мы с ребятами из кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка, решили изобразить зимнюю природу в разных состояниях и разными изобразительными и выразительными средствами. Но особе...

Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка»

Цель Программы: развитие художественно-творческих способностей обучающихся посредством использования нетрадиционной техники рисования. Развитие у детей мелкой моторики, фантазии, воображения средствам...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО (ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА.)

Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно ...