ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Три чуда в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
проект (старшая группа) на тему

Кириллова Лариса Геральдовна

Цель пректа: Углублённое восприятие музыки через интеграцию различных видов искусств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Музыкальный руководитель детского сада «Белочка»

                      КИРИЛЛОВА  ЛАРИСА  ГЕРАЛЬДОВНА

       ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

        

     Тема:  «Три чуда в опере Н. А. Римского-Корсакова

                                  «Сказка о царе Салтане».

Тип проекта: Краткосрочный.

Направление проекта: Художественно-эстетическое.

Интеграция областей: «Музыка», «Литературное чтение», «Коммуникация»,

                                         «Художественное развитие».

Цель проекта: Углубление восприятия музыки через интеграцию различных

                           видов искусств.

Задачи проекта: 1. Продолжать знакомить детей с творчеством композитора

                                   Н. А. Римского-Корсакова на примере музыкальных

                                   фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане».

                               2. Обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия:

                                   композитор, симфонический оркестр, опера, искусство.

                               3. Способствовать расширению и углублению музыкальных

                                   впечатлений, развитию устойчивого слухового внимания

                                   у детей.

                               4. Прививать любовь и интерес к классической музыке.

                               5. Учить высказываться о чувствах, настроении, выраженных

                                   в музыке, различать средства музыкальной

                                   выразительности.

                               6. Воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству.

Предварительная работа: Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе

                                                 Салтане», знакомство с понятиями: композитор,

                                                 оркестр, опера, симфонический оркестр, искусство.

Оборудование: Музыкальный центр, проектор, портреты А.С. Пушкина,

                            Н.А. Римского-Корсакова, иллюстрации М. Врубеля,

                            В. Канашевича, музыкальный материал – диски.

Участники проекта: Музыкальный руководитель, дети, воспитатели  старшей

                                      группы «Пчёлки».  

     Интегрированное занятие для детей старшей группы «Пчёлки»

                      Н.А. Римский-Корсаков  «Три чуда»

                                            Ход занятия

М.Р.  Дорогие ребята, сегодня я предлагаю отправиться в сказку, Вы согласны? (Да). Но в сказку могут попасть только добрые и дружные дети. А вы дружные? (Да). Я тоже так думаю. А чтобы проверить это, давайте поиграем в игру. Коммуникативная игра  «Подари улыбку».

              По дорожке я иду,                Ведущий идёт мимо детей с окончанием

              И улыбку всем дарю,           фразы останавливается перед кем-либо.

              Улыбнись и ты скорей,       Улыбается этому ребёнку, протягивает ему

              Вместе будет веселей!        руку. Вместе кружатся подскоками.

Далее игра повторяется, но ведущих уже двое. Так до тех пор, пока в игру не будут вовлечены все дети. После игры все берутся за руки.

М.Р.  Ну, что ж, пора в путь. По тропинке мы идём, прямо в сказку попадём! (М.Р. ведёт детей змейкой, все держатся за руки). Вот мы и пришли, только сказки нигде нет. (Оглядывается вокруг и замечает на мольберте конверт). Кажется. я поняла, чтобы попасть в сказку нам нужно ответить на вопросы, которые находятся в этом конверте. Справимся?  (Да). Тогда присаживайтесь на стульчики поудобней и начнём. (Дети садятся на стульчики). Вопросы:

1. Как называется человек, который сочиняет музыку?      (Композитор)

2. Как называется группа музыкантов, одновременно играющих на различных

    музыкальных инструментах?          (Оркестр)

3.Как называется спектакль, в котором артисты не говорят, а поют?        (Опера).

4. Каким одним словом называют такие понятия: живопись, музыка, художественное

    слово?       (Искусство).

5. Какой оркестр исполняет музыку в опере, он же считается самым большим оркестром?

                                                                                         (Симфонический оркестр).

6. Какая сказка А.С. Пушкина превратилась в оперу?    (Сказка о царе Салтане).

7. Какой композитор написал музыку для этой оперы?    (Римский-Корсаков).  

М.Р.  Молодцы, ребята! Вот мы и очутились в сказке, да не простой, а в музыкальной! Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу. Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте её начало:  Три девицы под окном пряли поздно вечерком…. А написал эту сказку великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о его славном  и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». На сюжет этой сказки композитор Н.А. Римский-Корсаков написал музыку для оперы. Только название у неё немного сократил – «Сказка о царе Салтане». В опере много разных событий. Вы, уже знаете, что тема нашего занятия «Тир чуда». Мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Огромная красочная картина. Все три чуда предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес.  Знакомые музыкальные темы здесь звучат полнокровно и сочно. В волшебном городе у князя Гвидона было три чуда, назовите первое чудо.   (Белочка).  Правильно. Давайте, вспомним, как описал это чудо поэт А.С. Пушкин.

           

Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живёт ручная, да затейница такая.

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт!

А орешки не простые, скорлупы-то золотые.

Ядра чистый изумруд; белку холят, берегут.

И там белочка при всех, золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает,

Кучки ровные кладёт и с присвисточкой поёт

При честном, при всём народе: во саду ли, в огороде.

