ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья по музыке
Современная социокультурная ситуация характеризуется противоречием различных групп факторов. Это, прежде всего, изменения, происходящие в государственном устройстве, в экономике, политическом режиме, социальное расслоение. Следующая группа – это исторические факторы, национальные факторы развития российской культуры и особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались и образовывались ныне живущие поколения россиян. Исследователи также отмечают влияние на современные российские культурные процессы общемировой, в первую очередь западной, социокультурной ситуации.
В таких условиях возрастает актуальность патриотического воспитания. В России уже многое сделано для создания системы патриотического воспитания граждан, это обусловлено принятием ряда преемственных государственных программ. Последняя программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Анализируя историю, можно сказать, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому традиционно одним из содержательных аспектов патриотического воспитания является воспитание у детей уважения к российской Армии. По словам талантливого педагога и публициста Карема Раша: «Любовь к своей армии, верность ее традициям есть самый верный признак здоровья нации».
Для дошкольного образования огромное значение в этом направлении имеет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором обозначено, что одним из основных принципов дошкольного образования, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Как отметил А.Г. Асмолов, «тестировать на патриотизм стандарт не будет», однако в образовательной программе прописаны задачи формирования уважительного отношения и чувства принадлежности «к своей семье, малой и большой родине».
Основным средством воспитания является включение воспитанников в разнообразные виды деятельности. Интегратором, как правило, выступает игровая деятельность, в которую органично вплетаются другие: беседа, восприятие музыки и живописи, репродуктивная деятельность и другие. Это могут быть игры - путешествия, игровые обучающие ситуации, игры – встречи с различными персонажами, досуги, комплексные занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_6_statya_2.docx | 29.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ирина Федоровна Зайцева
музыкальный руководитель МДОУ «ЦРР – д/с № 6»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Современная социокультурная ситуация характеризуется противоречием различных групп факторов. Это, прежде всего, изменения, происходящие в государственном устройстве, в экономике, политическом режиме, социальное расслоение. Следующая группа – это исторические факторы, национальные факторы развития российской культуры и особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались и образовывались ныне живущие поколения россиян. Исследователи также отмечают влияние на современные российские культурные процессы общемировой, в первую очередь западной, социокультурной ситуации.
В таких условиях возрастает актуальность патриотического воспитания. В России уже многое сделано для создания системы патриотического воспитания граждан, это обусловлено принятием ряда преемственных государственных программ. Последняя программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Анализируя историю, можно сказать, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому традиционно одним из содержательных аспектов патриотического воспитания является воспитание у детей уважения к российской Армии. По словам талантливого педагога и публициста Карема Раша: «Любовь к своей армии, верность ее традициям есть самый верный признак здоровья нации».
Для дошкольного образования огромное значение в этом направлении имеет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором обозначено, что одним из основных принципов дошкольного образования, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Как отметил А.Г. Асмолов, «тестировать на патриотизм стандарт не будет», однако в образовательной программе прописаны задачи формирования уважительного отношения и чувства принадлежности «к своей семье, малой и большой родине».
Основным средством воспитания является включение воспитанников в разнообразные виды деятельности. Интегратором, как правило, выступает игровая деятельность, в которую органично вплетаются другие: беседа, восприятие музыки и живописи, репродуктивная деятельность и другие. Это могут быть игры - путешествия, игровые обучающие ситуации, игры – встречи с различными персонажами, досуги, комплексные занятия.
Н.А. Ветлугина выделила комплексные занятия, как обобщающие занятия в рамках одной цели (темы), на достижение которой направлены несколько видов художественной деятельности: певческая, хореографическая, музыкально-ритмическая и изобразительная, художественное чтение. Сущность объединения в создании эмоционального настроя у детей. В нашем учреждении накоплен определенный опыт комплексных занятий, создана «копилка» сценариев подобных мероприятий. Можно выделить ряд педагогических рекомендаций:
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации. Определённая дисциплина в ходе такого мероприятия достигается не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребенка тематики. Воспитатель учитывает интерес, проявляемый детьми к Армии: сначала их привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов он ведет детей к пониманию более существенного - патриотизма советских воинов, их готовности защищать Родину, постоянного совершенствования боевой выучки.
