Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине.
проект
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила: старший воспитатель Мохначёва Е.В.
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине.
Практика направлена на формирование и систематизацию представлений детей и родителей о малой Родине, о символике, достопримечательностях, культуре, традициях родного города, о богатствах красноярского края и замечательных людях, прославивших красноярский край. На основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические чувства, содействовать сохранению историко-культурного наследия и уникальности родного края.
Педагогическая практика
Направление: Построение образовательной среды ДОО, для достижения новых образовательных результатов.
Название практики: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине.
Ключевые слова: регион, перспективы развития, современное состояние, проблемы развития, анализ, социально-экономическое развитие, Красноярский край.
Уровень общего образования: дошкольное
Группа участников образовательной деятельности: воспитанники, родители, воспитатели, социальные значимые учреждения города Минусинска.
Практика реализуется на муниципальном уровне
Актуальность:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Введение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента помогает сформировать у детей дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения (знакомство с родной природой, историей, культурным наследием — декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.). Уже в дошкольном возрасте дети ощущают и понимают свою принадлежность к «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей (ФГОС пункт 3.3.3.)
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (Пункт 3.2.5 ФГОС ДО)
В законе «Об образовании» ст.44 определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Для осуществления качественного образования необходимо создать единое образовательное пространство «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Опыт эффективного взаимодействия с учреждениями - социальными партнерами способствует реализации социально - значимых проектов, осуществлению кружковой деятельности и развитию системы работы с одаренными детьми.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.
Многолетний педагогический опыт работы в ДОУ убеждают, что планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, личная убежденность и вдохновение взрослых, дают положительные результаты.
Проблема: У детей и родителей фрагментарно сформированы представления о родном районе: истории, достопримечательностях, коренных жителях, знаменитых людях, прославивших г. Минусинск Красноярского края; низкая активность семей в самостоятельном знакомстве, через посещение библиотек и музея.
Практика направлена на формирование и систематизация представлений детей и родителей о малой Родине – г. Минусинск: о символике, достопримечательностях, культуре, традициях родного города, о богатствах красноярской тайги и замечательных людях, прославивших город. На основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические чувства, содействовать сохранению историко-культурного наследия и уникальности Красноярского края.
Цель: повышение интереса у детей дошкольного возраста и их родителей к истории и особенностям малой Родины через поисково-исследовательскую деятельность, содействие сохранению историко-культурного наследия и уникальности г. Минусинска красноярского края.
Задачи:
Создать семейный клуб выходного дня «ТРИО» для эффективного сотрудничества и участия в благоустройстве, экскурсиях, выставках, досуговых мероприятиях, конкурсах, проводимых в ДОУ.
Организовать развивающую предметно-пространственную микро - и макросреду в ДОУ;
Сформировать у детей положительную мотивацию для добывания знаний о родном городе через посещение социально значимых учреждений;
Развивать монологическую речь, представляя сообщение по теме проекта;
Формировать патриотические чувства – любовь к своей малой Родине и ее природе, гордость за достижения родного города, уважение к людям, которые своим трудом приумножают богатство и благосостояние города.
Уникальность г. Минусинска Красноярского края: удаленность города от краевого центра (меньше объектов культурного значения), но в тоже время близкая доступность посещения учреждений социальной значимости; богатство природного мира; разнообразие промыслов (охота, рыбалка); возможность общения с людьми, прославляющими наш город.
Идея: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине будет осуществляться успешнее посредством социального партнерства с социально-значимыми учреждениями г. Минусинска и семейным клубом выходного дня «ТРИО», который посещают семьи воспитанников нашего учреждения.
Базовые принципы практики: системность, доступность, принцип от простого к сложному, сотрудничество технологий, сотрудничество взрослых и детей, сетевое взаимодействие, культурологический подход.
Для реализации нашей практики мы применяем технологии, методы и приемы: здоровьесберегающие технологии, КСО (схематизация, взаимотренаж), ТРИЗ («Мозговой штурм», «Синектика»), метод проектной деятельности, проблемно – поисковый, «Метод трех вопросов»; приёмы: социо-игровая, «музейная педагогика», «педагогика сотрудничества», приём «Замочная скважина» и «Блуждание по картине».
Формы работы: занимательные творческие дела совместно с родителями: Организация РППС в ДОУ - мини-музей «г. Минусинск – моя малая Родина», «Мини-музея одного образа», патриотических центров в группах ДОУ, благоустройство территории, познавательные мероприятия, экскурсии в Музей истории г. Минусинска», по улицам города, в учреждения культуры и спорта, а также встречи с интересными людьми, творческие мастерские и командные игры- викторины, квесты, досуговые мероприятия, посещение семейного клуба выходного дня «ТРИО», акции добра, шефская помощь младшим воспитанникам.
Результаты, которые обеспечивает практика:
- Создан семейный клуб «ТРИО», цель которого – благоустройство группы и территории, участие в экскурсиях, выставках, досуговых мероприятиях, конкурсах, проводимых в ДОУ, его посещает 80% семей;
- Воспитатели, дети, родители – команда партнеров по реализации совместных творческих идей, проектов по организации развивающей предметно-пространственной микро - и макросреды в ДОУ;
-Организованы в ДОУ мини-музей «г. Минусинск - золотое сердце Сибири», патриотические центры, в которых проходят познавательные мероприятия по значимым календарным событиям района
- Создана модель социального партнерства, налажено эффективное взаимодействие с учреждениями ОГИБДД, образования, культуры и спорта; (Приложение – Модель социального партнерства)
- Организуются экскурсии в социально значимые учреждения города ежемесячно (с учетом погодных условий), их посещают 65% семей;
- Реализуется социально-значимый долгосрочный проект «г. Минусинск – моя малая Родина», начиная со средней группы и до выпуска детей в школу, краткосрочные детско-взрослые проекты по интересам детей;
- Партнерская проектная деятельность инициирует родителей и детей на активность в добывании информации, подготовке сообщений;
- В ходе презентации сообщений по теме проекта у детей развиваются коммуникативные способности, монологическую речь;
- Речь становится более образной и логичной, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
- Возрастает познавательная активность и интерес к изучению своей малой Родины через посещение краеведческого музея города и мини музеев ДОУ;
- Пополняется методическая копилка - картотеки и видеотеки по темам: «Растительный мир Сибири», «Животный мир Сибири», «Богатство Тайги», «Золотое сердце Сибири», «Знаменитые люди г. Минусинска», «Наш исторический город в прошлом и настоящем», «Эвенки - коренное население Сибири. Быт и традиции» «Чем питаются птицы?», «Лакомство синички», «Обитатели сибирских рек и водоемов».
- Дети знакомы:
- с символикой, достопримечательностями г. Минусинска;
- растительным и животным миром, богатством тайги, с интересом наблюдают за природой, включаются в экпериментально - исследовательскую деятельность;
-историей города и традициями и бытом коренного населения;
- со знаменитостями города (художниками, писателями, певцами, военными, шахтерами) уважают и гордятся людьми, которые своим трудом приумножают богатство и благосостояние родного города.
У детей формируются нравственные привычки, поступки, поведение:
- постоянно наблюдают и заботятся о питомцах (птицах – воробьях, синицах, поползнях, снегирях, дятлах и белках) мастерят с родителями кормушки и подкармливают «братьев меньших».
- создана мотивация к добыванию и передаче знаний своим сверстникам, используя разные виды коммуникаций - фронтально, в группах, в парах, в парах сменного состава;
- дети умеют работать с опорными схемами, создают мнемотаблицы, ментальные карты (по различным темам, событиям, явлениям, экспериментам), передают свои знания о родном городе и заботятся о младших детях ДОУ, осуществляя шефскую помощь (сами создают для них карточки-символы, книги с рисунками «Я люблю свой район» (достопримечательности, животный и растительный мир), схемы комплексов оздоровительных гимнастик (дыхательная, артикуляционная, игровые комплексы по темам «Животные жарких стран», «Птицы», «Лес», упражнения с элементами степ-аэробики и йоги), таким образом, проявляют заботу о младших;
- партнерство в образовательной деятельности взрослых – пример для подражания слаженной работы в команде всех субъектов образования: педагогов, детей, родителей, социальных партнеров (учреждения города)
Вывод: Таким образом, в ходе реализации практики повышается интерес у детей дошкольного возраста и их родителей к истории и особенностям малой Родины через проектную и поисково-исследовательскую деятельность, осуществляется содействие сохранению историко-культурного наследия и уникальности г. Минусинска Красноярского края.
Способы, средства, инструменты измерения результатов образовательной практики
Таблица №1
№ | Задачи практики: | Способы, средства, инструменты измерения результатов образовательной практики |
1. | Создать семейный клуб выходного дня «ТРИО» для эффективного сотрудничества и участия в благоустройстве, экскурсиях, выставках, досуговых мероприятиях, конкурсах, проводимых в ДОУ. | -Мониторинг «Посещение семьями клуба «ТРИО»; - Мониторинг «Количество экскурсий, проведенных в социально значимые учреждения города» - Мониторинг «Активность участия воспитанников и их семей в конкурсах ДОУ» |
2. | Организовать развивающую предметно-пространственную микро - и макросреду в ДОУ | Фото-материалы по темам: мини-музей «Золотое сердце Сибири», Патриотические центры в группах ДОУ, «Занимательные дела группы «Радуга», «Столовая для пернатых», «Встречи с интересными людьми района», «Уголок живого леса», «Кормушки на окне» . |
3. | Сформировать у детей положительную мотивацию для добывания знаний о родном городе через посещение социально значимых учреждений | Диагностическая методика «Кто, где живет?» (автор: Е.О. Смирнова) |
4. | Развивать монологическую речь, представляя сообщение по теме проекта | «Наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий, режимных моментов и игр» (автор: Е.О. Смирнова) Отслеживание через наблюдение количества и качества детских сообщений |
5. | Формировать патриотические чувства – любовь к своей малой Родине и ее природе, гордость за достижения родного города, уважение к людям, которые своим трудом приумножают богатство и благосостояние города | «Наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий, режимных моментов и игр» (автор: Е.О. Смирнова) |
Выборка: Дети средней группы «Радуга», посещающие МБДОУ №5 в количестве 20 человек.
1 этап – констатирующий 2021 -2022 годы
2 этап – формирующий 2022 -2023 годы
3этап - контрольный (февраль - март 2024 год)
После проведения диагностических методик за 3 года были получены следующие количественные результаты, которые представлены в таблице 2.
Проверяем эффективность нашей практики
Мониторинг «Посещения семьями клуба «ТРИО»
Возрастные группы МДОБУ 21 | |||
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Количество семей в % | Количество семей в % | Количество семей в % | Количество семей в % |
25% | 55% | 80% | 80% |
2020г | 2020г - 2021г | 2021г - 2022г | 2022г – 2023г |
Временной период |
Мониторинг «Количество познавательных экскурсий,
проведенных в социально значимые учреждения города»
Возрастные группы МДОБУ №21 | |||
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Учреждения | |||
По территории ДОУ, к перекрестку | По улицам города, «Мой безопасный путь в детский сад», в школу. | По улицам городаа, «Мой безопасный путь в детский сад», к памятникам, героев ВОВ, детскую библиотеку, в школу, «Музей истории – г. Минусинска» ОГИБДД, МЧС, ДЮЦ, Спорт-комплекс «Южный» | По улицам города, «Мой безопасный путь в детский сад», к памятникам, героев ВОВ, детскую библиотеку, в школу, ОГИБДД, МЧС, Спорт-комплекс «Южный» |
Количество экскурсий | |||
8 экскурсий запланировано, 8 проведено | 10 запланировано, проведено 8 | 16 экскурсий запланировано, проведено 13 | 20 экскурсий запланировано, проведено 16 |
2020г | 2020г - 2021г | 2021г - 2022г | 2022г – 2023г |
Временной период |
Вывод: экскурсии проводятся с учетом возрастных особенностей, погодно-климатических условий, а также с учетом санитарно-эпидемиологических условий (пандемия), поэтому не все запланированные экскурсии были проведены.
Сравнительная диаграмма познавательного развития группы «Радуга» МДОБУ №21 за период 2020-2023 годы
Мониторинг уровня познавательного развития детей группы «Радуга» за период с 2020- 2023 годы, позволил проверить изменение уровня познавательного развития группы
«Радуга» МДОБУ №21 за период 2020 - 2023годы
(количественные и качественные показатели)
1.Показатель: интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни - диагностическая методика «Кто, где живет?» (автор: Е.О. Смирнова) - на заключительном этапе срез показал средний уровень остался в количественном составе тот же (12 детей -60%), но низкого уровня развития не стало, а это значит, что у 5 детей повысился интерес к познанию. Высокий уровень увеличился на 25%, на 1 этапе - 3 ребенка -15%, на 3 этапе 8 детей- 40%, имеют высокий уровень интереса к познанию процессов и явлений окружающей жизни, дети с удовольствием осуществляли поиск информации из разных источников о своем районе, готовили сообщения по темам проектов и представляли их на публику.
