Использование современной игровой ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Плохой учитель преподносит истину,
Хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей "не ограничен" глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том. как все должно быть , что позволяет им изобретать, быть непосредственными, замечать то, на что мы взрослые не всегда обращаем внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации | 778.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Пчелка» п. Товарково
Методическая разработка, рекомендация
Использование современной игровой ТРИЗ-технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Васильева Ольга Геннадьевна
п. Товарково
2017 г.
Каждый ребенок изначально талантлив
и гениален, но его надо научить ориентироваться
в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.
Г.С. Альтшуллер
Актуальность использования ТРИЗ-технологии в ДОУ
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных технологий и методов работы с дошкольниками. Профессор Л.А. Венгер и сотрудники его лаборатории исследовали основные закономерности развития познавательных способностей дошкольника и выяснили, что познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.
В данной разработке подробнее остановлюсь на развитии интеллектуальных и творческих способностях дошкольников.
Определено, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование – уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).
Учить творчеству можно и нужно каждого ребенка, ибо каждый рождается с задатками гения. Здоровый ребенок от рождения талантлив, считает автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генрих Саулович Альтшуллер. Чем раньше начать такую учебу, тем лучше результат.
Создатели и последователи данной системы убедительно доказывают, что ТРИЗ помогает в забавной, доступной для детей форме научить их решать творческие задачи в общении, в учебе, игре. С его помощью у детей можно тренировать способность фантазировать, преодолевать психологические и интеллектуальные затруднения. ТРИЗ дает возможность ставить на крыло детский разум в самом нежном возрасте, когда его познавательные возможности громадны, а темп познания фантастически быстрый, реактивный, причем в неразрывном единстве с развитием психики, обогащением чувств и эмоций. Развитый ум делает еще более красивыми души наших детей, чувствительнее и нежнее их сердца, а высокие чувства укрепляют крылья ума, дают ему силы для более крутого взлета. Чувствительный ум и разумные чувства неразделимы.
Что же такое ТРИЗ в рамках детского сада?
Последователи и педагоги-практики (В. Богат, А. Страунинг, Л. Белоусова, Е. Крылов, С. Гин и другие) убедительно показывают, что дети, играя в ТРИЗ, видят мир по-другому, во всем его многоцветии, многогранности. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считали основатель теории Г.С. Альтшуллер и его последователи.
Девиз ТРИЗ:
«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Средство работы с детьми – педагогический поиск.
Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если… ».
Занятие – не форма, а поиск истины».
Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Основные функции ТРИЗ
- Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
- Развитие качеств творческой личности.
Принципы построения занятий по ТРИЗ
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.
- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
-Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
-Организация проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
-В конце занятий подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались ? Что узнали нового ? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги можно подводить в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о ..., а в следующий раз узнаем еще и о ...»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими режимными моментами;
- иметь специальную Игрушку — героя занятий, которая «помогает»
воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает
свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки — необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, «головоног»,
«кубарик», «лошарик» и т. п. После подведения итогов дети расстаются
с Игрушкой до следующего занятия.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра, с другой – развитие умственной активности ребенка через творчество.
Что дает творчество ребенку?
-Дает возможность проявить себя.
-Стремление получать новую информацию об окружающем.
-Развивает потребность в познавательной деятельности.
-Дает возможность созидать, творить.
- Способствует развитию аналитических способностей.
-Формирует умение развивать и доказывать свою точку зрения
Для организации познавательно-исследовательской деятельности в практике работы с дошкольниками я использовала различные методы и приемы, применяемые в ТРИЗ. Остановлюсь более подробно на некоторых.
1. Мозговой штурм – этот метод развивает у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает; он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождение способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.
Это разнообразные игры по типу «Хорошо - плохо», т.е. что-то в этом предложении (предмете) хорошо, на что-то плохо. Например, детям предлагается обсудить ситуацию «ребенок заболел» - что в ней «плохо», а что «хорошо». Из моей практики ответы детей звучали так:
«плохо» | «хорошо» |
Нельзя идти в детский сад Высокая температура Плохое самочувствие Болит голова Плохо дышит нос Мама дает горькие лекарства Нельзя гулять на улице В гости не приходят друзья | Мама не ходит на работу, а остается со мной дома – читает мне много книжек, готовит разные «вкусняшки», мы с ней смеемся, весело проводим время, можно утром долго спать |
При обсуждении предмета «книга» я услышала от детей следующие высказывания:
«плохо» | «хорошо» |
Книга сделана из бумаги – может порваться; размокнуть, если ее оставить под дождем. | Из книг узнаем много интересного, полезного, можно рассмотреть иллюстрации в ней, дать почитать другу и т.д. |
При знакомстве с разными видами транспорта предложила детям обсудить
предмет «автомобиль». Предположения детей звучали так:
«плохо» | «хорошо» |
Нужно заливать в бак бензин, иначе машина не поедет. Может сломаться, тогда требуется ремонт. Загрязняет воздух, когда работает. | Можно быстро доехать до бабушки, до дачи, на реку. Папа на машине ездит на работу. Мы с мамой ездили в Калугу смотреть мультфильмы. |
Этот метод я использую во время проведения игры «Наоборот». Бросаю детям мяч и называю слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает мяч. Например, хороший – плохой, строить – разрушать, выход – вход, много - мало, узкий - широкий, большой - маленький, высокий – низкий, чистый – грязный, старый – молодой, твердый – мягкий, больной – здоровый, горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, черный – белый, кислый – сладкий, длинный – короткий, медленный – быстрый, трусливый – храбрый, утро – вечер, тихо – громко, темно – светло и т.д.
