Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Веселый каблучок»
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно-эстетической направленности «Веселый каблучок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
художественно-эстетической направленности «Веселый каблучок»
Возраст воспитанников: 4-5 года
Срок реализации: 1 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Ф.И.О. педагога | Сантурян Наталья Михайловна |
Вид программы | Типовая |
Тип программы | Общеразвивающая |
Направленность деятельности | Художественная |
Способ освоения содержания программы | Репродуктивный, практический |
Уровень освоения содержания программы | Стартовый |
Уровень реализации программы | Дошкольное образование |
Форма реализации программы | Групповая |
Продолжительность программы | 1 год |
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка.
В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей.
Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Направленность программы
Обучение детей по программе «Топотушки», предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей. Если образовательное учреждение может предоставить своим воспитанникам возможность приобщения к прекрасному миру танца, то детство, обогащённое соприкосновением с этим светлым и радостным искусством, позволит детям расти и развиваться не только физически, но и духовно.
Актуальность программы
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Настоящая программа описывает курс подготовки по танцевальной деятельности детей дошкольного возраста. Она разработана для детей 4-5 лет, на основе обязательного минимума содержания по танцевальной деятельности для ДОУ.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Большую роль в занятиях с детьми играет их творческая инициатива и воображение, возбудителям которых является музыка, в качестве музыкального сопровождения надо использовать произведения, имеющие выразительную, яркую, живую мелодию. Только при этом условии движение будет естественно и органично сочетаться с музыкой. Кроме того, надо помнить, что дети этого возраста имеют небольшой запас движений, поэтому они смогут правильно реагировать лишь на музыку простую, хорошо им понятную. Насыщение жизни детей народной, классической и современной музыкой.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста ( 4 -5лет)
Объем программы
Общее количество занятий | Количество занятий в неделю | Длительность занятий | Форма организации занятий |
32 | 1 | 20 минут | групповая |
Формы обучения и виды занятий
- Показ танца
- Слушание музыки
- Обучение танцевальным движениям и использованию их в различных танцах;
- Отработка движений;
- Знакомство с костюмом;
- Танцевальные конкурсы, детские праздники.
Срок освоения программы
Данная образовательная программа рассчитана на один год.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Развитие нетрадиционных направлений содержания работы детского сада, таких, как обучение хореографии, создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей, побуждая их к творческому отношению в танцевально-исполнительской деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее исполнения.
Задачи программы
Образовательные:
- обучение детей танцевальным движениям;
- формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;
- формирование культуры движения, выразительности движений и поз;
- формирование умения ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
- развитие у детей активности и самостоятельности;
- формирование общей культуры личности ребенка;
- создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей, воображения;
- развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;
- развитие исполнительских навыков в танце;
Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей;
- развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;
- формирование осанки
1.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Форма организации занятий | Форма аттестации (контроля) | ||||
Теория | Практика | Всего | ||||||
1 | Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года | 1 | 1 | Практическое | Беседа, игра | |||
2 | Танец «Дождик» | 1 | 3 | 4 | Практическое | Беседа, игра | ||
3 | Танец «Улыбка» | 2 | 2 | Практическое | Беседа, игра | |||
4 | Танец «Осенний листопад» | 1 | 1 | 2 | Практическое | Беседа, игра | ||
5 | Танец «Буратино» | 2 | 2 | Практическое | Беседа, игра | |||
6 | Танец «Тихо падают снежинки» | 1 | 1 | 2 | Практическое | Беседа, игра | ||
7 | Танец «Губки бантиком» | 1 | 1 | Практическое | Беседа, игра | |||
8 | Танец «Горошинки цветные» | 2 | 2 | Практическое | Беседа, игра | |||
9 | Парный танец «Синий платочек» | 1 | 3 | 4 | Практическое | Беседа, игра | ||
10 | Танец «Стирка» | 2 | 2 | Практическое | Беседа, игра | |||
11 | Танец «Мамочка моя» | 1 | 1 | 2 | Практическое | Беседа, игра | ||
12 | Танец «Танец с зонтиками» | 2 | 2 | Практическое | Беседа, игра | |||
13 | Танец «Красная шапочка» | 2 | 2 | Практическое | Беседа, игра | |||
14 | Танец «Должны смеяться дети» | 1 | 1 | 2 | Практическое | Беседа, игра | ||
15 | Танец «Лето» | 2 | 2 | Практическое | Беседа, игра | |||
Итого | 32 |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Дети активно реагируют на музыку, умеют эмоционально передать ее настроение;
- Определяют начало и окончание музыкальной фразы;
- Умеют двигаться после вступления музыки;
- Умеют плавно и легко работать руками;
- Исполняют подскоки, боковой галоп, пружинящий шаг, приставной шаг в сторону;
- Умеют выразительно исполнять танцевальные движения.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Октябрь | 1.10.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года | Музыкальный зал | Беседа |
2 | 8.10.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Дождик» | Музыкальный зал | Игра | |
3 | 15.10.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Дождик» | Музыкальный зал | Игра | |
4 | 22.10.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Дождик» | Музыкальный зал | Игра | |
5 | 29.10.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Дождик» | Музыкальный зал | Игра | |
6 | Ноябрь | 5.11.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Улыбка» | Музыкальный зал | Игра |
7 | 12.11.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Улыбка» | Музыкальный зал | Игра | |
8 | 19.11.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Осенний листопад» | Музыкальный зал | Беседа | |
