Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веселые нотки»
рабочая программа по музыке

Вакуленко Наталья Михайловна

Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов. Развивать музыкальные способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_orkestr.docx40.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ГОРОДА  КАЛИНИНГРАДА  

  ДЕТСКИЙ САД № 125

                                                                 «Утверждаю»

                                                                                                  Заведующий МАДОУ  д/с № 125

                                                                                                  _____________________Арлаускене Е.Г.

                                                                                                                     « ___  »  _____________2018г.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Веселые нотки»

Нормативный срок освоения: 32 часа

                                             Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа разработана:

музыкальным руководителем

Вакуленко Н.М.

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда— детского сада № 125

«30» августа 2018 г., протокол  № 1

                                             г. Калининград, 2018 г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Веселые нотки» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:            

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

 - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

 - Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Я веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование с элементами концепции Карла Орфа.  

     Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях: музыкальные занятия, театральная деятельность, выступления на праздниках, кружковая работа. В разных видах деятельности: пение, слушание музыки, движение. Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в нашем детском саду кружок “Веселые нотки”. В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”,  “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа. Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей. Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”. Система заданий, которые входят в эту программу позволяют: поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке, привить навыки игры на музыкальных инструментах, знакомить с произведениями детской классической музыки на практике. Овладевать простейшими элементами музыкального языка. Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления. Развивать навыки общения и сотрудничества. Основными видами деятельности на занятии кружка по элементарному музицированию являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движения.

Цель программы: Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов. Развивать музыкальные способности ребенка.

Задачи программы:

1. Тренировать метроритмическое чувство.

2. Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

3. Создавать условия для творческих проявлений детей. 

Планируемые  результаты:

  • Формирование уважительного отношения  к национальной культуре;
  • Активизация познавательной деятельности детей;
  • Развитие творческих способностей;
  • Повышение исполнительского уровня игры на музыкальных инструментах.

 Основополагающие принципы программы:

  • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
  • Принцип деятельностного подхода;
  • Принцип культуросообразности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип системности;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип гуманизации;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.

      Занятия имеют следующую структуру:

1. Музыкальная грамота. Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.

2. Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения. Цель: развитие и тренировка чувства метро - ритма.

3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.

4. Творческое музицирование. Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.

На каждом занятии представлены все элементы структуры. 
В течении учебного года показателями результативности обучения ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах и т.д.)

  


Учебный план

 

Разделы программы

Количество часов

неделя

месяц

год

1

«Деревянные истории»

1

4

8

2

«Бумажный карнавал»

1

4

8

3

«Стеклянное королевство»

1

4

8

4

«Металлическая фантазия»

1

4

8

Итого:

32

Реализовывать Программу необходимо с помощью моделей, основанных на:

  • теории решения изобретательных задач / ТРИЗ/;
  • методах развития творческого воображения / РТВ/.

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеразвивающей программы

художественно-эстетической направленности «Веселые нотки»

Содержание

6-7 лет

Количество групп

1

Начало учебного года

1 октября 2018 г.

Окончание учебного года

31 мая 2019 г.

Сроки проведения родительских собраний

Сентябрь, май

Продолжительность учебного года

Всего недель

32

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Дни занятий

Время занятий

Недельная образовательная нагрузка

1

Длительность условного учебного часа (в минутах)

Не более 30 мин

Периодичность показа деятельности

 май

Тематическое планирование

Разделы программы

№ п/п

Название тем

Количество часов

Тема: «Деревянные истории»

1

«Ложки расписные»

1

2

«Ложки расписные»

1

3

«Стучалочка»

1

4

«Стучалочка»

1

5

«Играем вместе»

1

6

«Играем вместе»

1

7

«Эхо»

1

8

«Эхо»

1

Тема: «Бумажный карнавал»

9

«Пошуршим»

1

  10

«Пошуршим»

1

  11

«Фантики цветные»

1

  12

«Фантики цветные»

1

  13

«Шуршащий оркестр»

1

  14

«Шуршащий оркестр»

1

  15

«Что в шкатулочке лежит»

1

  16

«Что в шкатулочке лежит»

1

Тема: «Стеклянное королевство»

  17

«Колокольчика звон»

1

  18

«Колокольчика звон»

1

  19

«Стаканчики»

1

   20

«Стаканчики»

1

   21

«Капель»

1

   22

«Капель»

1

  23

«Бал дождя»

1

 24

«Бал дождя»

1

Тема: «Металлическая фантазия»

 25

«Бом-бом»

1

 26

«Бом-бом»

1

 27

«Радуга»

1

 28

«Радуга»

1

29

«Угадайка»

1

30

«Угадайка»

1

31

«Наш оркестр»

1

32

«Наш оркестр»

1

Всего:

32

Содержание программы:

Первая тема «Деревянные истории»

Занятие 1-2

Тема: «Ложки расписные»

Задачи.  Познакомить с деревянными музыкальными инструментами и приемами игры на них.

Занятие 3-4

Тема: «Стучалочка»

Задачи. Учить использовать инструменты при озвучивании стихов, потешек. Соотносить образ и исполнительский прием.

Занятие 5-6

Тема: «Играем вместе»

Задачи.  Развивать фантазию, творчество и воображение. 

Занятие 7-8

Тема: «Эхо»

Задачи. Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы.

Вторая тема «Бумажный карнавал».

Занятие 9-10

Тема: «Пошуршим»

Задачи.     Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими.                                                                                                                 

Занятие 11-12

Тема: «Фантики цветные»

Задачи. Развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту шуршащих и шелестящих звучаний.

Занятие 13-14

Тема: «Шуршащий оркестр»

Задачи. Развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, понимание смысла выразительных средств музыки.

Занятие 15-16

Тема: «Что в шкатулочке лежит»

Задачи. Развивать остроту и тонкость тембрового слуха.

Третья тема «Стеклянное королевство»

Занятие 17-18

Тема: «Колокольчика звон»

Задачи. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение.

Занятие 19-20

Тема: «Стаканчики»

Задачи. Побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами

Занятие 21-22

Тема: «Капель»

Задачи. Учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями.

Занятие 23-24

Тема: «Бал дождя»

Задачи. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление.

Третья тема «Металлическая фантазия»

Занятие 25-26

Тема: «Бом-бом»

Задачи. Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и музыкальными инструментами.

Занятие 27-28

Тема: «Радуга»

Задачи. Развивать фантазию, воображение, темброво-ритмический и интонационный слух.

Занятие 29-30

Тема: «Угадайка»

Задачи. Учить пользоваться переменной динамикой, соотносить при этом различные образы.

Занятие 31-32

Тема: «Наш оркестр»

Задачи. Учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.

Список используемой литературы:

1. Бублей С. Детский оркестр. 1983.

2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на  детских муз. инструментах. 1990.

3. Рокитянская Т.А. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. 2002.

4. Трубникова М.А. Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами). 1998.

5. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».

6. Юдина С.И. Первые уроки музыки и творчества. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Королевство Магического песка» для детей 5-7 лет (срок реализации – 1 год)

Актуальность.Направленность программы: программа «Королевство Магического песка»имеет художественно-эстетическую  направленность, она направлена на всестороннее,  гармоничное развитие личнос...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Основная направленность программы - психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»

Дополнительная общеразвивающая программахудожественно-эстетической  направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...