Сборник социо-игровых заданий и упражнений "Эмоциональное восприятие музыки"
учебно-методический материал по музыке
В сборнике собраны примеры социо-игровых заданий и упражнений для развития эмоционального восприятия музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_sotsio-igrovye_zadaniya_emotsionalnaya_sfera.doc | 68.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №7»
г. Сосновоборск
СБОРНИК
социо-игровые задания и упражнения
«Эмоциональное восприятие музыки»
Музыкальный руководитель:
Фузеева Е.Ф.
«Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (колокольчик, нотка, барабанная палочка и т.д.) передается детьми в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу - правилу. Например, передающий называет:
- «Мое настроение»;
- «Моя любимая песня»;
- «Где встречает нас музыка»;
- «Где можно услышать музыку»;
- «Какая музыка мне нравится»;
- «Что ты представил себе под эту музыку»;
- «Назови музыкальный инструмент»;
- «Назови композитора»;
- «Назови предметы, связанные с музыкой»;
- «Назови характер музыки».
Задание «Волшебная палочка» может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.
Варианты задания:
- При передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза, улыбнуться друг другу, не повторять друг друга (в случае повтора дети, например, отмечают это хлопком), долго не молчать (если ребенок долго не может выполнить задание, все присутствующие считают до трех:1,2,3 – не молчи);
- Передающий выбирается (или назначается) один на всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в руки (если этот вариант использовать для работы всех детей, то он становится наименее социо-игровым; если же все присутствующие разделились на малые группы и в них сами выбирают передающего и сами перевыбирают его за какую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать ценным для занятия);
- Разделиться на три команды или на тройки. Чтобы передать палочку, группа, посовещавшись, должна найти такой предмет в зале, который непосредственно связан с музыкой, - «Найди предмет».
- Вариант задания:
Выбирается текст припева или одного из куплетов знакомой песни, одна или две строчки. Каждое слово строчки распределяют по группам, например, «в одной» - 1 команда, «квартире»-2 команда, «жили» - 3 команда, «котенок» -4 команда, «и щенок» - 5 команда. Когда водящий возвращается, все одновременно начинают безостановочно произносить свои слова. «Слухач», выуживая отдельные слова, складывает их в заданный текст из песни «Котенок и щенок».
«Слушать за окном, за дверью»
По заданию музыкального руководителя дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах улицы или окружающих их музыкальных звуках. Воспитатель при этом может создать некоторые из звуков (шумовые или музыкальные):
а) лопнул шарик;
б) удар книги об пол;
в) звуки на металлофоне;
г) голоса птиц (фонограмма);
д) шум морского прибоя и т.д.
В каждом случае все услышанное детьми по очереди перечисляется и объясняется. По этим рассказам для самих ребят выясняется, кто подробнее услышал шумы и кто смог услышанное связать с картиной происшедших, но нами не виденных событий, где бы могли услышать эти звуки, шумовые и музыкальные.
«Встать по нотам»
На полу раскладывается условный нотный стан (пять узких лент одного цвета длиной 2 метра). Дети – это ноты. Группа делится на команды. Играют команды по очереди. Исходное положение: все сидят, музыкальный руководитель, отвернувшись, поднимает над головой ноты. Дети должны найти место на нотном стане, где живет нотка, показанная музыкальным руководителем или воспитателем.
Вариант:
Дети в каждой команде договариваются, кто будет какой нотой по имени, вспоминают их адреса. По показу нотки тот или иной ребенок, быстро ориентируясь, находит место на нотном стане.
«Одновременность»
Всей группе или одной команде дается время, за которое дети должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через паузу (например, три секунды) снова хлопнуть и т.д. Хлопки можно заменить поклоном в пояс, подниманием рук или подпрыгиванием. Упражнение считается хорошо выполненным, когда оно выполняется всеми одновременно, когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях. Одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Социоигровой подход помогает ребенку научиться и тому, как работать сообща, подчиняясь общему ритму, движению.
Варианты:
- Команда должна одновременно выполнить ряд танцевальных движений или начать петь знакомую песню без всяких команд со стороны взрослых;
«Эхо».
