«Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств»
материал
«Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_patrioticheskih_chuvstv.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землей, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности, которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких
десятилетий, так педагог должен
заботиться о воспитании у своих детей
чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Особая ответственность за формирование у детей нравственно-патриотических чувств возлагается на воспитателя ДОУ. Потому что именно он, воспитатель, поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси, донесёт до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры.
Цель моей работы Формирование патриотических чувств , приобщение детей к историческим и духовным ценностям, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.
Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему городу, родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
В основе ведущей идеи моей работы лежит создании условий для развития у дошкольников этических представлений, навыков культурного поведения, гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, дому, городу, Родине, уважению к людям разных национальностей, ветеранам войны, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации). Все вышесказанное можно решить во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры; технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Работа ведеться по двум направлениям:
v Работа с детьми;
v Работа с родителями.
Для выполнения поставленных задач был разработан перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителям.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников помогает правильно организованная развивающая предметно- пространственная среда, в группе оформлен центр краеведения.
В оформлении центра присутствует государственная символика России (флаг, герб, портреты глав государства, области, города, виды достопримечательных мест родного города (открытки, фотоматериал, буклеты)
В группе есть центр книги с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним. Там же находятся книги о родном крае, тематические альбомы: семейные фотоальбомы« Моя семья», «Мой любимый город», « Улицы моего города», «Костюмы народов мира», «Знаменитые земляки» и др., картотека подвижных игр народов мира.
В центре искусства размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно – прикладного искусства подобраны дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам «Гжель», «Дымка», «Хохлома», «Филимоновские», «Жостово» и др
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
1. целевые прогулки, экскурсии;
2. беседы;
3. игры;
4. чтение художественной литературы;
5. праздники, развлечения, вечера досуга, викторины.
и, конечно же, основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия познавательного характера. На занятиях дети закрепляют те знания, которые у них есть, узнают новый доступный для их возраста материал. Цель таких занятий: формирование исторического сознания, возрождение духовных традиций России, воспитание в детях гражданственности и патриотизма. Например, знакомя детей с защитниками нашей Родины, мы стремимся воспитать желание быть похожими на них, стремиться быть сильными, выносливыми, желание защищать и охранять нашу Родину.
Провожу с детьми целевые прогулки и экскурсии, содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн.
Беседы, чтение художественной литературы направлены на изучение истории Отечества и воспитание патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков.
Стало традицией каждый год возлагать цветы к Вечному огню, к памятнику погибшим воинам. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Большое место в работе принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника.
Использую игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры-драматизации по любимым сказкам, потешкам, с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной.
Дидактические игры «Русский сувенир» «Одень куклу в национальный костюм», « Белый, красный, синий», «Государственные символы» и др.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром.
У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.
В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера.
Праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.
Участвуем с детьми в народных праздниках: «Веснянка», «Масленица» «Пасха».
В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.
В работе с родителями использую разные формы работы: консультации, папки - передвижки, беседы как индивидуальные, так и групповые, собрания. Устраиваем совместные тематические выставки поделок и рисунков, праздники и развлечения. По данной теме для родителей были подобраны консультации, оформлен стенд.
В результате проводимой работы дети проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, края. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
В заключении хочется сказать, что воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края и страны является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.
И только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитывать у ребенка чувство патриотизма, любви к своей Родине, народу и его культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...
Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта
Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта....
«Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через художественную литературу»
Консультация для педагогов«Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через художественную литературу»...
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу.
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу. Музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....
Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста нравственно патриотических чувств через семейные традиции»
Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.Воспитывать у ребёнка любовь к своему дому, к своей семье нужно с первых лет жизни...
презентация материалов педагогического совета « Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края».
laquo; Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края»....
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине.
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине....