«Использование современных и нетрадиционных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Дроздова Маргарита Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drozdova_m.v._statya.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дроздова Маргарите Владимировка

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 44

с приоритетным осуществлением

 деятельности по физическому развитию детей»

Красноярки край, г. Ачинск

«Использование   современных и нетрадиционных технологий

в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

краткая аннотация: несомненная актуальность современных и нетрадиционных технологий в духовно-нравственном воспитании детей, с целью совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, привлечение родительской общественности к данному направлению образовательной деятельности в ДОО.

ключевые слова: нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности, проект, лэпбук, детская агитбригада, кластер.

«Правильное воспитание – это наша

счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе,

это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной»

С Макаренко.

2024 год – объявлен: «Годом семьи». А дети – это наше отражение.  По образцу, данному взрослыми, они строят отношения с людьми, учатся доброте, товариществу и благородству, патриотизму к Родине и родным истокам. На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старикам. Бытие каждого народа определяло его традиции, которые создают форму сохранения этого народа в мире. Большую роль в процессе духовно-нравственного воспитания играют народные обычаи и традиции, народные праздники. Праздники по своей природе педагогичны, так как всегда включают в праздничное единство и детей и взрослых.  В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

          В настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно-исторического опыта поколений. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, великодушии, милосердии. Актуальность проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

 ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».

Решению этих проблем способствует использование современных и нетрадиционных технологий. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является активное вовлечение детей в живую практику морально-этической жизни людей.

Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога современных и инновационных технологий духовно-нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно-этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора.

Предлагая детям разнообразие поведенческих вариантов, у ребенка тем самым появляется моральный выбор. Он становится свободным в своем выборе и самостоятельным для принятия решения в нравственной ситуации. И именно тогда нравственная норма для него будет личностно значимой.

В качестве решения задач по духовно-нравственному воспитанию современных детей активно применяю следующие технологии:

Проектная деятельность.

Использование проектной деятельности формирует у детей критическое мышление, способность сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов; самостоятельность в принятии решений; способствует развитию навыков работы в команде, выполнению разных социальных ролей. Проектная деятельность с дошкольниками позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Так как метод проектов через познавательную деятельность всегда ориентирован на результат, то такой совместный процесс достижения конечной цели, представленной в той или иной форме полезен для духовно-нравственного развития и формирования знаний, умений дошкольников в этом направлении. 

Тематика проектов разнообразна: «Мир вокруг нас», «Древо семьи», «Дерево добра», «Край, в котором ты живешь», «Наши пернатые друзья», «История валенка», «Здравствуй, масленица», «Звонарики» - музыкально-фольклорный образовательный поект. Проекты, посвященные детским поэтам и писателям: «Агния Львовна Барто», «Сергей Михалков», «Борис Житков», «Сказки А.С. Пушкина».   Такие проекты помогают формировать в детях правильную систему ценностей.

Лэпбук.

Одной из инновационных форм работы по развитию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста является создание «лэпбуков» различной тематики. Лэпбук выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Создаю лэпбук совместно с детьми. Он помогает в игровой форме дать детям представления о малой родине, семье, национальных традициях. Лэпбук побуждает детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.  Он включает в себя несколько целей – систематизирование и закрепление изученного материала, формирование интереса к объекту изучения. Преимущества использования лэпбука - он информативен и полифункционален. Структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста; он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.    Включение в организованную образовательную деятельность и в совместную деятельность детей и педагога, использование «лэпбука», повышает интерес к занятиям, дети овладевают систематизированными знаниями и умениями, позволяющие адекватно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно познавать его.  У дошкольников формируются нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, готовность их анализировать и оценивать; дети приобретают умение видеть, ценить и беречь красоту; проявлять терпение, милосердие, дружелюбие. Темы лэпбуков духовно-нравственной направленности: «Моя семья», «Впустите в сердце доброту», «Мой любимый город», «Хорошие и плохие поступки», «Любимые сказки».

Обращаю внимание дошкольников к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции. В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой на материале сказок, рассказов или драматизаций учу детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Художественная литература заставляет детей сопереживать персонажам и событиям, сочувствовать им, что постепенно формирует определённые моральные оценки, имеющие несравненно большую воспитательную силу.  Из рассказов и особенно из сказок ребёнок постигает красоту благородных поступков и низость коварства, злобы и предательства, испытывает радость любви и силу ненависти; черпает первые представления о справедливости и несправедливости.  Первое знакомство с книгой у малышей начинаем с малых фольклорных форм. Именно в фольклоре нашли отражение народные культурные и нравственные традиции. Песенки, потешки воспитывают доброту, чувство любви к родителям.  Одним из самых простых и важных средств формирования нравственного сознания для дошкольников являются все виды сказок. Моральные ценности в сказках представлены «нравственным уроком». Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, красотой, честностью. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Идеалом для ребенка являются положительные герои, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки.   Старшим дошкольникам читаю сказки Пушкина и Андерсена, весёлые стихи Маршака, поучительные поэмы В. Маяковского, рассказы Л. Толстого. Авторы высмеивает такие плохие качества характера как грубость, трусость, зазнайство, лень. Анализ произведения помогает удерживать в детях интерес к миру, любопытство, пытливость, учит думать, сопоставлять. Со старшими дошкольниками разбираю пословицы и поговорки, в них метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей, высмеиваются недостатки. Для нравственного воспитания чувств, развития эстетического вкуса у дошкольников использую художественные средства. Изобразительные: рисование по сказке, мой любимый сказочный герой. Воспитанники выражают свое отношение к героям сказки, воплощают свои переживания, что развивает навыки, сочувствия, к судьбе и поступкам героев.

Мощным средством воспитания духовно-нравственных качеств личности является - игра. В сюжетно-ролевой игре происходит приобретение тех нравственных отношений, которые дети наблюдают в жизни. Способствую развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок: подвижные игры с персонажами сказок («Гуси-гуси», «Курочка-рябушечка» и др.), настольно — печатные («Собери сказку», «Литературное лото» и др.), словесные игры («Сказка наизнанку», «Расскажи сказку по картинкам»), викторина «Там на неведомых дорожках», квест - игра: «Путешествие по сказкам».

Детская агитбригада - действенная форма воспитания и образования детей дошкольного возраста, т.к. она органически соединяет в себе духовно - нравственное содержание с необычайно яркими формами его выражения.

Стили выступлений агитбригады различны: 

-  разговорный жанр;

-  песни, частушки, стихи;

-  танцевальные композиции;

-  театрализованные сценки.

           Коллектив детской агитационной бригады, является как носителем информации, рупором определенной идеи, которую необходимо донести до зрителя, используя различные выразительные средства, так и сам является объектом социализирующего процесса. Тематические выступления агитбригады позволяют зрителям (детям - дошкольникам) в занимательной форме прививать основные правила и понятия духовно-нравственного воспитания. Дети через деятельность в составе агитбригады приобретают ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов. Активная форма проведения позволяет каждому участнику реализовать свои творческие, коммуникативные способности, формировать у них позитивные жизненные установки.

          Провела с воспитанниками: конкурсы чтецов по теме: «Я здесь живу, и край мне этот дорог», конкурс чтецов стихотворений, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне; «Край родной, навек любимый»; театрализованная сценка по ПДД «Учим правила дорожного движения»; «Капелькой тепла согреем душу!»,  тематический концерт для мам ко Дню матери.

Интегрированный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Интегрированный подход образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности решаю несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. 

Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия: «Игры-путешествия» на прогулках, познавательные экскурсии, встречи с интересными людьми, воображаемая экскурсия: «Городской транспорт», инсценировка поездки: «Шагающий автобус», пешая экспедиция «Поможем птицам зимой», экскурсия по городу «Путешествие на трамвае».

Доверительные беседы – специально организованный разговор с детьми на духовно-нравственные темы. Удачное соединение доверительных бесед с разнообразными играми, упражнениями, этюдами помогает развитию эмоциональной и духовной сфер, формированию этических представлений у детей. Доверительные беседы с детьми в форме интервью: «Возьмем интервью у мамы», «Как тебя ласково называют родители?», «У бабушке в гостях».

