Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Веселые нотки»
план-конспект занятия по музыке (средняя, старшая группа)

Устимова Вероника Юрьевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  художественно – эстетической направленности  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty.doc289 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Семеновский

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Колосок»

Принята:                                                                                                                                 Утверждена:

на педагогическом совете                                                                         приказом заведующего МДОУ

протокол №1 от 30.08.2021г.                                                                      «Детский сад №11 «Колосок»                        

                                   приказ № от _______      2021г.                                                                                                              

                                                                                                     ______________    Т.В. Евсеева                                                  

                                                                                                                                                                   

                                                                     

                                                                     

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно – эстетической направленности

«Веселые нотки»

Возраст обучающихся: 4 до 6 лет

Срок реализации 1 год

Авторы составители:

Устимова В.Ю . – музыкальный руководитель

                   

г. Семенов 2021г

СОДЕРЖАНИЕ

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка………….………………………………... стр.3

1.2. Цель и задачи реализации программы…..………………………...стр.6

1.3. Принципы и подходы к реализации программы………….…….. стр.7

1.4. Этапы реализации программы……………………………………..стр.8

1.5. Организационные и методические особенности программы..…..стр.9

1.6. Возрастные особенности детей……………………………...……..стр.10

1.7. Целевые ориентиры……………………………...………………….стр.11

II Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности………..…………….стр.12

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

программы. Основные формы организации с детьми……….………..стр.13

2.3. Педагогические условия реализации программы…………….…..стр.16

2.4. Перспективно-тематическое планирование……………………….стр.19

2.5. Педагогическая диагностика освоения программы…….………...стр.25

2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников…………………..……стр.26

2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы………..стр.27

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы………………стр.28

3.2. Методическое обеспечение программы………………………….....стр.29

3.3. Коррекционная направленность деятельности……………………..стр.30

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды...стр.33

Заключение……………………………………..………………………….стр.34 Литература…………………………………………………………………стр.35

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

Федеральный уровень

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ».
  • Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольные организации»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательная программа ДО.

Локальные акты

  • Устав МБДОУ № 11 «Детский сад «Колосок», г.Семёнов, Нижегородской области
  • Программа развития МБДОУ №11 «Детский сад «Колосок», г.Семёнов, Нижегородской области
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №   11 «Детский сад «Колосок», г.Семёнов, Нижегородской области

Даная Программа художественной направленности разработана для детей 4-6 лет, которые имеют ярко-выраженные музыкальные способности. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

Программа разработана на основе программ: «Камертон» Э.П. Костиной, «Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровской, «Методика обучения пению детей дошкольного возраста» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной; методике А.Н. Стрельниковой, Дмитрия Огороднова; педагогической концепции Карла Орфа.

Новизна вокального кружка заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей воспитаников. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно - ориентированные, игровые технологии.

Актуальность 

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение 3 представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном ансамбле - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Данная программа позволяет

- в условиях ДОУ через дополнительное образование детей дошкольного возраста расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- ориентировать на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей;

- включать в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

- использовать речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развитие у детей чувство ритма, формирование дикции, артикуляции, введение в мир динамических оттенков, знакомство с музыкальными формами);

- использовать игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

-для детей с яркими вокальными данными предусмотрена индивидуальная работа.

Программа направлена на освоение основ вокального исполнительства, развитие художественного вкуса, расширение кругозора, познание основ актерского мастерства. В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы преподавателя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Программа не ставит своей целью профессиональное изучение вокала, а направлена на творчество обучающегося, на развитие его интереса не только в конечном результате своей деятельности – участие в концертах, конкурсах, но на процесс поиска своего «Я», на обретение друзей – единомышленников, на организацию наполненного досуга дошкольника, а также в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых умений и навыков у музыкально одарённых детей дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность

Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Страна Детства» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений 4 певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью данной программы является развитие творческого потенциала музыкально одаренного ребенка, формирование его эстетической культуры, посредством приобщения к вокальному искусству, поэтическому слову и фольклору.

Задачи программы

  1. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.
  2. Воспитывать у детей восприимчивость к музыке, любовь и интерес к песням.
  3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса).
  4. Расширять певческий диапазон.
  5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
  6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
  7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию - дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).
  8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.

  1. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа соответствует следующим принципам:

  • Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель одновременно воспитывает у детей любовь к прекрасному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
  • Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
  • Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, к незнакомому.
  • Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность. Основной прием - это образец исполнения песни педагогом.
  • Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
  • Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Для того чтобы повторение песен не наскучило детям, нужно вносить элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть сознательным его воспроизведением.

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
  • Подготовительный:
  • диагностика вокальных задатков, способностей и возможностей учащихся;
  • выполнение специальных подготовительных упражнений, сольфеджирование, пение простых песенок.

  • Основной:
  • формирование голосового аппарата;
  • формирование и развитие знаний, умений и навыков в вокально-эстрадном исполнении.

  • Творческий:
  • исполнительство и импровизация (при условии необходимых способностей);
  • концертно-конкурсная деятельность.

Этапы образовательной деятельности:

1 этап (начальный) - получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты.

2 этап (основной) - закрепление и совершенствование вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение.

3 этап (заключительный) - овладение в совершенстве исполнительским мастерством пения.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 4-6 лет. Занятия 1 раз в неделю по 30 минут. Всего в году – 32 занятия. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников студии не менее 10 человек.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является аудиторное групповое занятие. В этом возрасте начинают проявляться творческие способности формирующейся личности ребенка-дошкольника.

Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, по принципу их одарённости.

Программа предусматривает сочетание методики вокального воспитания детей и комплекса воспитательных мероприятий: вечеров отдыха, встреч с интересными коллективами, включение дидактических материалов, игр, пособий, упражнений, репертуара, где учитываются особенности разно уровневого развития дошкольников, совместную работу педагога, родителей и детей.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Рекомендуются к использованию такие формы, как:

- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

- Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

- Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

- Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, родителей, педагогов и гостей.

- Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов.

1.6. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

В старшем и среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки.

Слух ребенка все время контролирует правильность звучания. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Следует избегать - форсирование звука. Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными для исполнения являются звуки от{ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально - слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Надо учить детей петь: не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание.

1.7. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

  1. Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству, самовыражению;
  2. Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
  3. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
  4. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
  5. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
  6. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
  7. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
  8. Активно участвовать в выполнении творческих заданий

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные направления образовательной работы вокального кружка

  • При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
  • Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
  • Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
  • Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
  • Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, подчеркивать голосом логические ударения.
  • Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса.
  • Совершенствовать умение детей согласованному пению.

Структура образовательной деятельности.

1. Вводная часть

- Приветствие, коммуникативная игра.

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационнофонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания, гимнастика для дыхания).

2. Основная часть.

- Работа над песней.

- Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам.

- Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

3. Заключительная часть.

- Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.

- Работа над выразительным артистичным исполнением.

2.2 ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Приемы обучения пению

  1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
  2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия интересным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
  3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.
  4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не поможет ребенку осознать и исправить свои ошибки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Формы и методы по реализации основных задач Программы

  • Коллективная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Беседа;
  • Распевание по голосам;
  • Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  • Дыхательная звуковая гимнастика;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Музыкально-дидактические игры и упражнения;
  • Концертные выступления;
  • Участие в творческих конкурсах.

Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

Певческая установка. Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка», которое обозначает положение, которое должен принять певец перед началом пения: при этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. Соблюдение этих требований создает приятное эстетическое впечатление и дает свободу мимике и жесту. Правильная певческая установка активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс. Петь можно сидя или стоя. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

Дыхание. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука.

Артикуляционная работа. Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».

Выработка подвижности голоса. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

Расширение певческого диапазона детей. Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в 14 интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх.

Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальныеконкретные упражнения, также используются музыкальные шумовые инструменты.

 Выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

Работа над чистотой интонирования. В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение.

Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения.

Формирование сценической культуры. Согласно певческим и возрастным возможностям детей подбирается репертуар. Необходимо учить детей пользоваться микрофонами, правильно вести себя на сцене. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

– наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Схема занятия:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание; – пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников студии. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актерской игрой.

Концертная программа режиссируется с учетом восприятия ее слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – все это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Творческий отчет проводится один раз в конце учебного года.

Структура занятия

Занятие включает в себя:

  1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников а определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть 16 увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

  1. Пауза.

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

  1. Основную часть. 

Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

  1. Заключительная часть. 

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

  • Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

-знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

-работа над вокальными и хоровыми навыками;

-проверка знаний у детей усвоения песни.

  • Приемы, касающиеся только одного произведения:

-споем песню с полузакрытым ртом;

- слоговое пение («ля», «бом» и др.);

-хорошо выговаривать согласные в конце слова;

-произношение слов шепотом в ритме песни;

- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

-настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

-задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;

-обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

-использовать элементы дирижирования;

-пение без сопровождения; -зрительная, моторная наглядность.

  • Приемы звуковедения:

-выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

-образные упражнения; -вопросы;

-оценка качества исполнение песни

2.4. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических

практических

1.

Певческая установка

Певческое дыхание

5

1

3

2.

Музыкальный звук Высота звука

Работа над звуковедением и чистотой интонирования

6

3

4

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

6

2

5

4.

Формирование чувства ансамбля

7

2

4

5.

Формирование сценической культуры Работа с фонограммой

8

2

6

Итого:

32

10

22

Перспективно—тематический план непрерывной образовательной деятельности

Месяц

Тема занятия

Образовательные задачи

Итоговое мероприятие

Октябрь

1 неделя

Вводное занятие

«Давайте познакомимся

Формирование сценической культуры пения

Развлечение на праздничном осеннем развлечении

2 неделя

«Песня – душа народа»

Роль музыки, песни в жизни человека

3 неделя

«Осень – дивная пора»

Вокально-хоровая работа.

Разучивание песен про осень.

4 неделя

«Настроение в песне»

Научить детей определять характер песни. Знакомство с ладом

Ноябрь

1 неделя

«Расскажи нам, песенка»

Знакомство с песенным текстом.

Художественное единство текста и музыки.

Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш)

Праздничный концерт ко Дню Матери

2,3 неделя

«Моя мама – лучшая на свете»

Вокально-хоровая работа.

Разучивание песен о маме

4 неделя

«Волшебный микрофон»

Знакомство с микрофоном.

Формирование навыков работы с микрофоном, постановки корпуса и рук при пении в микрофон, удаление, приближение микрофона

Декабрь

1,2 неделя

«Город детства»

Вокально-хоровая работа

Разучивание новогодних песен

Творческий концерт для родителей

«Декабрьские вечера»

3,4 неделя

«С песней встретим Новый год»

Подготовка, репетиции к концерту

Работа над выразительностью, эмоциями

Развивать умение у детей петь под фонограмму.

Формирование сценической культуры пения

Январь

2 неделя

«Русская зима»

Вокально-хоровая работа

Разучивание песен о зиме

Музыкальная гостиная

«С чего начинается музыка?»

3 неделя

«В гостях у композитора»

Кто сочиняет песни?

Песенная импровизация на заданный текст (окончания песен, песенных фраз)

4 неделя

«От песенки до оперы»

Формы и жанры вокальной музыки

Февраль

1 неделя

«Хороводные, шуточные, календарные песни»

Разучивание песен к Масленице

Выступление на музыкально-спортивном празднике к 23 февраля

2,3 неделя

«Россия – Родина моя»

Разучивание песен о папе, дедушке, защитниках отечества, России

4 неделя

«Госпожа мелодия»

Работа над звуковедением.

Работа над дыханием.

Разучивание песен о маме

Март

1,2 неделя

«Рисуем голосом»

Возможности моего голоса

Работа над звукообразованием

Концерт для мам и бабушек к 8 марта

3,4 неделя

«Весна-красна»

Разучивание песен о весне

Апрель

1,2 неделя

«Что такое доброта?»

Песни о дружбе. Работа над звукообразованием

Отчетный творческий концерт

«Апрельская капель»

3,4 неделя

«Апрельская капель»

Подготовка, репетиция к отчетному концерту

Повторение песен к отчетному концерту

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

Октябрь

Занятия № 1

Тема: «Давайте познакомимся»

Задачи:

  • формировать позитивное отношение к пению;
  • способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
  1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой своѐ имя ласково».

Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга», дидактическая игра «Слушаем тишину».

  1. Основная часть.

Беседы «Что такое звук?», «Звуки шумовые и музыкальные».

Вокально-певческая постановка корпуса: Л. Абелян «Петь приятно и удобно» - слушание.

Распевание: «Листики летят» М. Сидорова, «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев.

Пение: «Тише, тише, тишина» - слушание.

  1. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - разучивание, музыкальная игра «В доме моѐм тишина».

Занятия № 2

Тема: «Песня – душа народа».

Задачи:

  • учить сидеть прямо, занимая всѐ сиденье, опираясь на спинку стула;
  • учить правильно брать дыхание, дышать через нос без напряжения спокойно;
  • знакомить с музыкальными жанрами;
  • учить различать жанр песни через игру.
  1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой своѐ имя» – оценить, кто спел лучше, почему?

Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга», дидактическая игра «Слушаем тишину».

  1. Основная часть.

Беседы «Что такое звук?», «Звуки шумовые и музыкальные», «Почему всѐ звучит?»

Вокально-певческая постановка корпуса (сидя): Л. Абелян «Петь приятно и удобно» - 1 куплет, разучивание.

Распевание: «Листики летят» М. Сидорова, «Ветер», «Как кричит крокодил» А. Усачев.

Пение: «Тише, тише, тишина» - разучивание.

  1. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - разучивание, музыкальная игра «В доме моѐм тишина».

Занятия № 3

Тема: «Осень – дивная пора».

Задачи:

  • упражнять детей в чистом интонировании секунды, малой терции вниз и чистой кварты вверх с музыкальным сопровождением.;
  • развивать навык точного интонирования несложной мелодии, построенной в поступенном движении звуков вверх и вниз.
  1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой своѐ имя» – ласково.

Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга».

  1. Основная часть.

Вокально-певческая постановка корпуса (сидя, стоя): Л.Абелян «Петь приятно и удобно» - 2 куплет, разучивание.

Распевание: «Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова, «Ветер», «Как кричит крокодил» А. Усачев.

Пение: «Осень в гости к нам спешит» слова С.Русских, музыка О.Лыкова – разучивание.

  1. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - упражнение, музыкальная игра «В доме моѐм тишина».

Занятия № 4

Тема: «Настроение в песне».

Задачи:

  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на песню;
  • учить правильно интонировать мелодию песни;
  • учить петь длинные и короткие звуки;
  • учить петь кластер.

  1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой своѐ имя» – ласково.

Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга», дидактическая игра «Слушаем тишину» - искусственно созданные звуки.

  1. Основная часть.

Беседы: «Почему всѐ звучит?», «Откуда берѐтся голос?»

Вокально-певческая постановка корпуса (сидя, стоя): Л.Абелян «Петь приятно и удобно» - закрепление.

Распевание: «Листики летят», «Считалочка» М. Сидорова.

Пение: «Осень в гости к нам спешит» слова С.Русских, музыка О.Лыкова – закрепление.

  1. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - закрепление, музыкальная игра «В доме моѐм тишина».

Ноябрь

Занятия № 1

Тема: «Расскажи нам, песенка».

Задачи:

  • продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, лѐгким звуком;
  • упражнять детей в чистом интонировании большой терции вниз;
  • упражнять в чистом интонировании мелодии поступенно вверх и вниз.
  1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой имя соседа слева».

Музыкально-коммуникативная игра «Доброе животное».

2. Основная часть.

Беседа: «Сила звука и динамический слух». Л. Абелян «Дыхание» - слушание.

Распевание: «Считалочка» М. Сидорова, «Эхо».

Пение: «Кот Мурлыка» слова Ю. Марцинкевича, музыка А Морозова - разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - разучивание, музыкальная игра «Тишина».

Занятия №2-3

Тема: «Моя мама лучшая на свете».

Задачи:

  • продолжать учить детей петь без напряжения;
  • развивать ладотональный слух;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на песню о маме;
  • знакомить с новой песней.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Пропой имя соседа справа».

Музыкально-коммуникативная игра «Доброе животное», развивающая игра «Я тебя знаю» - отмечать ударные и безударные слоги имени с помощью динамики (f и p).

2. Основная часть.

Беседа: «Основные обозначения динамики (f, mf, sf, p, mp)». Л. Абелян «Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер».

Распевание: «Мы поѐм», «Без слов» - исполняется закрытым ртом, «Эхо», «Лесенка».

Пение: «Кот Мурлыка» слова Ю. Марцинкевича, музыка А Морозова – закрепление.

«Мамочка» слова Н.Осошник, музыка В.Осошник – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - разучивание, музыкальная игра «Тишина».

Занятия № 4

Тема: «Волшебный микрофон».

Задачи:

  • продолжать стимулировать и развивать песенные импровизации у детей;
  • учить петь песню под фонограмму точно интонируя мелодию;
  • закреплять умение начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Здороваемся по знакам динамики».

Музыкально-коммуникативная игра «Доброе животное», «Я и мои друзья - ладошки, плечики, спинки, животы, коленки».

2. Основная часть.

Беседа: «Основные обозначения динамики (f, mf, sf, p, mp)», «Сказка про кота».

Вокально-певческая постановка корпуса (стоя): Л. Абелян «Петь приятно и удобно». Л. Абелян «Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер».

Распевание: «Мы поѐм», «Без слов» - исполняется закрытым ртом, «Эхо», «Лесенка», «Мы – весѐлые ребята».

Пение: «Мамочка» слова Н.Осошник, музыка В.Осошник – закрепление.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - упражнение, музыкальная игра «Тишина».

Декабрь

Занятия № 1-2

Тема: «Город детства».

Задачи:

  • учить петь песню под фонограмму без напряжения, естественным голосом;
  • следить за чѐтким и ясным произношением слов в пении;
  • развивать эмоциональное отношение к пению;
  • продолжать учить детей передавать весѐлый характер песни, правильно пропевать гласные в словах;
  • учить детей петь песню по цепочке.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь».

Музыкально-коммуникативная игра «Дотронься до…».

2. Основная часть.

Беседа: «Как беречь голос» Л. Абелян, закаливание звуки – А, Э.

Распевание: «Без слов», «Пою себе» - исполняется закрытым ртом, «Мы – весѐлые ребята», «У деда Ермолая».

Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Часы» - разучивание, музыкальная игра «Ёлочки-пенечки».

Занятия № 3-4

Тема: «Песней встретим Новый год» (подготовка к концерту).

Задачи:

  • продолжать учить петь выразительно, передавая разный характер песен;
  • закреплять умение сохранять правильную осанку во время пения;
  • учить точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок песни, брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь».

Музыкально-коммуникативная игра «Дотронься до…».

2. Основная часть.

Беседы: «Высота звука и звуковысотный слух», «Я красиво петь могу» - слушание.

Распевание: «Без слов», «Пою себе», «Гармошка» - исполняется закрытым ртом.

Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина – закрепление. «Белые снежинки» слова И.Шаферана, музыка Г.Гладкова – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Часы» - закрепление, музыкальная игра «Ёлочки-пенечки».

Январь

Занятия № 1-2

Тема: «Русская зима».

Задачи:

  • повторить песни о зиме;
  • учить петь детей в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать песню;
  • петь с инструментальным сопровождением и без него;
  • развивать мышцы голосового аппарата.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь».

Музыкально-коммуникативная игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая игра «Слушай хлопки».

2. Основная часть.

Беседа «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян.

Распевание: «Без слов», «Пою себе» - исполняется закрытым ртом, «У деда Ермолая», «Вышел зайчик погулять».

Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина. «Белые снежинки» слова И.Шаферана, музыка Г.Гладкова – повторение.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Маленькая мышка» - разучивание, музыкальная игра «Поѐм гласные».

Занятия № 3

Тема: «В гостях у композитора».

Задачи:

  • познакомиться с профессией композитора, научиться импровизировать песенные фразы;
  • развивать у детей самостоятельность;
  • учить правильно интонировать мелодию, выразительно обыгрывать песню;
  • учить петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, игривая, светлая).

1. Вводная часть.

Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь».

Музыкально-коммуникативная игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая игра «Слушай хлопки».

2. Основная часть.

Беседа «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян, «Песенка про гласные».

Распевание: «Запевай песню», «Вышел зайчик погулять», «Пою себе».

Пение: «Что ты хочешь кошечка?» слова А.Шибицкой, музыка Г.Зингера, «Зайка, зайка, где бывал?» слова А.Шибицкой, музыка М.Скребковой.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Маленькая мышка» - разучивание, музыкальная игра «Поѐм гласные».

Занятия № 4

Тема: «От песенки до оперы».

Задачи:

  • познакомиться с формами и жанрами вокальной музыки;
  • учить детей высказываться о характере песни;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на песню;
  • упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонацию на повторяющихся звуках.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь».

Музыкально-коммуникативная игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая игра «Слушай хлопки» в быстром темпе.

2. Основная часть.

Беседа: «Длительность звука и чувство ритма».

Распевание: «Запевай песню», «Вышел зайчик погулять», «Пою себе».

Пение: Музыкальная сказка «Колобок на новый лад».

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Маленькая мышка» - закрепление, музыкальная игра «Поѐм гласные».

Февраль

Занятия № 1

Тема: «Хороводные, шуточные, календарные песни».

Задачи:

  • разучить песни к Масленице;
  • добиваться чистого интонирования мелодии, умения брать дыхание между музыкальными фразами;
  • учить песню по музыкальным фразам.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Здороваемся с хлопками».

Музыкально-коммуникативная игра «Передай мячик».

2. Основная часть.

Беседы: «Нотный стан, скрипичный ключ, нота «До», «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян, «Баю бай» р.н.п.

Распевание: «Запевай песню», «Пою себе», «Села кошка на такси».

Пение: «Вот уж Зимушка проходит» русская народная песня, «Хоровод Масленица» слова и музыка И.Парахневич – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - разучивание, музыкальная игра «Гули-гули».

Занятия № 2-3

Тема: «Россия – Родина моя».

Задачи:

  • знакомить с новой песней;
  • уточнить умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;
  • совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;
  • продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;
  • упражнять в чѐткой дикции;
  • учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Здороваемся с хлопками».

Музыкально-коммуникативная игра «Передай мячик».

2. Основная часть.

Беседы: «Ноты «ДО», «РЕ». Ребусы», «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян, «Птичка-синичка»

Распевание: «Запевай песню», «Села кошка на такси», Сольфеджио.

Пение: «Росиночка-Россия» слова И.Шевчука, музыка Е.Зарицкой – разучивание.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - разучивание, музыкальная игра «Гули-гули».

Занятия № 4

Тема: «Госпожа Мелодия».

Задачи:

  • учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст;
  • развивать ладотональный слух;
  • продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнения, проявляя при этом и самокритичность к собственному пению.

1. Вводная часть.

Приветствие: «Здороваемся с хлопками».

Музыкально-коммуникативная игра «Передай мячик».

2. Основная часть.

Беседы: «Ноты «МИ», «ФА». Ребусы», «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян, «Динь-дон» р.н.п.

Распевание: «Запевай песню», «Колокольчик», «Села кошка на такси», Сольфеджио.

Пение: «Моя мама» слова и музыка И.Черник – разучивание.

3.Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - закрепление, музыкальная игра «Гули-гули».

Март

Занятия № 1-2

Тема: «Рисуем голосом».

Задачи:

  • добиваться выразительного исполнения песен различного характера;
  • петь с музыкальным сопровождением и без него;
  • развивать творческую самостоятельность, накапливать и использовать музыкальный опыт;
  • учить петь, правильно передавая ритмический рисунок;
  • продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песен, их содержание;
  • учить тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песен.

1. Вводная часть.

Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания.

Музыкально-коммуникативная игра на снятие напряжения «Солнечный зайчик», «Скульптор».

2. Основная часть.

Беседы: «Ноты «ФА», «СОЛЬ». Ребусы», «Дикция, артикуляция, слово» Л. Абелян, «Песенка про дикцию».

Распевание: «Колокольчик», «Колыбельная», «Ноты изучаем», Сольфеджио.

Пение: «Моя мама» слова и музыка И.Черник – закрепление.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Паучок» - разучивание, музыкальная игра «Повторяй за мной».

Занятия №3-4

Тема: «Мы весну встречаем».

Задачи:

  • учить детей чувствовать жанр песни;
  • упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке;
  • следить за правильным дыханием;
  • закреплять навык звуковысотной ориентировки;
  • добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт;
  • учить петь выразительно, осмысливая характер песен;
  • развивать ладотональный слух, используя вопросно-ответную форму;
  • закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения.

1. Вводная часть.

Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания.

Музыкально-коммуникативная игра на снятие напряжения «Солнечный зайчик».

2. Основная часть.

Беседы: «Ноты «ЛЯ», «СИ». Ребусы», «Дикция, артикуляция, слово» Л. Абелян, «Песенка про дикцию», скороговорки.

Распевание: «Колыбельная», «Пой со мной».

Пение: «Веселая песенка» слова В.Борисова, музыка А.Ермолова.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Паучок» - закрепление, музыкальная игра «Повторяй за мной».

Апрель

Занятия № 1-2

Тема: «Что такое доброта?».

Задачи:

  • петь выразительно передавая динамику не только от куплета к куплету, но по музыкальным фразам;
  • поощрять инициативу и творческие желания детей;
  • развивать у детей ладотональный слух;
  • слышать и точно передавать в пении поступенное движение мелодии;
  • учить при пении правильно формировать гласные;
  • воспитывать у детей чувство дружбы;
  • учить петь выразительно, мимикой, жестами, интонацией, динамикой передавать содержание и характер песен.

1. Вводная часть.

Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания.

Музыкально-коммуникативная игра «Прогулка по ручью», развивающая игра «Весѐлый оркестр».

2. Основная часть.

Беседа: «Тембровая окраска и тембровый слух».

Распевание: «Пой со мной», «Это я», «Подражаем скрипочке».

Пение: Песни по выбору.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Улитка» - разучивание, музыкальная игра «Шла коза по мостику».

Занятия № 3-4

Тема: Подготовка к отчетному концерту.

Задачи:

  • учить петь детей лѐгким звуком в оживлѐнном темпе;
  • учить детей точно воспроизводить ритмический рисунок песни;
  • учить петь выразительно, передавая характер песни в целом, а также смену темпа в запеве и припеве;
  • работать над расширением диапазона детского голоса;
  • способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот
  • содействовать развитию у детей музыкальной памяти.

1. Вводная часть.

Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания.

Музыкально-коммуникативная игра «Прогулка по ручью», развивающая игра «Весѐлый оркестр».

2. Основная часть.

Беседа: «Выразительность исполнения» Л. Абелян, «Модница», «Прекрасен мир поющий».

Распевание: «Пой со мной», «Это я», «Бубен», «Барабан».

Пение: Песни по выбору.

Повторение выученных песен.

3. Заключительная часть.

Прощание, пальчиковая игра Е. Железнова «Улитка» - закрепление, музыкальная игра «Шла коза по мостику».

2.5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

Последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка. Обследования детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы вокального кружка являются концертные выступления в ДОУ, конкурсы на городском и республиканском уровне.

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/балл

0

н

с

в

1

Качественное исполнение знакомых песен

2

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3

Умение импровизировать

4

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Результаты освоения программы детьми дошкольного возраста:

Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

2.6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Взаимодействие с семьями воспитанников строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада. В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи:

- приобщение к участию в жизни детского сада;

- обобщение опыта семейного воспитания и повышение их музыкально - педагогической культуры.

Мероприятие

Дата

Ответственный

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о вокальном кружке

сентябрь

Музыкальный руководитель

Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой вокального кружка

Октябрь

Музыкальный руководитель

Распространение информационных материалов

Папка-передвижка «Родительский вестник», памятки, буклеты

В течении года

Музыкальный руководитель

Консультация в рамках консультационного пункта

В течении года

Музыкальный руководитель

Оказание информационной поддержки родителям

В течении года

Музыкальный руководитель

Участие в совместных праздниках, выступления и конкурсах. Совместное подпевание, инсценирование и исполнение знакомых песен, просмотр презентаций и видеороликов к песням вместе с родителями

В течении года

Музыкальный руководитель, родители

Закрепление игр с голосом с родителями

МАРТ

Музыкальный руководитель, родители

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

АПРЕЛЬ

Музыкальный руководитель

2.7. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности.

В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театральноисполнительской деятельности.

Чем же по требованиям ФГОС раздел «поддержка детской инициативы» отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт музыкальной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся.

Для того, чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему, а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и др. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций.

Таким образом, при планировании раздела «Поддержка детской инициативы» музыкальный руководитель должен не только продумать пособия, игры и др. материал, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициации.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации данной Программы в ДОУ имеются все необходимые технические средства обучения:

  • Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
  • Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
  • Музыкальный центр
  • Микрофоны

3.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
  • Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
  • Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Программы, сценарии концертов.
  • Сборники песен, попевок.

3.3. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание детей с нарушением речи, зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью предполагает коррекционную направленность, поскольку решает задачи не только музыкального развития такого ребенка, но коррекции и компенсации, имеющихся у него отклонений в развитии средствами музыки.

