Конспект занятия "Музыкальный жанр - Танец"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Бирюкова Елена Всеволодовна

Конспект занятия и технологическая карта мероприятия НОД "Музыка" в подготовительной группе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Мероприятия непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Танец»

Образовательная область:» Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)

                                                                

Составил музыкальный руководитель: Бирюкова Елена Всеволодовна

Образовательная область в соответствии с ФГОС ДО Интеграция ОО

Образовательная область:» Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие

Возраст детей

Подготовительная группа

Тип НОД

«Танец»

Тема НОД

Открытие нового знания

Цель:

Развитие музыкальных способностей через жанр «Танец»

Задачи

Образовательные: 

-систематизировать знания детей о музыкальных жанрах (песня, танец и марш) и разновидностях танца.

-способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

-способствовать проявлению детской инициативы

-обогатить словарный запас через музыкальные термины;

Развивавшие:

- создать условия для творчества, слухового восприятия, через погружения в игровую ситуацию

- способствовать проявлению детской инициативы в разных видах музыкальной деятельности (слушание, музыкально – ритмических, музицировании)

- активизировать детей на самостоятельную творческую деятельность в музицировании и танце.

- закреплять знания музыкальных инструментов народного оркестра

-развивать умение играть, двигаться и музицировать в ритме предложенного танца.

-способствовать развитию звуковысотного и ритмического слуха, через пение р.н. попевок

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему и музыке.

- воспитывать коммуникативные навыки через включение в совместную творческую деятельность, через коммуникативные игры и танцы

- поддерживать положительные коллективные взаимоотношения, развивать умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками занятия.

Материалы и инструменты

Народные музыкальные инструменты

Колокольчик и бубен

Презентация «Три кита»

Ритмические палочки

Музыкальный центр

Приемы и методы

Словесный- загадки, вопросы,

Наглядный: презентация,

Метод импровизации: «концерт», «творческий оркестр – экспромт»

Игровой: «слепой танец»

Метод наблюдения за музыкой

Метод активизации творческих проявлений

Предполагаемый результат

- дети имеют представление о музыкальных жанрах, о разновидностях танца

-могут выбрать музыкальные инструменты народного оркестра из предложенных

- дети применяют навыки в игре на музыкальных инструментах

- дети самостоятельно импровизируют под русскую народную музыку

-дети узнают попевки по ритму, мелодии и исполняют и х разными способами (вслух, про себя, цепочкой, группами)

- дети применяют в речи музыкальные термины

- дети эмоционально откликаются на танцевальную музыку,

0 активно участвуют в диалоге с педагогом, отвечают на вопросы, вызывают свои предположения, формируют адекватную самооценку своей творческой деятельности.

Этапы технология «Ситуация»

Деятельность педагога

Методы и приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль

Результата деятельности

  1. Введение в ситуацию

Этапные задачи:

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Создание мотивации на предстоящую деятельность

Вызвать желание к предстоящей деятельности.

Вводная часть. 2х частная музыка

Под 1 часть музыки дети заходят в зал подскоками с ритмическими палочками

На 2 часть останавливаются в кругу, шагают и играют на палочках ритм

Приветствие: «Рада видеть вас друзья!»

Муз.рук: Музыка и движение – у всех прекрасное настроение!   Ребята, обратите внимание на экран

 1 слайд: (на экране три кита- три музыкальных жанра)

Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы.

Наглядный метод: презентация «Три кита»

Практический метод: Приглашение кита в страну танца

Высказывание детей из личного опыта

Умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ребята, какой из музыкальных жанров приглашает нас в свой мир? Ответы детей. (Танец)

2.Актуализация знаний

Этапные задачи:

С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализировать мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Ребята, кого вы видите на экране? (ответ-три кита) Правильно, как их еще называют? жанры (песня- танец- марш).

Какие танцы вы знаете?

Уточняющие вопросы

Ответы детей с опорой на знания

Развитие мыслительных операций

3.Затруднение в ситуации

Этапные задачи: Создание ситуации индивидуальной деятельности, Фиксация затруднения.

А стоит нам принимать предложения? Мы же все знаем про танцы. Или, что мы нового сможем еще узнать в этой стране?

Словесный метод: уточняющие вопросы, противоречивая информация,

Практический прием: коммуникативный танец «Мы найдем себе друзей»

Рассуждение детей с опорой на знания и личный опыт.

Возникает затруднение детей в однозначном ответе на поставленный вопрос, дети не знают, что еще можно узнать в мире танца, имеют затруднения.

Развитие мыслительной операции

Выбор предложений по данной проблеме

Умение слушать собеседника

Самостоятельно выделить детскую «цель»

Ключевой вопрос: что вы знаете про танцы? Все вы знаете про танцы? Что можно еще узнать?

4. Открытие нового знания

Этапные задачи: Создание ситуации для открытия нового знания

5. Включение нового знания в систему знаний

Этапные задачи:

Моделирование ситуации, в которой дети могут использовать новое знание совместно с освоенными ранее знаниями и способами.

  Муз. рук: принимаем приглашение музыкального кита?  В мир танца смогут попасть только дружные ребята, поэтому сначала «Мы найдем себе друзей»        Коммуникативный танец

                       

Ребята, продолжите мое предложение: «Красивые движения под музыку – это …» (танец)

                                              Слайд 3 (картинки разных танцев)

Какие танцы вы знаете? (полька, вальс, полонез, танго, мазурка, русский народный)

Да, танцев много и каждый из них индивидуален и чем – то знаменит. Некоторые музыкальные произведения этого жанра мы с вами слушали и сегодня вспомним их.

Слайд 4: «Вальс игрушек»

Слышите?  Уже звучит музыка.

      Слайд 5 с картинкой Вальса

Как называется это музыкальное произведение?

Ответы детей: (Вальс – игрушек композитор Юрий Ефимов)

Какое настроение и характер у музыки? (нежный, ласковый, лирический,

Продолжите мою мысль: Вальс в переводе – это? (кружиться).

 Родина Вальса Вена Австрия.  В этом танце главное пластика и мелодия.

Как у человека, так и у музыки есть ритм, пульс, шаг. И у вальса есть особенный ритм (читаю на слайде).

«О вальсах сказано немало, и в песнях, и в стихах воспет и сколько б танцев не бывало, но лучше вальса право нет»

Я предлагаю станцевать вам под музыку вальса «Слепой танец». Выберите себе пару. Один будет ведущий в танце, а другой, как бы слепой, ведомый, с закрытыми глазами. Ведущий нежно водит своего партнера по залу, кружит, покачивает руками.

«Слепой танец» под музыку «Вальс игрушек»

Смотрите, у меня два музыкальных инструмента, они хотят станцевать вальс. На 1 часть музыки мы будем ритмично передавать музыкальные инструменты по кругу, а на 2 часть у кого окажутся инструменты играют на них, а другие дети дирижируют.

Игра «Передай инструмент» под музыку «Вальс игрушек»

Дети садятся на стульчики

А этот танец совсем не похож на вальс. Пора нам его послушать. (отрывок)

Это? «Русский перепляс                     Слайд 6 «Русский народный танец»

Народный танец – это танец, придуманный народом и использованный в быту.

Народных танцев много, хороводы, плясовые, со словами и другие.

Может кто-нибудь назовет мне народные танцы? (Калинка, Барыня, Кадриль, Сударушка, Во поле береза стояла)

Какие движения танцуют в народном танце? (притопы, ковырялка, присядка)

На слайде: Хороводы, пляски и Кадрили, во все века любили люди на Руси

В них величавость и азарт, и удаль были размах и широта танцующей души.

Музыка народных танцев наполнена не только народным колоритом, красочными костюмами, но и звучанием народных инструментов.

 Слайд 7 пустой экран, затем с инструментами

Ребята, посмотрите пустой экран, а давайте его наполним народными музыкальными инструментами, но они появятся тогда, когда вы мне скажете какие инструменты вы услышали в «Русском переплясе». (Слушаем отрывок этого произведения.)

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, что звучит»

 На экране появляются названные музыкальные инструменты.

А какой инструмент вам незнаком? (гусли)

А теперь подойдите к столу с музыкальными инструментами и возьмите любой народный инструмент. (берут) Под музыку русского народного танца зазвучит оркестр народных инструментов.

           Оркестр – экспромт

Раз мы с вами окунулись в мир русской народной музыки, то вспомним и русские попевки (отгадывают по мелодии или ритму) и поют «Горошина», «Скок -поскок» «Чики чики чикалочки» «Барашеньки» «Лиса по лесу ходила»

Здорово получилось, но нас ждет еще одно музыкальное произведение танцевального жанра.

  Слайд 8: звучит музыка и картинка «Полька» Чичкова

Как называется этот танец? Какое настроение у этой музыки? Какие движения

хочется выполнять под Польку? Давайте послушаем ее ритм. Ритм простой 1и.2и.

Предлагаю подойти к любому предмету и ритмично постучать под музыку Польки. (По стульчику, столу и тд)

        Шумовой оркестр «Играю Польку»

Танец Полька впервые появился в Чехии. Но польки бывают у разных народов.

Я предлагаю вам вспомнить танец «Новая полька».  Перед танцем мальчик приглашает девочку и друг друга приветствуют   поклоном

Танец «Новая полька»

Итак, мир танца многообразен. Спасибо музыкальному киту, который позволил нам вспомнить и узнать о таком прекрасном музыкальном жанре, как танец.

Давайте возьмемся за руки. Я буду задавать вопрос, если вы правильно отвечаете, то делаем шаг вперед, если нет, стоим на месте.

В конце круг сужается и все обнимаемся.

А теперь нужно попрощаться. Поем. До свидания!

Наглядный метод: видео разных танцев

Практический: игра на музыкальных инструментах «Вальс – шутка»

»

«Слепой танец»

Словесный: художественное слово, беседа о музыкальном произведении, характере, истоках танца, уточняющие вопросы.

Метод активизации творческих проявлений:

Танцевальная импровизация, импровизация на музыкальных инструментах

Словесный метод: уточняющие вопросы

Практический метод: импровизация, пение цепочкой, вслух и про себя, пение подгруппами, игра в оркестре,

Ритмическая полька

Активизация творческих проявлений

Слушаем «Вальс – шутку» передаем под музыку музыкальные инструменты в ритм музыки, танцуем под эту музыку в парах (ведущий и ведомый)

Слушаем польку и ритмично стучим по стульчикам.

Слушаем народную плясовую и импровизируем движениями и на музыкальных инструментах.

«Концерт» танец перед зрителями, «оркестровая импровизация»

Музыкально ритмическая игра «Полька на стульях»

Развитие мыслительных операций, зрительного и слухового восприятия, памяти, воображения.

Умение адекватно оценивать свою деятельность.

Умение слушать собеседника, высказывать свое мнение, приходить к единому решению 

Рефлексия способов и условий деятельности, контроль и оценка результатов деятельности. Умение соотносить результат своей деятельности с целью.

Как называется танец? Какие танцы вы знаете?

Как переводится слово «Вальс»?

Какой ритм у вальса?

Как называется другое танец? Полька

Какой ритм у польки? В какой стране родилась полька? Какое настроение и характер?

Какая музыка звучит? (русская плясовая) Какие танцевальные движения танцуют под русскую плясовую?

  1. Какие музыкальные жанры мы вспомнили?
  2. Что такое танец?
  3. Какие танцы мы сегодня вспомнили и послушали?
  4. Какой танец тебе больше всего нравится?
  5. Какой танец звучит в таком ритме 1.2.3.1.2.3?
  6. Какой танец сочинил народ?
  7. Что такое оркестр?
  8. Как называется танец, который появился в Чехии?
  9. Какие танцы называют хороводными и бывают со словами?
  10. Что для вас было новое?



Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие в подготовительной группе

«Музыкальный жанр -танец!»

Цель: познакомить с музыкальным жанром – Танец

Задачи:

  • совершенствовать знание детей о танце:
  • формировать знание детей о музыке;
  • развивать чувство ритма и певческие навыки;
  • развивать эмоциональную сферу, через слушание музыки:
  • развивать творческие способности;
  • закреплять знание музыкальных инструментов;
  • развивать умение играть, двигаться, музицировать в ритм танца;

Методы и приемы:словесные (объяснение темы, пояснение к теме, художественное слово, вопросы); -наглядные; -практические; -игровые;

Вводная часть. 2х частная музыка программа «Ладушки»

Под 1 часть музыки дети заходят в зал подскоками с ритмическими палочками

На 2 часть останавливаются в кругу, шагают и играют на палочках ритм

Приветствие: «Рада видеть вас друзья!»

Муз.рук: Музыка и движение – у всех прекрасное настроение!

                Ребята, обратите внимание на экран

            1 слайд: (на экране три кита- три музыкальных жанра)

Ребята, кто это? (ответ)

    Правильно, еще их называют музыкальные жанры (песня- танец- марш)

2 слайд: Кит – танец (видео -письмо: «Ребята, приглашаю вас в мир танца»)

  Муз. рук: принимаем приглашение музыкального кита?  В мир танца смогут попасть только дружные ребята, поэтому сначала «Мы найдем себе друзей»

                                        Коммуникативный танец

                       

Ребята, продолжите мое предложение: «Красивые движения под музыку – это …» (танец)

                                              Слайд 3 (картинки разных танцев)

Какие танцы вы знаете? (полька, вальс, полонез, танго, мазурка, русский народный)

Да, танцев много и каждый из них индивидуален и чем – то знаменит. Некоторые музыкальные произведения этого жанра мы с вами слушали и сегодня вспомним их.

Слайд 4: «Вальс игрушек»

Слышите?  Уже звучит музыка.

              Слайд 5 с картинкой Вальса

  • Как называется это музыкальное произведение?

Ответы детей: (Вальс – игрушек композитор Юрий Ефимов)

  • Какое настроение и характер у музыки? (нежный, ласковый, лирический,
  • Продолжите мою мысль: Вальс в переводе – это? (кружиться).

 Родина Вальса Вена Австрия.  В этом танце главное пластика и мелодия.

Как у человека, так и у музыки есть ритм, пульс, шаг. И у вальса есть особенный ритм (читаю на слайде).

«О вальсах сказано немало, и в песнях, и в стихах воспет и сколько б танцев не бывало, но лучше вальса право нет»

Я предлагаю станцевать вам под музыку вальса «Слепой танец». Выберите себе пару. Один будет ведущий в танце, а другой, как бы слепой, ведомый, с закрытыми глазами. Ведущий нежно водит своего партнера по залу, кружит, покачивает руками.

                «Слепой танец» под музыку «Вальс игрушек»

Смотрите, у меня два музыкальных инструмента, они хотят станцевать вальс. На 1 часть музыки мы будем ритмично передавать музыкальные инструменты по кругу, а на 2 часть у кого окажутся инструменты играют на них, а другие дети дирижируют.

                Игра «Передай инструмент» под музыку «Вальс игрушек»

Дети садятся на стульчики

А этот танец совсем не похож на вальс. Пора нам его послушать. (отрывок)

Это? «Русский перепляс»

                                 Слайд 6 «Русский народный танец»

Народный танец – это танец, придуманный народом и использованный в быту.

Народных танцев много, хороводы, плясовые, со словами и другие.

Может кто-нибудь назовет мне народные танцы? (Калинка, Барыня, Кадриль, Сударушка, Во поле береза стояла)

  • Какие движения танцуют в народном танце? (притопы, ковырялка, присядка)

На слайде: Хороводы, пляски и Кадрили, во все века любили люди на Руси

В них величавость и азарт, и удаль были размах и широта танцующей души.

