Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)
план-конспект занятия (старшая группа)
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения слушания, разработанную О.В. Чиндиловой и А.В.Баденовой.
Авторы адаптировали технологию продуктивного чтения с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.
Особенность методики чтения-слушания состоит в том, что предлагается взрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Их задача – помочь маленьким читателям войти в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция детей на чтение взрослого.
В основе работы с технологией чтения слушания художественного текста лежит принцип интеграции. Так, наряду с задачей ознакомления ребят со стихотворением в занятии подобраны, таким образом, задания, чтобы можно было обеспечить речевое, познавательное и художественно – эстетическое развитие дошкольников.
В данной образовательной деятельности использованы беседа по содержанию текста, заданы наводящие вопросы, пересказ с использованием картинок-иллюстраций, выражение отношения к прочитанному произведению с помощью красок.
Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения Александра Митт «Шар в окошке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shar.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения слушания, разработанную О.В. Чиндиловой и А.В.Баденовой.
Авторы адаптировали технологию продуктивного чтения с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.
Особенность методики чтения-слушания состоит в том, что предлагается взрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Их задача – помочь маленьким читателям войти в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция детей на чтение взрослого.
В основе работы с технологией чтения слушания художественного текста лежит принцип интеграции. Так, наряду с задачей ознакомления ребят со стихотворением в занятии подобраны, таким образом, задания, чтобы можно было обеспечить речевое, познавательное и художественно – эстетическое развитие дошкольников.
В данной образовательной деятельности использованы беседа по содержанию текста, заданы наводящие вопросы, пересказ с использованием картинок-иллюстраций, выражение отношения к прочитанному произведению с помощью красок.
Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения Александра Митт «Шар в окошке».
Цель:
- организовать деятельность детей, направленную на знакомство с рассказом А.Митт «Шар в окошке»;
- способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение и понимать содержание стихотворения;
- привлечь внимание детей к бережному отношению к дружбе, заботе о младших, помощи и защите тех, кто слабее.
Задачи:
Создать условия для:
- для формирования интереса к слушанию рассказа А.Митт «Шар в окошке»;
- для знакомства с текстом произведения;
- понимания новых прилагательных, формирования умения детей анализировать прочитанный текст; пересказывать с помощью иллюстраций- контроль и рефлексивную оценку деятельности
Словарная работа: Дружба – это близкие отношения людей, основанная на любви и уважении, находчивый, заботливый, компресс.
Материалы и оборудование. Воздушный шар, книжка с текстом рассказа А. Митт «Шар в окошке», картинки – иллюстрации (4 шт.), маркеры, воздушные гелевые шары на каждого ребенка.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: Молодцы, я вижу у всех хорошее настроение.
Мотивационный этап
Попробуйте отгадать загадку:
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
(Воздушный шар)
- В нашу группу воздушный шарик принесли. А как вы думаете зачем нам шарик? (Предположение детей- ответы). Смотрите, а тут записка. (прикреплена к шарику)
Затем воспитатель предлагает прочитать записку. (В записке текст рассказа «Шар в окошке»)
Ориентировочный этап
Ребята, а в записке написан какой-то рассказ. Как вы думаете, что нам с ним нужно сделать?
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и сам садится с ними, читает текст, но не называет название и автора.
Исполнительский этап
Чтение рассказа
«Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс (Ребята, а что такое компресс? – ответы детей), (повязка, смоченная водой или лекарством, которую накладывают на больное место для лечения) в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придет.
Воспитатель: Как вы думаете почему? (ответы детей) Нельзя, заразиться могут (Вот, почему) Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа!
Воспитатель: Как вы думаете, что можно увидеть лежа? (Только небо)
Редко, когда самолет пролетит, да и то его только слышно, но не видно. И вдруг видит Коля – красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у окна. Постоял, стал дергаться. Верх – вниз, вверх – вниз. Что такое? Не поймет Коля.
Воспитатель: А вы поняли, что за шарик? Догадались?
Ответы детей не комментируются.
Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это наверно Мишка придумал»
Воспитатель: Как вы думаете, кто такой Мишка?
Стало Коле хорошо. Кажется – пустяк – шарик в окне, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом, наверное, Толя стоит и смеется. И все ребята, наверное, стоят, советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят.»
Воспитатель: Ребята, я вам прочитала текст, как бы его назвали? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, рассказ называется «Шар в окошке». А написал рассказ Александра Митт.
Воспитатель: Что такое дружба? (Дружба – это близкие отношения людей, основанные на любви и уважении.)
Беседа по содержанию текста, выборочное чтение.
Воспитатель: Ребята, Что же с Колей произошло? Почему он один дома в постели?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за шарик был за окном? Кто мог его дергать за веревочку?
Ответы детей.
Воспитатель: Вспомните, как звали друзей Коли?
Ответы детей.
Воспитатель: Для чего нарисовали веселую мордочку на воздушном шаре?
Ребята, а помогли ли друзья своим поступком Коле?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие друзья у Коли? (Друзья верные, настоящие, находчивые, внимательные, заботливые, изобретательные, надули шар, нарисовали рожицу на шарике, чтоб порадовать Колю)
Воспитатель: А что значит находчивые? (умеют найти выход из любой ситуации)
Вывод: Ребята, настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижайте, ни словом, ни поступком, заботьтесь о младших, помогайте, защищайте тех, кто слабее вас.
Дидактическая игра «Расставь правильно картинку» (раскладываем картинки, соответствующие тексту рассказа, дети раскладывают их по порядку, пересказ с использованием картинок - иллюстраций)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе. (Друг познается в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Маленькая дружба лучше большой ссоры.).
Физкультминутка
Дружно за руки берись
Вправо влево повернись
(повороты вправо- влево)
Будем веселиться (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться ( кружение)
Много радостных людей ( идем по кругу)
Добрых верных нам друзей
Ссориться не будем ( подходим к центру0
Про печаль забудем.
Воспитатель: Давайте с вами сделаем нашим друзьям из младшей группы. (В группу вносят гелевые шары). Возьмем воздушные шары, нарисуем смайлики и им подарим.
Воспитатель: Ребята, как здорово получилось, сегодня мы с вами порадуем малышей этими воздушными шарами.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть друзья? (спросить несколько детей)
Воспитатель: Почему вы их считаете хорошими друзьями? А как ты ласково называешь друга? А что будете делать, если ваш друг заболел?
Ответы детей.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая? (не надо ссориться, делиться игрушками, помогать друг другу, заботиться о друзьях)
Воспитатель: Расскажите о своем лучшем друге. Мой друг самый лучший…(рассказы нескольких детей)
Рефлексивный этап
Воспитатель: Сегодня все молодцы, внимательно слушали и многое запомнили.
Воспитатель: Что для вас сегодня было самым трудным?
А что было самым весёлым? Интересным?
- Что бы вам хотелось повторить ещё раз?
Перспективный этап
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем за правило в нашей группе «Другу всегда помогай, друга всегда выручай». И думаю, что сегодняшняя встреча принесла нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня хорошего настроения»
Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдем в младшую группу и подарим эти замечательные, веселые , воздушные шары…
Литература:
1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 3 (5 - 6 лет). – М.: Баласс, 2015. – 80 с.
2. Митт А. Любимая мамина книжка. Издательство «Речь», 2015. – 24 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».
Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен
Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)
Аннотация Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. "Надо вещи убирать..."
АннотацияОдной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту за...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4 - 5 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «В мире огромном, нет места кошкам бездомным» (
АннотацияПочему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором,...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)
Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...