Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся формированием речи детей.
В данном выступлении на педагогическом совете я раскрываю тему использования современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила: Швабауэр М.А., воспитатель первой кв.категории.
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать»
(Коко Шанель.)
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся формированием речи детей. Конечным результатом обучения, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
В задачи обучения связной речи детей дошкольного возраста входит формирование таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из личного опыта, высказываний типа рассуждений. Применение современных образовательных технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим.
Технологии – это система методов, способов, приемов обучения, последовательность определенных действий, направленных на достижение поставленных целей.
Среди современных технологий речевого развития можно выделить следующие.
- Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, сказкотерапия
- ОТСМ – РТВ - ТРИЗ
- Мнемотехника
- ИКТ
- Синквейн
- Лэпбук
Здоровьесберегающие технологии играют немаловажную роль в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. К ним относится развитие речевого дыхания, которое играет большую роль в воспитании правильной и четкой речи. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений. Чтобы научить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно использовать такие игрушки как дудочка, свистулька, выдувать мыльные пузыри. Предлагать детям дуть на бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик, снежинки для вырабатывания сильного и целенаправленного выдоха. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных и речевых процессов, поэтому использование сказкотерапии в работе с детьми необходимо. При этом создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка. Происходит совершенствование лексико-грамматических и выразительных средств языка, совершенствуется звуковая сторона речи в сфере произношения и восприятия, а также развитие диалогической и монологической речи. Особое место в сказкотерапии отводится использованию различных видов театра, в которых возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач:
- Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления.
- Придание занятиям комплексного характера.
- Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.
- Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа:
1. Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам.
2. Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия.
3. Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
1. Сообщение необходимых знаний.
2. Формирование умений на репродуктивном уровне:
– демонстрация деятельности в целом и по элементам;
– организация отработки умений в упрощенных условиях;
– организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом.
3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе:
– организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач;
– обязательный анализ своей деятельности
Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются:
– повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
– формирование навыков связной речи:
ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
– положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
– активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) (МФО);
– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации.
В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.
Дидактическим материалом служат:
– Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
– Мнемодорожки — состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.
– Мнемотаблицы— представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.
В работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.
Перед дошкольным образованием стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в коррекционно-развивающем процессе современных образовательных технологий, в том числе и применение ИКТ.
- Подбор дополнительного познавательного и картинного материала к занятиям (энциклопедии).
- Создание презентаций в программе Microsoft Office РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Причем презентация становится своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
- Компьютерные игры (обучающие).
Синквейн происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. История возникновения синквейна, достаточно молода, он возник в начале двадцатого века под влиянием японской поэзии. Существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. Второе правило, более современное и распространенное дидактическое. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки: – Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает явление или предмет, о котором пойдет речь. – Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), которые описывают свойства и признаки этого явления или предмета. – Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия явления или предмета. – Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение, мнение, чувство автора синквейна к описываемому предмету или явлению. – Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Так, для улучшения текста в некоторых строках можно увеличить количество слов, возможно использование и других частей речи. При составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего своего словарного запаса найти необходимые слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием.
Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей:
– Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать).
– Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря).
– Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания).
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного материала Конечно, такая работа требует затрат времени и собственных усилий, но результат намного оправдывает эти затраты. Об этом Диана Алексеевна Гатовская в своем выступлении на международной научной конференции очень точно сказала «Лэпбук – это … полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов».
Применяя вышеописанные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников важно вызвать интерес и желание детей к определенному виду деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Статья на тему: "Использование ТРИЗ, как одной из технологиий в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР".
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по тре...
Заседание клуба молодой заинтересованной семьи «Семицветик» Тема: «Использование современных технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение&ra...
Мастер-класс Использование игровых технологий в развитии связной речи старшего дошкольного возраста
Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов. Используя игровые технологии в развитии ...
«Использование новых технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практическог...
«Современные технологии в развитии связной речи младшего дошкольного возраста »
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связная р...