КОНСПЕКТ открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Филатова Надежда Вадимовна
Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Продолжать учить детей лепить плоскостные предметы из соленого теста по трафарету и украшать работу. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписная и т.д. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору; чувство эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

                               открытого комплексного занятия

                  по нравственно-патриотическому воспитанию

                                             в старшей группе

               

                                                                                 Составил и провел

  воспитатель I квалификационной

                                                                                 категории МДОУ № 2

                                                                                  Филатова Н.В.

Сапожок

2011

Программное содержание:

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

Продолжать учить детей лепить плоскостные предметы из соленого теста по трафарету и украшать работу.

Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписная и т.д.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору; чувство эмпатии.

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба» (в рамках кружковых занятий); знакомство с лепкой из соленого теста; посещение музея; чтение русских народных сказок; слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми народных игр.

Материалы и оборудование:

        Аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты леса; атрибуты русской избы; кукла, уголек, зерна, монетки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соли; соленое тесто, бисер, трафареты, стеки, влажные салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Тогда я вас приглашаю в путешествие.

(Дети выходят из своей группы в другую)

Воспитатель:

- Наша дорога будет проходить через лес. Что вы видите в нашем лесу?

Дети:

- Снег, деревья.

Воспитатель:

- Да, ребята, в лесу еще очень много снега, хотя и наступило какое время года?

Дети:

- Весна!

Воспитатель:

А что это за камень на нашем пути?

Дети:

- Волшебный,

Воспитатель:

- Да, камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Направо пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в другую группу попадешь.

Влево пойдешь – много интересного найдешь.

Дети! Куда же мы пойдем?

Дети:

- Налево!

Воспитатель:

- А где левая сторона?

(Дети показывают левую сторону)

Воспитатель:

- Ну, что же, в путь?

(Дети идут, перешагивая через «сугробы»)

Воспитатель:

- Мы шагаем по сугробам,

  По сугробам белолобым,

  Подними повыше ногу,

  Покажи другим дорогу!

(Дети проходят в зону «избы»)

Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

- В русской избе.

Воспитатель:

- А почему вы решили, что это изба?

Дети:

- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель:  показывает чугунок

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем готовили еду.

Воспитатель: показывает лапти.

- Дети, а это что?

Дети:

- Лапти.

Воспитатель:

- А для чего нужны лапти?

Дети:

- Их обували на ноги, в них ходили.

(Раздается звук плача ребенка)

Воспитатель:

- Ребята! Кто-то плачет?

(Достает из колыбельки куклу)

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Покачай его, Катя.

(Катя качает, плач стихает)

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождался, родители придумывали ему имя. Давайте и мы придумаем нашему малышу имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети! А какие вы знаете русские старинные имена?

(Дети предлагают имена, выбирают одно имя – ребеночка называют Егорушкой).

Воспитатель:

- Ребятки, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, все его будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

(Ответы детей: сейчас меня зовут Ира, а когда вырасту, то меня будут звать Ириной и т.д.)

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что означает имя Егор?

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель:

- Это имя означает – хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много – много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Ведь земля – это богатство. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Молодцы, какие у вас интересные имена. Но наши имена принадлежат не только нам. Многие люди носят такие имена. Как называют таких людей?

Дети:

- Тезки.

Воспитатель:

- А кто в вашей группе тезка нашему Егорушке?

Дети:

- Егор Немов.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

(показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки. Дети называют).

Воспитатель:

- Может, кто знает, зачем нашему малышу эти вещи? Не знаете, тогда слушайте,

Раньше, на Руси, давным-давно, во времена ваших прапрапрабабушек и прапрапрадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

(Воспитатель кладет уголек).

-Привыкай к домашнему теплу.

(Ребенок кладет зернышки).

Воспитатель:

-А что говорили, когда клали зернышки?

Дети:

- Будь всегда сыт.

(Ребенок кладет денежку)

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали монетку?

Дети:

- Будь всегда богат.

(Воспитатель поручает одному ребенку искупать куклу)

-Тили-тили-тили-тили,

 А по воду ходили.

 Воды для Егорки –

 Полное ведерко.

 Мыли-мыли-мыли-мыли

 Бело-набело отмыли.

(Дети вытирают куклу).

Воспитатель:

-Полотенце вышито и бело

 Вытирай-ка малыша умело.

 Будет чистеньким малыш,

 Вырастет у нас крепыш.

Вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребенком?

Дети:

Одевали.

Воспитатель:

А во что одевали ребеночка?

Дети:

- В рубашку.

Воспитатель:

- И не просто в рубашку, а в отцову рубашку. Родители хотели, чтобы ребенок был похож на отца и матушку, а когда вырастет, тоже был таким работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка?

Дети:

- Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте мы оденем Егорушку.

(Дети одевают)

Воспитатель:

- Приговаривали, одевая рубашку родителей: расти малыш хорошо, будь похож на отца с матушкой, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. Одели мы нашего Егорушку. А дальше что делали?

Дети:

- Спать укладывали.

Воспитатель:

- А куда спать укладывали?

Дети:

- В колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:

- Какая у нас колыбелька?

Дети:

- Деревянная, расписная.

Воспитатель:

- Посмотрите, что я нашла в колыбельке. (Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать). Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом – солью встречали дорогих, долгожданных гостей. Родители клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

(Хлеб, соль кладут в колыбельку).

Положили мы ребеночка в колыбельку, а что же надо сделать, чтобы поскорее заснул.

Дети:

- Покачать, спеть колыбельную. (Дети вместе с воспитателем поют колыбельную песенку).

Баю-баюшки-баю,

Я тебе покой дарю,

Ветер в окна к нам стучит

И по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит,-

Баю-баю-баю-бай,

Спи, Егорка, засыпай!

Вот и уснул наш Егорушка. Когда у вас появятся свои детки, вы тоже будете петь им колыбельную песенку, а пока пойте куколкам.

Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на далекой Руси.

А пока ребенок спал, родители не отдыхали. Они принимались мастерить ему подарки, как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

(Дети высказывают предположения)

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег? Да, это предмет, который защищал и охранял от бед.

Послушайте, как звучит это слово – оберег – оберегает, значит.

Садитесь за столы.

Смотрим на мои обереги (показывает образцы). Сегодня лепим подковку, домик, подсвечник. Вспоминайте, как я учила вас лепить рыбку по трафарету. Из чего мы ее лепили?

Дети:

- Из соленого теста.

Воспитатель:

- Приступаем. У кого будет вопрос ко мне, поднимите руку.

(Воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям. Например, «Ты с чего начнешь работать? Чем дополнишь? Как украсишь?» После работы воспитатель хвалит их за работу, отмечает аккуратность).

Воспитатель:

- Дети, вы устали, давайте отдохнем. На днях рождения гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон», я слышала вы ее очень любите.

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах (показывают на ногу, нога вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки)

Труба ладная, песня складная (в ладоши)

Дети бегут в «избу» на лавку, «Ворон» старается их посалить.

Воспитатель:

- Дети, понравилась вам игра?

Ваши подарки еще не высохли, но мы обязательно подарим их Егорушке. А сейчас мы подарим то, что у нас готово. И пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Будь здоров. Никогда не болей.

- Расти сильным, крепким и удалым.

- Слушай отца-батюшку, да родную матушку.

- Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди.

- Живи-поживай, да добра наживай.

Воспитатель:

- Ну, а вам, дорогим гостям, за добрые слова тоже подарок – настоящий именинный пирог.

Дети, а вам понравился день рождения Егорушки? Что вы узнали нового?

(Ответы детей).

Спасибо вам за занятие, за работу вашу, старание. Кто уходит с занятия с хорошим настроением, возьмите с собой улыбки, а кто нет – грусть.

(Предлагаю смайлики с грустным и веселым изображением).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия по конструированию с математическим содержанием в группе детей с задержкой психического развития.

Конспект открытого комплексного занятия по конструированию с математическим содержанием в группе детей с задержкой психического развития. Дети подготовительной группы второго года обучения в дет...

Конспект открытого комплексного занятия "В гостях у бабушки Забавушки" (старший дошкольный возраст).

Данный материал является объединением работы по нескольким направлениям образовательной деятельности дошкольников: экспериментальной деятельности, ознакомлении с народной культурой, художественным тру...

Конспект открытого комплексного занятия "Лесные животные зимнего леса" (вторая младшая группа)

Комплексное занятие "Лесные животные зимнего леса" являлось итогомым мероприятием родителей и детей по пройденной теме "Животные леса". Дети смогли показать все стороны образовательного процесса. Но и...

Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)

Занятие проводится в игровой форме, материал к занятию легок в изготовлении, является частью предметно - развивающей среды среды (игрушки, дидактические игры). Цель занятия - выявить полученные знания...

Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи в первой младшей группе

Упражнять детей в правильном и чётком произношении звука "ч"создать условия для развития творческих способностей детей...

Конспект открытого комплексного занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Вода и ее значение »

Конспект открытого комплексного занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Вода и ее значение »...