Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"
материал по теме
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения. Поэтому педагог решила уделить внимание проблеме формирования у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности.
Для улучшения положения необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой педагогом признана организация проектной и игровой деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых
Целью моего опыта является формирование экологической воспитанности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshch_opyt.doc | 60 КБ |
bibl_spisok_obob_opyt.doc | 28.5 КБ |
diagnostika_2_ml_gr.doc | 24 КБ |
diagnostika_sr_gr.doc | 25 КБ |
diagnostika_star_gr.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему:
"Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"
Автор опыта:
Хорошкина Т.Н.
МБДОУ д/с №10
п. Красное Эхо.
Содержание:
1. Информация об опыте...2
2. Технология опыта...........7
3. Результативность опыта......10
4.Библиографический список....12
5. Приложение к опыту...........
Раздел I.
Информация об опыте.
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения. Поэтому педагог решила уделить внимание проблеме формирования у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности.
Для улучшения положения необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой педагогом признана организация проектной и игровой деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых
Целью моего опыта является формирование экологической воспитанности дошкольников.
Актуальность опыта.
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение, которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.
Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т.к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. с которыми ребёнок сталкивается каждый день.
Педагог считает, что если ребёнок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учёбе и школе обеспечен.
Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу. Учиться прогнозировать результат, экспериментировать, делать выводы и обобщения. Словом развивает познавательные способности.
В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания детей и его содержанием существуют определённые противоречия:
-между проблемой изменения структуры мышления в сторону экологического формирования целостной картины мира и сведением экологического воспитания к ознакомлению с природой;
- между тем, что основной деятельностью дошкольников является игра и недостаточностью использования их в экологическом образовании детей;
-между желанием взрослых привить ребёнку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде.
Выявленные противоречия поставили перед педагогом проблему: может ли развивающая игровая деятельность стать естественным социально-значимым средством экологического развития дошкольников, развитием познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Решение данной проблемы педагог видит в создании системы педагогической работы, направленной на формирование у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности. Создание такой системы возможно при активном включении детей в различные виды и формы игровой деятельности, а также в условиях проведения целенаправленной работы в непосредственно-образовательной деятельности.
Длительность работы над опытом.
Работа проводилась в течении 3-х лет 2011-2014г, и проходила в три этапа
1-й этап- аналитико-диагностический:
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы, проведение диагностики (сентябрь 2011-ноябрь 2011)
2-й этап- практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (декабрь 2011-март 2014)
3-й этап- аналитико-обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Диапазон опыта.
Диапазоном опыта является единая среда, организованная непосредственно-образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми + взаимодействие с родителями.
Теоретическая база опыта.
Педагогическую ценность укрепления чувств ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как: Ж-Ж Руссо, Г.Песталоцци, Ф. Дистерверг. Впервые швейцарский педагог-демократ А. Гумбольд, а затем французкий педагог и философ Ж-Ж Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей " чувства природы", как ощущения его облагораживающего влияния на человека.
Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.
Экологическое образование дошкольников, новая категория дошкольной педагогики, находится на этапе становления, в рамках которой содержаться исследования в области определения содержания, подходов, принципов, технологий.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Л.С. Ишаткина, И.А.Хайдурова, Н.Н. Верлов, В.И. Ложнова, А.М. Федотова, И.Р. Колтунова, Н.А. Рыжова, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех учёных. педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о взаимоотношении в этом мире?
Чтобы достичь намеченных целей экологического воспитания, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.
С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры-" это становление осознанно правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные к духовные ценности."
Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования. Он подчёркивает, что экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.
В настоящее время в нашей стране происходят значительные изменения в системе дошкольного образования, с учётом вступивших в силу Федеральных государственных, образовательных стандартов (ФГОС). Введение ФГОС требует реализования в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из активных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.
Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крапской, М.В.Крупениной.
Современные педагоги считали, критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Сотрудничество российских учёных и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение метода в практику работы российских ДОУ.
"Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает, как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни."
При составлении плана реализации проекта, автор проекта использовала современные источники, изучала литературу по экологическому воспитанию детей: Кондратьева Н.Н." Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению; Николаева С.Н. " Методика экологического воспитания дошкольников" и "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве". таким образом определена новизна опыта. Новизна опыта заключается в комментировании элементов методик по формированию у детей экологических знаний и внедрение проектного метода, инновационных игровых ситуаций для индивидуального подхода в экологическом воспитании.
