Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу.
статья (средняя, старшая группа)
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу. Музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное образование
«Кабанский район»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 с.Кабанск»
Музыкальный руководитель 1 категории
Давлеткулова Елена Владимировна
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Дети особенно любят устное народное творчество. Фольклорные произведения доступны им по содержанию, они создают своеобразное эмоциональное настроение. В процессе народных игр усваивается, шлифуется родной язык. Не следует забывать, что знакомить с культурой народа (его языком, историей, характером) - дело чести каждого, кто работает с детьми. Испокон веков для многих народов характерна толерантность, гостеприимство, милосердие. Каждый народ проявляет эти качества с особым колоритом. Почему об этом мало рассказываем детям? Язык - богатство нации, душа народа, выражение его характера, самобытности, основной элемент культуры. И очень важно вводить в обиход детей национальные танцы, песни, игры. Пусть дети узнают о тех народных обрядах, семейных праздниках, которые на протяжении столетий русских, бурят, пусть примут в них участие. Так постепенно ребенок постигает жизненную культуру народа, общечеловеческие ценности как выражение духовности, чувство уважения к прошлому своего народа.
Задачи патриотического воспитания посредством народного танца:
В обучении: - обеспечить усвоение практических умений и навыков при изучении программного материала; - изучить терминологию в народном танце; - изучить историю танцевальной культуры, основ актерского мастерства танцоров; - учить ритмическим упражнениям под музыку, дающим представление о танце.
В воспитании: - воспитывать у обучающихся настойчивость и стремление преодолевать трудности, возникающие перед ними в выполнении тех или иных упражнений; - воспитание духовно-нравственных ценностей обучающихся; - воспитание любви и уважения к народным традициям
Танец - это квинтэссенция глубоких чувств и фантазий народа, включающая в себя яркое и красочное художественное отображение тех или иных эмоций, а также - четкое содержание, тему и идею, что свойственному любому народному танцу. При помощи тех или иных пространственных рисунков и разнообразных пластических движений возникает конкретный и обобщенный художественный образ в рамках сюжетной драматургической основы.
Восприятие танцевального образа может быть как непосредственным, так и ассоциативным. Характер, ритм, темп мелодии органически связаны с лексикой и содержанием танца, в которых отображаются те или иные танцевальные образы в их художественности, конкретности и правдивости.
Народное творчество - это квинтэссенция менталитета нации, характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее
Древнейших искусств много и одним из них выступает народный танец. Выражение своего эмоционального состояния с помощью тела - потребность, на которой основывается развитие древнего искусства народного танца. В танце отображаются будни и повседневная реальность человека. Определенным образом применяемый ритм (сначала без музыки, а после - вместе с музыкой) выражал впечатления радости и печали.
Народный танец демократичен. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, не надо быть профессионалом: народный танец доступен всем. Фольклорная пляска носит анонимный характер, у нее нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.
В условиях современных социокультурных изменений, глобализации мировых процессов и культурной конвергенции остро стоят проблемы формирования поликультурной личности - человека, ориентированного через свою культуру на другие, обладающего целостным мировоззрением, развитым историческим, географическим, правовым, художественно-эстетическим сознанием. Попытки решения этих вопросов поставили перед системой образования проблему адаптации образования к конкретным условиям региона с учётом этнического состава его жителей при сохранении фундаментальных основ педагогической науки и централизованного управления педагогическим процессом. При этом процесс социализации и интериоризации личности немыслим без глубокого усвоения общечеловеческих ценностей, знаний особенностей проявления различных культур в едином российском социальном пространстве. Модернизация образования выдвигает идею непрерывности, пересмотра содержания образования, в том числе и этномузыкального, через согласованность знаний, умений и навыков, получаемых человеком на разных уровнях личностного и профессионального становления. Непрерывное этномузыкальное образование способствует этноличностному развитию каждого субъекта образовательного процесса, передаче ему духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.
Однако для того, чтобы образование оказывало эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов. И в решении этой проблемы трудно переоценить значение такого культурного феномена, как народный танец. Народный танец, представляя собой жёстко отработанную систему телодвижений, как правило, органично слитую с выразительной музыкальной композицией, является идеально подходящим для решения целого ряда не только физических, но и эмоциональных, и воспитательных задач. Так, традиционный структурно- массовый обрядовый танец может являться достаточно эффективным и продуктивным средством, согласованно выравнивающим не только психоэмоциональные состояния, но и межличностные отношения.
Несмотря на значительную степень неизбежных эволюционных преобразований, обрядовые танцы сохраняют отдельные элементы весьма архаичных структур и глубинных мифологических смыслов и значений. Прослеживая изменения и инновации, происходящие с ними в различные периоды, в разных социальных средах, можно получить глубокое представление об этнической истории народа, эволюции его мировоззрения, связях с другими этносами, различных аспектах духовной и материальной культуры. Таким образом, обрядовые танцы являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.
Особенностью народного танца является то, что посредством физических движений, жестов, поз и мимики человек высказывал свое мировоззрение и объяснял жизненные события, в конечном счете, выражая свой опыт, все взаимодействия в котором в последствии воспроизводил в форме танца, как особого способа самоощущения и самовыражения. Танцевальная культура является одной из наиболее устойчивых форм народного искусства. Поэтому введение учебной дисциплины «Народный танец» может служить эффективным средством решения ряда проблем обучения и воспитания, например, формирования психоэмоциональной сферы личности. Психоэмоциональная сфера, являясь стержневой среди множеств, определяющих внутренний мир человека и его поступки, оказывает прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, которые определяют успешность личности, раскрывая многообразие его качеств. С психологической точки зрения во время занятий народными танцами учащиеся приучаются не к простому общению со сверстниками, а умению выстраивать эти отношения. Хотелось бы заметить, что элементы обрядовых танцевальных движений в своих жестах, позах и мимике, в сочетании с темпами и ритмами на фоне особой энергетики мелодий, имеют не только удивительную слаженность, но и обладают свойством удовлетворять не какую-нибудь абстрактную людскую массовость, а органично вписываться в различные человеческие психотипы, учитывая все особенности возрастных категорий.
