Музыкально-литературная гостиная "Три чуда Н.А. Римского-Корсакова"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Мир музыки богат и безграничен. Музыка для ребенка - это ожидание праздника. Слушание музыки один из наиболее эффективных и развивающих видов деятельности дошкольника. Он обогащает музыкально-слуховой опыт ребенка, оказывает необходимую помощь в восприятии музыкальных произведений. В процессе слушания музыки дети учатся слушать, слышать, эмоционально воспринимать и анализировать музыку. Соприкосновение ребенка с миром прекрасного: музыкой, живописью, литературой, несомненно обатит его духовный мир, позволит раскрыть его личность, развить познавательную активность, творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-literaturnaya_gostinaya_tri_chuda_n.a._rimskogo-korsakova.docx | 23.14 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 919.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Второй блок познавательного проекта «Сказка в музыке»
Музыкально – литературная гостиная
«Три чуда Н.А. Римского - Корсакова»
старший (5-7 лет) дошкольный возраст
Цель: приобщение дошкольников к музыкальному творчеству русского композитора Н.А. Римского – Корсакова;
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению знаний о жизни и творчестве русского композитора Н.А. Римского - Корсакова;
- способствовать совершенствованию умений определять характер музыки и различать средства музыкальной выразительности;
- показать взаимосвязь музыки с различными видами искусства.
Развивающие:
- способствовать расширению и углублению музыкальных впечатлений, развитию устойчивого слухового внимания у дошкольников;
- способствовать развитию музыкально-творческих проявлений, образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти.
Воспитательные:
- создавать условия для обогащения слушательского опыта и развития слушательской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки;
- прививать любовь и интерес к классической музыке, способствовать формированию общей духовной культуры.
Методы и приемы:
- рассказ о композиторе, показ портрета;
- рассказ о создании оперы;
- слушание музыкальных отрывков «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
- беседа о музыкальных отрывках;
- рассматривание картин художника А.М. Куркина, просмотр мультипликационных отрывков «Три чуда».
Оборудование, пособия: музыкальный центр, мультимедийное оборудование, картины к музыкальным отрывкам, портрет композитора Н.А. Римского – Корсакова и поэта А.С. Пушкина.
Видеозаписи: отрывок «Три чуда» из мультфильма «Сказка о царе Салтане», видеоролик «Полет шмеля».
Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Литература:
- «Сказка в музыке» - иллюстративный материал и тексты бесед для музыкальных занятий в детском саду; Е.А. Судакова, С.-П. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015;
- «Музыкальные праздники в детском саду»; И.А. Кутузова, А.А. Кудрявцева, М., ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2002;
- «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин
Ход мероприятия:
Слайд № 1. Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас вновь в нашей музыкальной гостиной. Ребята, любите ли вы сказки? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказки, в мир сказочной музыки, в мир чудес!
Что такое чудо? Какие чудеса вы знаете? Где чаще всего мы можем услышать о чудесах и чудесных превращениях?
Да ребята, чудо – это нечто удивительное, уникальное. Чудо нельзя объяснить. Это то, чего не могло случиться в реальной жизни. Но, тем не менее, это произошло в «Сказке о царе Салтане».
Слайд № 2. Кто написал эту сказку? (ответ детей). Правильно, эту сказку написал великий русский поэт А.С. Пушкин. А еще, ребята, к 100-летию А.С. Пушкина по этой сказке была написана одноименная опера русским композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым. И, по словам самого композитора, была одним из любимейших его музыкальных произведений. Он сам признавался в письмах к друзьям, что его одолевает гордость и восхищение от собственного творчества.
Слайд № 3. Николай Андреевич Римский – Корсаков – наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Он написал музыку к таким сказкам, как «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко», «Кощей бессмертный» и др. С детства маленький мальчик мечтал стать мореплавателем. Морская профессия была традицией в его семье. И, окончив Морской корпус в Петербурге, юноша отправился в кругосветное путешествие. Именно море тогда способствовало тому, что музыка в жизни будущего композитора занимала все большее место.
Как вы знаете, в опере-сказке происходит много разных событий.