Дети отвечают на звуки ведущего (воспитателя или сверстника) дружным эхом. Например, на хлопок воспитателя группе удается ответить дружным хлопком в том случае, если все дети не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Усложнением задания может быть отбивание ведущим серии хлопков в разных ритмах, замена хлопков постукиванием по коленям или притопыванием. «Эхо» можно использовать в разделе «Пение» для усвоения детьми певческих навыков. При делении на две команды одна команда начинает пение первой фразы песни, вторая команда эхом повторяет, но уже в измененной динамике и с более четкой и ясной артикуляцией.
«Жмурки с пением»
В народе известны разные варианты жмурок. Все они способствуют сближению участвующих друг с другом. Веселее проходят жмурки с элементами комической инсценировки. Выбирают двух водящих (мальчика и девочку). Одного из водящих назначают «Машей», которая должна петь высоким голосом, а второго «Яшей», который будет петь низким голосом. Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте, чтобы они потеряли ориентацию. Остальные образуют вокруг водящих замкнутый круг, для чего им лучше взяться за руки. «Яша», вытянув вперед руки, начинает искать и звать «Машу», пропевая низким голосом: «Маша, ты где?»- «Я тут, Яша!» - отвечает высоким голосом «Маша» и отбегает в сторону, чтобы не быть пойманной «Яшей».
Правила:
- Окружающие не должны подсказывать водящим, кто где находится.
- Чтобы поймать «Машу», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая.
- Если «Яша» долго не может поймать «Машу», надо предложить уступить место новой паре желающих.
«Озвучивание иллюстрации, картины»
Сначала для озвучивания выбираются картинки, в которых весь текст можно выдумывать вольно, по-своему. Затем озвучить задание можно дать нескольким командам, чтобы каждый из детей мог исполнить свою партитуру (шум леса, изображенного на картине; голос кошки; журчание ручейка, пение птиц; песня бабушки, вой ветра; стук колес и т.д.). Для того, чтобы речь соответствовала картине, говорящим необходимо инсценировать то, что изображено на картине. Упражнение захватывает речевую и мышечную деятельность, а также тренирует у детей пластичность, координацию движений.
«Стулья»
Вся группа по команде «Приготовились! Пожалуйста!» одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг у центральной стены, буквой А, П и т.д.) и одновременно садится. Важно, чтобы не было разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, все работали одновременно, приспосабливаясь друг к другу. За этим могут следить «судьи». Делить группу следует на «исполнителей» и «судей», потому что, когда дойдет очередь «судей» выполнять упражнение, они будут делать его более четко.
Варианты с усложнением:
Фигуры можно усложнять: круг, квадрат, цифра. «Будет звучать прекрасная музыка, но очень тихо. Распределите свои движения так, чтобы без суеты уложиться на время звучания музыки». Далее идет разговор непосредственно о музыкальном произведении.
«Превращение»
Группе детей (3-7 человек) предлагается превратиться в деревья, цветы, игрушки, балерину, музыкальные инструменты и т.д. Задание можно давать в такой форме: «Мы входим …в цветущий сад. Раз, два, три…» После команды «Три!» каждый из группы изображает цветок или цветущее дерево, меняя свою изначальную позу. Можно эти импровизационные движения сопровождать соответствующей музыкой, например, «Вальс цветов» или «Сладкая греза» П.И. Чайковского. Дети помладше превращаются в различных животных, исполняя танцы-миниатюры на заданный текст. В этом упражнении воспитывается смелость, развиваются память, фантазия, изобретательность.
«Зеркало» или «В магазине зеркал»
Предложить распределиться по парам и образовать два круга (внешний и внутренний). Внешний круг – зеркало. Те, кто находятся во внутреннем круге, договариваются изобразить различные чувства (удивление, страх, радость, смех, слезы, грусть и т.д.). Внешний круг, повторяя мимику лица, отгадывает это настроение.
«Ласковое имя»
Предложить каждому пропеть свое ласковое имя, а остальные хором повторяют его с той же интонацией.