Традиционный структурно-массовый обрядовый танец именно своими образами, отражающими духовность, на основе воспроизводства нрава и стиля общечеловеческого и гендерного общения посредством применения специфических жестов, поз и мимики оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей и эффективность процесса общения. Заложенный в традиционных танцах огромный гуманистический потенциал является фундаментом нравственного и духовного воспитания молодёжи, привития им устойчивых образцов поведения и общения, культурных норм и ценностей.
Обрядовые танцы не оставались такими, какими они возникли в глубокой древности. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток. Они трансформировались. При этом какие-то элементы выпадали, обогащаясь новым содержанием. Об этом ярко свидетельствуют варианты танцев. Обрядовый, и вообще народный танец столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культура разных народов. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одного из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции, музыка и хореография. Например, цыганский танец. Цыгане - народ свободолюбивый, вольный, ни от кого не зависящий. Своеволие и своенравность проявляются через чувство самодостаточности, каждый - яркая индивидуальность, личность, знающая себе цену. Танцуют цыгане, как живут - свободно, искрометно, полностью отдаваясь танцу. Движения раздольные и зажигательные. Танцуют не по одному, и даже не парами - а целым табором. Испанцы - народ очень гордый и горячий. В танце движения четкие и страстные, в осанке - независимость и стать. В душе - буря, а внешне - собранность и сдержанность. Здесь все чувства подчинены воле. Русский народ отличается своей широкой душой, жаждой жизни. Танец в основном коллективный - хоровод, который связывает всех воедино и гармонизирует. В хороводе все связаны с центром - организующим началом, вокруг которого концентрируется вся сила и энергия. В традиционных осетинских танцах проявляется скромность, сдержанность, целомудрие: как бы партнеров не тянуло друг к другу, они соблюдают дистанцию. В них ярко отражается менталитет гордого народа, у которого главными достоинствами мужчины считались храбрость и отвага, сдержанность в проявлении чувств, уважение к женщине и почитание старших. патриотический воспитание танец
Народные танцы - это своеобразный пластический портрет народа. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. Какого бы характера ни были танцы, в них выражено художественное воплощение характера, темперамента, эстетических идеалов народа, его отношение к добру и злу, как в природе, так и в общественной жизни, ощущение субстанции бытия. Поэтому знакомство с народными танцами разных этносов, рассмотрение истории возникновения и развития видов танцев и их психологических и социально-психологических функций создает условия, которые выступают реальной основой формирования поликультурной личности, способной на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнокультурных ценностей.
Гуманитарные разделы, помещенные в предполагаемый предмет «народный танец», способны красочно рассказать об истории развития человеческих отношений, меняющихся в прямо пропорциональной зависимости от эволюции и соответственно изменении форм исконного народного танца, затрагивающего исторические особенности того или иного общественного строя, со своей спецификой быта или гендерных отношений. При этом эффективно может реализоваться междисциплинарное взаимодействие с такими учебными дисциплинами, как история, литература, мировая художественная культура и другими.
Таким образом, основываясь на принципах природосообразности, систематичности, последовательности и культуросообразности, можно представить процесс интеграции личности в культуру и формирование поликультурной личности посредством предмета «Народный танец» следующими этапами:
· изучение танцевальной культуры своего народа;
интериоризация (усвоение) культуры;
сравнение своей танцевальной культуры с танцевальной культурой других народов;
развитие культуры межнационального общения;
интеграция в мировую и национальную культуру.
Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, быт - все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Общество развивается и в ходе этого развития русский народный танец приобретает высокий уровень самостоятельного значения, стает своеобразной формой воспитания народной эстетики. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является максимально разнообразным.
На мой взгляд, этот вид творчества никогда не должен угасать. Это сердце народа, которое нужно бережно передавать из поколения в поколение. Самым плодотворным способом передачи опыта другому поколению - это передача его детям младших возрастов, начиная с 3х -4х лет. Дети этого возраста отлично впитывают информацию. Главная задача педагога-танцовщика заинтересовать ребенка, показать танец во всех красках. Ребенок должен изначально гордиться своей родиной, что в свою очередь должны сделать родители, раскрывая ребенку загадки истории. Последующая работа лежит на педагогах, которые должны не только научить ребенка двигаться под музыку, а чувствовать танец, но и любить его, как и свою родину, чувствовать в этой музыке и движениях отголоски истории своего народа.
Казалось бы это всего лишь уроки танцев, уроки истории. Но это фундамент личности уже не ребенка, а будущего человека, укрепленный патриотизмом. В следствии плодотворной работы педагога и непосредственно родителей обучаемого, можно увидеть стремление его передать свои знания, поделиться со сверстниками, а возможно в будущем и со своими детьми. На мой взгляд это и является главной целью воспитания ребенка посредством народного танца, поскольку именно тогда у народной культуры есть надежда никогда не угаснуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...
Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта
Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта....
«Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств»...
Проект программы: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе приобщения их к культуре родного села Романово»
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем родном селе, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истор...
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине.
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине....