Программа кружка
рабочая программа по музыке
Дополнительное образование дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Театр»
для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа по музыкально-театральной деятельности предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста. Включает в себя разделы: «Театральная игра», «Ритмопластика», «Культура и техника речи», «Основы театральной культуры», «Работа над спектаклем», календарно-тематический план, список методической литературы.
Предназначена для музыкальных руководителей.
Оглавление
- Пояснительная записка…………………………………. 3
- Календарно-тематический план (старшая группа)…… 7
- Содержание программы (старшая группа)…………… 9
- Календарно-тематический план (подготовительная группа)..15
- Содержание программы (подготовительная группа)……. 18
- Список литературы…………………………………….. 24
Пояснительная записка
« Где для детей польза,
там же должно быть и удовольствие».
М. Монтень.
Как развивать речь и мышление? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучение чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
В разработанной дополнительной общеразвивающей программе по дополнительному образованию «ТИМА» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля, но и развивает у дошкольников мышление, познавательный интерес, фантазию и воображение, любовь к родному слову.
Программа включает в себя несколько разделов.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Основы театральной культуры» включает ознакомление элементарных знаний и понятий профессиональной терминологии театрального искусства.
Раздел «Работа над спектаклем» способствует развитию умений самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов, желание каждого, достигая желаемого результата.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие художественно - творческих способностей, индивидуальности каждого воспитанника.
Задачи:
- Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
- Обеспечивать необходимые условия для личностного творческого развития дошкольников.
- Способствовать приобретению знаний и практики в области театрального искусства.
- Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях
- Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
- Формировать художественный вкус, театральную культуру дошкольников.
Для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности особое внимание в данной программе уделяется взаимодействию детского сада с семьёй. В процессе занятий родителям предлагается активно участвовать в жизни своего ребенка,
а именно:
- Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
- Предлагается исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
- Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
- По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях и участвовать в них.
- Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п., а также рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
- Принимать активное участие в постановках.
Реализация программы по дополнительному образованию «ТИМА» предусматривает следующие принципы:
- Обучение с использованием активных форм, методов и приемов, способствующих развитию у воспитанников самостоятельности, инициативы, творчества.
- Взаимодействие с семьей.
- Успех каждого воспитанника в художественно-эстетическом развитии.
Также в основу данной программа положены принципы взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей, среди которых можно выделить следующие:
1. Принцип демократизации предполагает доступность для всех детей, педагогов и родителей театральной деятельности, сотрудничество их в творческом педагогическом процессе.
2. Принцип дифференциации предусматривает организацию занятий в кружке по интересам, склонностям, способностям к различным видам деятельности (постановка спектакля, создание художественных эскизов, декораций и костюмов, музыкальное оформление спектакля, изготовление реквизита или рекламы и т.п.).
3. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь различных видов музыкально-театральной деятельности (игра на музыкальных инструментах, исполнение песен, танцев, декламация стихотворений).
В результате освоения программы театрального кружка «ТИМА» к концу второго года воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения:
- Достигать состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать.
- Овладевать навыками общения, умением быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
- Воспитываются такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность.
При создании программы были использованы основные нормативные документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»
- Закон об образовании Кемеровской области от 3.07.2013г
- ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО и науки РФ № 655 от 23.11.2009г)
- ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО и науки № 2151 от 20.07.2011г)
- Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/23-16
- Типовое положение о ДОУ
- Устав ДОУ
Дополнительная общеразвивающая программа «ТИМА» успешно прошла апробацию с 2011 года. Подтверждением того являются благодарности от ИМЦ Анжеро-Судженского городского округа, школы-интерната № 35, Комплексного Центра Социального Обслуживания Населения (см. Приложение). Дошкольники старшей и подготовительной групп представляют спектакли не только внутри сада, но и за его пределами, выезжая на гастроли.
Это способствует развитию творческой активности, самостоятельности, инициативе, коммуникабельности, тех качеств, которые, безусловно, помогут детям в дальнейшем в период школьного обучения.
Календарно-тематический план
Старшая группа
Тема | Кол-во часов | Календ.сроки | Формы контроля | Интеграция видов деятельности |
1.Знакомство с театром | 1 | 1 неделя сентября | Детские рисунки | Основы театральной культуры |
2. Театральные жанры | 1 | 2 неделя сентября | Изготовление атрибутов совместно с родителями | Театральная игра Ритмопластика Основы театральной культуры |
3. Сценический образ | 1 | 3-4 неделя сентября | Изготовление шапочек гусей | Театральная игра, ритмопластика |
4. Красиво говорим | 1 | |||
5. Чтение пьесы Л. Поляк «Лиса, заяц и петух». | 1 | 1-3 неделя октября | Детские рисунки | Театральная игра, ритмопластика |
6. «Приглашаю в сказку». | 1 | |||
7. «Импровизация сказки». | 1 | |||
8. Сценический образ. «Воображаемое путешествие». | 1 | 4,5 неделя октября, 1 неделя ноября | Приглашение родителей на занятия | Театральная игра, ритмопластика |
9.«Угадай настроение». | 1 | |||
10.«Игровой урок» | 1 | |||
11. Репетиция пьесы «Лиса, заяц и петух» | 1 | 2 неделя ноября | Детские рисунки | Театральная игра, ритмопластика |
12. Сценический образ. «Театральные игры», | 1 | 3-4 неделя ноября, 1-3 неделя декабря | Предложить родителям создать «Театральную копилку»: парик, перчатки, краска для грима и т.д. | Театральная игра, ритмопластика, основы театральной культуры |
13. «Эмоции» | 1 | |||
14. Создаем образ | 1 | |||
15. Игровой урок | 2 | |||
16. Играем сказку | 2 | 4 -неделя декабря, 3 неделя января | создание декораций и костюмов родителями | Работа над спектаклем |
17. Кукла на руке | 1 | 4-5 неделя января, 1 неделя февраля | Разучивание стихов вместе с родителями | Работа над спектаклем |
18. Встреча с игрушкой | 1 | |||
19. Приглашаем малышей | 1 | |||
20. Сказка-попурри | 1 | 2 неделя февраля | Выступление педагогов | Работа над спектаклем |
21. Сценический образ. Эмоции | 1 | 3,4 неделя февраля, 1-3 неделя марта | Приглашение родителей на занятия | Театральная игра, ритмопластика |
22. Угадай настроение. | 1 | |||
23. Театральная игра «Полет на луну» | 1 | |||
24.Пойми меня | 1 | |||
25.Догадайся, кто я? | 1 | |||
26. Репетиция сказки «Лиса, заяц и петух» | 1 | 4 неделя марта, 1,2 неделя апреля | Приглашение гостей на премьеру | Работа над спектаклем |
27. Спектакль «Лиса, заяц и петух» | 2 | |||
28. Отправляемся в путешествие. | 1 | 3-5 неделя апреля, 3 неделя мая | Детские рисунки | Театральная игра, ритмопластика |
29.Как это было | 1 | |||
30.Ассорти игр | 1 | |||
31.Сам себе режиссер | 1 | |||
ИТОГО | 34 |
Содержание программы
Старшая группа
Тема | Программное содержание | Оборудование | Методические приемы | Примерное содержание занятий |
1. Знакомство с театром | Познакомить детей с устройством театрального здания | Экскурсия в Дом культуры | ||
2. Театральные жанры | Продолжать знакомить детей с устройством театрального здания, с театральными жанрами | Куклы бибабо, театральные атрибуты | Беседа, вопросы, показ, объяснение, показ иллюстраций и фотографий | 1.Беседа на тему «Что такое театр?», «Театральные жанры» 2.Знакомство с терминами (жесты, мимика). 3. Д/и «Кубик настроения» 4. П/и «Белые гуси» |
3.Сценический образ | Развивать умение жестами, позой, мимикой, движениями передавать разные эмоциональные состояния | Фотографии, иллюстрации | Беседа, вопросы, показ, упражнение… | 1.Игра «На кого я похож» (ходим кругом друг за другом, эй, р-та, не зевать, Все что (имя) нам покажет, будем дружно повторять. 2.Этюдный тренаж на выразительность жестов «Удивительные зверюшки» 3. Игра-потешка «Зайка серенький сидит» |
4. Красиво говорим | Развивать дикцию. «Снимать» зажатость и скованность | Картинки с животными, шапочки лисы, гусей | Упражнение, объяснение |
Ит-ит-полосатый тигр рычит, ет-ет-медленно змея ползет Ут-ут-быстро лебеди плывут, ят-ят-обезьянки там шалят. 2. Игра «Испорченный телефон» 3. Проговаривание скороговорки 4. П/и «Белые гуси» |
