Доминантное занятие по развитию вокальных навыков у дошкольников подготовительной группы «Весело играем, голос развиваем»
план-конспект занятия по музыке

Каландадзе Лидия Михайловна

Конспект открытого занятия Весело играем голос развиваем

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доминантное занятие по развитию вокальных навыков у дошкольников подготовительной группы «Весело играем, голос развиваем»

Подготовила: музыкальный руководитель Л.М.Каландадзе

Цель: на примере голосовых игр, дыхательных,  артикуляционных упражнений и распевания показать приёмы вокально-хоровой работы.

Задачи:

Образовательные:

-формировать у воспитанников понятия: мажор, минор, нотный стан.

- разучить новые развивающие упражнения;

- закрепить имеющиеся вокальные навыки;

- совершенствовать вокальные навыки детей.

Развивающие:

- развитие мышления, внимания и памяти;

- совершенствовать речедвигательные навыки;

- развитие потребности в творческом самовыражении;

- развитие эмоциональной отзывчивости детей.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;

- воспитывать бережное отношение к собственному голосу;

- воспитание культуры слушания, любви и интереса к песенному творчеству.

Здоровьесберегающие:

- создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения с помощью использования «Вокалотерапии», «Улыбкотерапии», «Сказкотерапии»;

- повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности (индивидуальной и коллективной);

- обучение основам правильного певческого дыхания, расширение объема легких;

- снижение мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.

Форма работы: групповая.

Методы обучения:

- беседа;

- практический;

- объяснение;

- упражнения;

- показ;

- повторение и закрепление.

Оборудование: ноутбук, проектор, фортепиано, мольберт, столы для музыкальных инструментов.

Дидактические пособия: нотный стан с нотами  без скрипичного ключа, скрипичный ключ из бумаги, ноты с веселым и грустным изображением, окошки с вуалью для дыхания.

Музыкальные инструменты: металлофоны по количеству детей, муз.инструмент «Музыка ветра», музыкальные тарелки, колокольчики, металлофон, барабан – колотушка с бусинами на палочке, свистулька «Сова».

Предварительная работа:

- Разучить песню для хоровода «Утро начинается, вместе мы встречаемся», Песенку- приветствие;

- Повторить с детьми гамму;

- Повторить понятие: нотный стан, мажор, минор;

- Повторить танец «Хлоп-хлоп»;

- Разучить  оркестр музыкальных инструментов «Радуга – дорожка»;

- Разучить песенку «Мир похож на цветной луг»;

Новый материал: разучивание распевки, закрепление песни «Мир похож на цветной луг», закрепление навыков игры в оркестре «Радуга – дорожка».

Музыкальный репертуар: 

- Песня – хоровод «Утро начинается»;

- Песенка – приветствие Т.Бокач;

- Двигательные танцевальные упражнения (хороводный шаг);

- Самомассаж «Голосок проснись»;

- Артикуляционная гимнастика для язычка;

- Дыхательные упражнения «Надуваем шарик», Шарик лопнул», «Весенний ветерок»;

- Распевка «Ручеек»;

- Упражнение с гласными;

- Танец Хлоп – хлоп»;

- Оркестр металлофонов «Радуга – дорожка»;

- Песня «Мир похож на цветной луг»;

Ход занятия:

Слайд 1 Музыкальный фон.

Дети  вместе с воспитателем заходят в зал, встают в круг.

М.Р.:Здравствуйте!(Здороваюсь с детьми по звукам мажорного трезвучия)

Дети: Здравствуйте! (дети повторяют)

М.Р.:У вас хорошее настроение?

Дети:(Да)

М.Р.: Иу меня сегодня хорошее настроение, поэтому я пригласила к нам на занятие много гостей. Поздоровайтесь нашими гостями также как мы с вами. (Дети здороваются)Уверена, наше настроение станет еще лучше, если спеть песенку.

Дети проходят на стульчики, стоящие  перед экраном и фортепиано.

Пение Песенки – приветствие Т.Бокач.

М.Р. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я попробую рассказать вам необычную сказку.

Где - то недалеко не близко, понарошку, а может и на самом деле, в красивом, необъятном, волнующем  море Музыки находится остров под названием Мелодинка. На острове всегда звучит музыка, которую издают чудеса этого острова. Первое чудо - это хрустальный ручек(звучит музыка ветра).Его музыка  каждое утро настраивает всех жителей на мажорный лад веселый и задорный(звуки мажорного трезвучия на металлофоне).

Следующее чудо это пещера поющих гласных звуков. Все звуки, которые попадают в пещеру, становятся объемными(музыкальные тарелки), звонкими(колокольчиками) и эхом доносятся до волшебной музыкальной полянки(металлофон до 1 – до 2). А это следующее чудо острова «Мелодинка». На волшебной музыкальной полянке  цветут  самые красивые и изящные цветы.   Цветы танцуют каждые день новый танец, который им придумывает ветерок – танцор (барабан – колотушка с бусинами на палочке).

