«Сказка А.С.Пушкина в звуках и красках» Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию.
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию, и живопись.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о видах искусства. Приобщать детей к культуре русского народа. Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении,
музыке, рисунке, опираясь на иллюстрации, опыт знания и умения.
Способствовать в развитии образной речи.
2. Развивать познавательные и художественно- творческие способности детей.
Развивать культуру слушания классических произведений , рассматривания произведений живописи.
Развивать воображение, креативное мышление, память, умение сравнивать, анализировать.
3. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие нашей Родины.
Оборудование:
Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова;
музыкальные инструменты: металлофон, шумовые инструменты;
иллюстрации художника И.Я Билибина, «Сказке о царе Салтане», репродукция картины «Царевна- Лебедь», костюмы богатырей, ленты, раскраски по сказке.
Ход ООД.
На фоне музыки «В гостях у сказки».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Восп.- Кто написал это прекрасные строки?
Воспитатель: А какие сказки Пушкина вы знаете?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: послушайте стихотворение о сказках.
Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать,
Как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала.
Про царевну-лебедь и Гвидона
И про жадного царя Дадона.
Я из сказок Пушкина узнал,
Много их уже я прочитал.
Какие сказки упоминаются в этом стихотворении?
Дети: (ответы детей).
Вам знакомы эти сказки? Если да, назовите их.
Дети: да «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»
Воспит. : А.С.Пушкина по праву считается лучшим русским сказочником . Многие композиторы создавали музыкальные произведения на сюжеты сказок Пушкина. Среди них Н.А.Римский – Корсаков, русский композитор, которого в дальнейшем назвали музыкальный сказочник, потому что он написал много музыкальных произведений на сюжеты сказок А.С.Пушкина, и других писателей. Будучи морским офицером его привлекала тема моря . Сказка Пушкина Заинтересовала композитора и он решил написать Оперу «Сказка о царе Салтане».Итак, Н.А.Римский – Корсаков – опера «Сказка царе Салтане».Опера- это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют. Давайте вспомним, о чем же «Сказка о Царе Салтане»
Дети: О царе Салтане, о том, как его сын князь Гвидон жил на дивном волшебном острове.
Восп. : Опера необычная, сказочная, правдиво передаёт поэтические образы А.С Пушкина. Вспомните, какие чудеса происходят в этой сказке.
Дети: белка, 33 богатыря, царевна-лебедь
А хотите побывать в этой замечательной сказке и увидеть три удивительных чуда , которые были у царя Гвидона?
Сказку можно не только прочитать, но и услышать , и увидеть.
Услышать сказку вам поможет музыка .Ее сочиняют кто композиторы.
А увидеть сказку поможет живопись и художники – сказочники.
Проблемная ситуация. Так как путь туда долгий, через море-океан, на чем мы можем добраться до сказочного острова? (предложения детей)
Восп. А полетим на ковре-самолете, располагайтесь поудобнее. Скажем волшебные слова:
Бим-бом, бим-бом
В сказку мы сейчас войдем
(Звучит музыка, дети имитируют полет»
Восп. Кажется, мы приземлились на сказочный остров Буян.
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Давайте рассмотрим картину известного русского художника И.Я Билибина.
(Обсуждение)
На острове есть три чуда. Сейчас мы их и услышим, и увидим.
1.Первое чудо- волшебная белочка. Давайте послушаем музыкальный отрывок под названием «Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» великого русского композитора Н.А. Римского- Корсакова. (рассматривают портрет)
Восп. А лежит в основе этого произведения русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
- Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.)
- Ребята, давайте найдем к этому произведению иллюстрацию. (Дети находят)
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку слуги стерегут.
- Какие краски мы видим на этих иллюстрациях?
- Как художник подчеркнул легкость этой картины (горы изумруда, хрустальный домик), свежесть, воздушность?
Предлагаю сыграть эту песню на инструментах.
. Дети берут металлофон и шумовые инструменты ..
2. Восп.: Предлагаю послушать другой отрывок и угадать, о каком чуде идет речь.
Дети слушают отрывок «33 богатыря».
- Узнали? («33 богатыря»)
- А как звучит тема богатырей? (Смело, громко, решительно, грозно, торжественно и т.д.)
- Предлагаю вам с помощью движений изобразить эти две темы: по желанию можете изображать море или грозных богатырей.
- Девочки, какого цвета ленты могут нам помочь изобразить волны моря? (Голубые, синие, фиолетовые, цвета морской волны)
2.Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.
Вос-ль : А сейчас предлагаю посмотреть на картины художников. Как они изобразили это чудо.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Рассматривание репродукций.
Восп.- Как изображены богатыри? (Огромными, важными, грозными, молодыми, со строгими лицами)
- Какие у них одежды, оружие? (Богатыри в кольчугах и шлемах, в руках шиты и мечи)
- Какой пейзаж окружает? (Бурлящее море, взволнованное и пенное)
богатырей?
- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? («Становится не страшно, так как богатыри могут защитить»; «Видно, что они ничего и никого не боятся»; «Если охраняют такие богатыри, значит не страшны никакие враги»; «Мне нравится, что они красивые и одинаковые» и т.д.