5. Чтение пьесы Л. Поляк «Лиса, заяц и петух» | Развивать речь, познакомить со стихотворным текстом сказки «Лиса, заяц и петух» | Шапочки петушков, объяснение, пьеса «Лиса, заяц и петух» Л.Поляк | Упражнение, чтение пьесы, беседа | 1.Дыхательная гимнастика «Космонавты» Д. ложатся на ковер, ладонь на животе. Медленно делают вдох и выдох. Ладонь поднимается, опускается. 2. Вспомнить и пересказать содержание сказки «Лиса, заяц и петух» 3. Знакомство с пьесой Ларисы Поляк «Лиса, заяц и петух» в стихах. Обратить внимание на различие двух сказок, на поэтический текст пьесы. 4. П/и «Мы лихие петушки» |
6. Приглашаю в сказку. | Развивать речевое дыхание, заучивание пьесы «Лиса, заяц и петух» | Полоски бумаги, шапочки зверей, декорации | Объяснение, упражнение, обсуждение, хоровое исполнение |
медленного вдоха на полоску бумаги) 2. Импровизация сказки 3. Подвижная игра по выбору |
7. Импровизация сказки | Продолжать заучивание текста пьесы | Шапочки зверей, полоски бумаги | Упражнение, игры, артикуляционная гимнастика |
|
8. Сценический образ. Воображаемое путешествие | Развивать воображение, фантазию, память, умение общаться в предлагаемых обстоятельствах | Шапочки зверей, | Знакомство со скороговоркой, воображаемое путешествие, репетиция пьесы |
|
9. Угадай настроение | Развивать артикуляцию и дикцию, познакомить с движениями животных | Карточки, кубик-настроений, | Отгадывание загадок, беседа, игровые упражнения |
|
10.Игровой урок | Развивать выразительность жестов, мимики, голоса, пополнять словарный запас | Борода, шапка, трость | Игровые упражнения |
Чики-чики-чики-чок, здр., дедушка Молчок. Где ты? Мы хотим играть, много нового узнать
|
11. Репетиция пьесы «Лиса, заяц и петух» | Развивать диапазон и силу звучания голоса, внимание, наблюдательность, память | Декорации, элементы костюмов | Объяснение, наблюдение, обсуждение |
|
12. Театральные игры | «Снимать» зажатость, скованность, согласовать свои действия с другими | Карточки «Лица на руке», элементы костюмов | Артикуляционная гимнастика, подвижная игра |
|
13. Эмоции | Распознавать эмоциональные состояния по мимике. Совершенствовать умение связано излагать мысли. | кубик-настроений, элементы костюмов, декорации | Объяснение, игровые упражнения. |
|
14. Создаем образ | Познакомить со значением слова грим | Декоративные краски для грима, парик, усы | Объяснение, показ |
|
15. Игровой урок | Развивать воображение, фантазию, четкую речь | Чтение стихов, игры |
| |
16. Игровой урок | Совершенствовать воображение, фантазию, пополнять словарный запас, познакомить с атрибутами театрального искусства | Фотографии, элементы костюмов, декорации | Игры, упражнения, беседа |
|
17. Играем сказку | Совершенствовать технику речи, артикуляцию, голос. Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. | Декорации, элементы костюмов | Игры, упражнения |
|
18. Играем сказку | Продолжать работать над техникой речи, артикуляцией, голосом | Декорации, элементы костюмов | Игры, упражнения |
|
19. Кукла на руке | Развивать находчивость, готовить детей к действию с предметом | Куклы бибабо | Показ, объяснение, гимнастические упражнения |
|
20. Встреча с игрушкой | Развивать коммуникабельность, быстроту реакции | Куклы бибабо | Гимнастические упражнения |
|
21. Приглашаем малышей | Продолжать развивать коммуникабельность, доброжелательность | Куклы бибабо, декорации | игра |
|
22. Сказка-попурри | Способствовать обогащению эмоциональной сферы | декорации |
| |
23. Эмоции | Распознавать эмоции по мимике и интонации | Фотографии, картины, записи песен | Прослушивание детских песен, рассматривание картин, фотографий |
|
24. Угадай настроение | Продолжать распознавать эмоциональное состояние по мимике | Карточки, элементы костюмов, декорации | Дидактические игры |
|
25. Театральная игра «Полет на луну» | Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность | Элементы костюмов | Беседа, показ, объяснение, игра |