2.Показатель: эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность - Диагностическая методика «Морское путешествие» (автор: Е.О. Смирнова) за период 2020- 2023годы: низкий уровень понизился на 25 % (на 1 этапе 6 детей - 30%, на 3 этапе - 1 ребенок 5 %). Эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего уровня понизилась на 20% (на 1 этапе -11детей - 55 %, на 3 этапе 7 детей – 35 %), но увеличилось количество детей высокого уровня с эмоциональной вовлеченностью в познавательно- исследовательскую деятельность на 45 % (на 1 этапе 3 - 15 %, а на 3 этапе 12 – 60%) Дети очень любят наблюдать явления природы, проводить эксперементально-исследовательскую деятельность в лаборатории, фиксировать опыты и их результаты, рассказывать своим сверстникам об успехах или неудачах, обращаются за помощью, это подтверждает развитые коммуникативные способности.
3. Показатель: умения выступать перед аудиторией - Диагностическая методика «Наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий, режимных моментов и игр» (автор: Е.О. Смирнова)
за период 2020- 2023 годы: низкий уровень снизился на 25 % (на 1 этапе 6 детей -30%, на 3 этапе 1 ребенок – 5%). Умения выступать перед аудиторией средний уровень детей снизился на 10% (на 1 этапе 12 детей - 60 %, на 3 этапе 10 детей – 50%), а в свою очередь высокий уровень повысился на 35% (на 1 этапе 2 ребенка -10%, на 3 этапе 9 детей – 45%.) Эта методика позволила отслеживать детские выступления перед аудиторией, фиксировать их качество и количество, а также познавательные способности, знания о своей малой Родине умение работать в команде, оказывать шефскую помощь.
Формировать патриотические чувства – любовь к своей малой Родине и ее природе, гордость за достижения родного района, уважение к людям, которые своим трудом приумножают богатство и благосостояние города.
Проблемы и трудности в реализации практики:
-климатические условия города Минусинска (посещение экскурсий);
-ландшафтные особенности территории ДОУ (неровная, наклонная территория, избыток корней деревьев);
-ограничение посещений учреждений (пандемия)
Развивающая среда на территории ДОУ: кормушки для птиц и белок, метеоцентр, экологическая тропа, уголок живого леса, огород. Кормушки на окне, для наблюдения за питомцами (птицы, белки).
Советы:
- Социальное партнерство педагогов, семей и учреждений города.
Выявить потребности окружающего животного мира и создать условия для привлечения питомцев на территорию ДОУ, систематическое пополнения кормушек, мотивация детей к заботе о животном мире.
Сопровождение практики: предоставить информационные материалы, провести семинары и мастер-классы.
Эффективность и распространение опыта
Все результаты подтверждают эффективность практики, они работают на формирование у детей патриотических чувств, нравственных поступков и любви к своей малой Родине. Информация о реализации практики на официальном сайте:
Наша практика стабильно развивается, её применяют педагоги всех возрастных групп МДОБУ №21 с соблюдением принципов (доступность, систематичность, от простого к сложному), понимая важность и значимость направления.
Обобщен эффективный опыт работы с семьями воспитанников МДОБУ №21 по проблеме духовно-нравственного воспитания в монографиях:
- «Родительская компетентность в воспитании нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста»;
- «Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста и их родителей к детям с ОВЗ в условиях семейного клуба»
Перспектива: авторы практики планируют распространять опыт через участие в вебинарах и конференциях на краевом уровне проводимых на базе КИПК, а также публиковать в журналах и справочниках для педагогов дошкольного образования краевого, Всероссийского, Международного уровня.
В 2024 году практика «Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине» впервые будет заявлена в РАОП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры через приобщение к детскому труду»
Работая по теме «Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры через приобщение к детскому труду», я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей и формировании эколог...
Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса через экспериментально-опытническую деятельность
«Расскажи - и я забуду,покажи - и я запомню,дай попробовать – и я пойму»...
Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта
Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта....
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу.
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу. Музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....
«Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств»...
Буклет Консультация для педагогов и родителей на тему: "Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры"
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Для расширения и активизации словаря в пе...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в средней группе «Гномик» Тема: «Коноша – моя малая Родина!»
Конспект занятия содержит материал по ознакомлению детей среднего возраста с понятиями "Родина" , "Малая Родина", а также способствует формированию чувств любви к родному краю, пос...