- Предлагаю посмотреть, на иллюстрации разных художников и сравнить как по-разному видят художники.
3. Восп. : А сейчас послушайте о третьем чуде.
Вот как о ней красиво написал А.С.Пушкин:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
- А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.
Дети слушают отрывок «Царевна - Лебедь».
Восп. Расскажите о характере этого отрывка. Давайте представим какая она царевна - лебедь? (Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая )
. Мелодия царевны Лебедь вобрала в себя интонацию народных песен, развиваясь и изменяясь. В финале симфонической картины она звучит мощно - как гимн красоте, добру. К образу Царевны Лебедь обращались не только поэты и композиторы, но и великие художники. Посмотрите на картину Врубеля "Царевна- Лебедь". Скажите, какой видит Царевну художник?
Дети: Нежной, хрупкой, беззащитной.
Восп.: Скажите, а картина Врубеля по характеру созвучна музыке Н. А. Римского-Корсакова?
Предлагаю вам стать настоящими художниками и раскрасить иллюстрации к сказке.
Восп. : Пора возвращаться в детский сад.(летят на ковре). Я предлагаю вам поучаствовать в викторине.
Викторина.
1.Назовите музыкальное произведение ,написанное на сюжет сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане»?
2.Назовите композитора?
3. Какие художники рисовали картины и иллюстрации к сказке А.С Пушкина?
Вос-ль : Вы, наверное, поняли, что характеры произведений, музыку и живопись объединяет поэтическое слово, а именно сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Муз. рук-ль: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Если у вас сегодня все получилось и вы со всеми заданиями справлялись, повесьте на дерево зеленый листок, если у вас были затруднения и не все получилось – желтый листок. А если вам было очень трудно, но пока у вас ничего не получается – повесьте красный листок. (Дети вешают листочки )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_pokaz-_iskusstvo.doc | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию, и живопись.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о видах искусства. Приобщать детей к культуре русского народа. Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении,
музыке, рисунке, опираясь на иллюстрации, опыт знания и умения.
Способствовать в развитии образной речи.
2. Развивать познавательные и художественно- творческие способности детей.
Развивать культуру слушания классических произведений , рассматривания произведений живописи.
Развивать воображение, креативное мышление, память, умение сравнивать, анализировать.
3. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие нашей Родины.
Оборудование:
Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова;
музыкальные инструменты: металлофон, шумовые инструменты;
иллюстрации художника И.Я Билибина, «Сказке о царе Салтане», репродукция картины «Царевна- Лебедь», костюмы богатырей, ленты, раскраски по сказке.
Ход ООД.
На фоне музыки «В гостях у сказки».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Восп.- Кто написал это прекрасные строки?
Воспитатель: А какие сказки Пушкина вы знаете?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: послушайте стихотворение о сказках.
Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать,
Как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала.
Про царевну-лебедь и Гвидона
И про жадного царя Дадона.
Я из сказок Пушкина узнал,
Много их уже я прочитал.
Какие сказки упоминаются в этом стихотворении?
Дети: (ответы детей).
Вам знакомы эти сказки? Если да, назовите их.
Дети: да «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»
Воспит. : А.С.Пушкина по праву считается лучшим русским сказочником . Многие композиторы создавали музыкальные произведения на сюжеты сказок Пушкина. Среди них Н.А.Римский – Корсаков, русский композитор, которого в дальнейшем назвали музыкальный сказочник, потому что он написал много музыкальных произведений на сюжеты сказок А.С.Пушкина, и других писателей. Будучи морским офицером его привлекала тема моря . Сказка Пушкина Заинтересовала композитора и он решил написать Оперу «Сказка о царе Салтане».Итак, Н.А.Римский – Корсаков – опера «Сказка царе Салтане».Опера- это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют. Давайте вспомним, о чем же «Сказка о Царе Салтане»
Дети: О царе Салтане, о том, как его сын князь Гвидон жил на дивном волшебном острове.
Восп. : Опера необычная, сказочная, правдиво передаёт поэтические образы А.С Пушкина. Вспомните, какие чудеса происходят в этой сказке.
Дети: белка, 33 богатыря, царевна-лебедь
А хотите побывать в этой замечательной сказке и увидеть три удивительных чуда , которые были у царя Гвидона?
Сказку можно не только прочитать, но и услышать , и увидеть.
Услышать сказку вам поможет музыка .Ее сочиняют кто композиторы.
А увидеть сказку поможет живопись и художники – сказочники.
Проблемная ситуация. Так как путь туда долгий, через море-океан, на чем мы можем добраться до сказочного острова? (предложения детей)
Восп. А полетим на ковре-самолете, располагайтесь поудобнее. Скажем волшебные слова:
Бим-бом, бим-бом
В сказку мы сейчас войдем
(Звучит музыка, дети имитируют полет»
Восп. Кажется, мы приземлились на сказочный остров Буян.
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Давайте рассмотрим картину известного русского художника И.Я Билибина.