Гуманистическая ориентация процесса музыкального воспитания обусловливает формирование гармоничной личности ребенка с проблемами. В свою очередь, достигнуть этого можно только в том случае, когда в структуре коррекционной работы в условиях специального образовательного учреждения осуществляется комплексный подход, предполагающий использование двух взаимодополняющих направлений: коррекционноразвивающего, педагогически-направленного процесса музыкального воспитания, формирования музыкальной культуры, осуществляемого специалистом-музыкантом и педагогами, дефектологами; психологической коррекции средствами музыки (музыкотерапией), осуществляемой психологом.

Это объясняется прежде всего тем, что музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психотерапевтического, психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Такой комплексный подход дает возможность более широко использовать музыкальное искусство в системе психокоррекционной помощи 1аетям с проблемами, организовывать не только групповую, но и индивидуальную форму работы с ребенком с проблемами, ставить и решать как коррекционно-развивающие, так и психотерапевтические задачи по созданию новых мотивов, установок, закреплению их в реальной действительности, осуществлять коррекцию эмоциональных, коммуникативнорефлексивных отклонений в развитии с помощью музыки.

Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания

Это направление работы средствами музыки решает задачи формирования музыкальной культуры детей с проблемами, накопления и усвоения знаний в области музыкального искусства, практических умений в разных видах музыкальной деятельности (восприятии, пении, движениях под музыку, игре на инструментах), участия в музыкальнотворческой деятельности.

В процессе музыкальной деятельности осуществляется и коррекция отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, моторной сферах. Это отражается в содержательной, организационной и операциональной сторонах каждого вида музыкальной деятельности. При этом все перечисленные компоненты учитывают специфику, характер варианта имеющегося у детей нарушения (слуха, зрения, речи, задержки психического развития, умственной отсталости, нарушений в опорно-двигательной сфере).

Восприятие музыки

Это вид музыкальной деятельности дошкольников с проблемами, организуемый музыкальным педагогом, предполагает не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная  работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами. В процессе активного восприятия музыки детьми с проблемами решаются следующие задачи: формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение музыкальными впечатлениями, знакомство с доступными музыкальными образцами современной, классической, народной музыки, сообщение первоначальных сведений о музыке, о ее жанровой принадлежности, о «музыкальном образе», о средствах музыкальной выразительности, формирование основ музыкального вкуса; развитие активной музыкально-слушательской деятельности, способности эмоционально откликаться на музыку, способности узнавать, различать, выделять понравившиеся произведения, произвольности восприятия; подведение ребенка с помощью педагога к элементарному анализу услышанного, сопоставление музыкального образа с образом из окружающей жизни, формирование умения высказывать свое отношение к услышанному.

Процесс обучения восприятию как активному виду деятельности детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью основывается на особенностях их развития.

Так, у дошкольников с задержкой психического развития, умственной отсталостью несовершенство восприятия (целостности, обобщенности, осмысленности, точности, полноты, темпа, дифференцированности), а также внимания (устойчивости, концентрации, распределения) создает трудности как при сосредоточении на музыкальном материале, так и при его восприятии во время слушания и анализа. У детей данной категории лучше выражена музыкально-слуховая дифференциация при различении звуков по высоте, но затруднена по силе (динамике) и длительности (ритму). А несовершенство эмоциональноволевой сферы обусловливает недостаточно выраженную эмоциональную отзывчивость, неадекватность эмоциональных реакций при восприятии вокальных и инструментальных произведений. Трудности интеллектуального развития затрудняют анализ произведений, сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.

Своевременная коррекционная работа с такими детьми в дошкольном детстве дает положительную динамику в развитии музыкального восприятия. Они значительно продвигаются в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку, в формировании музыкально-слуховых ощущений. Этому способствуют различные музыкальнопедагогические технологии: музыкально-дидактические игры, направленные на различение звуков по высоте, тембру, динамике, длительности; словесные и наглядные методы, используемые на пропедевтическом этапе слушания; игровые приемы, стимулирующие эмоциональные реакции ребенка. Показ игрушки или иллюстрации по содержанию музыкального произведения, мини-беседы перед слушанием музыки создают не только интерес и положительную мотивацию, но и помогают понять содержание музыкального произведения. Включение в процесс слушания музыки действий взрослого с игрушкой (гладим кошечку, показываем танцующую куклу) соответственно характеру музыки, а также действия самих детей создают наглядно-образную основу восприятия музыки, делают его более устойчивым, помогают в образовании слухозрительных связей.

 Формирование музыкального восприятия детей с нарушением слуха осуществляется на музыкальных занятиях на тактильно-вибрационной основе, с использованием слухового аппарата, в электромагнитном поле (индукционной петле, получаемой с помощью индукционной установки), с опорой на остаточный слух. Слушание музыки со слуховыми 30 аппаратами предполагает перед восприятием их настройку и корректировку силы звучания до удобного режима, не раздражающего ребенка. Восприятие музыки может осуществляться и без аппаратуры и на основе активизации остаточного слуха. Во всех вариантах целенаправленное восприятие музыки способствует дифференцированию слуховых ощущений таких детей, что обеспечивается слушанием вокальной и инструментальной музыки, женских и мужских голосов, звучание разных инструментов в оркестровом исполнении и соло. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей с нарушением слуха должно опираться на слухозрительное восприятие. Наблюдение детей во время слушания за движением руки музыкального руководителя, играющего на фортепиано, за его эмоциональной настроенностью, мимикой помогает детям в определении характера музыкального произведения (веселого, грустного), темпа (быстрого, медленного), динамики (громкой, тихой музыки). Постепенно дети овладевают восприятием музыки без зрительной поддержки, а только на основе слуха. Целенаправленное прослушивание детьми музыкальных произведений как в форме «живой музыки», так и в звукозаписи сочетается с различными приемами: показом иллюстрации по содержанию произведений, краткой беседой, вопросами, а также предметным моделированием (во время движения мелодии вверх — кукла идет вверх по игрушечной лесенке) или двигательным моделированием музыкальных структур (хлопки, притопы и др.) при смене характера, частей, темпа музыки.

Музыкальное восприятие дошкольников с нарушением зрения формируется в соответствии с характером нарушения, при котором именно звук с его многообразием тембровых, динамических, темповых оттенков является одной из знаковых систем, помогающих познать окружающий мир. И в сочетании сначала с тактильными ощущениями, а затем и словом звуки формируют представления детей данной категории об окружающей действительности. Интенсивное использование слуха детьми с нарушением зрения как дистантного анализатора, сигнализирующего о пространстве, объектах и их взаимодействии, обусловливает более тонкую дифференциацию звуковых качеств окружающего мира. Именно поэтому важно для таких детей развитие музыкального восприятия.

Основными методами, помогающими в формировании музыкального восприятия, усиливающими и конкретизирующими его, являются словесные методы в сочетании с практическими. Слово, предварительный рассказ перед слушанием, беседа по содержанию пьесы, действия с игрушкой (мягким, пушистым зайчиком, большим мохнатым медведем) помогают детям сопоставить музыкальный образ, выраженный средствами музыкальной выразительности, с реальным образом или явлением окружающего мира. Сначала детям предлагаются для слушания контрастные по характеру музыкальные произведения, а затем для более тонкой дифференциации — близкие по характеру музыкальные отрывки. Важно формирование отношения ребенка к услышанной музыке, его эмоциональной отзывчивости. У ребенка сначала проявляется избирательное, предпочтительное отношение, а потом возникает оценочное отношение, что служит основой формирования эстетического вкуса. Только в этом случае восприятие становится активным видом музыкальной деятельности как у нормально развивающегося ребенка, так и у дошкольника с проблемами в развитии.

3.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Музыкальная предметная среда должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды. Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в ДОУ организуется по трем основным блокам:

  • восприятие музыки
  • воспроизведение музыки
  • музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных миницентров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.

Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом - голосом. Это самый доступный инструмент, владение которым развивается постоянно. Петь любят все дети. Пение существует постоянно в окружающем мире ребенка, заполняя и скрашивая досуг.

Почему же так важно заинтересовать ребенка в пении? Песни для ребенка - это яркие положительные эмоции. Пение благотворно влияет на нервную систему ребенка, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и, конечно же, развивает и укрепляет голосовой аппарат. Главное, чтобы все песни, которые исполнял малыш несли добро, развивали и воспитывали личность.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают певческие умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка: так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Кроме того, воспитание ладового и метроритмического чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способностей его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. Эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечнососудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

А какие замечательные возможности для развития эстетических и нравственных представлений детей! Таким образом, музыкально – певческое воспитание способствует решению задач гармонического развития ребёнка. Вот почему выбранная тема является актуальной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники»

2. Дмитреев Л.Б. «Основы вокальной методики»

3. Луканин В.М. «Мой метод работы с певцами»

4. Юссон.Р. «Певческий голос»

5. Назаренко И. К. «Искусство пения»

6. Голубев П.В. «Советы молодым педагогам вокалистам»

7. Орлова Г.М., Бекина СИ. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей Издательство «Просвещение», 1988.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1981

9. Гармошечка - говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. СИ. Мерзлякова. М., Музыка, 1981

10. КостинаЭ.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004 г.

11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. Академия развития, 1997г.

12.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития: для детей младшего возраста. М.: Г уманитарный издательский центр Владос, 2000 г.

13. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.

14. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.

15. В.В. Емельянов "Развитие голоса. Координация и тренаж" - СПб, 1997.

16. Д. Демченко "Вокальные игры с детьми" - М., 2000.

17. Кирюшин "Развивающие песни для дошкольников" - М., 1994.

18. И. Кончева, А. Яковлева "Вокальный словарь" - Ленинград, "Музыка", 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Веселый каблучок»

Дополнительная общеобразовательная программахудожественно-эстетической направленности «Веселый каблучок»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веселые нотки»

Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов. Развивать музыкальные способности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкально – эстетической направленности «Веселый оркестр»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программамузыкально – эстетической  направленности«Веселый оркестр»...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Веселый Петрушка".

1.Пояснительная записка Направленность программы Новизна Актуальность Педагогическая целесообразность Организационно - педагогические  условия Цель и задачи реализац...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»

Дополнительная общеобразовательная программа  социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...