9 | 26.11.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Осенний листопад» | Музыкальный зал | Игра | |
10 | Декабрь | 3.12.14 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Буратино» | Музыкальный зал | Беседа |
11 | 10.12.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Буратино» | Музыкальный зал | Игра | |
12 | 17.12.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Тихо падают снежинки» | Музыкальный зал | Беседа | |
13 | 24.12.17 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Тихо падают снежинки» | Музыкальный зал | Игра | |
14 | Январь | 14.01.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Губки бантиком» | Музыкальный зал | Игра |
15 | 21.01.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Горошинки цветные» | Музыкальный зал | Игра | |
16 | 28.01.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Горошинки цветные» | Музыкальный зал | Игра | |
17 | Февраль | 4.02.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Парный танец «Синий платочек» | Музыкальный зал | Беседа |
18 | 11.02.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Парный танец «Синий платочек» | Музыкальный зал | Игра | |
19 | 18.02.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Парный танец «Синий платочек» | Музыкальный зал | Беседа | |
20 | 25.02.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Парный танец «Синий платочек» | Музыкальный зал | Игра | |
21 | Март | 4.03.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Стирка» | Музыкальный зал | Игра |
22 | 11.03.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Стирка» | Музыкальный зал | Игра | |
23 | 18.03.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Мамочка моя» | Музыкальный зал | Игра | |
24 | 25.03.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Мамочка моя» | Музыкальный зал | Беседа | |
25 | Апрель | 1.04.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Танец с зонтиками» | Музыкальный зал | Игра |
26 | 8.04.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Танец с зонтиками» | Музыкальный зал | Беседа | |
27 | 15.04.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Танец с зонтиками» | Музыкальный зал | Игра | |
28 | 22.04.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Красная шапочка» | Музыкальный зал | Игра | |
29 | 29.04.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Красная шапочка» | Музыкальный зал | Игра | |
30 | Май | 6.05.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Должны смеяться дети» | Музыкальный зал | Беседа |
31 | 13.05.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Должны смеяться дети» | Музыкальный зал | Игра | |
32 | 20.05.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Лето» | Музыкальный зал | Игра | |
33 | 27.05.18 | 9.40 – 10.00 | Практическое | 1 | Танец «Лето» | Музыкальный зал | Игра |
2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Развивающая предметно - пространственная среда кружка «Топотушки» предполагает создание оптимальных условий для полноценного развития детей.
Учебно-методическое сопровождение:
- музыкально-дидактически игры для развития чувства ритма;
- ритмические игры);
- нотные приложения;
- аудио- и видео-записи;
- разнообразная атрибутика;
- костюмные атрибуты.
Техническое оснащение:
- Ноутбук;
- Музыкальный центр
- Мультимедийный проектор
- Экран
2.3 ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Форма итогового контроля (или итоговой аттестации): игра, опрос, вопросы, дифференцированные задания, конкурс, соревнование, наблюдение Данные формы контроля разрабатываются и применяются для определения результативности усвоения воспитанниками содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Топотушки».
2.4. Оценочные материалы
Реализация программы «Топотушки» предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится дважды в год. Стартовый контроль перед началом года, его цель – определение уровня подготовки в начале года, прогнозирование возможностей успешного обучения. Итоговый контроль в конце учебного периода с целью выявления уровня полученных знаний и умений.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Применяются такие методы как беседа, игра, игровые ситуации.
2.5. Методические материалы
Организация образовательной деятельности предполагает использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми, а также применение современных педагогических технологий.
Педагогические технологии
| |||||
Здоровье-сберегающие технологии | Игровые технологии | Технологии исследова- тельской деятельности | Личностно-ориенти рованные технологии | Технологии проектной деятельности | Информа ционно-коммуни- кационные технологии |
Формы и методы | |||||
Игра как метод обучения | Метод проектов | ||||
Подвижные игры, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, музыкотерапия. | Предметные, | Беседы; наблюдения; ; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации. | Игры, занятия, упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность | Организация ООД, игр, развлечений, подбор иллюстративного, познавательного материала; создание презентаций; использование ЦОР (развивающих и интерактивных компьютерных игр, обучающие мультфильмы, CD и DVD –диски); |
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Топотушки» происходит сочетание данных технологий (интегрирование). Это позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, а процесс познания организовать интересно, содержательно и доступно для каждого ребенка. Данный инновационный подход, во главе которого стоит игра, как ведущая деятельность дошкольника, способствует развитию творческого мышления , формированию позиции активности в поиске ответов на вопросы, а также повышает заинтересованность детей в обучении.
2.6. Список литературы:
1.Т. Барышникова «Азбука хореографии» Москва 2001г.
2.Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт-Петербург 2003г.
3.Н. Зарецкая, З. Роот «Танцы в детском саду» Москва 2003г.
4. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей.
–СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
6. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
7. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
18.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей.
– СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....
Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности «Радужка» для детей 5-6 лет.
Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности для детей 5-6 лет....
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...