Малые жанры (Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»)
методическая разработка по развитию речи на тему
Научно – методическая разработка:
«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_-_metodicheskaya_razrabotka.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая выполняет важнейшую роль в жизни каждого народа.
Произведения детского фольклора помогают становлению и развитию личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоению им культурных богатств, предшествующих поколений, что обеспечивает преемственность и сохранность духовного облика народа.
Детский фольклор даёт ребёнку выработанные временем словесно – поэтические средства, необходимые ему для выражения в художественной форме особого, детского видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.
К. Д. Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа»
Детский фольклор – это специфическая область народного искусства. Его содержание, жанровый состав, выбор художественных средств и образов определяются детским мировоззрением. Функционирование детского фольклора тесно связано с игрой.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Цели и задачи методической разработки
Цель: раскрыть перед детьми раннего возраста мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя через малые жанры фольклора
Задачи: Приучить внимательно, слушать произведения малого жанра фольклора. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы.
Учить запоминать и читать наизусть произведения. Развивать умение рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей. Воспитать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
Развивать речь, обогащать словарный запас детей. Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребёнком. Способствовать успешной адаптации детей к детскому саду.
Основная идея педагогической деятельности В общении с каждым ребёнком необходим индивидуальный подход. Тексты песен озвучиваются соответствующей интонацией: колыбельную на распев, ласково, негромко, весёлую потешку – задорно, с юмором, улыбкой. Систематически используя песенки, заклички и другие формы фольклора на занятиях и в повседневной деятельности младшие дошкольники учатся слышать речь взрослого, уважать взрослых и своих сверстников, целенаправленно наблюдать за явлениями природы.
Новизна методической разработки Г. С. Виноградов впервые определил понятие «детский фольклор». Он считал, что «детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети». Главное, что мы учитываем при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами – необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений.
система работы
ГБОУ СОШ №1465 ДО №5 работает по пяти приоритетным направлениям: социально – личностное; художественно – эстетическое; физкультурно – оздоровительное; социально – педагогическое; экологическое.
Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы , огромное значение, в которой уделяется развитию гармоничной, творческой личности, и, которые предоставляются возможности для самостоятельной активности педагога.
Методы и примеры работы. Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через: специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре совместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу.
В процессе приобщения ребёнка к ценностям народной культуры нельзя обособленно рассматривать приёмы и методы педагогического воздействия, следует говорить о едином системе целей, содержания, форм и методов деятельности, направленной на освоение традиционных культурных ценностей ребёнком с самого раннего детства.
Специально – организованное обучение мы осуществляем главным образом на занятиях, таких как: развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисование, лепка, конструирование, музыка, физкультура.
Младшие дошкольники особенно внимательны к звукам человеческой речи. Поэтому на занятиях по развитию необходимо развивать слух. В восприятии речи воспитателя дети проходят несколько этапов: в начале они реагируют на интонацию, затем значимость приобретает для них ритм, и только потом начинают понимать значение слов.
Например, занятие по развитию речи на тему «Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» (см.приложение)
потешка «Курочка – рябушечка » - Курочка – рябушечка , Куда ты пошла? - На речку. - Курочка – рябушечка , Зачем ты пошла? - За водичкой. - Курочка – рябушечка , Зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка – рябушечка , Как цыплятки просят пить? - Пи – пи – пи – пи – пи – пи »
чешская песенка «Курочка моя, Умница моя, Вот пшено, водичка, Дай, ты мне яичко, Умница моя!»
Использование потешки и песенки помогает детям усвоить содержание занятия, создает эмоциональный настрой.
занятие по ознакомлению окружающим миром на тему «Купание куклы Кати» используется потешка: «Кукла в ванночке не плачет, Посидит хоть целый час. - Любит кукла! Это значит - Кукла умница у нас!»
занятие по лепке на тему «Зёрнышки» песенка «Птичка»: «Маленькая птичка Прилетела к нам Маленькая птичка, Зёрнышки я дам. Маленькая птичка Зёрнышки клюёт. Маленькая птичка Песенки поёт».
занятие по лепке на тему «Улитка» приговорка: «Улитка, улитка, Выпусти рога. Дам пирога. Масляного, примасляного ».
