Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкально – эстетической направленности «Веселый оркестр»
рабочая программа по музыке
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
музыкально – эстетической направленности
«Веселый оркестр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselyy_orkestr_.docx | 78.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Вязьмы Смоленской области
Принята Утверждена
на заседании педагогического совета Приказ №97/ОД от 31.08.2020г.
Протокол № 1 от 31.08. 2020г. Заведующий____С.А. Зеленкова
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
музыкально – эстетической направленности
«Веселый оркестр»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Винокурова Людмила Павловна,
музыкальный руководитель
г. Вязьма
2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность дополнительной образовательной программы
- Новизна и основные отличия
- Актуальность программы
- Педагогическая целесообразность программы
- Цели и задачи программы
- Отличительные особенности образовательной программы
- Возраст детей
- Сроки реализации
- Формы занятий
- Режим занятий
- Ожидаемые результаты освоения программы
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план (УТП)
- Содержание учебного (тематического) плана
- ФОРМЫ АТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Материально-техническое обеспечение программы
4.2. Список литературы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Веселый оркестр» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеет музыкально-эстетическую направленность и является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста, реализуется за рамками ООП ДО МБДОУ д/с №7.
При разработке Программы учитывались все необходимые нормативно - правовые документы.
Нормативно – правовые основания разработки дополнительных общеобразовательных программ:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- СанПиН 2.4.3648-20 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» от 28.09.2020года.
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Устав МБДОУ д/с № 7 г. Вязьмы Смоленской обл. Утвержден постановлением Администрации МО «Вяземский район» Смоленской обл. от 05.10.2015г. № 1833.
- Новизна и основные отличия программы
Коллективное элементарное музицирование для детей старшего дошкольного возраста является сравнительно новой музыкальной дисциплиной дополни-тельного образования и одной из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера таких занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и навыков на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди воспитанников. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Знакомство с выдающимися образцами мировой музыкальной классики формирует музыкальный кругозор дошкольников. Программа «Весёлый оркестр» ориентирована на особенности процесса образования в МБДОУ, а также на наличие инструментов, специально созданных для детского музыкального творчества (различные по размеру и высоте звучания натуральные и хроматические ксилофоны и металлофоны, шумовые ударные инструменты).
Новизной и отличительной особенностью данной Программы является:
Программа представляет собой качественно разработанный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству (игре на детских музыкальных инструментах) доступными дошкольнику средствами и к музыкальному творчеству.
Программа представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий кружка-оркестра с дошкольниками. Она является авторской и по содержанию, и по методике, учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании на детских музыкальных инструментах.
В программе справедливо определяются как приоритетные и реализуются задачи обогащения детей музыкальными впечатлениями, развития воображения и чувства ритма, раскрепощение в общении, развития творческой активности и желания музицировать на детских музыкальных инструментах.
Развитие чувства ритма проходит в игровой форме и настолько эффективно, что к концу учебного года дети 5-6 лет способны чувствовать, понимать ритм и передавать его в движении и в игре на музыкальных инструментах.
- Актуальность программы
Состоит в том, что программа ориентирована на приобщение ребенка к миру музыкального искусства с учетом специфики дошкольного возраста, и включает в себя:
- Личностно ориентированный подход к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям.
- Учет индивидуальных способностей детей в ходе музыкальных занятий кружка.
- Системный подход в организации занятий кружка-оркестра с детьми.
Направлена на обучение детей игре на детских музыкальных инструментах.
В условиях невероятной насыщенности музыкально-звукового пространства ребенок, играя на музыкальных инструментах, открывает для себя мир звуков. В программе заложены основные принципы в работе с детьми:
- Создание непринужденной и творческой обстановки.
- Целостный подход в решение педагогических задач.
- Принцип последовательности, который предусматривает постепенное усложнение поставленных задач.
- Принцип положительной оценки, что является зоологом успешного развития музыкальных способностей и творчества детей дошкольного возраста.
- Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность данной программы для детей старшего дошкольного возраста обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в этом возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Доступность ДМИ, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносит детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
- Цели и задачи программы
Цель программы:
- создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка.
Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.
Задачи программы:
- тренировать метро-ритмичное чувство.
- способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
- создавать условия для творческих проявления детей.
- приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- развивать коммуникативные способности.
- развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности, в частности в игре на детских музыкальных инструментах.
- побуждать детей импровизировать на музыкальных инструментах, подбирая свой ритм и мелодии под аккомпанемент музыкального руководителя.
- к концу учебного года овладеть практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах: ложках, кастаньетах, маракасе, треугольнике, бубнах, металлофоне.
- Отличительные особенности образовательной программы
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей учащегося
- Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 6 лет.
- Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Структура учебного года:
Организационные занятия начинаются с 1 сентября.
С 1 сентября по 30 декабря – учебный период.
С 20 октября по 24 октября – промежуточный мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП.
С 31 декабря по 12 января – новогодние каникулы.
С 13 января по 30 мая – учебный период.
С 21 – 25 апреля - мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП.
С 1 июня по 31 августа – летний оздоровительный период в каникулярном режиме.
- Формы занятий
Условия реализации: занятия проводятся в помещении музыкального зала, которое полностью соответствует требованиям, предъявляемым к помещениям для занятий с детьми.
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются все общепринятые методы обучения, способствующие формированию живого интереса к музыке:
- Словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, описание и др.
- Наглядные: наблюдение, демонстрация, рассматривание объектов, просмотр фильмов и др.
- Практические: игры, упражнения, самостоятельные задания, практические работы.
Основными типами занятий по программе «Веселый оркестр» являются:
- Теоретический
- Практический
- Контрольный
В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников:
- Показательные выступления.
- Режим занятий
Программа предполагает:
- занятия группой (15 человек)
- один раз в неделю во вторую половину дня (3-4 занятия в месяц). Исключив дни новогодних каникул и календарные праздники, приняв во внимание режим работы дошкольного учреждения,
- длительность занятия 30 минут
- количество занятий в год – 36
- Ожидаемые результаты освоения программы
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей.
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, металлофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);
- овладеть навыками ансамблевого исполнения
- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
Родители:
- родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогом по проблемам развития ребенка;
- принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- проявляют интерес к результатам достижений ребенка.
Форма проведения итогов реализации программы
- выступление на праздниках и развлечениях, открытых мероприятиях, семинарах, мастер-классах на уровне ДОУ;
- выступление перед родителями на собраниях.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы:
Основные виды детской деятельности:
- игровая (игровые ситуации, подвижные и дидактические игры, игровые ритмические упражнения);
- продуктивная (изготовление шумовых инструментов, как продукт детского творчества);
- коммуникативная (беседа о музыкальных инструментах, композиторах и т.п.);
- познавательно-исследовательская (экспериментирование со звуком, просмотр мультимедии);
- музыкальная (слушание музыки, исполнение, импровизация, музыкально-дидактические игры); -
- восприятие художественной литературы (ритмодекламация стихотворений)
Занятия имеют следующую структуру:
Музыкальная грамота. Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.
Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения. Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.
Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.
Творческое музицирование. Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.
- Учебно-тематический план (УТП)
№ п/п | Наименование раздела, тема | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Первичное диагностическое обследование | 2 | 0 | 2 | |
2 | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 | |
3 | Обучающие занятия | 10 | 2 | 8 | |
4 | Комбинированные занятия | 16 | 0 | 16 | Выступление на праздниках в детском саду. |
5 | Итоговые занятия | 3 | 0 | 3 | Выступление на праздниках в детском саду, перед родителями на собраниях. |
6 | Итоговое диагностическое обследование | 2 | 0 | 2 | |
7 | Итого | 36 | 4 | 32 |
Календарный учебный план
Месяцы | 09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
Сроки проведения первичного обследования | + | ||||||||
Сроки проведения вводных занятий | + | ||||||||
Сроки проведения: обучающих и комбинированных занятий | + | + | + | + | + | + | + | ||
Сроки итогового обследования | + |
Содержание разделов программы:
Программа состоит из пяти основных разделов:
Знакомство с музыкальными инструментами. (предполагает наличие музыкальных инструментов)
Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов.
Моделирование элементов музыкального языка. (предполагает наличие дидактических пособий)
Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: динамика: форте, пиано, ускорение и замедление темпа при игре на инструментах, агогика. Графическое изображение длительностей, высоты нот, их поступенное движение вверх и вниз.
