«ДРУГ МОЙ, ЛОЖКА!» Методическая разработка.
методическая разработка по музыке на тему

Харитонова Марина Николаевна

Основные виды использования ложек в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drug_moy_lozhka_-_metodicheskaya_razrabotka_.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №87

общеразвивающего  вида с  приоритетным  осуществлением  деятельности  по  познавательно-речевому

развитию  детей  Фрунзенского района  Санкт- Петербурга

Подготовила: Музыкальный руководитель - Харитонова  Марина  Николаевна

«ДРУГ МОЙ, ЛОЖКА!»

 

Методическая разработка.

Основные виды использования ложек в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

В незапамятные времена в каждой семье раньше имелись деревянные ложки.

Об их музыкальных свойствах люди догадались, скорее всего, во время приёма пищи, когда слышали стук ложки о дно миски.

 Во многих населённых пунктах в старину музыкальных инструментов не было, именно поэтому характерное выразительное звучание ложек во время удара друг о друга позволило им прочно закрепиться  в качестве простейшего музыкального инструмента.

 Со временем народ  придумал множество приёмов игры на ложках, которые раскрыли их новые уникальные возможности.

В практике преподавания музыки в дошкольном образовательном учреждении в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста я использую деревянные расписные ложки в качестве простейшего шумового ударного инструмента  во время плясок, танцев, песен для подчёркивания их эмоционального, ритмического характера.  Ритм, как известно, имеет эмоциональную  природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребёнка прекрасно соотносится с его психоэмоциональным состоянием.

Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ложек позволяет ребёнку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия.

Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, он постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания ( имеют значение разные факторы- величина резонатора, порода дерева, влажность древесины при обработке и т.п.).

У ребёнка формируется потребность в самостоятельной творческой деятельности.

Со временем я пришла к выводу, что деревянные ложки могут иметь и неспецифические свойства и выступать в роли предмета, активно влияющего на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Достаточно взять ложку и с внешней стороны черпака нарисовать рожицы, передающие различные эмоциональные состояния человека:  веселье, удовлетворение, радость равнодушие, удивление, печаль, неудовольствие, злость обиду, страх и др.

 При необходимости на внешней стороне могут быть нарисованы  положительные  эмоциональные состояния, а на внутренней – отрицательные.

Для лучшего эффекта и объективности восприятия эмоциональных состояний рисунок должен быть сделан  в минимальном цветовом решении. Например, контур и детали  могут быть нарисованы коричневой краской, а белки глаз «залиты» белой краской.

Саму ложку после нанесения рисунка для износостойкости лучше покрыть безцветным лаком.

Виды использования ложек с изображениями эмоциональных состояний.

  • Рассматривание ложек  - это действие может сопровождаться вербализацией образа на         уровне описания. Ребёнок тем самым развивает восприятие и вербальный анализ, понимание собственных эмоций происходит также через познание эмоций других людей. Это свидетельствует о развитии у детей самостоятельности суждений и мыслительной инициативы.  
  •  Иногда вместо ложек я  предлагаю карточки с изображениями эмоциональных  состояний  человека . Но ложки удобнее держать в руке, а также само нестандартное применение ложек запомнится детям больше. Данный приём позволяет также развивать и обогащать эмоциональную память ребёнка, а также формировать у него мыслительные процессы при анализе различных  эмоциональных ситуаций.
  • Во время прихода ребёнка в музыкальный зал, в начале занятия, можно предложить выбрать ложку- эмоциональное состояние, которая наиболее подходит к его настроению. Для меня это станет экспресс- тестом для определения индивидуального подхода к ребёнку. Если он пришёл с плохим настроением, прошу его выбрать ложку с положительной эмоцией и простучать его ритмоэмоциональную интонацию на ложках.
  • Через двигательную активность  ребёнок сможет или погасить своё первоначальное негативное состояние, или забыть о нём, переключившись на другой вид деятельности.
  • Во время прослушивания музыкальных произведений дети в соответствии с характером музыки выбирают и поднимают ложки (или карточки), тем самым символизируя возникший у них эмоциональный отклик.

Музыкальные произведения известных композиторов, а также произведения русского песенного творчества, прослушиваемые детьми,  ярко передают то или иное эмоциональное состояние. Большое количество произведений русских композиторов обусловлено интонационной связью музыки с русской речью, что оказывает дополнительное воздействие на музыкальное развитие ребёнка. А включение разнообразных произведений классической музыки влияет на развитие не только музыкальных способностей, но также интеллекта и творческих способностей.

Ложки ( или карточки) выступают в качестве предмета, помогающего ребёнку через зрительный образ отображать возникшие у него во время прослушивания музыкального произведения ассоциации и эмоциональные  переживания.

В дошкольном возрасте  дети довольно открыто выражают свои чувства и эмоциональный настрой. А так как ритм в своей основе  носит эмоциональный характер, то детям можно предложить исполнить несколько ритмических упражнений. Например, после прослушивания произведения предложить простучать на обычных ложках то настроение, которое изображено на ложке-эмоции. Причём это необязательно должна быть попытка повторить ритм прозвучавшего ранее музыкального произведения.

 Дети на ложках передают прежде всего своё эмоциональное отношение к услышанному, через ритм пытаются отобразить свои ритмодвигательные проявления.

Таким образом происходит соединение эмоциональных проявлений детей, эмоциональных особенностей воздействия ритма и визуального отображения на ложках эмоционального настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"

Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....

Методическая разработка для использования воспитателями "Прекрасный талант-понимать другого"

Как реагируют дети на удачи и неудачи сверстников?  Здесь рассматривается три совершенно разных позиции ребёнка по отношению к другим людям и к себе самому. Какой тип поведения делает ребён...

Консультации для родителей и другие методические разработки

1-5. Методическая разработка. Консультации для родительского уголка. Тема: "Развивающие игры" - с детьми разных возрастов.1. Титульный лист методической разработки.2. Консультация для родит...

Разработка содержания мероприятия с родителями "Навстречу друг другу"

Педагогический тренинг с участием родителей, воспитанников и сотрудников сада....

Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью. «Навстречу друг другу»

Представленная методическая разработка  содержит практический материал по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Я твой друг и ты мой друг, улыбнемся всем вокруг!»

Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе, развитие элементарных представлений о дружеских взаимоотношениях.Задачи:1. Формировать дружеские отношения в коллективе, способство...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...