занятие по рисованию на тему «Дождик» «Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!»
Огромную роль малые жанры фольклора играют в физическом воспитании детей
занятии физкультуры мы приглашаем словами песенки: «Зашагали ножки, топ – топ – топ , Прямо по дорожке, топ – топ – топ , Ну-ка, веселее, топ – топ - топ , Вот как мы умеем, топ - топ – топ , Топают сапожки, топ – топ – топ , Это наши ножки, топ – топ – топ !»
Главное, мы считаем, что должен учесть воспитатель при ознакомлении воспитанников с различными фольклорными жанрами, необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить, как яркое общение с ребёнком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.
Мир потешек очень разнообразен:
При помощи потешек у дошкольников легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком.
В адаптационный период очень важна правильная организация питания: «Умница Катенька, Ешь кашу сладенькую, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую!»
Перед сном: песенка «Спят усталые игрушки». Потешка: «Спят котята на окошке, Спит собака на дорожке, Спят козлята на лугу, Солнце рыжее в стогу, Спи, Валюшка , ты устала, Песню я начну сначала».
Для одевания : «Таня варежку надела. «Ой, куда я пальчик дела? Пальчик в домик не попал!» Таня варежку сняла, Таня пальчик свой нашла».
Организуя наблюдения с детьми: «Солнышко, Солнышко, Колоколнышко , Не пеки за реку, Пеки к нам в окно, Будет нам тепло!»
если кто-то из детей упал или ударился: У собачки не боли, У кошки не боли, И у Артёма заживи».
Для проведения прогулки по детскому саду : «Гудит автобус у ворот; Скорее, маленький народ! Ду – ду ! Я жду давно! Он собирает всех ребят, Чтоб отвезти гулять их в сад».
В формировании навыков самообслуживания: «Постираем кукле платье, Чисто, чисто! А расчёску возьмём И причёску наведём».
Развитие ручной умелости влияет на уровень развития речи и умственных способностей детей: «Жили были зайчики На лесной опушке, Жили были зайчики В беленькой избушке. Мыли свои ушки, Мыли свои лапочки, Наряжались зайчики, Надевали тапочки».
Работа с родителями
В своей работе по ознакомление детей с малыми жанрами фольклора мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями. Без родителей нам не удалось бы добиться хороших результатов. Для достижения цели мы используем коллективные и индивидуальные формы работы с родителями.
Материал для стенда: «Родители – книга – ребёнок» Список по ознакомлению детей 2-3 лет с произведениями художественной литературы «Колыбельные песенки для детей» «Русские народные потешки, песенки в жизни малышей» консультацию «Подбор упражнений, пальчиковых игр»
В заключение…
При работе над данной темой, просматривая методическую литературу, анализируя свою деятельность, мы еще раз убедились в правильности выбранного направления – значение малых жанров фольклора в жизни малышей 2 - 3 лет. Именно в детском саду начинает складываться начитанность. У воспитанников прослеживается интерес к литературе.
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
В дальнейшем…
продолжать работу по воспитанию любви к книгам, к малым жанрам фольклора подбор песенок, потешек, закличек пополнить театральный уголок разными видами театра привлекать их к совместным играм в группе знакомить с важностью приобщения детей к произведениям малых жанров фольклора в домашних условиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»
Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...
Научно – методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»
Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...
Проект "Роль жанров малого фольклора в развитии коммуникативных навыков детей раннего возраста"
Современные дети плохо говорят. А ведь за речью важно следить с младенчества. Всем известно, что ранний период жизни ребенка зависит от взрослых, воспитывающих малыша – что мы им говорим, чи...
Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей раннего возраста.
Русский фольклор играет существенную роль в активизации словаря детей раннего возраста....
Методическая разработка на тему " Дидактический материал как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста"
Методическая разработка...
Презентация "Малые формы фольклора как средство патриотического воспитания детей раннего возраста"
Презентация для педагогов...
Тема по самообразованию «Фольклор как средство патриотического воспитания детей раннего возраста» 2024-2025г
Тема по самообразованию «Фольклор как средство патриотического воспитания детей раннего возраста»2024-2025г...