Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Веселый каблучок»
рабочая программа (средняя группа)

Сантурян Наталья Михайловна

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической направленности «Веселый каблучок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической направленности «Веселый каблучок»

Возраст воспитанников: 4-5 года

                                                                    Срок реализации: 1 год

                                                                                                                                                                 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога

Сантурян Наталья Михайловна

Вид программы

Типовая

Тип программы

Общеразвивающая

Направленность деятельности

Художественная

Способ освоения содержания программы

Репродуктивный, практический

Уровень освоения содержания программы

Стартовый

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность программы

1 год

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

                                                                                   

Пояснительная записка

Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка.

В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей.

Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.

Направленность программы

Обучение детей по программе «Топотушки», предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей. Если образовательное учреждение может предоставить своим воспитанникам возможность приобщения к прекрасному миру танца, то детство, обогащённое соприкосновением с этим светлым и радостным искусством, позволит детям расти и развиваться не только физически, но и духовно.

        Актуальность программы

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Настоящая программа описывает курс подготовки  по танцевальной деятельности детей дошкольного возраста. Она разработана для детей 4-5 лет, на основе обязательного минимума содержания по танцевальной деятельности для ДОУ.  

         Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Большую роль в занятиях с детьми играет их творческая инициатива и воображение, возбудителям которых является музыка, в качестве музыкального сопровождения надо использовать произведения, имеющие выразительную, яркую, живую мелодию. Только при этом условии движение будет естественно и органично сочетаться с музыкой. Кроме того, надо помнить, что дети этого возраста имеют небольшой запас движений, поэтому они смогут правильно реагировать лишь на музыку простую, хорошо им понятную. Насыщение жизни детей народной, классической и современной музыкой.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);

- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;

- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;

- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.

Адресат программы

Программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста ( 4 -5лет)

Объем программы  

Общее количество занятий

Количество занятий в неделю

Длительность занятий

Форма организации занятий

32

1

20 минут

групповая

Формы обучения и виды занятий

  • Показ танца
  • Слушание музыки
  • Обучение танцевальным движениям и использованию их в различных танцах;
  • Отработка движений;
  • Знакомство с костюмом;
  • Танцевальные конкурсы, детские праздники.

Срок освоения программы

Данная образовательная программа рассчитана на один год.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

Развитие нетрадиционных направлений содержания работы детского сада, таких, как обучение хореографии, создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей, побуждая их к творческому отношению в танцевально-исполнительской деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее исполнения.

Задачи программы

Образовательные:

  • обучение детей танцевальным движениям;
  • формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;
  • формирование культуры движения, выразительности движений и поз;
  • формирование умения ориентироваться в пространстве;

 

Воспитательные:

  • развитие у детей активности и самостоятельности;
  • формирование общей культуры личности ребенка;
  • создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

  Развивающие:

  • развитие творческих способностей детей, воображения;
  • развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;
  • развитие исполнительских навыков в танце;

 Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей;
  • развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;
  • формирование  осанки

                                                                                                           

1.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Форма организации занятий

Форма аттестации (контроля)

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года

1

1

Практическое

Беседа, игра

2

Танец «Дождик»

1

3

4

Практическое

Беседа, игра

3

Танец «Улыбка»

2

2

Практическое

Беседа, игра

4

Танец «Осенний листопад»

1

1

2

Практическое

Беседа, игра

5

Танец «Буратино»

2

2

Практическое

Беседа, игра

6

Танец «Тихо падают снежинки»

1

1

2

Практическое

Беседа, игра

7

Танец «Губки бантиком»

1

1

Практическое

Беседа, игра

8

Танец «Горошинки цветные»

2

2

Практическое

Беседа, игра

9

Парный танец «Синий платочек»

1

3

4

Практическое

Беседа, игра

10

Танец «Стирка»

2

2

Практическое

Беседа, игра

11

Танец «Мамочка моя»

1

1

2

Практическое

Беседа, игра

12

Танец «Танец с зонтиками»

2

2

Практическое

Беседа, игра

13

Танец «Красная шапочка»

2

2

Практическое

Беседа, игра

14

Танец «Должны смеяться дети»

1

1

2

Практическое

Беседа, игра

15

Танец «Лето»

2

2

Практическое

Беседа, игра

Итого

32

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Дети активно реагируют на музыку, умеют эмоционально передать ее настроение;
  • Определяют начало и окончание музыкальной фразы;
  • Умеют двигаться после вступления музыки;
  • Умеют плавно и легко работать руками;
  • Исполняют подскоки, боковой галоп, пружинящий шаг, приставной шаг в сторону;
  • Умеют выразительно исполнять танцевальные движения.

