Выступление с докладом на методическом объединении музыкальных руководителей «Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками»
статья (старшая, подготовительная группа)
Приобщая детей к Донской музыкальной культуре, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.Изучение календарного казачьего фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Сценарии народных праздников посвящены разным циклам народного календаря. «Коляда пришла- козочку привела», «Святки на Дону», «Широкая Масленица», «Сороки», «Пасха», «Яблочный Спас», "Покровская Ярмарка", «День матери-казачки» - календарные праздники которые также является традиционными в нашем саду. В детском саду проходит традиционный обряд «Посвящение в казачата» очередного поколения малышей, воспитанников МБОУ. Готовя смену будущего казачества, мы стремимся приобщать наше самое младшее поколение к донским традициям, воспитываем подрастающее поколение в духе патриотизма и бережного отношения к истории, традициям донского края, любви к Отечеству.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 27
Выступление с докладом на методическом объединении музыкальных руководителей «Приобщение дошкольников к донской культуре
в процессе знакомства с обрядами,
традициями и фольклорными праздниками»
Музыкальный руководитель
Галактионова Е. В
г. Новочеркасск
2022г.
Детский сад – это второй дом и волшебный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Ответ на этот вопрос мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории малой Родины, музыкальному искусству Донского края, воспитании чувства гордости за свою семью, народ, Родину. Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Фольклорные казачьи праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, музыкальном искусстве, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Основные задачи:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— развитие восприятия музыки;
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
— обладает установкой положительного отношения к миру;
— обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,
— использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
— подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Фольклорный казачий праздник:- радость музыкального творчества и сотворчества
-это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции
- это возможности всестороннего развития ребенка
– это радость общения
-радость самовыражения
- радость раскрепощения и взаимообогащения.
На наших детских казачьих праздниках присутствуют разнообразные виды искусства Донского региона : музыка, литература, живопись, хореография, театр, пантомима. Таким образом, казачий фольклорный праздник является синтезом практически всех видов искусств. Это способствует проявлению детского творчества в различных видах деятельности.
Уже много лет в нашем дошкольном учреждении создаются условия для приобщения дошкольников к донской традиционной культуре (создан мини музей «Казачья горница» ,где собраны старинные предметы быта казаков; у воспитанников средних- подготовительной групп с помощью наших родителей сшиты казачьи костюмы; постоянно пополняется атрибутика к календарным песням, играм, танцам; создана картотека: казачьих песен, игр и танцев, сказок для семейного казачьего театра, записи на СД- диски старинных казачьих народных песен и современных авторских песен (композиторов г. Ростова, Таганрога, Новочеркасска,разработаны сценарии казачьих праздников разной тематики(«День рожденье Атамана Матвея Платова», «Крещение казака». «Проводы на службу», «Покровская Ярмарка в казачьей Станице», «Зимние забавы казачат», «Широкая Масленица» и т. д. Реализуя программу д/с «В краю Тихого Дона» знакомство дошкольников с фольклорным материалом возможно не только на музыкальных занятиях, но и кружковой работе, на интегрированных занятиях со специалистами ДО.
Главной целью является создание условий для приобщения детей к Донской музыкальной культуре, казачьим традициям и ценностям, развитие музыкально-творческих способностей.
Достичь цель помогает :
-совместная педагогическая деятельность МБОУ и Атамана и казаков станицы Ново-Баклановской по духовно-нравственному развитию и воспитанию дошкольников на традициях донского казачества (проводятся праздники, музыкально-спортивные мероприятия, экскурсии в казачий музей, Атаманский Дворец, ст. Старочеркасскую и д. р.);
-взаимодействие нашего МБОУ с творческими коллективами города, района, области через участие в разных формах совместной деятельности, одной из которых являются праздники.
Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:
-развивать интерес к культурным традициям Донских казаков;
-развивать интерес к казачьей народной и авторской музыке: песням, танцам, хороводам, переплясам, играм;
-расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
-знакомить детей с фольклором казачества.
- личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
-познакомить детей с историей казачьего быта, обычаями, традициями; ;
-привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к казачьим национальным традициям.
Особое внимание необходимо обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой. Освоить старинные детские игры, обогащая речь ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами. В этом отношении незаменимы казачьи песни, казачьи музыкальные игры - хороводы, дразнилки, шутливые диалоги.
В казачьих народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка. Использование в работе с детьми казачьих песен, народных игр, потешек, прибауток, считалок, закличек позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь.
Донской фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности.
1. Слушанье и восприятие
2. Пение сольное и ансамблевое
3. Народная хореография
4. Фольклорные игры
5. Игра на народных инструментах
6. Казачий народный театр.
Организация и проведение детских фольклорных праздников занимают особое место. Праздник – это синтез различных видов народного коллективного творчества. Проведение казачьих праздников, посиделок, вечерок является продолжением работы воспитанников на тематических занятиях по приобщению к истокам казачьей культуры, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал. В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение их воспитанниками на практике, в коллективном творчестве, т. к. праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т. е. дети непосредственно участвуют в различных видах творчества.
Изучение календарного казачьего фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Сценарии народных праздников посвящены разным циклам народного календаря. «Коляда пришла- козочку привела», «Святки на Дону», «Широкая Масленица», «Сороки», «Пасха», «Яблочный Спас», "Покровская Ярмарка", «День матери-казачки» - календарные праздники которые также является традиционными в нашем саду. В детском саду проходит традиционный обряд «Посвящение в казачата» очередного поколения малышей, воспитанников МБОУ. Готовя смену будущего казачества, мы стремимся приобщать наше самое младшее поколение к донским традициям, воспитываем подрастающее поколение в духе патриотизма и бережного отношения к истории, традициям донского края, любви к Отечеству.
Так, приобщая детей к Донской музыкальной культуре, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.
Проведение казачьих фольклорных праздников способствует не только приобщению детей к музыкальному искусству Донского края, но и дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить социальную креативность, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»
Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...
Выступление к презентации на методическом объединении музыкальных руководителей
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителейтема "Организация, подготовка и проведение праздника"...
ДОКЛАД НА ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ музыкальных руководителей дошкольных учреждений тема: «Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»
Доклад по парциальной программе "Волшебная палитра"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в работе с детьми с ОВЗ» НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ООП ДЛЯ ДЕТЕЙ
Взаимодействие специалистов и воспитателей по разработке и написанию ООП для детей с ОВЗ....
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей «Индивидуализация музыкально – эстетического развития ребёнка»
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является развитие личности, способной к самоопределению и саморе...
Доклад на районном методическом объединении музыкальных руководителей на тему "Патриотическое воспитание дошкольников"
В материале представлены формы и методы работы музыкального руководителя в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста...
Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".
Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".Проведение...
- Мне нравится (1)