Раздел II
Технология опыта.
Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта, заключается в развитии у детей дошкольного возраста осознанного отношения к природе, формирование основ экологической культуры, всестороннее развитие личности ребёнка. Формирование экологической воспитанности дошкольников представляет решение следующих задач:
-развитие у детей дошкольного возраста экологических знаний, представлений о ценности природы и правилах поведения в ней;
-формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически-ориентированного взаимодействия с её объектами;
_ воспитание заботливого отношения к природе, путём систематического целенаправленного общения с окружающим миром.
Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями:
-личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы.
-постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
-построением экологически развивающей среды в группе и на участке;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
Работа над опытом проводилась в три этапа:
1-й этап: Аналитико-диагностический.
Первый этап воспитатель начала с диагностики детей. Педагогическая диагностика уровня экологических представлений о природе у дошкольников, проводилась воспитателем по методике Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Марковой.
Данная методика включает в себя: выявление формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Диагностика осуществлялась с помощью игровых заданий по следующим направлениям:
1) на выявление уровня экологических знаний- проводится беседа по вопросам, цель которых, изучение ценностей природных объектов для дошкольника, выявление наличия у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними.
2) на выявление уровня представлений детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с птицами (беседа по картинкам);
на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и её объектам в поведении детей.
2-й этап: реализационный.
посмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, педагог отобрала необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям, достичь успешных результатов детей по формированию экологических знаний. В рамках реализации проектной и игровой деятельности педагог использовала активные методы и приёмы обучения для формирования у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности:
-словесные: рассказ педагога, беседы, чтение художественной литературы.;
-практические: игровой метод, упражнения, наблюдения;
- наглядные: рассматривание картин, таблиц, личный пример взрослых.
Применяла разнообразные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы дидактические игры, чтение специализированной литературы, сюжетно-ролевые игры.
На данном этапе работа проводилась в следующих направлениях:
- создание элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.
- составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности.
(Приложение №2)
-разработка авторских дидактических игр, сюжетно-ролевых игр
(Приложение №3)
-работа с родителями (Приложение №3).
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению, воспитатель использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь непосредственной образовательной деятельности, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребёнка.
В непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, воспитатель проводила беседы: " Как узнать птиц?", " Беседа о зимующих и перелётных птицах" (Приложение №4).
Эти беседы способствовали активизации знаний детей о внешнем виде, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.
" Беседа о домашних животных"- дети закрепили знания о домашних животных, пользе, приносимой людям. Во II младшей группе проводила развлечения " На бабушкином дворе", "Праздник воды" (Приложение №5).
Большое значение при закреплении экологических представлений о природе Хорошкина Т.Н. придавала ведущей форме деятельности дошкольников- игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).
Дети играли в различные экологические игры "Не ошибись", "Найди, что опишу", "Загадай, мы отгадаем", " Вершки и корешки", "Овощи -фрукты", "Летает не летает", "Зоологическое домино", "К названному дереву беги", "Найди дерево по семенам", "Какое время года", "Назови три предмета", "Узнай на ощупь", " Догонит ли заяц морковку", "Отбери продукты для борща", " Засолка капусты", " Сбор фруктов и овощей", "Нарисуй горох", "Узнай на вкус", "Курочка и петушки". (Приложение №3).
В формировании у детей эмоционального отношения к природе, воспитатель использует не только сюжетно-ролевые игры, дидактические, но и все другие виды игр. Начиная с раннего возраста, проводила очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлении о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводила игру " Воробушки и автомобиль", в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц.
Начиная с средней группы, воспитатель начала применять проектный метод, так как предполагалось, что совместная деятельность должна сблизить педагога, ребёнка и его родителей, углубить имеющиеся знания и дать новые. В средней группе были реализованы следующие кратковременные проекты: "Овощи и фрукты", где дети закрепили знания об овощах и фруктах. (Приложение №1).
В старших группах, были реализованы следующие проекты "Наша планета Земля"- о планете Земля, о её природе, о бережном отношении к ней. Также был анализирован проект " Водоёмы Владимирского края и их обитатели", где дети познакомились с водоёмами нашей области и их обитателями. Ещё один проект " У природы нет плохой погоды", где дети научились видеть, понимать, изменения, которые происходят в природе, в разные времена года (Приложение №1).
На протяжении работы над опытом проводились циклы наблюдений. Очень большое внимание уделялось экскурсиям "в школьный, яблоневый сад." (Приложение №1) На прогулках знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей)., организовывала игры с природным материалом ( песок, вода, снег, листья, плоды, мелкие камушки).
Очень часто велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями использовались как традиционные формы (родительское собрание, консультация, беседа), так и нетрадиционные (круглый стол).
Эффективным способом работы с родителями был, например круглый стол, "Воспитание доброты к природе". Ещё одна форма работы с семьёй - педагогические ширмы, в которых родителям даются чёткие, конкретные практические советы по узкой теме "Чем растения отличаются от животных?", "Как заставить воду исчезнуть и появиться вновь?", "Посмотри и отпусти", "Как сохранить самых древних обитателей нашей планеты, ""Как сохранить воду чистой?".
Проводила такую форму работы, как консультации, например, "Мы идём гулять". Организовывала совместно с родителями экологические акции " Покормите птиц (Приложение №6).
Результативность.
Считаю, что в результате проделанной мною работы, есть положительные результаты:
-сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать своё впечатление через различные виды деятельности.
Это подтверждено результатами диагностирования детей, которое было проведено по методике О. Саломенниковой.
Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность, перспективная, наиважнейшая задача, и в процессе этой задачи, я смогу воспитать экологически грамотного человека.
Предварительный просмотр:
Библиографический список
1. Артёмова Л.А. Окружающий мир в практических играх дошкольников/ Л.А. Артёмова.-М.: Просвещение 1992-126с.
2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. .-СПб. : ООО Издательство "Детство-Пресс", 2011.-528с.
3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. , Крулехт М. В. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие /Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. Крулехт.-СПб: Издательство "Детство-ПРЕСС", 2010.-592с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/Бондаренко.-М.: Педагогика, 1985-98с.
5. Грунина С.О. Теория и методикаэкологического образования детей// С.О. Грунина-Йошкор-Ола:2006,-226с.
6. Згурская Л.Д. Экология малышам// Дошкольное воспитание-2004,№7-.40-48,
7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика// Козлова -М.: Педагогика, 2001,-168с.
8. Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников /Н. Кондратьева .-СПб: Мозайка-Синтез, 1992-153с.
9. Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению/Н. Кондратьева .-СПб: Мозайка-Синтез, 1992-265с.
10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ С. Николаева -М.: Просвещение-1999. 187с.
11. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры// Дошкольное воспитание-1997 №7-с.58-60.
12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Николаева .-М.: Педагогика,2005-256с.
13. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду/ Николаева С.Н. -М.: Мозаика-Синтез, 1999-187с.
14. Рыжова Н. Наш дом-пррирода Программа экологического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание-1998№6-с.26-34
15 Рыжова Н. Стратегии экологического образования в Российской Федерациии//Дошкольное образованеие-1998№7-с.18-20
16. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании//Дошкольное воспитание 2005-№12-с.6-11
17 Савенков А.И. Теоретические. эмперические и фантастические исследования в домашнем обучении//Исследовательская работа школльников.-2002№2.-с.73-78
Приложения
1. Приложение №1 "Проекты."
2. Приложение №2 Конспекты непосредственно образовательной деятельности по примерной основной общеобразовательной программе "От рождения до школы".
3. Приложение №3 Система дидактических , подвижных, сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с предметным миром и социальным миром.
4.Приложение №4 " Беседа о зимующих и перелётных птицах", "Как узнать птицу".
5.Приложение №5 " Игры- развлечения"
6.Приложение №6 Консультации для родителей по ознакомлению с предметным миром и социальным окружением.
7. Приложение №7 Фотоматериалы к опыту работы.
Предварительный просмотр:
Диагностика во II младшей группе
1 Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида домашних и диких животных.)
2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисы и др?
3. Назови и покажи птиц по картинке (2 вида)
4. Покажи где у птиц клюв, крылья и т.д.
5. Чем подкармливают птичек зимой?
6. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
7. Назови и покажи дерево, куст. траву.
8. Покажи у дерева ствол, ветки, листья.
9, Узнай с какого дерева этот лист? (2-3 вида)
10. Узнай и назови растение по цветку.
11. Покажи стебель, лист, цветок?
12Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды? (2-3 вида
13.Назови и покажи комнатные растения. которые растут в вашем уголке природы? (2-3 вида)
14. Назови (покажи по картинке) какое сейчас время года?
15. Одень куклу соответственно по погоде и сезону.
Оценка знаний:
1балл- не ответил
2балла ответил с помощью воспитателя
3балла ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
15-22 балла низкий уровень
23-35 балла- средний уровень
36-45 баллов высокий уровень
Предварительный просмотр:
Диагностика средней группы
1 Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида домашних и диких животных.)
2. Назови какие животные домашние, а какие дикие?
3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?
4. Назови и покажи птиц на картинках. (3-4 вида).
5. Чем птица ест? Чем покрыто тело птицы? что общего у всех птиц?
6. Назови и покажи домашних птиц?
7. Расскажи, как выросла птичка?
8.Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме.
9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке.
10. Расскажи и покажи какие деревья ты знаешь (2-3 вида)
11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.
12. Узнай с какого дерева лист (3-4 вида).
13. Назови, узнай растение по цветку.
14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 видов).
15. Назови и покажи комнатные растения, которые растут в вашем уголке природы? (3-4 вида).
16.Определи, какие растения надо полить?
17. Что нужно, чтобы растение росло?
18. Что произойдёт, если растение не поливать?
19.Назови, какое сейчас время года? Какое время года было? (Назови и покажи на картинке)
Оценка знаний:
1балл- не ответил
2балла ответил с помощью воспитателя
3балла ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
15-22 балла низкий уровень
23-35 балла- средний уровень
36-45 баллов высокий уровень
Предварительный просмотр:
Диагностика старшей группы
1 Назови и покажи животных на картинке (более 5 видов домашних и диких животных.)
2. Назови и покажи птиц на картинках. (4-5вида)
3. Назови признаки, отличающие птиц от животных.
4. Назови зимующих птиц.
5. Назови перелётных птиц, почему они улетают в тёплые края?
6. Расскажи, что делает зимой медведь, заяц, волк?
7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь? (Картинки)
8. Узнай с какого дерева лист?
9. Назови и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)
10.Назови, узнай растение по цветку. (5-6 видов)
11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6видов)
Какие условия необходимы для комнатных растений?
12. Назови и покажи части растений.
13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (6-5 видов).
14. Назови и покажи растения, которые необходимо часто поливать, а какие редко? (Объясни почему).
15.Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
16. Расскажи, кто живёт в нашем аквариуме? зачем рыбе нужен хвост, плавники?
17. "Что где растёт" предложить детям посадить растения (классификация: растения цветника, луга, поля)
18.Каждому свой домик (классификация животных: насекомые, рыбы, птицы-дикие, домашние; звери-дикие, домашние)
19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времен года
Оценка знаний:
1балл- не ответил
2балла ответил с помощью воспитателя
3балла ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
15-22 балла низкий уровень
23-35 балла- средний уровень
36-45 баллов высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему: СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ»
Обобщение опыта работына тему: Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через активное взаимодействие с родителями в рамках СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ...
Обобщение опыта работы на тему: СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ»
Обобщение опыта работына тему: Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через активное взаимодействие с родителями в рамках СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ...
Обобщение опыта работы Тема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста
Обобщение опыта работыТема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастикакак средство развития детей дошкольного возраста...
Презентация опыта работы "Нравственно-правовое воспитание как фактор социально-личностного развития детей дошкольного возраста".
Правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка. Дети должны научиться ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме.Задачи правового воспитания:- воспитывать нравс...
Представление опыта работы по теме: «Использование макросреды ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста экологически грамотного поведения»
laquo;Использование макросреды ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста экологически грамотного поведения»...
Обобщение опытом по теме: Формирование у детей дошкольного возраста краеведческих знаний в процессе познавательно - творческой деятельности «Сахалин –жемчужина России».
Обобщение опытом по теме: Формирование у детей дошкольного возраста краеведческих знаний в процессе познавательно - творческой деятельности «Сахалин –жемчужина России»....