                              2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма            занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

1.10.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Вводное занятие. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года

Музыкальный зал

Беседа

2

8.10.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Дождик»

Музыкальный зал

Игра

3

15.10.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Дождик»

Музыкальный зал

Игра

4

22.10.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Дождик»

Музыкальный зал

Игра

5

29.10.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Дождик»

Музыкальный зал

Игра

6

Ноябрь

5.11.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Улыбка»

Музыкальный зал

Игра

7

12.11.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Улыбка»

Музыкальный зал

Игра

8

19.11.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Осенний листопад»

Музыкальный зал

Беседа

9

26.11.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Осенний листопад»

Музыкальный зал

Игра

10

Декабрь

3.12.14

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Буратино»

Музыкальный зал

Беседа

11

10.12.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Буратино»

Музыкальный зал

Игра

12

17.12.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Тихо падают снежинки»

Музыкальный зал

Беседа

13

24.12.17

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Тихо падают снежинки»

Музыкальный зал

Игра

14

Январь

14.01.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Губки бантиком»

Музыкальный зал

Игра

15

21.01.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Горошинки цветные»

Музыкальный зал

Игра

16

28.01.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Горошинки цветные»

Музыкальный зал

Игра

17

Февраль

4.02.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Парный танец «Синий платочек»

Музыкальный зал

Беседа

18

11.02.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Парный танец «Синий платочек»

Музыкальный зал

Игра

19

18.02.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Парный танец «Синий платочек»

Музыкальный зал

Беседа

20

25.02.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Парный танец «Синий платочек»

Музыкальный зал

Игра

21

Март

4.03.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Стирка»

Музыкальный зал

Игра

22

11.03.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Стирка»

Музыкальный зал

Игра

23

18.03.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Мамочка моя»

Музыкальный зал

Игра

24

25.03.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

 Танец «Мамочка моя»

Музыкальный зал

Беседа

25

Апрель

1.04.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Танец с зонтиками»

Музыкальный зал

Игра

26

8.04.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

 Танец «Танец с зонтиками»

Музыкальный зал

Беседа

27

15.04.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Танец с зонтиками»

Музыкальный зал

Игра

28

22.04.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Красная шапочка»

Музыкальный зал

Игра

29

29.04.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Красная шапочка»

Музыкальный зал

Игра

30

Май

6.05.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Должны смеяться дети»

Музыкальный зал

Беседа

31

13.05.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Должны смеяться дети»

Музыкальный зал

Игра

32

20.05.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

Танец «Лето»

Музыкальный зал

Игра

33

27.05.18

9.40 – 10.00

Практическое

1

 Танец «Лето»

Музыкальный зал

Игра

2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Развивающая  предметно - пространственная среда кружка «Топотушки» предполагает создание оптимальных условий для полноценного развития детей.

Учебно-методическое сопровождение:

  • музыкально-дидактически игры для развития чувства ритма;
  • ритмические игры);
  • нотные приложения;
  • аудио- и видео-записи;
  • разнообразная атрибутика;
  • костюмные атрибуты.

Техническое оснащение:

  • Ноутбук;
  • Музыкальный центр
  • Мультимедийный проектор
  • Экран

2.3 ФОРМА АТТЕСТАЦИИ

        Форма итогового контроля (или итоговой аттестации): игра, опрос, вопросы, дифференцированные задания, конкурс, соревнование, наблюдение Данные формы контроля разрабатываются и применяются для определения результативности усвоения воспитанниками содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Топотушки».

2.4. Оценочные материалы 

        Реализация программы «Топотушки» предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).        

        Педагогическая диагностика проводится дважды в год. Стартовый контроль перед  началом года, его цель – определение уровня подготовки в начале года, прогнозирование возможностей успешного обучения. Итоговый контроль в конце учебного периода с целью выявления уровня полученных знаний и умений.

        Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Применяются такие методы как  беседа, игра, игровые ситуации.

2.5. Методические материалы 

        Организация образовательной деятельности предполагает  использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми, а также применение современных педагогических технологий.

        

Педагогические технологии

 

Здоровье-сберегающие

технологии

Игровые технологии

Технологии

исследова-

тельской деятельности

Личностно-ориенти

рованные технологии

Технологии проектной деятельности

Информа

ционно-коммуни-

кационные

технологии

Формы и методы

Игра как

метод

обучения

Метод проектов

Подвижные игры, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, музыкотерапия.

Предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
игры-драматизации, настольные игры, дидактические игры, интеллектуальные игры.

Беседы;           наблюдения; ; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие  ситуации.

 Игры, занятия, упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

Организация ООД, игр, развлечений, подбор иллюстративного, познавательного материала;

создание презентаций;

использование  ЦОР (развивающих и интерактивных компьютерных игр, обучающие мультфильмы, CD и DVD –диски);

        В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Топотушки» происходит сочетание данных технологий (интегрирование). Это  позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, а процесс познания организовать интересно, содержательно и доступно для каждого ребенка. Данный инновационный подход, во главе которого стоит игра, как ведущая деятельность дошкольника, способствует развитию творческого мышления , формированию позиции активности в поиске ответов на вопросы, а также повышает заинтересованность детей в обучении.

2.6. Список литературы:

1.Т. Барышникова «Азбука хореографии» Москва 2001г.

2.Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт-Петербург 2003г.

 3.Н. Зарецкая, З. Роот «Танцы в детском саду» Москва 2003г.

           4. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

           5. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей.

           –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

           6.  Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.

           7.  Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.

          18.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей.

            – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».

       Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности «Радужка» для детей 5-6 лет.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности для детей 5-6 лет....

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...