Использование современных методик и технологий при развитии восприятия у детей дошкольного возраста.
статья по музыке (старшая группа) на тему

Мишина Елена Анатольевна

В этом материале я хочу поделиться опытом  работы с  использованием   элементарного музицирования при восприятии музыки с детьми старшего  дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty_na_gmo_16g.docx29.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение

на городском методическом объединении

из опыта работы музыкального руководителя

ГБОУ школа № 2083 ДО «Сказка»

Мишиной Елены Анатольевны

по теме:

«Использование современных методик и технологий при развитии восприятия у детей дошкольного возраста».

СЛАЙД

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний.

Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир,

надо развивать у него способности,

 и прежде всего музыкальный слух

и эмоциональную отзывчивость.

 Иначе музыка не выполнит

 своей воспитательной функции»

Н. А. Ветлугина

Эти слова Н. А. Ветлугиной я беру за основу в своей работе.  Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. Это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка. Восприятие   музыки  осуществляется уже тогда, когда ребенок еще не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он мал и еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства.  Это ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.

Слайд

Развитие музыкального восприятия невозможно без специально организованной деятельности - слушания музыки. Оно является первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности. Но восприятие  ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений.

Слайд

Важно для развития  восприятия  использовать все виды музыкальной деятельности:  слушание, музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Слайд

Наше дошкольное учреждение работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного воспитания «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. В своей работе в разделе «Восприятие музыки»  я опираюсь на парциальные программы:

Слайд

 «Элементарное музицирование».Т.Э. Тютюнниковой  

Слайд

 «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

Слайд

«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой

          Когда я начала перестраивать свою работу  в соответствии с ФГОСом, возникал вопрос: «Как ненавязчиво, легко и просто посредством музыкального искусства рассказать детям о самом главном – как прекрасен этот мир, как интересно можно жить в нем»?  

СЛАЙД

Ответ на него я нашла на курсах и семинарах педагога, кандидата искусствоведения, доцента МПГУ, заведующей  Лабораторией Элементарного музицирования, Лидера  Ассоциации Орф-педагогов России, председателя секции «Музыка» Педагогического общества России,  методиста-эксперта  международного класса в области детского музыкального образования,  автора Программы и методики обучения детей музыке в активном, творческом музицировании на детских музыкальных инструментах Т.Э. Тютюнниковой. Она  регулярно проводит вебинары на сайте профессионального сообщества  «Преемственность в образовании». Один из них был посвящен  современным подходам к слушанию музыки в дошкольном возрасте.  Здесь она обратила внимание на то, почему ребенку скучно слушать музыку, особенно классическую, и с точки зрения психологии и физиологии объяснила нам, как строится процесс восприятия музыки ребенка. Существует Теория  Познания, которая строится на  принципе внешнего развертывания, а затем внутреннего свертывания. Когда ребенок слушает – это внешнее развертывание. Далее ему нужно осознать и запомнить музыку – это внутреннее свертывание. Учеными доказано, что человеку нужно время после события  для того, чтобы запомнить его.  Поэтому, после слушания музыки нужна тишина, а не беседа о том, какие чувства выражает эта музыка. Разговор о чувствах с ребенком бесполезен, так как музыка необъяснима.  Следовательно репертуар для слушания должен быть очень тщательно подобран. Детскую программную музыку дети слушают с удовольствием, причем время  активного восприятия достигает  не более 30-40 секунд.  Дальше она надоедает, и внимание ребенка рассеивается.  В музыкальном восприятии есть моторное звено восприятия. Ребенок слышит музыку, мозг передает сигналы  мышцам, они  реагируют. Ребенок начинает  переживать услышанное телом, двигается, получает эмоции и впечатления,  и только тогда он понимает свое отношение к музыке.

Отсюда следует:  чем меньше ребенок - тем больше должно быть внешнее развертывание. Он должен насытиться, наиграться, получить массу эмоций от прослушанного, тогда впоследствии он радостно и восторженно воспримет ее повторное звучание на следующих занятиях.  Основываясь на эту теорию, делаем вывод, что педагог  должен организовать сначала  игру, действие  с этой музыкой, а впоследствии уже ее спокойно прослушать (через 3-4 занятия, когда дети наиграются, переживут ее эмоционально в движении). Движение помогает переводить слушание в восприятие.  В этом состоит успех музыкального руководителя при работе с детьми в разделе восприятие музыки по словам Т.Э. Тютюнниковой.

СЛАЙД

«Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться» - эту известную аксиому легко и естественно она  воплотила  в своей программе. На занятиях, построенных на технологии элементарного музицирования, мы  занимаемся различными видами творческой деятельности  - в пении, танцах и играх, что позволяет  наши занятия сделать более увлекательными и интересными.

Слайд

  Например:  песня «Снежинки» на муз. А. Филиппенко, где в совместном творчестве придуманы слова, подобраны музыкальные инструменты (колокольчики, металлофоны, треугольники) для обыгрывания образа снежинок, продуманы движения, соответствующие  данной музыке, детьми предложены атрибуты к танцу). Далее весь творческий процесс мы  объединили в игру, которую назвали «В зимнем парке». Таким образом, ребенок, двигаясь, понимает, о чем поет и накапливает  исполнительский опыт, что в дальнейшем поможет ему понять и полюбить эту музыку еще больше.  В этом и заключается «изюминка» - дети не должны  чувствовать, что их обучают, развивают. Дети должны играть, импровизировать, экспериментировать со звуком и словами, музицировать вместе с педагогом, веселиться и радоваться жизни.  

Слайд

Эффективен прием оркестровки музыкальных произведений, который заключается в использовании детьми шумовых музыкальных инструментов при повторном слушании музыки. Этот прием применяется для развития творческих возможностей детей и одновременно способствует приобретению навыков игры на шумовых музыкальных инструментах.

Слайд

 В произведении  «Пиццикато» Л. Делиба исполнение на самодельной  «музыкальной коробочке» дало детям яркое представление о необычном приеме игры на струнном инструменте.

СЛАЙД

Интересный прием предлагает  Т.Э. Тютюнникова – использование сказки,   истории при прослушивании музыкального произведения. (Вальс – шутка» Д. Шостаковича). Он дает детям много ярких впечатлений и легко позволяет ребенку понять и проиграть все музыкальные партии.  В этом случае не нужна никакая наглядность.  Сами музыкальные инструменты  - участники этой истории.

СЛАЙД

Я использую эту музыку и этот прием еще и  на мастер – классах  «Как звучит сказка?». Здесь я делюсь опытом, как из подручного и бросового материала можно изготовить разные музыкальные инструменты. Благодаря такой сказке, родители и дети через несколько минут превосходно, ритмически правильно играют на своих самодельных шумовых инструментах образец мировой классической музыки. От этого родители и дети получают  массу положительных эмоций. Я уверенна, что ребенок, услышав эту музыку вне детского сада, обязательно ее узнает, откликнется на нее, потому, что такое «сказочное» восприятие этой музыки оставило у ребенка глубокий след в памяти и душе.

Восприятие музыки осуществляется в различных формах: в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни.

СЛАЙД

Праздничные утренники – это небольшие итоги нашей работы с детьми за определенный период времени. Я стараюсь сделать его привлекательным за счет включения в сценарий сказки, озвученной классической  музыкой. Программа  «Музыкальные шедевры» позволяет это сделать. При выборе этой формы проведения праздника вместо долгой подготовки сказки силами детей, она превращается в творческую игру, которую дети осваивают с большим интересом, все более вживаясь в разные роли, слушая прекрасную музыку «оживляющую» каждого героя.

СЛАЙД

 Вся работа  на занятиях по подготовке к празднику превращается в творческую игру, в процессе которой, дети пробуют найти выразительные движения, характеризующие  каждый музыкальный образ. Я направляю эту игровую деятельность, стимулирую на дальнейшие импровизационные  поиски.  При такой подготовке дети чувствуют себя раскованно, уверенно, непосредственно. Не боятся забыть свою роль, сделать что – либо неправильно, так как  каждый раз все роли пополняются новыми вариантами импровизаций.

СЛАЙД

Обыгрывание сказки музыкой предлагает нам в своей программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова.   Это активный творческий процесс, требующий включения детей в разные виды музыкальной и художественной деятельности: музыкально – ритмические движения , пение, игра на ДМИ, рисование, музыкально – театральная деятельность.

 В программе представлены шедевры мировой классической музыки, которые  не закреплены за одним возрастом, а  предполагает вариативное ее применение в разных возрастных группах. Это позволяет закрепить слуховое представление о музыкальном  произведении, накопить богатый опыт восприятия  классической музыки разных эпох.

СЛАЙД

Встречаясь с уже знакомой нам ранее  программной музыкой, мы обязательно  пытаемся  изобразить ее  героев.

 СЛАЙД

 Так появился цикл альбомов  детских рисунков  «Мы рисуем музыку». 

СЛАЙД

Все педагоги в нашем дошкольном  учреждении  всегда  работают в тесной взаимосвязи. Интеграция в воспитании и развитии наших воспитанников присутствует всегда. Такая образовательная деятельность очень нравится и детям, и родителям, и воспитателям.

СЛАЙД

Работу с детьми выстраиваю методом проектов. Это очень удобно и результативно. Так в нашем дошкольном учреждении  состоялся недельный  проект « Театральный фестиваль «Золотой ключик», посвященный Дню театра.

СЛАЙД

Детям очень понравился познавательно – экспериментальный проект «Ты откуда, музыка?»  В каждой группе мы много экспериментировали со звуками, изготавливали шумовые инструменты из подручного и бросового материала и играли на них, озвучивая произведения классической музыки.  Детей заинтересовала игра по озвучиванию  на ходу придуманной сказки своими самодельными музыкальными инструментами.

СЛАЙД

Четвертый  год подряд продолжается работа над  проектом «Классическая музыка в детском саду». В рамках этого проекта у нас  в детском саду проходят встречи с учащимися школы искусств п. Ерино «Дети синей птицы». Наши дошкольники с радостью встречают юных артистов, которые радуют своим исполнением классической музыки и музыки народов мира в инструментальных,  вокальных, танцевальных жанрах.

СЛАЙД

Не только к нам приходят учащиеся, но и наши дошколята с удовольствием посещают настоящий концертный зал школы искусств.

СЛАЙД

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение при восприятии музыки. В музыкальном кабинете есть подборка наглядностей по темам.

СЛАЙД

Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Для этого использую в своей работе картины, репродукции, иллюстрации.

СЛАЙД

Ветлугина Н. А., Радынова О. П. и другие ученые утверждают, что для развития восприятия важную роль играет музыкально- сенсорное воспитание ребенка. В дошкольном детстве это развитие наиболее успешно происходит в процессе усвоения дидактических игр, в которых разбираются звуковые сочетания, свойства музыкального звука. В результате динамические, высотные, ритмические, тембровые свойства звуков складываются в средства музыкальной выразительности.

Слайд

В своей работе я очень широко использую компьютерные технологии.

Слайд

В моей методической копилке есть большая подборка презентаций для ознакомления дошкольников с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров,  классическими танцами.

Слайд

 Подборка мультфильмов, снятых на музыку П.И. Чайковского, МП. Мусоргского, К. Сен-Санса, Э. Грига, Д. Шостаковича.

Слайд

 Подборка видеоряда, для работы над ритмом, звуковысотностью.  

Слайд

А так же презентации к интегрированным занятиям,

Слайд

 Мультфильмы о музыке.

Таким образом: используя современные методики и технологии, мы формируем эмоциональную сферу, совершенствуем мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни.

«Ребенок, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени становится другим…»

Доктор философии Б. Астафьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Плохой учитель преподносит истину, Хороший учит ее находить.        А. Дистервег Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческо...

Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, з...

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, з...

«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...

Современные методы и технологии для развития ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Формирование представлений о труде и мире профессий у дошкольников, является актуальной задачей в современных условиях, которые необходимо внедрять с учетом современных методов и технологий....