Командует этим островом скрипичный ключ(прикрепляю к нотному стану с нотами на мольберте), а живут на этом острове звонкие нотки(играю на металлофоне и пою гамму, предлагаю детям мне помочь спеть «Если вы знаете эти ноты помогите мне их спеть»).Нотки не устают петь песни, играть на музыкальных инструментах мелодии, которые придумает им мудрая Сова – композитор(свистулька Сова).А вы хотите побывать на этом острове? (Да)

Чтобы попасть на этот остров приглашаю прогуляться по дорожке. Для этого мы встанем в круг.

Дети становятся в круг.

М.Р. А гулять мы будем так

Хороводный шаг выполнять.

Дети по дорожке гуляют

Хороводный шаг выполняют

Носочки тянут, мягко ступают,

Друг другу на пятки не наступают

М.Р.А теперь хороводный шаг мы будем выполнять, взявшись за руки, а чтобы было веселее  споем:

Утро начинается, вместе мы встречаемся,
Мы друг другу рады, все друг другу рады!
День продолжается, солнце улыбается
Мы друг другу рады, все друг другу рады!

По завершению упражнения Слайд 2 музыкальный остров в черно – белом цвете.

М.Р. Вот мы и попали на остров. Только почему на острове музыка не звучит, все как будто уснуло, замерло.

Голос скрипичного ключа: Добрый день дорогие ребята, к вам обращается Скрипичный ключ. На острове Мелодинка действительно было много красивой музыки, но злая волшебница Скрипунья разрушила  нашу музыкальную гармонию. Хрустальный ручеек звучит  теперь в миноре, гласные звуки из пещеры гласных превратились в камни и засыпали вход в  пещеру.  Ветерок - танцор потерял силу и поэтому цветы на музыкальной полянке больше не танцуют. Сова  - композитор лишилась вдохновения  и ноты острова Мелодинка замолчали. Если вы любите музыку, если умеете петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах помогите вернуть на наш остров музыку.  

М.Р. Ребята, вы любите петь? (да). Танцевать (да). Играть на музыкальных инструментах (да). Значит, мы сможете помочь скрипичному ключу? (Да).

М.р. А что мы должны сделать? О чем просит нас скрипичный ключ?

Дети: вернуть музыку на остров Мелодинка.

М.Р. Тогда не будем терять время, приступим к выполнению заданий.

Дети проходят на стулья.

Задание Скрипичного ключа: Научите хрустальный ручеек петь мажорную песенку.

М.Р.: О чем просит нас скрипичный ключ?

Дети: Научить хрустальный ручеек петь мажорную песенку.

М.Р. Какое настроение имеет мажорная песенка?

Дети: веселое, светлое, радостное, забавное, задорное.

М.Р.: А минорная песенка?

Дети: грустное, печальное, скучное, плаксивое.

М.Р.: Сначала мы разбудим наш голос, чтобы он звучал звонко и весело.  Сделаем массаж.

Самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е. Плахова).

Похлопаем немножко… (хлопки в ладоши)

И разотрем ладошки… (трут ладоши друг об друга)

А теперь еще сильней,

Чтобы стало горячей! (трут ладоши более быстро и интенсивно)

Снизу вверх…сверху вниз… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

Голосочек наш, проснись! (хлопают в ладоши)

Сверху вниз…снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

В пении нас ждет успех! (хлопают в ладоши)

М.Р.:А теперь разбудим наш язычок.

Артикуляционные упражнения для язычка:

Повернулся язычок

Вправо – влево, на бочок.

Ротик открываем,

Язычком болтаем.

А теперь, друзья, без шутки

Язычком почистим зубки.

Улыбнемся всем друзьям,

Без улыбки петь нельзя.  

М.Р. Чтобы спеть веселую песенку давайте надуем для настроения воздушные шары.  

Упражнение  «Надуваем шарик!»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»).

 «Шарик лопнул»!
В руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

Надуваем, дети, шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел- С…

Стал он тонкий и худой.

М.Р.А теперь надуем и отпустим наш шарик (Дуем шарику вслед и машем ему рукой)

Раздаю дидактическое пособие для развития дыхания.

М.Р. Мы открыли окно и к нам в окошко залетел весенний ветерок свежий и теплый.

Дети выполняют упражнение.

М.Р. Что мы еще должны сделать чтобы наш голос звучал красиво (собираю пособие и беседую с детьми)

Дети: Правильно сидим.

М.Р.: Принимаем правильное положение корпуса. Теперь мы готовы научить ручеек петь мажорную песенку.

М.Р. Давайте попробуем ее сочинить от имени ручейка. Я начну, а вы помогайте.

Распевка:

1.вариант: Я бегу по камушкам  сочиняю песенку. Песенку веселую – ля ля ля ля ля.

2 вариант: Я бегу по камушкам  сочиняю песенку. Песенку мажорную – ля ля ля ля ля.

М.Р. У нас получилась мажорная песенка?

Слайд 3. Ручеек бежит, звучит весела музыка (музыка включается автоматически)

М.Р. Что мы сделали?