|
26. Пойми меня | Развивать внимание, память, образное мышление | Загадки, дидактические игры, подвижные игры |
| |
27. Догадайся, кто я? | Развивать наблюдательность, воображение | Декорации, элементы костюмов | Беседа, игры |
|
28. Репетиция сказки «Лиса, заяц и петух» | Работа над целостностью пьесы, закрепить пройденный материал | Декорации, костюмы | Беседа, игра | Репетиция |
29. Спектакль «Лиса, заяц и петух» | Совершенствовать элементы актерского мастерства | Декорации, костюмы | игра | Показ пьесы родителям |
30. Спектакль «Лиса, заяц и петух» | Дать детям возможность выступить на сцене перед ребятами других групп. Воспитывать доброжелательность, гостеприимство | Декорации, костюмы | игра | Показ пьесы воспитанникам детских учреждений |
31. Отправляемся в путешествие | Закрепить элементы актерского мастерства | Атрибуты к играм | Беседа, объяснение, игры |
|
32.Как это было | Закрепить пройденный материал | Атрибуты к играм | Беседа, игры, упражнения, подведение итогов |
|
33. Ассорти игр | Проявить в различных играх находчивость, фантазию, воображение | Атрибуты к играм | Игры, объяснение, беседа, |
|
34. Сам себе режиссер | Дать возможность импровизировать игры | Атрибуты к играм | Игры |
|
Список литературы
- • Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст]: учеб. пособие / М. Н. Кожина. - М: Просвещение, 20___. - 223 с.
- Бодроченко, И.В. Театрализованные представления для детей дошкольного возраста (Текст): учебное пособие / И.В. Бодроченко. - М: Айрис Пресс, 2006. -143с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте (Текст): учебное пособие / Л.С. Выготский. М: Синтез, 1972. - 167 с.
- Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия (Текст): учебное пособие / С.В. Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель». 2007.- 106 с.
- Гнедова, О.Л.Театрализация сказок в коррекционном детском саду (Текст): учебное пособие / О.Л.Гнедова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресса, 2007. - 57 с.
- Горшкова. Е.В. От жеста к танцу. (Текст): учебное пособие / Е.В. Горшкова. -М: ГНОМ и Д, 2003. - 79с.
- Зверева, О.Л..\ Родительские собрания в ДОУ (Текст): учебное пособие /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М: АЙРИС ПРЕСС, 2006. - 119 с.
- Литвинова, М.Ф., Народные подвижные игры (Текст): учебное пособие / М.Ф.Литвинова.-М: ТЦ Сфера, 2015.- 156 с.
- Михеева, Л.К. Музыкальный словарь в рассказах (Текст): учебное пособие / М.Ф. Литвинова.- М: Советский композитор, 2001. -173 с.
- Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты (Текст): учебное пособие / О.П. Радынова.- М: ТЦ Сфера, 2009. -120 с.
- Роот, З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста (Текст): учебное пособие / З.Я. Роот. - М: АЙРИС ПРЕСС, 2005. - 25 с.
- Рокитянская,Т.А. Воспитание звуком (Текст): учебное пособие / Т.А.Рокитянская.- Ярославль: Академия Развития, 2002. -110 с.
- Ушакова. О.С.,Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников (Текст): учебное пособие/ О.С. Ушакова.- М: ТЦ Сфера, 1966. -123 с.
13.Картушина, М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7
Лет (Текст): учебное пособие / М.Ю. Картушина. -М: ТЦ Сфера, 2004. -154 с.
14. Костина, Э.П. Музыкально-дидактические игры (Текст): учебное пособие/ Э.П. Костина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. -167 с.
16. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению
дикции. Москва: издательство ТЦ Сфера. 2003.- 85 с.
17. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с
детьми 4-5 лет. Москва: издательство Москва – Синтез. 2010.-126 с.
18. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с
детьми 5-6 лет. Москва: издательство Москва – Синтез. 2010.-141 с.
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Новосибирск: издательство Норматика. 2013.- 128 с. *77
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...