«Оркестр»
Предложить встать в круг, выбрать дирижера (в центре). Он хлопает в ладоши в такт любой мелодии, остальные последовательно вступают в оркестр тогда, когда дирижер поворачивается к ним лицом.
«Мажор – минор»
Предложить детям под мажорные и минорные аккорды выполнять различные движения, например, под мажор топнуть одной ногой, под минор повернуться вокруг себя один раз. У детей развиваются ладовое чувство, внимание, память, выразительность движений.
«Японская машинка»
Объяснение игры лучше всего проводить одновременно с тренировкой. Представьте себе, что все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина):
а) хлопают перед собой в ладоши;
б) двумя руками хлопают по коленям: правая по правому, левая по левому;
в) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно при этом щелкая пальцами; то же самое делают левой.
Далее повторяют этот ряд движений. Затем, когда дети овладели набором и последовательностью движений, выполняют их ритмично и синхронно, можно изменить скорость движений согласно темпу, задаваемому ведущим. После овладения и этим усложнением вводится речь. На каждый щелчок детьми произносятся названия нот звукоряда вверх, затем вниз, т.е. до-ре, ре-ми, ми-фа и т.д. – вверх, а потом до-си, си-ля, ля-соль и т.д. – вниз. «Японская машинка» рассчитана на детей, освоивших названия нот звукоряда. Упражнение тренирует координацию движений, их связь с произнесением слова, распределение внимания. Усвоить последовательность движений не всем детям удается быстро, они путают порядок жестов, не попадают в общий ритм, не справляются с его переменами. Но это только стимулирует их интерес.
Варианты:
- упрощенный: дети на два щелчка повторяют одну ноту – до-до, следующий ребенок говорит ре-ре;
- заучивание текста любой песни. На щелчках дети последовательно произносят слова песни.
«Хороводные игры»
Раньше хороводы не водили, а играли. Специалисты же, обращая внимание на какую-то одну сторону хоровода – кто на музыкальную, кто на поэтическую – по сути, оставляли в тени сторону игровую. Мало того, часто самые существенные для игры моменты даже специально умалчивались (больше всего от этого страдали хороводы «поцелуйные», что в совокупности с другими причинами влияло на обострение проблем половой невоспитанности подрастающих поколений). Вот некоторые из таких хороводов.
«Заинька». Хоровод, взявшись за поднятые руки, движется по кругу со словами:
Заинька серенький,
Заинька беленький,
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие.
Ну-ка, зайка, скоком-боком
Перед нашим хороводом,
Ну-ка, зайка, повернись,
Кого любишь – поклонись.
Еще поцелуйся,
Больше не балуйся!
В центре круга бегает «заинька», пытаясь выскочить в «ворота». Когда он подбегает, то его не пускают (руки опускают – «ворота закрыты»). Если он выскочил, те двое, которые его не устерегли, идут в круг вместо него. Со слов «Ну-ка, зайка, скоком-боком…» «зайка» прыгает, пританцовывает и выбирает себе замену. Кланяется (по тексту), целуется. Ему все грозят пальцем (по тексту). Игру продолжает новый «заинька».
«Во городе царевна». Хоровод, взявшись за руки, движется по кругу. «Царевна» ходит в центре круга в противоположном направлении. Все поют:
Во городе царевна, царевна, царевна.
Зовут ее…(например, Елена, Елена, Елена).
По городу ходила, ходила, ходила,
Златым кольцом звенела, звенела, звенела.
«Царевна» складывает ладони трубочкой, соединяет их вместе, будто внутри катается колечко и в такт пению потряхивает ими.
Царевича манила, манила, манила.
Берет «царевича» за руку и ведет за собой.
Поди сюда, царевич, царевич, царевич,
Поди сюда поближе, поближе, поближе
И кланяйся пониже, пониже, пониже.
Кланяются друг другу все ниже и ниже.
Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче.
Жмут друг другу руки.
Целуйся помилее, милее, милее,
Еще того милее, милее, милее.
Целуются.