Музыкально-ритмические игры и упражнения. (предполагает наличие детских музыкальных инструментов, шумовых инструментов)
Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «звучащие жесты», использовать ритмодекламацию.
Игра в оркестре (ансамбле). (предполагает наличие детских музыкальных инструментов)
Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике, бубенцах, деревянных ложках, маракасах, треугольнике, трещотках. Овладевать игрой на мелодических инструментах: металлофоне, ксилофоне, на одной и нескольких пластинах, в разной последовательности. Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.
Музыкально-игровое творчество. (предполагает наличие детских музыкальных инструментов, шумовых инструментов)
Побуждать детей к самостоятельной импровизации на музыкальных инструментах. Звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с дирижёром, сочинять музыкальное сопровождение.
- Содержание учебного (тематического) плана
Тема занятий | Задачи | Музыкальный материал |
Сентябрь: «Деревянные истории» | Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием. Развивать фантазию, творчество и воображение. | Играем: «Рондо с палочками» муз. С. Слонимского Фантазируем: «Деревянные разговоры» «Деревянные танцы» «Камаринская» Чайковского «Марш» муз. Шульгина «Полька» муз.Александрова «Вальс» муз. Майкапара Озвучиваем стихи: «Игрушки» Степанова «Прыг-скок» В. Данько Играем в оркестре: «Лошадка» муз.Давыдовой «Вальс» муз.Майкапара |
Октябрь «Осенний калейдоскоп»
| Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы. Развивать остроту и тонкость тембрового слуха. Развивать слуховое воображение Способствовать установлению связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями. | Озвучиваем стихи: «Разговор листьев» Берестова «Осеннее утром» Ходырева Фантазируем: «Осеннее настроение» муз. Васильева «Осенний дождик» муз. Парцхаладзе Играем в оркестре: «Дождик» р.н.п. |
Ноябрь «Бумажный карнавал»
| Познакомить детей С шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими. Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний. Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки. | Озвучиваем стихи: «В тишине» Суслова «Шорох к шелесту спешит» Мошковской Играем и поем: «Много разных звуков» муз.Боровик «Мы веселые мышата» детская песенка. Играм в оркестре: «Шуточка» муз.Селиванова Играем с инструментами: «Бумажное шествие» под музыку торжественного марша «Танец бумажных бабочек» под музыку китайского танца |
Декабрь «Снежная сказка»
| Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы Развивать способность к образным и свободным импровизациям. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
| Поем и танцуем: «Снежная сказка»муз.Лемит Озвучиваем стихи: «Снежинки» Липецкого «Снег, снег» Токмаковой Фантазируем: «Зимнее рондо» Байнихатиса Играем в оркестре: «Танец Феи Серебра» муз.Чайковского |
Январь «Стеклянное королевство» | Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение. Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. | Озвучиваем стихи: «Хрустальный колокольчик» Данько «Хрустальные спицы» Николаенко Играем: «Чайничек с крышечкой» русский фольклор «Чайная полька» Фантазируем: «Аквариум» Т.Коти Играем в оркестре: «Вальс – шутка» муз.Шостаковича |
Февраль «Металлическая фантазия»
| Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами. Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух. Учить пользоваться переменной динамикой, соотносить при этом различные образы. | Озвучиваем стихи: «Веселый старичок» Хармса Фантазируем: «Дракон» Берестова «Туча» Токмаковой Играем и поем: «Колокольцы» р.н.п. Играем в оркестре: «Тамбурин» муз.Рамо «Шарманка» муз.Шостаковича |
Март «Солнечная капель» | Развивать способность детей слышать «музыку природы» Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки. Развивать слуховое воображение. | Озвучиваем стихи и сказки: «Сосулька-свистулька» Степанова «Волшебная снежинка» Хмельницкого «Весенняя телеграмма» Суслова Фантазируем: «Солнышко» р.н.п. «Голоса птиц» польская песенка Танцуем: «Бал ароматов весны» муз.Чайковского «Фея Сирени». Играем в оркестре: |
Апрель «Дождик бегает по крыше»
| Привлечь внимание детей к разнообразию звуковых явлений, сопровождающих дождики, ливни. Развивать представление об ускорении и замедлении темпа. Побуждать детей находить нужные музыкально-выразительные средства. Чувствовать взаимосвязь темпа и динамики, темпа и артикуляции. | Озвучиваем стихи: «Водяная сабелька» Токмаковой «Две тучки» Белозерова Играем и поем: «Дождик» муз.Поляновой «Капельки» муз.Дубравина Фантазируем: «Деревья на ветру» «Танец молнии» Играем в оркестре
|
Май «С утра до вечера»
| Устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом. Развивать способность к импровизации
Диагностика
| Озвучиваем стихи: «Рассвет» Данько «Утренняя сказка» Данько «Утренние звуки» Э.Фарджен Играем: «Зарядка» Данько Фантазируем: «Жук» М.Веховой Играем и поем: «Кукушка и сова» немецкая нар.песня «Ария лягушек» Играем в оркестре: «Кукушкин вальс» Ч.Остен «Вальс петушков» И. Стрибогг Озвучиваем стихи: Бунин «Звезды» Дж. Ривз «Лунные феи» Играем и поем: «Лунный кораблик» «Горят цветные огоньки |
- ФОРМЫ АТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг усвоения программного материала.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Объект мониторинга:
Личностные характеристики и компетенции детей в результате освоения программы «Веселый оркестр».
Методы мониторинга:
- Наблюдение за поведением ребенка в разных видах деятельности;
- Анкетирование родителей;
- Продукты детской деятельности.
Способы фиксации данных обследования:
- Протоколы наблюдений;
- Данные тестирования.
Способы обработки результатов
- Обобщение результатов в таблицы;
- Качественный анализ данных обследования.
Основной формой подведения итогов реализации программы являются:
• Отчетные выступление на праздниках в детском саду;
• Отчетные выступление перед родителями на собраниях.
Диагностические методики:
Раздел «Знакомство с музыкальными инструментами»
Основные показатели музыкального развития ребёнка | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1.Знает названия инструментов: бубен, барабан, колокольчик, бубенцы, деревянные ложки, маракасы, треугольник, кастаньеты, трещотки. Способы звукоизвлечения. | Называет большинство музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения. Называет некоторые музыкальные инструменты и способы звукоизвлечения. Затрудняется в названии. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2. Знает названия инструментов русского народного оркестра: домра, балалайка, гусли, трещотка, баян, аккордеон, дудочка. Способы звукоизвлечения. | Называет большинство музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения. Называет некоторые музыкальные инструменты и способы звукоизвлечения. Затрудняется в названии. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Раздел «Моделирование элементов музыкального языка»
Основные показатели музыкального развития ребёнка | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1. Музыкально-слуховые представления: высокие и низкие звуки, динамические оттенки (тихо-громко), сильная доля, темп, пауза, двух и трёх дольный размер, мажор и минор. | Различает звуки по высоте, динамику, двух и трёх дольный размер, слышит сильную долю, паузы. Затрудняется различать Не различает. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2. Определяет: долгие и короткие звуки. Прохлопывает метроритм. | Определяет долгие и короткие звуки. Прохлопывает (простукивает) их. Определяет длительности, но затрудняется прохлопывать ритмично. Определяет, но не прохлопывает | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Раздел «Музыкально-ритмические игры и упражнения»
Основные показатели музыкального развития ребёнка | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1.Выполняет простейший ритмический рисунок четвертями с помощью хлопков и ритмодекламации. | Верно передает хлопками ритмический рисунок, четко декламирует одновременно с хлопками. Затрудняется одновременно ритмодекламировать и прохлопывать. Затрудняется самостоятельно в ритмической передаче и ритмодекламации. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2. Воспроизводит на знакомых инструментах ритм простых потешек и стишков. | Верно передает ритм потешек и стишков. Передает ритм с помощью педагога. Затрудняется в передаче ритма с помощью педагога. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
3. Отгадывает звучание музыкального инструмента и может повторить ритмический рисунок. | Верно отгадывает звучание музыкального инструмента и передает ритм. Передает ритм с помощью педагога. Затрудняется в передаче ритма с помощью педагога. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Раздел «Игра в оркестре (ансамбле)»
