КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
открытого комплексного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе
Составил и провел
воспитатель I квалификационной
категории МДОУ № 2
Филатова Н.В.
Сапожок
2011
Программное содержание:
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
Продолжать учить детей лепить плоскостные предметы из соленого теста по трафарету и украшать работу.
Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписная и т.д.
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору; чувство эмпатии.
Предварительная работа:
Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба» (в рамках кружковых занятий); знакомство с лепкой из соленого теста; посещение музея; чтение русских народных сказок; слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми народных игр.
Материалы и оборудование:
Аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты леса; атрибуты русской избы; кукла, уголек, зерна, монетки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соли; соленое тесто, бисер, трафареты, стеки, влажные салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда я вас приглашаю в путешествие.
(Дети выходят из своей группы в другую)
Воспитатель:
- Наша дорога будет проходить через лес. Что вы видите в нашем лесу?
Дети:
- Снег, деревья.
Воспитатель:
- Да, ребята, в лесу еще очень много снега, хотя и наступило какое время года?
Дети:
- Весна!
Воспитатель:
А что это за камень на нашем пути?
Дети:
- Волшебный,
Воспитатель:
- Да, камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Направо пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в другую группу попадешь.
Влево пойдешь – много интересного найдешь.
Дети! Куда же мы пойдем?
Дети:
- Налево!
Воспитатель:
- А где левая сторона?
(Дети показывают левую сторону)
Воспитатель:
- Ну, что же, в путь?
(Дети идут, перешагивая через «сугробы»)
Воспитатель:
- Мы шагаем по сугробам,
По сугробам белолобым,
Подними повыше ногу,
Покажи другим дорогу!
(Дети проходят в зону «избы»)
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети:
- В русской избе.
Воспитатель:
- А почему вы решили, что это изба?
Дети:
- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.
Воспитатель: показывает чугунок
- Дети, что это?
Дети:
- Чугунок.
Воспитатель:
- Для чего нужен чугунок?
Дети:
- В нем готовили еду.
Воспитатель: показывает лапти.
- Дети, а это что?
Дети:
- Лапти.
Воспитатель:
- А для чего нужны лапти?
Дети:
- Их обували на ноги, в них ходили.
(Раздается звук плача ребенка)
Воспитатель:
- Ребята! Кто-то плачет?
(Достает из колыбельки куклу)
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Покачай его, Катя.
(Катя качает, плач стихает)
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождался, родители придумывали ему имя. Давайте и мы придумаем нашему малышу имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети! А какие вы знаете русские старинные имена?
(Дети предлагают имена, выбирают одно имя – ребеночка называют Егорушкой).
Воспитатель:
- Ребятки, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, все его будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
(Ответы детей: сейчас меня зовут Ира, а когда вырасту, то меня будут звать Ириной и т.д.)
Воспитатель:
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
А вы знаете, что означает имя Егор?
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель:
- Это имя означает – хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много – много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Ведь земля – это богатство. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, какие у вас интересные имена. Но наши имена принадлежат не только нам. Многие люди носят такие имена. Как называют таких людей?
Дети:
- Тезки.
Воспитатель:
- А кто в вашей группе тезка нашему Егорушке?
Дети:
- Егор Немов.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
(показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки. Дети называют).
Воспитатель:
- Может, кто знает, зачем нашему малышу эти вещи? Не знаете, тогда слушайте,
Раньше, на Руси, давным-давно, во времена ваших прапрапрабабушек и прапрапрадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
(Воспитатель кладет уголек).
-Привыкай к домашнему теплу.
(Ребенок кладет зернышки).
Воспитатель:
-А что говорили, когда клали зернышки?
Дети:
- Будь всегда сыт.
(Ребенок кладет денежку)
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали монетку?
Дети:
- Будь всегда богат.
(Воспитатель поручает одному ребенку искупать куклу)
-Тили-тили-тили-тили,
А по воду ходили.
Воды для Егорки –
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли.
(Дети вытирают куклу).
Воспитатель:
-Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.
Вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребенком?
Дети:
Одевали.
Воспитатель:
А во что одевали ребеночка?
Дети:
- В рубашку.
Воспитатель:
- И не просто в рубашку, а в отцову рубашку. Родители хотели, чтобы ребенок был похож на отца и матушку, а когда вырастет, тоже был таким работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка?
Дети:
- Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель:
- Давайте мы оденем Егорушку.
(Дети одевают)
Воспитатель:
- Приговаривали, одевая рубашку родителей: расти малыш хорошо, будь похож на отца с матушкой, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. Одели мы нашего Егорушку. А дальше что делали?
Дети:
- Спать укладывали.
Воспитатель:
- А куда спать укладывали?
Дети:
- В колыбельку.
Воспитатель:
- А что же такое колыбелька?
Дети:
- Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель:
- Какая у нас колыбелька?
Дети:
- Деревянная, расписная.
Воспитатель:
- Посмотрите, что я нашла в колыбельке. (Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать). Что же это?
Дети:
- Хлеб и соль.
Воспитатель:
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом – солью встречали дорогих, долгожданных гостей. Родители клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
(Хлеб, соль кладут в колыбельку).
Положили мы ребеночка в колыбельку, а что же надо сделать, чтобы поскорее заснул.
Дети:
- Покачать, спеть колыбельную. (Дети вместе с воспитателем поют колыбельную песенку).
Баю-баюшки-баю,
Я тебе покой дарю,
Ветер в окна к нам стучит
И по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит,-
Баю-баю-баю-бай,
Спи, Егорка, засыпай!
Вот и уснул наш Егорушка. Когда у вас появятся свои детки, вы тоже будете петь им колыбельную песенку, а пока пойте куколкам.
Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на далекой Руси.
А пока ребенок спал, родители не отдыхали. Они принимались мастерить ему подарки, как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
(Дети высказывают предположения)
Воспитатель:
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег? Да, это предмет, который защищал и охранял от бед.
Послушайте, как звучит это слово – оберег – оберегает, значит.
Садитесь за столы.
Смотрим на мои обереги (показывает образцы). Сегодня лепим подковку, домик, подсвечник. Вспоминайте, как я учила вас лепить рыбку по трафарету. Из чего мы ее лепили?
Дети:
- Из соленого теста.
Воспитатель:
- Приступаем. У кого будет вопрос ко мне, поднимите руку.
(Воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям. Например, «Ты с чего начнешь работать? Чем дополнишь? Как украсишь?» После работы воспитатель хвалит их за работу, отмечает аккуратность).
Воспитатель:
- Дети, вы устали, давайте отдохнем. На днях рождения гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон», я слышала вы ее очень любите.
Ой, ребята, та-ра-ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах (показывают на ногу, нога вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки)
Труба ладная, песня складная (в ладоши)
Дети бегут в «избу» на лавку, «Ворон» старается их посалить.
Воспитатель:
- Дети, понравилась вам игра?
Ваши подарки еще не высохли, но мы обязательно подарим их Егорушке. А сейчас мы подарим то, что у нас готово. И пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Будь здоров. Никогда не болей.
- Расти сильным, крепким и удалым.
- Слушай отца-батюшку, да родную матушку.
- Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди.
- Живи-поживай, да добра наживай.
Воспитатель:
- Ну, а вам, дорогим гостям, за добрые слова тоже подарок – настоящий именинный пирог.
Дети, а вам понравился день рождения Егорушки? Что вы узнали нового?
(Ответы детей).
Спасибо вам за занятие, за работу вашу, старание. Кто уходит с занятия с хорошим настроением, возьмите с собой улыбки, а кто нет – грусть.
(Предлагаю смайлики с грустным и веселым изображением).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного занятия по конструированию с математическим содержанием в группе детей с задержкой психического развития.
Конспект открытого комплексного занятия по конструированию с математическим содержанием в группе детей с задержкой психического развития. Дети подготовительной группы второго года обучения в дет...
Конспект открытого комплексного занятия "В гостях у бабушки Забавушки" (старший дошкольный возраст).
Данный материал является объединением работы по нескольким направлениям образовательной деятельности дошкольников: экспериментальной деятельности, ознакомлении с народной культурой, художественным тру...
Конспект открытого комплексного занятия "Лесные животные зимнего леса" (вторая младшая группа)
Комплексное занятие "Лесные животные зимнего леса" являлось итогомым мероприятием родителей и детей по пройденной теме "Животные леса". Дети смогли показать все стороны образовательного процесса. Но и...
Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)
Занятие проводится в игровой форме, материал к занятию легок в изготовлении, является частью предметно - развивающей среды среды (игрушки, дидактические игры). Цель занятия - выявить полученные знания...
Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи в первой младшей группе
Упражнять детей в правильном и чётком произношении звука "ч"создать условия для развития творческих способностей детей...
Конспект открытого комплексного занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Вода и ее значение »
Конспект открытого комплексного занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Вода и ее значение »...