Дети: научили хрустальный ручеек петь мажорную песенку.

Слайд 4. Пещера засыпанная камнями.

Задание Скрипичного ключа: Освободите пещеру гласных от камней.

М.Р. Сейчас я вам буду бросать камень с гласным звуком, а вы будете их бросать  дальше  и тем самым мы освободим вход в пещеру. «У!»«О!»«А!»«Э!»«И!». (большие камни – низкий звук, маленькие камни – высокий звук)

Слайд 5. Пещера внутри

М.Р. Вот мы и освободили пещеру от камней. И гласные стали звучать протяжно и звонко.  Давайте и мы эти звуки: И- Э-А-О-У споём по моей руке. Сначала дыхание, затем поём  (Показ).

Для пения гласные звуки важны-

И напевны, и нежны.

Летят, как птицы в синевуИ- Э- А-О-У

Крикливо и громко не надо их петь-

Горло может заболеть.

Ушки держи начеку-

И- Э- А-О-У

Слайд 6 Цветочная полянка 

Задание Скрипичного ключа: Молодцы ребята гласные звуки донеслись эхом до музыкальной волшебной полянки, где растут самые красивые и изящные цветы.  Они проснулись и хотят танцевать. Только вот ветерок - танцор потерял силу. Может быть, вы знаете танец, который поднимает настроение и возвращает силы.

М.Р. Мы знаем такой танец? Может мы его уже танцевали на музыкальных занятиях?

Дети предлагают «Хлоп –хлоп»

Танцуем танец.

На слайд 6 выплывает ветерок и нотки.

М.Р. Дети мы справились с заданием? (Да) Что мы сделали? Мы вернули цветам их танец.

Слайд7 : на ветке дерева сова.

Задание Скрипичного ключа: Пусть у Совы – композитора снова появится  вдохновение и она опять начнет сочинять мелодии.

М.Р. Предлагаю сыграть на металлофонах мелодию, а чтобы получилось красиво поможем голосом.

Дети проходят к металлофонам.

М.р. Давайте вспомним правило.

Музыка не играет

Палочка отдыхает.

Музыка не звучит

Палочка не стучит.

Исполняем Радугу -  дорожку Попляновой с пением нот гаммы.

На слайде выходит радуга и ноты.

М.р. Ребята, что мы сделали?

Дети: Мы вернули Сове – композитору вдохновение.

Задание Скрипичного ключа: От всех жителей нашего острова вам большое спасибо.  Вы талантливые и очень музыкальные ребята, вернули музыкальную гармонию на остров «Мелодинка», разрушили злые чары волшебницы Скрипуньи. К вам последняя  просьба- спеть для жителей острова.

Дети выстраиваются полукругом в центре музыкального зала и поют песенку.

«Мир похож на цветной луг»

Ветер зовёт

За собой облака

Вдаль, вдаль, вдаль.

Если ты друга

Не встретил пока,

Жаль, жаль, жаль!

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь,

Другу верен всегда будь!

Песня не зря

Собирает друзей

В круг, в круг, в круг.

Сделает хмурый денёк

Веселей

Друг, друг, друг!

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь,

Другу верен всегда будь!

Друг за тебя

Одолеть сто преград

Рад, рад, рад.

С другом любая беда -

Не беда,

Да, да, да!

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Друга взять не забудь в путь,

Другу верен всегда будь!

     М.Р.  Я предлагаю подарить  своё настроение жителям острова Мелодинка. Если вам было интересно путешествовать, то вы подарите  веселее нотки,  а если вам было грустно, не интересно, то грустные.

Дети прикрепляют ноты на нотный стан.

М.Р. От жителей острова Мелодинка для вас есть подарок. Это музыкальные инструменты. Расскажите другим ребятам о своем приключении на острове.

Детям вручаю корзинку с музыкальными инструментами. 

М.Р.: Дорогие ребята! Вы были для меня замечательными попутчиками.

Не забывайте дорогу  на прекрасный остров «Мелодинка». Вам пора возвращаться в детский сад, а я с вами прощаюсь. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного занятия на развитие вокальных способностей детей старшей группы

Данное занятие- своеобразный весенний конкурс песни, который включает в себя не только исполнение песен, но и вокально-артикуляционое упражнение, ритмические игры....

Доминантное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в осенний лес".

КОНСПЕКТ  доминантного занятия по развитию певческих навыковв старшей группена тему: «Путешествие в осенний лес»          Задачи:1. Воспит...

Конспект доминантного занятия по развитию вокально-хоровых навыков для подготовительной группы «В гостях у Феи Загадок»

Материал создан в игровой форме для развития творческого потенциала личности ребенка посредством вокально-хоровой деятельности....

План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию вокальных навыков с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребёнка.Пение - путь к здоровью. Развитие вокально-певческих навыков у детей дош...

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»...

Конспект доминантного занятия по развитию вокальных навыков детей средней группы «Город песен»

доминатное заняте по развитию вокальных навыков детей средней группы, с использованием элементов логоритмики...