Основные показатели музыкального развития ребёнка | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1. Играет на ударных шумовых инструментах, металлофоне, ксилофоне. | Владеет игрой на ударных шумовых инструментах, металлофоне, ксилофоне. Играет только на одном музыкальном инструменте. Играет только на шумовых инструментах. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2. Начинает и заканчивает игру вместе. Соблюдает общий темп и ритм, динамику. Понимает дирижерский жест. | Верно начинает и заканчивает игру. Соблюдает общий темп и ритм, динамику. Понимает жест дирижёра. Начинает и заканчивает игру, соблюдает темпо-ритм и динамику с помощью педагога. Затрудняется играть слаженно в оркестре (ансамбле). Не всегда понимает жест дирижёра. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Раздел «Музыкально-игровое творчество»
Основные показатели музыкального развития ребёнка | Предполагаемые действия детей | Уровни |
1. Передает на любом музыкальном инструменте ритмический рисунок своего имени, имени друга. | Самостоятельно передает ритмический рисунок своего имени, друга. Передает с помощью педагога. Затрудняется в передаче. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
2. Подыгрывает музыкальному сопровождению. | Свободно подыгрывает музыкальному сопровождению. Подыгрывает с помощью педагога. Затрудняется подыгрывать. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
3. Играет с дирижёром. | Понимает жест дирижёра. Играет с дирижером. Может выступать в роли дирижёра. Понимает жест дирижера, но теряется при игре. Не понимает жест дирижера. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
4. Звукоподражает голосам животных и птиц. Импровизирует на шумовых инструментах, металлофоне движения различных животных. | Свободно звукоподражает, импровизирует. Импровизирует частично. Импровизирует с помощью педагога. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
5. Придумывает свой ритмический рисунок, проигрывая на инструментах. | Самостоятельно придумывает свой ритмический рисунок, ритмично передает его при игре на металлофоне, и других музыкальных инструментах. Придумывает ритмический рисунок, но передает его не на всех инструментах. Затрудняется в сочинении ритма. | Высокий (3) Средний (2) Низкий (1) |
Карта диагностического обследования
Фамилия, имя | Знакомство с музыкальными инструментами инструментами | Моделирование элементов музыкального языка | Музыкально-ритмические игры и упражнения | Игра в оркестре (ансамбле ) | Музыкально-игровое творчество | |||||
ребенка | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Материально-техническое обеспечение программы
- Музыкальный зал
- Фотографии и иллюстрации с изображениями музыкальных инструментов
- Музыкальный центр
- CD и аудио материал
- Видеофильмы с записью игры на инструментах
- Предметы с деревянным, металлическим, стеклянным, пластмассовыми звуками
- Портреты композиторов
- Детские музыкальные инструменты:
- бубны,
- ксилофоны 12 тонов,
- металлофоны 12 тонов,
- трещетки,
- маракасы,
- барабаны,
- треугольники,
- бубенчики,
- колокольчики,
- колокольчики диатонические,
- деревянные ложки;
- Список литературы
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
- Т.С. Комаровой, Н.Ф. Васильевой.
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2007.
- Гульянц Е.И. Музыкальная азбука для детей. - М.: «Аквариум», 1997
- Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.
- Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников – М.: Просвещение, 1986.
- Тютюнникова Т.Э. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей; Вып 1
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1982.
- Ветлугина Н. Музыка в детском саду. – М., 1989.
- Ветлугина Н. Оркестр в детском саду. – М., 1976.
- Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-прес, 2007.
- Метлов Н. Музыка - детям. М., Просвещение, 1985.
- Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000.
- Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал “Музыкальная палитра” №6, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Веселая ступенька» (средствами степ-аэробики) (для детей 6-7 лет)
Программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»
Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по логоритмике «Веселый язычок»
Познавательно – речевая, развивающая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживаю...
Конспект музыкального занятия "Веселый оркестр" для средней группы.
Конспект музыкального занятия "Веселый оркестр" для средней группы....
Рабочая программа по музицированию "Веселый оркестр"
Адаптированная дополнительная образовательная программа по музицированию для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста "Веселый оркестр"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми младшего возраста в соответствии с ФГОС.Новизна и оригинальность программы заключается в представле...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая радуга".
Рабочая дополнительная программа по рисованию для детей 4-7 лет....