Игровые проблемные ситуации. Для того чтобы ребенок, осознавая мог применить на практике полученный опыт, необходимо подготовить его (создать проблемно-игровую ситуацию, обыграть с ним) дать представления о духовной нравственности. Проблемно-игровая ситуация – это специально организованная игра, основанная на простом сюжете, отражающем какую-либо жизненную проблему, которую необходимо разрешить. Проблемные ситуации строю в соответствии с возможностями, интересами и возрастными особенностями дошкольников, учитываю их социальный опыт. Проблемно-игровые ситуации с детьми посвящены темам: «Дорога домой», «Моя семья», «Кошкин дом», «Айболит в гостях у ребят», «В кругу друзей».

Технологии критического мышления - «Синквейн».

Одним из эффективных методов духовно - нравственного воспитания детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

«Синквейн» носит характер комплексного воздействия: дает возможность оценивать уровень усвоения пройденного материала каждым ребёнком, закреплять изучаемую тему, развивать связную речь, способствует развитию   психических процессов, ребенку приходится из большого потока информационного материала выбирать самые существенные черты, детали, признаки предмета, самостоятельно делать и формулировать выводы.

«Синквейн» составленных детьми на темы духовно-нравственного воспитания:

1.Фольклор.

Масленица

Широкая, веселая

Веселимся, шумим, пляшем

Угощу блинами и попрошу прощения

Праздник

2. Семья.

Семья

Дружная, добрая

Помогает, любит, оберегает

Опора в жизни человека

Дом

«Кластер». «Кластер» можно использовать на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяю центр – тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Так как не все дети умеют читать, использую иллюстрированные или смешанные кластеры. Для заполнения кластера и легкости запоминания: картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме.

В совместной деятельности с детьми составляем кластеры на любую из тем направлений духовно - нравственного развития детей: «Животный мир»; «Семья»; «Мои добрые поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Ценность использования «кластера» заключается в систематизации, имеющиеся у детей знаний по той или иной проблеме.

Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения этих знаний.  

При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников делаю акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства. Это позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Обращение дошкольников к произведениям, как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, позволяет активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт детей.

Использование видеофильмов, мультфильмов, диафильмов, познавательных видео роликов — это информационная насыщенность и сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. Использую презентации с помощью программы PowerPoint: «Народные игрушки», «Дорожная азбука», видео-экскурсии, экскурсии «Подводный мир», «Антарктида», «Русский музей».

Воспитательные возможности применения видеозаписей многообразны, поэтому создала электронную тематическую картотеку притч, сказок, рассказов, мультфильмов, песен, которые помогают в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и их родителей.

Создание мультимедийных презентаций.

Мультимедийная презентация является самым быстрым и современным способом донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать, и соответственно получить нужную нам информацию.

Отмечу следующие преимущества мультимедийных презентаций, по темам: «Безопасность», «ПДД» и другие:

- Использование различных мультимедийных презентаций оживит любой материал и упрощает восприятие презентации.

- Динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов в презентации поднимают интерес детей.

- Мультимедийные презентации, созданные к определенному событию, позволит быстро ознакомиться с наиболее важной информацией.

Говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. А педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. В этом ему помогает использование   современных и нетрадиционных технологий.

Пусть наши дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни дошкольников и окажет исключительное влияние на последующем духовно-нравственном развитии каждого ребёнка.

Список информационных ресурсов

1.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М, 2004 год.

2.Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М., 1995г.

3. Ветохина А.Я. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». -  С-п, 2009 год.

4. Жаворонушки: песни, потешки, прибаутки, приговорки / Сост. Г. Науменко. М., 1998г.

5.Кокоуева Т. В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа». М., 2005г.

6. О. С. Ушакова., Н. В. Гавриш. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».М., 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

Использование современных методик и технологий при развитии восприятия у детей дошкольного возраста.

В этом материале я хочу поделиться опытом  работы с  использованием   элементарного музицирования при восприятии музыки с детьми старшего  дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основные задачи физического воспитания дошкольников заключаются в том, чтобы развивать интерес к физической культуре и спорту, а также сформировать у воспитанников осознанную потребность в двигательно...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...