Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
материал (старшая группа) на тему
Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_razrabotkane_stirat.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Кафедра дошкольного образования
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ
Творческая разработка
Выполнила:
Абрамушкина Ирина
Анатольевна,
Новокузнецк
2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Сущность психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»…….………………………………………………………….......4
1.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»……………………………………………………………………4
1.2. Цели и задачи освоения образовательной области…………………………………………………………………………….5
Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность»……………………………………………………………………7
2.1. Формы работы с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………………….7
2.2. Интеграция с другими областями………………………...………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………………….15
Приложение………………………………………………………………….......16
Введение
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С.Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.
Таким образом, признавая приоритетность и значимость вклада вышеуказанных исследователей в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ в данных исследованиях не рассматривался.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов. Данное положение определило тему моей творческой разработки: «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»: цель, формы работы, интеграция с другими областями».
Цель: изучить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.
Задачи:
- Выявить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность».
- Разработать формы работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность».
Глава 1. Сущность психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»
1.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»
В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Безопасность».
Суть этого вопроса состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
1.2. Цели и задачи освоения образовательной области
Цель: формирования основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи работы с детьми 3-4 лет.
- Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах. О предметах требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.
- Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.
- Сделать знания по разделу «Безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.
Задачи работы с детьми 4-5 лет.
- Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:
- Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
- Активизировать знания о:
- сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.
- об опасностях при контактах с животными.
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- о микробах и вирусах.
- о бытовых опасностях.
- о взаимосвязи и взаимодействии в природе.
Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
- о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.
- о бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
- развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность»
2.1. Формы работы с детьми дошкольного возраста
Освоение образовательной области «Безопасность» в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных формах. Остановимся на некоторых из них.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.
В нашей группе наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Для этого мы на видном месте оформили стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где разместила для воспитателей и родителей:
• памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;
• буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
• консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т.д.
Мы по данному направлению деятельности, уделяем внимание в работе с детьми, начиная с II младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.
При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.
Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.
Данная работа ведется через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
Дважды в году проводим диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.
Эту проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.
В целом в освоении образовательной области «Безопасность» используются следующие формы, отражённые в таблице 1, 2.
Таблица 1.
Формы работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Таблица 2.
Реализация образовательной области «Безопасность» в различных формах деятельности.
Разделы (задачи, блоки) | Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Самостоятельная деятельность детей |
I. Бережем свое здоровье II. Безопасный отдых на природе III. Безопасность на дорогах города IV. Семейное благополучие | Объяснение, напоминание, Тематический досуг, упражнения, тренинги, рассматривание иллюстраций, игра | Беседы, обучение, Упражнения, объяснение, напоминания, Рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций | Беседы, обучение, Упражнения, объяснение, напоминания, Рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций | Беседы, личный пример, ситуативное обучение, рассказ, чтение, объяснение, напоминание, упражнение, тренинг. Творческие задания |
Организация работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность» строится с опорой на возраст детей. Рассмотрим блоки, по которым происходит работа в том или ином возрасте (Таблица 3).
Таблица 3.
Освоение образовательной области «Безопасность» в разных возрастных группах
Разделы (задачи, блоки) | Возраст | Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самост-ная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
I. Бережем свое здоровье | |||||
1.Ценности здорового образа жизни | мл. ср. ст. | Объяснение, напоминание | Беседы, обучение, Чтение | Игры, | Беседы, личный пример |
2. О профилактике заболеваний | ср. ст. | Объяснение, напоминание | Дидактическая игра | Ситуативное обучение | |
3. Навыки личной гигиены | мл. ср. ст. | Показ, объяснение, обучение, напоминание | Упражнения, | Самообслуживание | |
Поговорим о болезнях | ср.ст. | Рассказ, | |||
5. Врачи – наши друзья | мл. ср. ст. | Рассказ | Рассматривание иллюстраций | Рассказы, чтение | |
6. О роли лекарств и витаминов | ср. ст. | Тематический досуг | Творческие задания Дидактические игры | Продуктивная деятельность | рассказ |
7. Изучаем свой организм | ст. | Рассказ- пояснение, | |||
II. Безопасный отдых на природе | |||||
1. Бережное отношение к живой природе | мл. ср. ст. | Объяснение, напоминание | Продуктивная деятельность | Творческие задания | |
2. Ядовитые растения и грибы | ср. ст. | обучение, Рассматривание иллюстраций | Продуктивная деятельность | Ситуативное обучение | |
3. В природе все взаимосвязано | ср. ст. | Дидактическая игра | |||
4. Правила поведения на природе | ср. ст. | упражнения, тренинги | Тематические досуги Рассказы, чтение | Объяснение, напоминание | |
5. Контакты с животными и насекомыми | мл. ср. ст. | Рассказы, чтение | Объяснения, запреты | ||
6. Первая помощь | ср. ст. | Рассказы, чтение | Рассматривание иллюстраций | обучение, | |
III. Безопасность на дорогах | |||||
1. Устройство проезжей части | мл. ср. ст. | Тематический досуг, игры | обучение, | Тематические досуги | Беседы, упражнения, тренинги |
2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей | мл. ср. ст. | Рассматривание иллюстраций | Ситуативное обучение Дидактические игры, | Настольно-печатные игры, продуктивная деятельность | |
3. О работе ГАИ (ГИБДД) | ср. ст. | обучение, чтение, | Рассказы, чтение | ||
4. Правила поведения в транспорте | ср. ст. | Беседы, упражнения, тренинги | Объяснение, похвала напоминание | ||
IV. Семейное благополучие | |||||
1. Взаимная забота и помощь в семье | мл. ср. ст. | Тематические досуги | Рассматривание иллюстраций | ||
2. Осторожно! Чужой! | мл. ср.ст. | Рассказы, чтение, тренинги | Объяснение, напоминание | ||
3. Если ты потерялся | мл., ср. ст. | Беседы, упражнения, тренинги | |||
4. Осторожно! Электроприборы | мл., ср. ст. | объяснения | Объяснение, запреты напоминание | ||
5. Огонь – это очень опасно | мл. ср. ст. | Рассматривание иллюстраций | Творческие задания | ||
6. Правила поведения при пожаре | ср. ст. | Беседы, упражнения, тренинги | Продуктивная деятельность | ||
7. Конфликты и ссоры между детьми | мл. ср. ст. | Объяснение, напоминание | Напоминание |
Освоение образовательной области «Безопасность» контролируется по достижении детьми следующих результатов.
Таблица 4.
Достижение планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Безопасность»
Старшая группа | Подготовительная группа | |
Безопасность | Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). | Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки, различает проезжую часть, тротуар, подземный переход, пешеходный переход. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе ( способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). |
2.2. Интеграция с другими областями
Интеграцию образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями отразим в таблице 5.
Таблица 5.
Интеграция с другими образовательными областями
«Физическая культура» | Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья. |
«Здоровье» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. |
«Познание» | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. |
«Социализация» | Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания. |
«Труд» | Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности |
«Чтение художественной литературы» | Безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего использование художественных произведений для формирования основ Мира. |
Заключение
Одно из определений безопасности – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Это означает, что безопасность ребенку гарантируют, прежде всего, взрослые. Введение такой области очень актуально, так как безопасность сегодня приобретает особое значение. Каждый день мы читаем об авариях на дорогах с участием детей, о несчастных случаях на воде, о пропавших или заблудившихся детях. В прошлом году во многих регионах люди пострадали от лесных пожаров. Землетрясение в Японии наглядно показало значение правил безопасного поведения, которые в этой стране отлично знают и всегда соблюдают и взрослые, и дети. Именно знание правил помогло недавно остаться в живых 6-летнему ребенку, заблудившемуся в лесу в Ленинградской области. Он принял правильное решение: спрятаться в домике, закутаться в полиэтиленовый пакет и ждать. Именно незнание и несоблюдение правил постоянно приводит в нашей стране к нелепым катастрофам и гибели детей. Поэтому важно обучать так, чтобы дети не только запомнили правила, но и понимали их смысл и необходимость выполнения.
В отличие от японцев, наши граждане к безопасности относятся по-особому: «Правила знаем, но выполнять не будем», «Это случилось с другим, со мной такое произойти не может». На предложение водителя пристегнуться ремнем безопасности может последовать ответ: «Да я не боюсь». Впрочем, и сами водители нередко просят пассажиров пристегнуться только тогда, когда подъезжают к патрульному посту. В ФГТ указана необходимость обучению детей правилам «дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства». Но современные дети – это и будущие водители, поэтому во многих странах обучают тому, что водитель должен быть пристегнут и не должен разговаривать по телефону во время езды. И эти правила дети сами включают в свои сюжетно-ролевые игры.
Одной из главных задач этой образовательной области является «формирование предпосылок экологического сознания», которое тесно связано с экологической безопасностью. В то же время многих педагогов удивляет, что эта важная задача оказалась включенной только в эту образовательную область. Экологическое мировоззрение – категория, которая связана со всей жизнью ребенка и со всеми образовательными областями. В противном случае сформировать даже основы экологического сознания невозможно.
Конечно, выполнение правил безопасности должно контролироваться. Но проблема нередко заключается в том, что сами требования иногда противоречат друг другу. Так, в одном детском саду заведующую предупредили, что когда к ней с проверкой придут представители пожарной безопасности, ковры в коридорах должны быть прибиты (чтобы при пожаре люди не поскользнулись), но когда через два дня придут представители санэпиднадзора, эти же ковры должны лежать свободно (чтобы под ними не скапливалась пыль). К тому же требования меняются: в другом детском саду долгое время отстаивали удобство двухъярусных кроватей, но когда, наконец, не выдержали натиска проверяющих служб и начали распиливать кровати, вышли новые нормы СанПиНа, разрешающие наличие такой мебели.
Помимо привычных пожарной безопасности, безопасности на дорогах и во время купания большое значение имеет экологическая безопасность, обучение ребенка правилам общения с незнакомыми людьми, умению вести себя в случае различных непредвиденных чрезвычайных ситуаций. Есть и информационная безопасность, о которой мы пока практически не говорим.
Список литературы
- Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику [Текст]/К.Ю. Белая. – М.: Детство, 2006. – 210 с.
- Макеева, А.Г. Долго ли до беды [Текст]/А.Г. Макеева. – М.: Детство, 2000. – 155 с.
- Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора [Текст]/Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 75 с.
- Форостьенко, Ю. Защити себя сам! [Текст]/Ю. Форостьенко. –Спб., 1999. – 120 с.
- Хромцева, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту [Текст]/Т.Г. Хромцева. – М.: Асвета, 2005. – 156 с.
Приложения
Пример отражения образовательной области «Безопасность в планировании образовательной работы с дошкольниками»
Направление и образовательная область программы «От рождения до школы» | Содержание | Создание развивающей среды | Методические приемы |
1-Направление-Физическое развитиеОбразовательная область «Здоровье»Воспитание культурно-гигиенических навыков | Понимать, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности и осуждают проявление неряшливости Закрепить правила поведения за столом (есть аккуратно, не разговаривать, пользоваться салфеткой, благодарить после еды) Уметь замечать неопрятность в одежде, обращаться с просьбой устранить их | Подобрать иллюстрации опрятных и неряшливо одетых детей Внести д\и «Так или не так»
Обновить картотеку стихов, пословиц, поговорок о выполнении культурно-гигиенических навыков
Подобрать иллюстрации нерях и грязнуль | Рассмотреть и обсудить иллюстрации. Чтение Барто «Девочка чумазая» Проблемная ситуация «Кто у нас самый аккуратный» (во время еды, умывания, одевания, раздевания) Выучить некоторые стихи, пословицы
Рассмотреть и обсудить иллюстрации. Чтение «Маша-растеряша» Воронковой. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» |
Развитие физических качеств в процессе овладения основными движениями | Продолжать укреплять здоровье детей, выполняя закаливающие процедуры Развивать интерес к физическим упражнения Совершенствовать навыки в ловле и подбрасывании мяча разными способами | Обновить элементы «Тропы здоровья» Внести новый кольцебросс Отремонтировать самокаты Обновить разные по размеру | Регулярное проведение утренней зарядки, бодрящая гимнастика, ходьба по «тропе здоровья» Организация спортивных забав с атрибутами |
