Семинар-практикум для воспитателей «Использование современных и нетрадиционных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
презентация к уроку (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель семинара: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи семинара: Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, привлечение родительской общественности к данному направлению. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности». Формировать профессиональные умения по заданной теме. Развивать психологические качества, обеспечивающие личностно-ориентированное общение педагогов с детьми.
Технологии :
Проектная деятельность: Использование проектной деятельности формирует у детей критическое мышление, способность сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов; самостоятельность в принятии решений; способствует развитию навыков работы в команде, выполнению разных социальных ролей. Проектная деятельность с дошкольниками позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Такие проекты помогают формировать в детях правильную систему ценностей.
Примерная тематика проектов «Мир вокруг нас» «Дерево добра» «Край в котором ты живешь» «Наши пернатые друзья» «История варежки» «Театр» «Здравствуй, масленица» Проекты, посвященные детским поэтам и писателям: «Агния Львовна Барто», «Сергей Михалков», «Виталий Бианки», «Сказки А.С. Пушкина»
ЛЭП бук: Создание ЛЭП бука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Он помогает в игровой форме дать детям представления о малой родине, семье, национальных традициях. Лэпбук побуждает детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Он включает в себя несколько целей – систематизирование и закрепление изученного материала, формирование интереса к объекту изучения. Преимущества использования ЛЭП бука состоит в том, что он информативен и полифункционален . Структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста; он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Темы ЛЭП буков духовно-нравственной направленнос ти «Моя семья» «Впустите в сердце доброту» «Кем быть?» «Мой любимый город» «Хорошие и плохие поступки» «Любимые сказки»
ЛЭП бук
Художественная литература Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Для нравственного воспитания чувств, развития эстетического вкуса у дошкольников используются художественные средства. Например: рисование по сказке. Воспитанники выражают свое отношение к героям сказки, воплощают свои переживания, что развивает навыки, сочувствия, к судьбе и поступкам героев.
Художественная литература М алые фольклорные форы. Песенки, потешки воспитывают доброту, чувство любви к родителям. Моральные ценности в сказках представлены «нравственным уроком». Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, красотой, честностью. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Идеалом для ребенка являются положительные герои, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки . Старшим дошкольникам читаем сказки Пушкина и Андерсена, весёлые стихи Маршака, поучительные поэмы В. Маяковского, рассказы Л. Толстого. Авторы высмеивает такие плохие качества характера как грубость, трусость, зазнайство, лень.
Игра Происходит приобретение тех нравственных отношений, которые дети наблюдают в жизни. Способствует развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок: подвижные игры с персонажами сказок («Гуси-гуси», «Курочка- рябушечка » и др.), настольно — печатные («Собери сказку», «Литературное лото» и др.), словесные игры («Сказка наизнанку», «Расскажи сказку по картинкам»), викторины по сказкам, сюжетно-ролевые игры и драматизация литературных произведений.
Детская агитбригада Действенная форма воспитания и образования детей дошкольного возраста, она органически соединяет в себе духовно - нравственное содержание с необычайно яркими формами его выражения. Стили выступлений агитбригады могут быть разными: - Разговорный жанр; - Песни, частушки, стихи; - Танцевальные композиции; - Театрализованные сценки. Активная форма проведения позволяет каждому участнику реализовать свои творческие, коммуникативные способности, формировать у них позитивные жизненные установки.
Интегрированный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольников способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть: увлекательные путешествия познавательные экскурсии интересные встречи
Доверительные бесе ды Это специально организованный разговор с детьми на духовно-нравственные темы. Удачное соединение доверительных бесед с разнообразными играми, упражнениями, этюдами помогает развитию эмоциональной и духовной сфер, формированию этических представлений у детей. Доверительные беседы с детьми могут быть в форме интервью: «Возьмем интервью у мамы» «Как тебя ласково называют родители?» « У бабушки в гостях»
Игровые проблемные сит уации Это специально организованная игра, основанная на простом сюжете, отражающем какую-либо жизненную проблему, которую необходимо разрешить. Проблемные ситуации должны строиться в соответствии с возможностями, интересами и особенностями детей, учитывать их социальный опыт. Проблемно-игровые ситуации с детьми могут быть посвящены таким темам: «Дорога домой» «Моя семья» «Кошкин дом» «Айболит в гостях у ребят» «В кругу друзей»
Технологии критического мышления Синквейн - нерифмованное стихотворение Синквейн носит характер комплексного воздействия: дает возможность оценивать уровень усвоения пройденного материала каждым ребёнком, закреплять изучаемую тему, развивать связную речь, способствует развитию психических процессов, ребенку приходится из большого потока информационного материала выбирать самые существенные черты, детали, признаки предмета, самостоятельно делать и формулировать выводы. Пример синквейнов 1.Фольклор . Масленица Широкая, веселая Веселимся, шумим, пляшем Угощу блинами и попрошу прощения Праздник 2. Семья. Семья Дружная, добрая Помогает, любит, оберегает Опора в жизни человека Дом
Кластер («гвоздь») « Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Основоположником кластерной теории признанно считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер». Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся
Кластер («гвоздь») - Кластер можно использовать на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. - Так как не все дети умеют читать, можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. - Для заполнения кластера и легкости запоминания необходимо использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме. - В совместной деятельности с детьми составляем кластеры на любую из тем направлений духовно- нравственного развития детей: «Животный мир», «Семья», «Мои добрые поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. - Ценность использования «кластера» заключается в систематизации, имеющиеся у детей знаний по той или иной проблеме.
Пример разбивки на кластеры для дошкольников
Составление кластера к занятию «Хвойные и лиственные деревья»
Информационно-коммуникационные технологии - Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения этих знаний. - Использование аудио средств. При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников делаем акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства. Это позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Обращение дошкольников к произведениям, как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, позволяет активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт детей. - Использование видеофильмов, мультфильмов, познавательных видео роликов. - Создание мультимедийных презентаций («Мама - слово дорогое!», социальные ролики и т.д.)
Центры по духовно-нравственному воспитанию в ДОО
Центры по духовно-нравственному воспитанию в ДОО
Центры по духовно-нравственному воспитанию в ДОО
Вывод Говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. В этом ему поможет использование современных и нетрадиционных технологий. Пусть ваши дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни дошкольников и окажет исключительное влияние на последующем духовно-нравственном развитии каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио воспитателя дошкольной группы "Солнышко" "Мое портфолио"
используемые технологии, успехи и достижения детей...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2012 – 2017 год музыкального руководителя Дроздовой Татьяны Михайловны
План работы в период на 5 лет...
Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.
Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....
Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»
Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...
Квест –игра для детей 6-7 лет, группа «Ручеёк» «Космическое путешествие» Воспитатель: Дроздова Нина Игоревна
Квест-игра "Космическое путешествие" является обобщающим занятием по тематической неделе "Космос"...
Квест " Задания от Николая Дроздова"
Этот материал я подготовила для детей подготовительной группы в рамках реализаци" Технологии эффективной социализации дошкольников" Н.П. Гришаевой. Для проведения Клубного часа. Так же матер...
Консультация для педагогов: «Центр психологической разгрузки в группе ДОУ» Подготовила: педагог-психолог Дроздова Н.И.
Консультация для педагогов:«Центр психологической разгрузки в группе ДОУ»Подготовила:педагог-психолог Дроздова Н.И....