Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веселые нотки»
рабочая программа по музыке
Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов. Развивать музыкальные способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_orkestr.docx | 40.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 125
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ д/с № 125
_____________________Арлаускене Е.Г.
« ___ » _____________2018г.
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Веселые нотки»
Нормативный срок освоения: 32 часа
Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа разработана:
музыкальным руководителем
Вакуленко Н.М.
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда— детского сада № 125
«30» августа 2018 г., протокол № 1
г. Калининград, 2018 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Веселые нотки» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Я веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование с элементами концепции Карла Орфа.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: музыкальные занятия, театральная деятельность, выступления на праздниках, кружковая работа. В разных видах деятельности: пение, слушание музыки, движение. Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в нашем детском саду кружок “Веселые нотки”. В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа. Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей. Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”. Система заданий, которые входят в эту программу позволяют: поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке, привить навыки игры на музыкальных инструментах, знакомить с произведениями детской классической музыки на практике. Овладевать простейшими элементами музыкального языка. Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления. Развивать навыки общения и сотрудничества. Основными видами деятельности на занятии кружка по элементарному музицированию являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движения.
Цель программы: Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов. Развивать музыкальные способности ребенка.
Задачи программы:
1. Тренировать метроритмическое чувство.
2. Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
3. Создавать условия для творческих проявлений детей.
Планируемые результаты:
- Формирование уважительного отношения к национальной культуре;
- Активизация познавательной деятельности детей;
- Развитие творческих способностей;
- Повышение исполнительского уровня игры на музыкальных инструментах.
Основополагающие принципы программы:
- Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
- Принцип деятельностного подхода;
- Принцип культуросообразности;
- Принцип последовательности;
- Принцип системности;
- Принцип интеграции;
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип гуманизации;
- Принцип сотрудничества;
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Занятия имеют следующую структуру:
1. Музыкальная грамота. Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.
2. Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения. Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.
3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.
4. Творческое музицирование. Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.
На каждом занятии представлены все элементы структуры.
В течении учебного года показателями результативности обучения ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах и т.д.)
Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
неделя | месяц | год | ||
1 | «Деревянные истории» | 1 | 4 | 8 |
2 | «Бумажный карнавал» | 1 | 4 | 8 |
3 | «Стеклянное королевство» | 1 | 4 | 8 |
4 | «Металлическая фантазия» | 1 | 4 | 8 |
Итого: | 32 |
Реализовывать Программу необходимо с помощью моделей, основанных на:
- теории решения изобретательных задач / ТРИЗ/;
- методах развития творческого воображения / РТВ/.
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеразвивающей программы
художественно-эстетической направленности «Веселые нотки»
Содержание | 6-7 лет |
Количество групп | 1 |
Начало учебного года | 1 октября 2018 г. |
Окончание учебного года | 31 мая 2019 г. |
Сроки проведения родительских собраний | Сентябрь, май |
Продолжительность учебного года | |
Всего недель | 32 |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | |
Время занятий | |
Недельная образовательная нагрузка | 1 |
Длительность условного учебного часа (в минутах) | Не более 30 мин |
Периодичность показа деятельности | май |
Тематическое планирование
Разделы программы | № п/п | Название тем | Количество часов | |
Тема: «Деревянные истории» | 1 | «Ложки расписные» | 1 | |
2 | «Ложки расписные» | 1 | ||
3 | «Стучалочка» | 1 | ||
4 | «Стучалочка» | 1 | ||
5 | «Играем вместе» | 1 | ||
6 | «Играем вместе» | 1 | ||
7 | «Эхо» | 1 | ||
8 | «Эхо» | 1 | ||
Тема: «Бумажный карнавал» | 9 | «Пошуршим» | 1 | |
10 | «Пошуршим» | 1 | ||
11 | «Фантики цветные» | 1 | ||
12 | «Фантики цветные» | 1 | ||
13 | «Шуршащий оркестр» | 1 | ||
14 | «Шуршащий оркестр» | 1 | ||
15 | «Что в шкатулочке лежит» | 1 | ||
16 | «Что в шкатулочке лежит» | 1 | ||
Тема: «Стеклянное королевство» | 17 | «Колокольчика звон» | 1 | |
18 | «Колокольчика звон» | 1 | ||
19 | «Стаканчики» | 1 | ||
20 | «Стаканчики» | 1 | ||
21 | «Капель» | 1 | ||
22 | «Капель» | 1 | ||
23 | «Бал дождя» | 1 | ||
24 | «Бал дождя» | 1 | ||
Тема: «Металлическая фантазия» | 25 | «Бом-бом» | 1 | |
26 | «Бом-бом» | 1 | ||
27 | «Радуга» | 1 | ||
28 | «Радуга» | 1 | ||
29 | «Угадайка» | 1 | ||
30 | «Угадайка» | 1 | ||
31 | «Наш оркестр» | 1 | ||
32 | «Наш оркестр» | 1 | ||
Всего: | 32 |
Содержание программы:
Первая тема «Деревянные истории»
Занятие 1-2
Тема: «Ложки расписные»
Задачи. Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Занятие 3-4
Тема: «Стучалочка»
Задачи. Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием.
Занятие 5-6
Тема: «Играем вместе»
Задачи. Развивать фантазию, творчество и воображение.
Занятие 7-8
Тема: «Эхо»
Задачи. Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы.
Вторая тема «Бумажный карнавал».
Занятие 9-10
Тема: «Пошуршим»
Задачи. Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими.
Занятие 11-12
Тема: «Фантики цветные»
Задачи. Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний.
Занятие 13-14
Тема: «Шуршащий оркестр»
Задачи. Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки.
Занятие 15-16
Тема: «Что в шкатулочке лежит»
Задачи. Развивать остроту и тонкость тембрового слуха.
Третья тема «Стеклянное королевство»
Занятие 17-18
Тема: «Колокольчика звон»
Задачи. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.
Занятие 19-20
Тема: «Стаканчики»
Задачи. Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами
Занятие 21-22
Тема: «Капель»
Задачи. Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями.
Занятие 23-24
Тема: «Бал дождя»
Задачи. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.
Третья тема «Металлическая фантазия»
Занятие 25-26
Тема: «Бом-бом»
Задачи. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами.
Занятие 27-28
Тема: «Радуга»
Задачи. Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух.
Занятие 29-30
Тема: «Угадайка»
Задачи. Учить пользоваться переменной динамикой, соотносить при этом различные образы.
Занятие 31-32
Тема: «Наш оркестр»
Задачи. Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.
Список используемой литературы:
1. Бублей С. Детский оркестр. 1983.
2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских муз. инструментах. 1990.
3. Рокитянская Т.А. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. 2002.
4. Трубникова М.А. Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами). 1998.
5. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».
6. Юдина С.И. Первые уроки музыки и творчества. 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Королевство Магического песка» для детей 5-7 лет (срок реализации – 1 год)
Актуальность.Направленность программы: программа «Королевство Магического песка»имеет художественно-эстетическую направленность, она направлена на всестороннее, гармоничное развитие личнос...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»
Дополнительная общеразвивающая программахудожественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Веселая азбука" для детей 6-8 лет
Программа поможет ребенку овладеть навыками чтения....