- Роль ведущего очень ответственна, ведь он осуществляет педагогическое сопровождение, объединяет все элементы комплексного занятия в органическое целое, поясняет детям происходящие действия, является связующим звеном между участвующими взрослыми и детьми. Все участвующие взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты, не перебивать друг друга, знать свой текст.
- Систематичность и доступность изложения материала, создание условий для использования имеющихся у дошкольников знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях. Материал должен быть конкретен, востребован ребенком данного возраста и связан с уже имеющимся у детей опытом или знаниями (или предполагать возможность быть связанной с ними). Например, если это коллективная работа «Парад на Красной площади», целесообразно провести предварительную беседу об этой площади, о том, что такое парад. Организация коллективной аппликации требует уже сформированных навыков в данном виде изобразительной деятельности.
- Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых образовательных областей на каждом этапе занятия: игра «в солдат» подразумевает марш под музыку, а восприятие песни об армии, плавно перетекает в репродуктивную деятельность: аппликацию «Танки».
Конспект комплексного занятия в средней группе
«День защитника Отечества».
Программное содержание:
Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к Российской армии, к её воинам, вызвать желание подражать им в ловкости, смелости, стремлении быть похожими на них.
Закреплять у детей умения: ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавать характер музыки в пении, наклеивать аккуратно аппликацию.
Формировать умения детей выполнять работу в рамках единого коллективного продукта.
Поощрять творческую активность детей при выполнении замысла, передавать своё отношение, чувства к сюжету данной коллективной работы.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, разучивание стихов; познавательные беседы о некоторых видах войск; прослушивание военных маршей, современных песен об армии, обогащение предметно-развивающей среды коллекциями.
Демонстрационный материал: наглядно – дидактический материал «Защитники Отечества»: видеофильм, картинки (танк, самолёт, ракета, военный корабль, сюжетный видеоряд).
Раздаточный материал: оборудование для аппликации, заготовки; парашют – красочно оформленный круг (из ткани) диаметром 3 метра.
Ход совместной деятельности:
- Торжественная перекличка «Какой сегодня праздник».
Дети входят в зал под музыку, выстраиваются в 3 колонны, выполняют ритмическое упражнение «Салют» и читают стихи.
Ведущая: | Что-то я не узнаю Своих милых дошколят. Подросли, большие стали Как солдаты зашагали. |
1 ребёнок | Мы проснулись рано – рано, Зашагали дружно в ряд. Громко музыка играет. Мы выходим на парад. |
Ведущая: | Почему парад сегодня, Почему труба поёт? И какой сегодня праздник Отмечает наш народ? |
Дети: | День защитника Отечества! |
Ведущая: | Правильно, ребята! День защитника Отечества! Армия Российская, смелая, могучая. Армия Российская, самая лучшая! Она нас любит, охраняет И от врагов нас защищает! Расскажите нам, ребята О защитниках, солдатах! |
2 ребёнок: | Нас берегут солдаты: танкисты, моряки, У них есть автоматы, Им не страшны враги. |
3 ребёнок: | Приказа ждут ракеты И на замке граница Солдат нас охраняет И нам спокойно спится. |
4 ребёнок: | На парашюте спустились бойцы Это десант – они молодцы! |
5 ребёнок: | В космосе летают На звёздном корабле, Наши космонавты, Их ждут на земле. |
6 ребёнок: | Об Армии любимой Сегодня говорим, Армии нашей Спасибо говорим. |
Ведущая: Конечно, спасибо нашей армии за то, что она охраняет наше Отечество, нашу Родину – Россию и в небе, и на суше, и на морях и в космосе.
А сейчас, ребята, сядем, отдохнём, И фильм увидим, песни пропоём (дети под музыку проходят и садятся). |
- Просмотр видеофильма об армии.
Ведущая комментирует видео о моряках, танкистах, ракетчиках, обращает внимание на форму солдат, уточняет функции военнослужащих.
- Восприятие музыки и пение.
Музыкальный руководитель: Какие сильные и смелые наши защитники, сегодня, ребята. Мы послушаем песню об отважных мальчишках, которые хотят быть защитниками нашей Родины.
Слушание «Мы отважные мальчишки» муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьёвой.
Музыкальный руководитель: Ребята, о ком я пела свою песню? (танкисты, морские капитаны).
- А кто ещё нас охраняет? (ответы детей)
Звучит музыка «мотор».
- А это кто торопится к нам на праздник? (самолёты)
- А, как вы догадались, что это самолёты? (по звуку мотора)
Музыкальный руководитель:
Ну, тогда, бойцы, вставайте! Песню об отважных лётчиках, Дружно начинайте! |
Пение «Самолёты» муз. М. Магиденко, сл. С. Баруздина
- Изобразительная деятельность.
Ведущая хвалит детей и предлагает сделать танки и самолёты, чтобы получился настоящий, военный парад на Красной площади. Демонстрирует основу панно:
- Сейчас здесь только Кремль, а наши танки - проедут возле Кремля, а самолёты - полетят в небе над Кремлём.
Дети садятся за стол, воспитатель напоминает приемы аппликации и помогает детям возле столов. Музыкальный руководитель – возле панно, прикрепляет работы детей, эмоционально-положительно оценивая их. После наклеивания танков и самолётов воспитатель предлагает детям встать в полукруг.
Ведущая: Давайте, ребята, встанем так, чтобы всем вам, был виден парад на Красной площади.
- Игровая деятельность.
Ведущая: Какими ровными колоннами у вас двигаются танки. А какие красивые самолёты в небе над Москвой. А вы, хотите быть лётчиками?
7 ребёнок: | С детства лётчиком стать Я хотел всегда. Трусить я не буду, Больше никогда. |
8 ребёнок: | Вижу в небе самолёты Их ведут наши пилоты, Посмотри, какие крылья У ребячьей эскадрильи. |
Ведущая: Лётчики - на аэродром! (дети становятся в 2 колонны).
Игра «Лётчики» (2 раза).
Ведущая: | Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут, Опустился парашют. |
Музыкальный руководитель и ведущая выносят и раскрывают парашют.
Игра «Высоко – низко» (Дети, взявшись одной рукой за парашют, двигаются под музыку по кругу, изменяя темп движения либо само движение в соответствии с музыкой)
Ведущая: | Молодцы, ребята! Пусть Армия родная Мир наш бережёт, Армию родную Любит весь народ! А сейчас ножки выше поднимай, В группу весело шагай! |
Дети уходят в группу под праздничный марш.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" - © КонсультантПлюс, 2014.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1985.
- Мухаметшина Е. Дошколятам вернут детство // ЗАО «Газета.Ру», http://www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml / 2013.
- Сторожилова С. Г. Отношение молодых людей к армии // «Оригинальные исследования», http://nauka31.ru/home
Минсадыкова Г.Ш.
зам. зав. по УВР МДОУ «ЦРР – д/с № 6»
(83519)347245
E-mail: mgn.detsckiisad.6@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Продолжать учить детей лепить плоскостные предметы из солено...
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе...
Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
Мастер – класс «Использование интерактивных игр в процессе патриотического воспитания дошкольников»
В настоящее время в практической работе с детьми часто используются мультиедийные технологии....
Использование интерактивных игр в процессе патриотического воспитания дошкольников
В настоящее время в практической работе с детьми активно используются мультимедиа технологии. Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) во время образовательной деятельности п...
Конспект комплексного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию детей с использованием нетрадиционной техники рисования на пленке «Мы – Россияне» (подготовительная группа)
Цель: Развитие патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы,систематизировать, обобщить и закрепить в процессе совместной деятельности знания детей о России, познакомить с ...