Образовательная область:«Безопасность» | Познакомить детей с насекомыми – переносчиками микробов Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Уточнить знания о правилах поведения пассажиров Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности | Внести муху-грязнуху
Подобрать иллюстрации пассажирского транспорта. Внести раскраску «Пассажирский транспорт»
Внести иллюстрации электроприборов | Беседа «Опасно ли быть неряхой», «Какой вред приносят мухи» Целевая прогулка к перекрестку
Беседа «Опасные электроприборы» |
Направление «Социально-личностное развитие»Образовательная область:«Социализация»Сюжетно-ролевая игра | Создавать содержательную основу для развития игровой деятельности (С.-р. игра «Больница» - врач-стоматолог) Обогащать игровой опыт ребенка Учить говорить за персонажи разными голосами: при драматизации передавать особенности движения, эмоционального состояния Расширять представления об окружающем, интерес к играм -экспериментированиям Учить группировать предметы на основе общих признаков Развивать творчество при создании построек | Подобрать иллюстрации врача-стоматолога. Внести в игровой уголок инструменты: клещи, зеркало, марлевая повязка Внести телефон (сотовой, телефонная трубка) Внести плоскостной театр, маски, настольный театр по сказке «Репка»
Подобрать игрушки из разного материала
Внести н\и «Четвертый лишний», «Умники и умницы» Внести новый настольный конструктор | Игровая ситуация «У меня заболел зуб»
Включение в игре с воспитателем разные ролевые диалоги (разговор по телефону) Драматизация сказки «Репка» Игра «Тонет - не тонет» (испытание игрушек на плавучесть) Организация игры
Выполнение построек по схеме |
Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений | Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим Расширять представления об особенностях своего организма, назначение органов Закрепить понимание, что ко взрослым надо обращаться на «Вы»
Расширять представление детей о труде работников д\с | Обновить копилку «Вежливых слов»
Приобрести плакат «Строение глаза»
Подобрать иллюстрации на тему «Взрослый-ребенок»
Внести игрушечную стиральную машину, гладильную доску | Игровая ситуация « Невоспитанный медвежонок» Советы врача по охране органов зрения
Игровая ситуация «К нам пришла марина Григорьевна, Ирина Дмитриевна». Выполнение правил общения со взрослыми Организация игровой ситуации «Прачечная. Выдача белья выстиранного и выглаженного» |
Направление:«Познавательно-речевое развитие»Образовательная область:«Познание»Ознакомление с окружающим миром Ознакомление с природой | Познакомить с резиной, её качествами и свойствами
Учить бережно относится к труду помощника воспитателя Учить выделять существенные признаки, лежащие в основе родового понятия «транспорт» Расширить представления о предметах ближайшего окружения Оказывать посильную помощь дворнику в уборке территории Расширять представления детей о типичных признаках осени Уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе Закрепить знания детей о рыбах в условиях жизни в аквариуме Формировать навык пользования моделями в практической деятельности Обобщить представление об овощах и фруктах Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи | Подобрать игрушки из резины, резиновые перчатки, воздушные шарики
Внести модели – помощники воспитателя
Подобрать иллюстрации и игрушки пассажирского транспорта
Внести н\и «Из чего сделаны предметы»
Приобрести детские грабли Поместить материал для ковролина «Осень», подобрать иллюстрации «золотой осени» Подобрать книги с осенними иллюстрациями
Приобрести новых аквариумных рыб
Поместить модель строения тела рыбы, строения растений Оформление выставки «Дары осени» Поместить образцы почвы. Приготовить лейку с водой | Обследование предметов, выделение характерных качеств и свойств. Опыт «Горячая резина». Практическое занятие «Зачем нужны резиновые перчатки» Наблюдение за работой младшего воспитателя. Помощь в уборке группы Игра «Четвертый лишний», «Умные машины». Отгадывание загадок
Организация игры, обосновать свой выбор карточки домино Сгребание листьев, уборка веток, камней на участке Ежедневное наблюдение за погодой. Определение характера погоды Беседа «Почему деревья осенью раздеваются»; «Осень это хорошо или плохо»
Наблюдение за рыбками, за сменой воды в аквариуме Д\и «Найди по описанию»
Рассматривание экспонатов, составление описательных рассказов, отгадывание загадок Проведение опыта: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий |
Образовательная область:«Коммуникация»Формирование свободного общения и компонентов устной речи Чтение художественной литературы | Развивать монологическую речь детей Уметь выделять существенные признаки, лежащие в основе понятия «овощи-фрукты» Слышать и воспроизводить первый звук в слове Познакомить со словообразованием с помощью суффиксов Говорить внятно в среднем темпе, голосом средней силы Дать представление об особенностях жанра «Сказка» (авторские, народные) Испытывать удовольствие от встречи с поэзией Совершенствовать и обогащать читательский опыт ребенка | Продолжать оформлять книгу творческих рассказов Поместить муляжи овощей и фруктов Поместить на панно буквы Ж,П,И,М,О,Н,С,Л,З Подобрать иллюстрации овощей и фруктов Поместить шапочки-маски к сказке «Репка» Оформить выставку книг сказок (народные и авторские)
Оформить картотеку стихов об осени
Внести в книжный уголок книги Блаэтон «Знаменитый утенок Тим», «Три поросенка» | Составление рассказа «Осень – это хорошо или плохо» Составление описательных рассказов, отгадывание загадок
Выкладывание букв из палочек. Д\и «Назови правильно», «Исправь ошибку» Д\и «Угадай по описанию». Придумывание уменьшительно-ласкательных слов (яблоко – яблочко)
Драматизация сказки «Репка» Беседа о прочитанных сказках, оценка поступков героев. Граница сказочного и реалистического. Самостоятельное придумывание сказки по моделям Наизусть Плещеев «Осень», добиваться выразительности при чтении Прочитать и обсудить произведения |
Направление:«Художественно-Эстетическое развитие»Образовательная область:«ХудожественноеТворчество» | Продолжать развивать интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью Совершенствовать умение выполнять работы в технике оригами Познакомить с жанром живописи – натюрморт
Уметь создавать объемный образ в лепке Совершенствовать технику вырезания ножницами
Уметь создавать знакомые сооружения из деталей конструктора Учить детей в своих работах использовать природный материал. Познакомить с правилами сбора и сушки | Внести новые трафареты (рыбы, овощи, фрукты). Внести новые раскраски
Внести схемы овощей фруктов (яблоко, груша, свекла, репа)
Поместить репродукцию картины Ф.Толстого «Бабочка и птичка», «Букет цветов»
Подобрать муляжи овощей и фруктов
Подготовить квадраты, прямоугольники
Внести настольный деревянный конструктор
Подобрать иллюстрации поделок из природного матер | Использование трафаретов в своей работе
Коллективное панно «Фрукты в вазе», «Овощи в корзине»
Рассмотреть картины, выделить характерные детали натюрморта. Дать эмоциональную оценку Выставка вылепленных Даров Осени
Вырезание круга из квадрата; овала из прямоугольника
Выполнение работы по схемам (здания социального назначения)
Изготовление игрушек-сувениров из природного материала |
Образовательная область: «Познание» | Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов Развивать логическое мышление Выявление отношений групп предметов по количеству и числу | Поместить д\и «Чем мы похожи», «Что к чему» Обновить картотеку с изображениями из счетных палочек Поместить изображение числа 6 | Организация игр Упражнение «Сложи изображение по образцу» Сравнение групп предметов |
Направление:«Социально-личностноеРазвитие»Образовательная область:«Социализация»Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности Мой город Развитие представлений о человеке в истории и культуре | Формировать начальные знания о городе. Знакомство с центральной частью города Познакомить детей с историей посуды с процессом преобразования её человеком Познакомить детей с различными свойствами веществ: плавучесть | Пополнить уголок «Мой город» иллюстрациями. Внести книгу «Невский проспект» Д\и «Составь картинку» Подобрать предметы посуды (ложка, нож, тарелка, кувшин) Подобрать игрушки из разного материала | Рассматривание иллюстраций. Рисование достопримечательностей города Дыбина «Что было до…» Опыт «Тонет – не тонет» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Материал предназначен для воспитателей....
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.
Цель разработки - показать необходимость речевого развития дошкольников, как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне её; наметить цели и задачи совершенствования...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в соответствии с ФГОС ДО. Формы работы МДОУ с родительской общественностью.»
laquo;Обеспечениепсихолого-педагогической поддержки семьив соответствии с ФГОС ДО.Формы работы МДОУс родительской общественностью.»...