А вот белочка, которую нарисовал художник В. Конашевич.  (Иллюстрация «Белка). Скажите, какая белочка на картине? (Маленькая, игривая, весёлая). Правильно. А сейчас мы услышим, как композитору Римскому-Корсакову удалось создать волшебный образ белочки с помощью музыки, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет инструмент – флейта-покколо, что в переводе с итальянского языка означает «маленькая флейта». Голос у неё тонкий, высокий, светлый и немножечко свистящий. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о которой напоминает нам А.С. Пушкин, - «Во саду ли, в огороде».  «Внимание! – говорят нам фанфары. – Сказка продолжается».  Звучит музыкальный фрагмент «Белочка».

М.Р.  Какую белочку нарисовала нам музыка?  (Маленькую, весёлую). А почему вы так решили?  (Потому что, музыка звучала легко, игриво, светло). Правильно, ребята! Молодцы! А сейчас назовите мне второе чудо?   (Тридцать три богатыря).

В свете есть второе диво, море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге, и очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые, великаны молодые,

Все равны как на подбор. с ними дядька Черномор.

М.Р. Тридцать три богатыря защитники волшебного города.  (Иллюстрация «Тридцать три богатыря» В. Конашевича). Посмотрите на картину, что вы видите? (Богатыри постепенно выходят из моря. Море бурливое, неспокойное, плещут большие волны. Князь Гвидон восхищается богатырями). А сейчас мы послушаем, как звучит музыка, рисующая образ богатырей. «Внимание! – снова говорят фанфары. – Сказка продолжается!»

                  Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря».

М.Р. Как звучала музыка?  (Торжественно, мужественно, гордо). Правильно. Что ещё вы услышали в музыке, кроме гордой поступи богатырей?  (В музыке слышится грозный рокот моря, море бушует, плещется). Ребята, скажите, одинаковые образы богатырей создали поэт, художник и композитор? (Да). И вот третье чудо волшебного города Как оно называется?   (Царевна Лебедь). Правильно, дети!

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выступает, будто пава:

А как речь-то говорит, словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво!

М.Р.  А сейчас послушаем, какую Царевну Лебедь изобразила нам музыка.

         Звучит музыкальный фрагмент «Царевна-Лебедь»

Какая прозвучала музыка?  (Музыка плавная, нежная, грациозная).

Да, мелодия похожа на взмах крыльев, то взлетает вверх, то опускается вниз. А как композитор изобразил море?  (Море спокойное, тихое, плещется). Да. правильно. Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя Лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно и широко разливается музыка, как чудесная русская песня. А теперь давайте посмотрим как художники М. Врубель и В Конашевич изобразили Царевну-Лебедь. (Иллюстрации «Царевна-Лебедь»). Посмотрите, как изобразили Царевну-Лебедь художники. Скажите, настроение картин схоже с музыкой?  (Да. Царевна-Лебедь на картинах необычная, волшебная, видно как она превращается из Лебедя в девушку Эти картины похожи на музыку). Молодцы! А сейчас я хочу вам предложить прослушать ещё один музыкальный момент из этой сказки. Очень хотелось, чтобы вы смогли ответить. Как называется эта музыкальная пьеса и кого изобразил композитор? Какими музыкальными

инструментами?

                                 Звучит музыкальный фрагмент «Полёт шмеля».

(Это «Полёт шмеля», звучат струнные музыкальные инструменты: скрипки, виолончели, контрабас и фортепиано). Молодцы! Ребята, наше путешествие по сказке завершается. Понравилось ли вам наше путешествие? Итак, в какой мы сказке побывали? Кто её написал? А кто написал музыку к этой сказки? Какие три чуда мы услышали в музыке Н.А. Римского-Корсакова? Ребята, мы можем не только прочитать сказку, но и услышать её в музыке. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам, попробуйте себя в роли художников: нарисуйте карандашами то, что изобразил в музыке Римский-Корсаков. Нарисуйте одно из трёх чудес, а также можно нарисовать полёт шмеля над морем.

Детям раздают альбомные листки и карандаши. Звучат фрагменты трёх чудес, а также пьеса «Полёт шмеля». Дети рисуют. Воспитатели и музыкальный руководитель помогают ребятам. С окончанием, все уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция по мотивам оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова и одноименной сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане».

Первое Действие 1-- Музыка и голос : « У лукоморья дуб зеленый» и выход Ученого Кота . 2-Музыка вступления : «У меня в светелке прялка у оконца» (на фоне музыки Ученый Кот продолжает свой рассказ о ск...

"Три Чуда" (из оперы Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" по одноимённой сказке А.С. Пушкина).

Знакомство детей с творчеством, биографией А. С. Пушкина и историей создания музыкальных произведений русских композиторов на стихи поэта (Н.А. Римского - Корсакова)....

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа

Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...

Презентация "Три чуда" из оперы "Сказка о Царе Салтане" Н.А. Римского - Корсакова

laquo;Сказка о царе Салтане…» привлекла композитора изобилием чудес. Сказочное чудо стихов Пушкина композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков передал в музыке оперы «Ска...

Опера-сказка Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"

Предлагаю организовать совместный досуг с детьми и провести время с пользой, вспомнив музыкальные темы из оперы-сказки Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Поинтересуйтесь у детей,...