Затем «царевна» встает в хоровод, а «царевич» остается в центре для нового кона. Ему поют мужской вариант хороводного текста, например:
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто же меня верно любит,
А кто же меня сменит.
Хоровод движется по кругу, в центре сидит водящий.
А кто же меня верно любит,
А кто же меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще поцелует.
С окончанием песни все бросаются его целовать. Кто первый, тот и садится. Если садится мальчик, то песня повторяется, если девочка – поется «Во городе царевна».
«Ой, ребята-кавалеры». Хоровод с пением движется по кругу. Мальчик в центре выбирает девочку.
Ой, ребята-кавалеры,
Я жениться хочу.
Есть на свете девок много,
Я сейчас судьбу найду.
Я сейчас судьбу найду
За праву ручку возьму,
За праву ручку возьму,
По горенке поведу,
По горенке поведу,
Поцелую – прочь пойду.
Целует и встает в хоровод. Теперь в центре девочка. Ей поются такие слова:
Ой, горенка-горенка,
Сосновенька, новенька.
Как во этой во горенке
Растут алые цветы.
Растут алые цветы,
Отросточки золоты.
Я пойду сорву цветок,
Совью милому венок.
Совью милому венок,
Поцелую раз пяток.
В центре хоровода девочка делает (пантомимой) все по тексту. Ищет кавалера, надевает на голову воображаемый венок и целует пять раз. Когда в центре мальчик, поется текст «Ой, ребята-кавалеры», когда девочка – «Ой, горенка-горенка» или «Во городе царевна».
«Золотые ворота». Около половины участников образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти воротца из сомкнутых рук пробегает цепочка остальных игроков, тоже взявшихся за руки. При этом цепочка «змейкой» обегает каждого из стоящих: одного спереди, другого за спиной. Стоящие произносят нараспев речитатив:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустят вас!
После слов «Не пропустим вас!» руки опускаются. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Непойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием «ворот» бегущих становится все меньше. Последних троих непойманных детей чествуют как победителей.
Правила:
1.Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними. Остановившегося считают пойманным.
2.Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку, хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
3.Опускать руки (закрывать «ворота») можно только на последнее слово речитатива. «Пойманных» раньше времени надо отпустить.
«Музыкальная шкатулка» или «Копилка музыкальных терминов»
После прослушивания любого произведения, например, «Заход солнца» Э. Грига, открывается музыкальная шкатулка.
Муз. руководитель: Я утверждаю, что эта музыка нежная.
Дети («ловят» слово в «чашечки» ладоней и «кидают» его в шкатулку): Нежная.
Муз. руководитель: Я утверждаю, что эта музыка ласковая.
Дети, «кидая» слово в шкатулку: Ласковая.
Муз. руководитель: Я утверждаю, что эта музыка торжественная.
Задача детей – заметить ошибку. Далее можно поочередно предложить следующие термины: задушевная, стремительная, грозная, мечтательная, суровая, таинственная, отрывистая, прозрачная, страшная, мягкая, плавная. Из 11 эпитетов только шесть действительно соответствуют характеру сочинения. Остальные пять дети должны выделить как неправильные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социо-игровые задания и упражнения для детей с нарушениями речи
Предлагаю Вашему вниманию некоторые адаптированные игры-задания для использования учителем-логопедом в коррекционно-образовательном процессе.Такие игры помогают создавать условия дл...
Социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи
Социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи...
«Социо-игровые задания и упражнения».
: Выявить представления детей в соответствии с социально-нормативными характеристиками второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию (безопасность на дороге)....
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2017", конкурсное задание "Педагогическая находка": «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Педагогическая находка: «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РазвитиЯ коммуникативных способностей ДЕТЕЙ дошкольнОГО ВОЗРАСТА»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий «Задания Матушки-Зимы»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группес использованием социо-игровых технологий &l...
«Влияние социо-игровых технологий в образовательном процессе на социо-личностное развитие детей дошкольного возраста».
мастер-класс для педагогов...
Тема: «Задания Матушки-Зимы» Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий
Тема: «Задания Матушки-Зимы»Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе с использованием социо-игров...