2.Метод моделирования маленькими человечками - это моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое - газообразное).
Применение данного метода в работе с дошкольниками представлено в конспекте занятия с детьми старшей группы.
3.Да-нет-ка – этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
В работе с детьми я использую его во время проведения игр «Да-нет-ка» или «Угадай, что я загадала». Например, при изучении темы «Животные» закрепляла у детей умение различать их по обобщающему слову и характерным особенностям. Я загадывала животное, например, лиса. Вопросы детей звучали примерно так: это животное? оно домашнее? это дикое животное? цвет шерсти бурый? хвост у него пушистый? это хищник? это лиса? Я отвечала только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.
4.Круги Луллия. Описание метода.
Раймонд Луллий (жил в 12-14вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного размера, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова, и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который можно было расшифровать подключив воображение.
Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
Круги Луллия могут быть использованы и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.
Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.
Использование данного метода в моей работе со старшими дошкольниками представлено в конспекте занятия с детьми подготовительной к школе группы.
5.Морфологический анализ
Этот метод создан швейцарским астрономом Ф. Цвикки в сороковых годах нашего столетия. Прообразом его можно считать «Арс Магна» («Великое искусство») знаменитого испанского ученого средневековья Раймонда Луллия (ок.1235-1315). Основная идея «Великого искусства» состоит в том, что структура любого знания определяется небольшим числом изначальных понятий. Комбинируя эти понятия, можно вывести все знания о мире.
Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
Этот метод я применила на одном из занятий по рассматриванию картины. На картине был изображен вольер со слонами в зоопарке, а дальнем углу клетки лежал мяч. Когда мы обсудили содержание картины, кто–то из детей заметил, что слоны кажутся грустными. Дети начали фантазировать, как развеселить слонов, и тогда я предложила детям придумать новые игры с мячом для слонов. На мои вопросы дети начали активно отвечать, предлагая разные решения проблемы. Дети проявили максимум фантазии, в результате получился такой диалог:
-Чем может играть слон? (ответы детей – хвостом, ушами, хоботом, ногами, бивнем).
-Каким мячом можно играть? (ответы детей – резиновым, пластмассовым, деревянным, воздушным шариком, камешком….. ).
-Чем можно бить по мячу? (ответы детей – клюшкой, палкой, ракеткой, трубой……).
Из опыта работы
Предлагаю два конспекта занятия со старшими дошкольниками с использованием игровой ТРИЗ-технологии.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Пчелка» п. Товарково
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
ОО «Познавательное развитие»,
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Использование современной игровой ТРИЗ-технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Маленькие человечки»
Старшая группа (5-6 лет)
Воспитатель: Васильева Ольга Геннадьевна
п. Товарково
2017 г.
Цель: формирование основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов, используя метод моделирования маленькими человечками.
Задачи:
- учить строить модели любого вещества из карточек со схематическим изображением «маленьких человечков», анализировать элементарную контурную схему;
- развивать у детей логическое мышление, творческое воображение, фантазию, умение находить нестандартные решения в предполагаемой ситуации;
- продолжать учить подбирать слова-антонимы, уметь рассуждать, аргументированно высказывать свое мнение;
- продолжать учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания сверстников;
- развивать навыки коммуникативного общения, познавательный интерес к занятию.
Материал и оборудование для занятия: схематическое изображение человечков на формате А4; мозаика из треугольников для построения моделей; мяч; чудесная коробочка; чудесный мешочек с предметами (кубик, кирпичик, различные интересные коробочки); игрушка Робот.
Ход занятия:
Дети стоят в центре группы вокруг воспитателя
Разминка
В. - Дети, предлагаю поиграть с пальчиками (разминка – пальчиковая гимнастика).
«Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул, Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали братики – ура!! В детский сад идти пора». Пальчик толстый и большой В сад за сливами пошел. Указательный с порога Указал ему дорогу. Средний пальчик – самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает, А мизинчик - господинчик В землю косточки втыкает». | Поочередное загибание пальцев Одновременное разгибание всех пальцев Поочередное растирание кончиков пальцев со сгибом |
1 часть. «Маленькие человечки»
В. – Дети, вы знаете, что все, что нас окружает, и даже мы с вами, состоим из «маленьких, маленьких человечков». Они не всегда видны, но они есть и очень похожи на нас (рассматривание и анализ схем).
«Твердые человечки» в предметах стоят близко друг к другу и крепко держатся за руки (показ детей), поэтому твердые предметы крепкие, их трудно сломать.
В. – Как вы думаете, в каких предметах живут «твердые человечки»?
/предположения детей/
В. – «Жидкие человечки» – человечки молока, чая, воды, киселя – это человечки - капельки. Они принимают форму того сосуда, в который их наливают, эти человечки не держаться за руки, руки у них на поясе (показ детей).
В. –Где еще, по вашему мнению, могут жить «человечки – капельки»?
(предположения детей)
В. - «Газообразные человечки»- постоянно в движении: они все время куда-то спешат, бегут, летят, они – непоседы (газ, дым, пар, запах, туман), (показ детей).
В. - Дети, где мы можем встретить еще газообразных человечков?
(предположения детей)
В. - А сейчас закройте глаза (появляется чудесная коробочка.
В. - Как вы думаете, что в этой коробочке?
/выслушать и обсудить высказывания детей/
2 часть. Выкладывание моделей предметов за столами (стоя).
В. - Предлагаю вам выложить разные модели
- кубик;
- чайник, вода в чайнике, преобразование воды при включении газа;
- предмет по желанию детей.
3 часть. Игра «Наоборот» с мячом (стоя на ковре).
В. - Дети, давайте поиграем в нашу любимую игру «Наоборот». Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы мне, возвращая мяч, будете называть это слово наоборот.
Примерный список: много - мало, узкий - широкий, большой - маленький, высокий – низкий, чистый – грязный, старый – молодой, твердый – мягкий, больной – здоровый, горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, черный – белый, кислый – сладкий, длинный – короткий, медленный – быстрый, трусливый – храбрый, утро – вечер, тихо – громко, темно – светло.
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь «низко».
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – «близко.
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты - «храбрец».
Теперь «начало я скажу, ты, отвечай «конец».
4 часть. Игра «На что похоже» (сидя на ковре).
В. - Дети, у меня в чудесном мешочке есть разные предметы, предлагаю подумать, на что они похожи. Например, кирпичик из строительного конструктора «похож» на кровать, телефон, пульт от телевизора, вафлю. печенье, дверь, полку и т.д.
5 часть. Игра «Да-нет-ка».
В. - Предлагаю вам поиграть еще в одну игру, она называется «Да-нет-ка».
Вместе с нами в нее будет играть наш знакомый Робот, если вы неправильно ответите – может произойти сбой в работе Робота. Нужно узнать предмет, который я загадала, задавая мне вопросы. Например, «он круглый - нет, красный – да и т.д.»
Подведение итога занятия. Рефлексия.
В.- Что было самым интересным? Что осталось непонятным?
то было самым интересным? Что осталось
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Пчелка» п. Товарково
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Использование современной игровой ТРИЗ-технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Путешествие в страну «Фантазия»
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Воспитатель: Васильева Ольга Геннадьевна
п. Товарково
2017 г.
Цель: развитие у детей логического мышления, творческого воображения, фантазии, умения находить нестандартные решения в предполагаемой ситуации через использование кругов Луллия.
Задачи:
расширять представления о свойствах и качествах различных материалов, назначении предметов;
продолжать учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания сверстников;
продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать и слышать воспитателя, выполнять поставленную умственную задачу;
развивать навыки коммуникативного общения, познавательный интерес к занятию.
Материал и оборудование для занятия: круги Луллия, набор картинок к ним, дидактическая игра «Логический поезд» (из серии «Умные игры»), магнитная доска.
Ход занятия:
Дети стоят в центре группы вокруг воспитателя
В. - Дети, сегодня я предлагаю вам совершить «путешествие» в страну «Фантазия». (Получив согласие детей, предлагаю игровой момент)
Вправо - влево повернись, в волшебной стране очутись!
Дети сидят свободно вместе с воспитателем на ковре
1 часть.
В. - Посмотрите вокруг себя и скажите, из каких материалов сделаны окружающие нас предметы?
Ответы детей
В. - Я хочу с вами поиграть в игру «Хорошо - плохо» (в ходе игры обсуждаются свойства, качества и практическое применение дерева, металла, пластмассы и стекла).
В. - Чем хорошо, когда предмет сделан из дерева? (Предположения детей ).
В. - Чем плохо, если предмет деревянный? (Рассуждения детей).