Музыка народных танцев наполнена не только народным колоритом, красочными костюмами, но и звучанием народных инструментов.

                                Слайд 7 пустой экран, затем с инструментами

Ребята, посмотрите пустой экран, а давайте его наполним народными музыкальными инструментами, но они появятся тогда, когда вы мне скажете какие инструменты вы услышали в «Русском переплясе». (Слушаем отрывок этого произведения.)

                Музыкально – дидактическая игра «Угадай, что звучит»

            На экране появляются названные музыкальные инструменты.

  • А какой инструмент вам незнаком? (гусли)

А теперь подойдите к столу с музыкальными инструментами и возьмите любой народный инструмент. (берут) Под музыку русского народного танца зазвучит оркестр народных инструментов.

                                                Оркестр – экспромт

Раз мы с вами окунулись в мир русской народной музыки, то вспомним и русские попевки (отгадывают по мелодии или ритму) и поют «Горошина», «Скок -поскок» «Чики чики чикалочки» «Барашеньки» «Лиса по лесу ходила»

Здорово получилось, но нас ждет еще одно музыкальное произведение танцевального жанра.

                             Слайд 8: звучит музыка и картинка «Полька» Чичкова

  • Как называется этот танец? Какое настроение у этой музыки? Какие движения

хочется выполнять под Польку? Давайте послушаем ее ритм. Ритм простой 1и.2и.

Предлагаю подойти к любому предмету и ритмично постучать под музыку Польки. (По стульчику, столу и тд)

                                Шумовой оркестр «Играю Польку»

Танец Полька впервые появился в Чехии. Но польки бывают у разных народов.

Я предлагаю вам вспомнить танец «Новая полька».  Перед танцем мальчик приглашает девочку и друг друга приветствуют   поклоном

Танец «Новая полька»

Итак, мир танца многообразен. Спасибо музыкальному киту, который позволил нам вспомнить и узнать о таком прекрасном музыкальном жанре, как танец.

Давайте возьмемся за руки. Я буду задавать вопрос, если вы правильно отвечаете, то делаем шаг вперед, если нет, стоим на месте.

  1. Какие музыкальные жанры мы вспомнили?
  2. Что такое танец?
  3. Какие танцы мы сегодня вспомнили и послушали?
  4. Какой танец тебе больше всего нравится?
  5. Какой танец звучит в таком ритме 1.2.3.1.2.3?
  6. Какой танец сочинил народ?
  7. Что такое оркестр?
  8. Как называется танец, который появился в Чехии?
  9. Какие танцы называют хороводными и бывают со словами?
  10. Что для вас было новое?

В конце круг сужается и все обнимаемся.

А теперь нужно попрощаться. Поем. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Танец с чайниками" - сюжетный танец для детей старшего дошкольного возраста

Описание движений танца, этапов разучивания, костюмов, атрибутов к танцу....

Малые жанры (Научно – методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»)

Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

"Жанры в музыке- танец и колыбельная песня"- обучающая мультимедийная презентация для детей младшего дошкольного возраста

Обучающие мультимедийные презентации по музыкальному воспитанию очень любимы детьми. В игровой форме дети осваивают элементы музыкальной грамотности. У детей повышается интерес, внимание к красочным м...

Конспект занятия: "Жанры живописи".( с использованием интерактивной доски).

Цель: Продолжать знакомить детей с интеративной доской, как современными инструментами информационной деятельности. Познакомить детей с жанрами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет. Развивать любознат...

Конспект ОИС "Чудесный танец "Вальс"

конспект занятия по хореографии в подготовительной группе...

Конспект занятия «Жанры искусства» «Сказочные цветы» (пенная монотипия)

Конспект занятия «Жанры искусства» «Сказочные цветы» (пенная монотипия)...

конспект открытого занятия "Танец красок на воде"

конспект занятия "Танец красок на воде"...