Слайд № 4. Когда морская волна выбросила бочку с царицей и ее сыном царевичем Гвидоном на берег морской, царевич встретил лебедь - птицу, которую спас от злого коршуна. В благодарность за это, волшебная лебедь - птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец.
Слайд № 5. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует Гвидона. Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане и мечтают увидеть его. На помощь приходит лебедь - птица. В кого она превращает царевича Гвидона? Она превращает Гвидона в шмеля, чтобы тот мог попасть в царство к отцу – царю Салтану.
Просмотр видеоролика «Полет шмеля».
Вы не раз слышали эту музыку. Музыкальный фрагмент оперы называется «Полет шмеля». На что была похожа музыка? (на жужжание шмеля).
Да, музыка гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках, очень быстрая, стремительная и назойливая.
Сколько чудес было в городе Леденец?
Вот оно первое чудо!
Слайд № 6. Рассматривание картины к сказке.
Помните пушкинские стихи про белку?
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет да орешки все грызет,
А орешки не простые, скорлупы-то золотые,
Ядра – чистый изумруд; слуги белку стерегут.
Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. А еще вы услышите напев русской народной песенки «Во саду ли, в огороде».
Просмотр отрывка из музыкального мультфильма «Сказка о царе Салтане».
Какая это музыка по характеру? (танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая).
Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто, потому что белочка маленькая затейница, грызет орешки и еще поет веселую песенку.
Внимание! Сказка продолжается! Второе чудо города Леденец.
Слайд № 7. Рассматривание картины к сказке.
Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря, все красавцы удалые.
Великаны молодые, все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Просмотр отрывка из музыкального мультфильма «Сказка о царе Салтане».
Как звучал этот фрагмент? (грозно, торжественно, мужественно, величаво, гордо, напористо, широко, взволнованно, решительно).
Фрагмент звучал торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас будет происходить. В музыке слышна тяжелая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря. Темп умеренно быстрый, музыка звучит в низком регистре, громко, что передает удаль молодецкую, силу богатырскую, мужество. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей.
Сказка продолжается! Вот мы и дождались третьего чуда, наверное, самого красивого. Вы, конечно же, догадались, что речь пойдет о прекрасной царевне Лебеди.
Слайд № 8. Рассматривание картины.
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, словно реченька журчит.
Просмотр отрывка из музыкального мультфильма «Сказка о царе Салтане».
Как вы можете охарактеризовать этот музыкальный образ? (спокойный, волшебный, ласковый, задумчивый, легкий, светлый, прозрачный, мечтательный).
Музыка подчеркивает необыкновенную грациозность, красоту и великолепие царевны – Лебеди. Музыка звучала плавно, нежно, таинственно, волшебно, не очень громко, напевно, светло. Музыка добрая и ласковая, как сама царевна Лебедь.
Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.
Вот мы и познакомились с чудесами из «Сказки о царе Салтане». А помогли нам увидеть и услышать эти чудеса различные виды искусства: поэзия, музыка и изобразительное искусство.
Слайд № 9. Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу. Спасибо вам за ваше участие. В группе вы можете нарисовать те чудеса из оперы- сказки, которые вам запомнились больше всего. До свидания, ребята.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-литературная композиция по мотивам оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова и одноименной сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане».
Первое Действие 1-- Музыка и голос : « У лукоморья дуб зеленый» и выход Ученого Кота . 2-Музыка вступления : «У меня в светелке прялка у оконца» (на фоне музыки Ученый Кот продолжает свой рассказ о ск...
Интегрированное комплексно-тематическое занятие "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова
Занятие предназначено для детей 6-7 лет....
"Три Чуда" (из оперы Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" по одноимённой сказке А.С. Пушкина).
Знакомство детей с творчеством, биографией А. С. Пушкина и историей создания музыкальных произведений русских композиторов на стихи поэта (Н.А. Римского - Корсакова)....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Три чуда в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Цель пректа: Углублённое восприятие музыки через интеграцию различных видов искусств....
Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа
Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...
Музыкально-литературная гостиная " Три чуда"
«Три чуда» (отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»...
"Три чуда" ( материалы для ознакомления с творчеством Н.Римского-Корсакова)
Рекомендации для родителй (законных представителей) по применению форм и методов работы с детьми 6-7 лет по музыкальному воспитанию....