(задаю аналогичные вопросы о предметах, изготовленных из пластмассы, металла, стекла, выслушиваю высказывания детей, обобщаю их).
2 часть. Сделанные руками воспитателя круги Луллия, накрытые светлой тканью, стоят в другой части групповой комнаты.
В. - Как вы думаете, что здесь находится? На что это похоже?
Предположения детей (дети высказывают свое мнение, обсуждается и совместно развивается предположение каждого ребенка).
Дети вместе с воспитателем подходят и снимают ткань.
В. - Как вы думаете, что же это за загадочные круги? (предположения детей).
В. - Давайте рассмотрим изображения на кругах.
Первый (верхний) круг – образцы материалов (металл, стекло, дерево, пластмасса).
Второй круг – изображения объектов (стул, телефон, пылесос, ваза).
Третий круг - изображения местонахождения объектов (квартира, улица, космический корабль, детская площадка).
Четвертый круг – образцы цветов (серебристый, золотистый, голубой, малиновый).
В. - Выберите, пожалуйста, любой предмет, вращая круг, подберите материал, из которого он изготовлен, его цвет и определите местонахождение (например, телефон – пластмасса – малинового цвета – находится в квартире).
В. - А кто думает по- другому?
В. - Выскажите, пожалуйста, свое мнение (предположения детей).
Выполняются аналогичные задания с другими картинками
Физкультминутка (проводится ребенком).
Фантастическое задание: объяснить практическую значимость получившегося объекта.
В. - А сейчас давайте раскрутим круги и посмотрим, какие картинки окажутся под стрелкой (например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, серебристый цвет).
Совместно обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул серебристого цвета, потому что….(предположения детей).
3 часть.
В. - Сядьте, пожалуйста, на стулья полукругом перед магнитной доской.
Игра «Логический поезд» с выкладыванием изображений на магнитной доске.
В. - Предлагаю вам выложить логический поезд из картинок-вагончиков, связывая их по смыслу и объясняя свои действия. Например: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса т.д.
В. - Вот какое интересное путешествие у нас сегодня получилось. Что было самым интересным? (ответы детей).
Вправо - влево повернись, в группу дружно возвратись.
Выводы:
Практика использования ТРИЗ-технологии в работе со старшими дошкольниками показывает, что данные игровые методы способствуют повышению уровня познавательных, коммуникативных, информационных потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС ДО.
ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, творческого воображения, воздействует на другие психические познавательные процессы.
ТРИЗ помогает формировать у моих воспитанников диалектику и логику, развивает личностные качества, а именно способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости. Дошкольники, с которыми я работаю, умеют и продолжают учиться отстаивать свою точку зрения, а попав в трудные ситуации, я думаю, смогут самостоятельно найти оригинальные решения. Немаловажное значение имеет и развитие творческих способностей детей.
В результате использования в работе методов ТРИЗ у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у дошкольников расширился кругозор, появилось стремление к новизне, фантазированию, обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличился словарный запас, точность суждений.
Опираясь на достигнутые результаты, я вижу необходимость в дальнейшем использовании этой технологии в своей работе.
Литература
1. Л.Е. Белоусова «Удивительные истории». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста» СПб, «Детство-Пресс»,2003 г.
2. А.М. Страунинг «Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток» по всем возрастным группам».
3. С.И. Гин «ТРИЗ в детском саду». М., Школьные технологии, 2010 г.
4. О.М. Подгорных «Формирование целостной картины мира у детей с применением технологии ТРИЗ». Волгоград, Учитель, 2017г.
Журнал Дошкольное воспитание
1. «Методы активации творческого мышления». № 4/1997 г.
2. «Играем по системе ТРИЗ». № 5/1998 г.
3. «Моделирование маленькими человечками». № 3/1998 г.
4. Б. Богат «Развивать творческое мышление». № 1/1994 г.
5 . Л. Курбатова «ТРИЗ – в повседневную жизнь». № 4/1993 г.
6. Е. Крылов «Школа творческой личности». № 7-8,9-10/1992 г.,
№ 3,6,11/1993 г., № 5,10/1994 г.
Журнал «Ребенок в детском саду
1. Б. Богат «ТРИЗ в детском саду». № 1,4/2001 г. № 2/2002 г .
2. «Развитие творческого мышления на основе ТРИЗ и РТВ». № 2,3/2006 г.
3. «Экологические занятия с использованием ТРИЗ и РТВ». № 1/2006 г.
4. «Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ». № 6/2006 г.
5. «В стране сказок». Занятия с использованием элементов ТРИЗ. № 3/2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)
" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...
Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Данный материал является консультацией для педагогов и родителей, включающий в себя две основные темы: Значение использования ИКТ для развития познавательных способностей детей.Требования к занят...
Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использ...
Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.Позна...
Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста....
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...