Выступление на городском методическом объединении "Фольклорный праздник"
статья

Соковцова Людмила Григорьевна

Ознакомление воспитателей с деятельностью детского сада по поликультурному воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gsp_skoro_v_shkolu.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Детский сад №7 «Аленушка»

Выступление на городской стажировочной площадке «Скоро в школу» для воспитателей подготовительной к школе группе

«Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре».

Подготовила     воспитатель

Соковцова  Людмила Григорьевна

г. Знаменск

2019 год

В последнее время наше общество очень часто обращает внимание на нравственно-патриотическое воспитание. Уважительное, понимающее, правильное отношение к родителям, взрослым, сверстникам, к самому себе, к своему дому, к Родине закладывается с раннего детства. Мы должны дать возможность каждому ребенку ощутить себя гражданином своей великой страны, с великой историей и воспитать в детях гордость, то самое «правильное» отношение ко всему, что его окружает в нашей стране.         Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества.                                          Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народовФольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществляется в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа. Наш праздник приурочен ко  Дню народного единства,  к его художественному наследию: в группе функционирует мини – музей «Русская изба».  Знакомим детей с народными промыслами  «Дымка», «Хохлома», «Гжель», «Городец», «Матрешка», с  русскими музыкальными инструментами  и др..  Приобщаем  ребят  к традициям проведения праздников,  досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю:  Рождество, Крещение, Масленица, День птиц, День земли, Троица и др.                                                                                                                          Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.                      Важно помнить, что праздники - это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка призвана служить познанию юными гражданами традиций и обычаев своего народа, развивать их мировоззрение, воспитывать в них высокие нравственные принципы и прививать тонкий эстетический вкус.

Источники:

Журнал «Музыкальная палитра» - Санкт-Петербург, за 2018 год

Журнал «Музыкальный руководитель» - Москва: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»,  за 2019 год

Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников – Ярославль: Академия развития, 2008

Зеленова  Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников – Москва: Издательство Скрипторий 2003, 2008

Программа Князева О.Л., Маханева М.Д.  «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры».   -  Санкт-Петербург: Издательство «Детство-пресс», 2004

Новицкая М. Ю. «Патриотическое воспитание в детском саду». -  Москва: Линка – Пресс. 2003

Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — Москва: Мозаика-Синтез, 2010.

Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. — Москва: - Мозаика-Синтез, 2010.

Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".

В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...

Выступление на городском методическом объеденении. «Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста. »

В своей группе я стараюсь наиболее рационально организовать режим ,чтобы дети как можно больше находились в движении....

Выступление на городском методическом объединении воспитателей

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...

Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"

Выступление в городском методическом объединении педагогов дошкольного образования в рамках проведения единого методического дня с докладом "Пепси-кола и вода"...