(Обсуждение)
На острове есть три чуда. Сейчас мы их и услышим, и увидим.
1.Первое чудо- волшебная белочка. Давайте послушаем музыкальный отрывок под названием «Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» великого русского композитора Н.А. Римского- Корсакова. (рассматривают портрет)
Восп. А лежит в основе этого произведения русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
- Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.)
- Ребята, давайте найдем к этому произведению иллюстрацию. (Дети находят)
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку слуги стерегут.
- Какие краски мы видим на этих иллюстрациях?
- Как художник подчеркнул легкость этой картины (горы изумруда, хрустальный домик), свежесть, воздушность?
Предлагаю сыграть эту песню на инструментах.
. Дети берут металлофон и шумовые инструменты ..
2. Восп.: Предлагаю послушать другой отрывок и угадать, о каком чуде идет речь.
Дети слушают отрывок «33 богатыря».
- Узнали? («33 богатыря»)
- А как звучит тема богатырей? (Смело, громко, решительно, грозно, торжественно и т.д.)
- Предлагаю вам с помощью движений изобразить эти две темы: по желанию можете изображать море или грозных богатырей.
- Девочки, какого цвета ленты могут нам помочь изобразить волны моря? (Голубые, синие, фиолетовые, цвета морской волны)
2.Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.
Вос-ль : А сейчас предлагаю посмотреть на картины художников. Как они изобразили это чудо.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Рассматривание репродукций.
Восп.- Как изображены богатыри? (Огромными, важными, грозными, молодыми, со строгими лицами)
- Какие у них одежды, оружие? (Богатыри в кольчугах и шлемах, в руках шиты и мечи)
- Какой пейзаж окружает? (Бурлящее море, взволнованное и пенное)
богатырей?
- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? («Становится не страшно, так как богатыри могут защитить»; «Видно, что они ничего и никого не боятся»; «Если охраняют такие богатыри, значит не страшны никакие враги»; «Мне нравится, что они красивые и одинаковые» и т.д.
- Предлагаю посмотреть, на иллюстрации разных художников и сравнить как по-разному видят художники.
3. Восп. : А сейчас послушайте о третьем чуде.
Вот как о ней красиво написал А.С.Пушкин:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
- А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.
Дети слушают отрывок «Царевна - Лебедь».
Восп. Расскажите о характере этого отрывка. Давайте представим какая она царевна - лебедь? (Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая )
. Мелодия царевны Лебедь вобрала в себя интонацию народных песен, развиваясь и изменяясь. В финале симфонической картины она звучит мощно - как гимн красоте, добру. К образу Царевны Лебедь обращались не только поэты и композиторы, но и великие художники. Посмотрите на картину Врубеля "Царевна- Лебедь". Скажите, какой видит Царевну художник?
Дети: Нежной, хрупкой, беззащитной.
Восп.: Скажите, а картина Врубеля по характеру созвучна музыке Н. А. Римского-Корсакова?
Предлагаю вам стать настоящими художниками и раскрасить иллюстрации к сказке.
Восп. : Пора возвращаться в детский сад.(летят на ковре). Я предлагаю вам поучаствовать в викторине.
Викторина.
1.Назовите музыкальное произведение ,написанное на сюжет сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане»?
2.Назовите композитора?
3. Какие художники рисовали картины и иллюстрации к сказке А.С Пушкина?
Вос-ль : Вы, наверное, поняли, что характеры произведений, музыку и живопись объединяет поэтическое слово, а именно сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Муз. рук-ль: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Если у вас сегодня все получилось и вы со всеми заданиями справлялись, повесьте на дерево зеленый листок, если у вас были затруднения и не все получилось – желтый листок. А если вам было очень трудно, но пока у вас ничего не получается – повесьте красный листок. (Дети вешают листочки )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию Тема: «Приключения капельки»
Тема: «Приключения капельки» Задачи эстетического развития: Музыка-развивать чувство литра и ритма, творческие способности, внимание, прививать коммуникативные навыки, расширять певческий диапозон...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности во второй младшей группе по художественному эстетическому развитию «Выпал первый снег»
Предварительная работа:Наблюдение за снегом; Рассматривание снежинок; Игры со снегом; Чтение стихов о зиме; Пальчиковые игры. Задачи:- Закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев.- Ут...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы по художественно-эстетическому развитию на тему «Сосиски для котика» (лепка).
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы по художественно-эстетическому развитию на тему «Сосиски для котика» (лепка)....
перспективное планирование организованной образовательной деятельности в старше-подготовительной группе по художественно- эстетическому развитию
Материал будет интересен воспитателям, рабоитающим в разновозрастных группах...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) "Сорока-белобока"
Конспект интегрированного занятия по рисованию, с целью научить детей рисовать сороку....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно эстетическому развитию. Спектакль «Заюшкина избушка»
Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастант из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте не удовлетворяются только воспроизведени...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию на тему "Зимующие птицы"
Здесь представлен конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в разделе "Ручной труд" (в частности, оригами) на тему "Зимующие птицы". Это интегрированное занятие, кот...