Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)
план-конспект занятия (старшая группа)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения слушания, разработанную О.В. Чиндиловой и А.В.Баденовой.

Авторы адаптировали технологию продуктивного чтения с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.

Особенность методики чтения-слушания состоит в том, что предлагается взрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Их задача – помочь маленьким читателям войти в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция детей на чтение взрослого.

В основе работы с технологией чтения слушания художественного текста лежит принцип интеграции. Так, наряду с задачей ознакомления ребят со стихотворением в занятии подобраны, таким образом, задания, чтобы можно было обеспечить речевое, познавательное и художественно – эстетическое развитие дошкольников.

В данной образовательной деятельности использованы беседа по содержанию текста, заданы наводящие вопросы, пересказ с использованием картинок-иллюстраций, выражение отношения к прочитанному произведению с помощью красок.

Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения Александра Митт «Шар в окошке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shar.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Другу всегда помогай, друга всегда выручай» (по произведению Александра Митт «Шар в окошке»)

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения слушания, разработанную О.В. Чиндиловой и А.В.Баденовой.

Авторы адаптировали технологию продуктивного чтения с учетом особенностей детей дошкольного возраста. Поскольку дошкольники не умеют читать, технология получила название «технология продуктивного чтения-слушания». Понятие «чтение-слушание» рассматривается авторами как вид речевой деятельности, при котором текст воспринимается ребенком на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного.

Особенность методики чтения-слушания состоит в том, что предлагается взрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Их задача – помочь маленьким читателям войти в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция детей на чтение взрослого.

В основе работы с технологией чтения слушания художественного текста лежит принцип интеграции. Так, наряду с задачей ознакомления ребят со стихотворением в занятии подобраны, таким образом, задания, чтобы можно было обеспечить речевое, познавательное и художественно – эстетическое развитие дошкольников.

В данной образовательной деятельности использованы беседа по содержанию текста, заданы наводящие вопросы, пересказ с использованием картинок-иллюстраций, выражение отношения к прочитанному произведению с помощью красок.

Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере изучения произведения Александра Митт «Шар в окошке».

Цель:

- организовать деятельность детей, направленную на знакомство с рассказом А.Митт «Шар в окошке»;

- способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение и понимать содержание стихотворения;

- привлечь внимание детей к бережному отношению к дружбе, заботе о младших, помощи и защите тех, кто слабее.

Задачи:

Создать условия для:

- для формирования интереса к слушанию рассказа А.Митт «Шар в окошке»;

- для знакомства с текстом произведения;

- понимания новых прилагательных,  формирования умения детей анализировать прочитанный текст; пересказывать с помощью иллюстраций- контроль и рефлексивную оценку деятельности

Словарная работа: Дружба – это близкие отношения людей, основанная на любви и уважении, находчивый, заботливый, компресс.

Материалы и оборудование. Воздушный шар, книжка с текстом рассказа А. Митт «Шар в окошке», картинки – иллюстрации (4 шт.), маркеры, воздушные гелевые шары на каждого ребенка.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Воспитатель: Молодцы, я вижу у всех хорошее настроение.

Мотивационный этап

Попробуйте отгадать загадку:

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака.

(Воздушный шар)

- В нашу группу воздушный шарик принесли. А как вы думаете зачем нам шарик? (Предположение детей- ответы). Смотрите, а тут записка. (прикреплена к шарику)

Затем воспитатель предлагает прочитать записку. (В записке текст рассказа «Шар в окошке»)

Ориентировочный этап

Ребята, а в записке написан какой-то рассказ. Как вы думаете, что нам с ним нужно сделать?

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и сам садится с ними, читает текст, но не называет название и автора.

Исполнительский этап

Чтение рассказа

«Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс (Ребята, а что такое компресс? – ответы детей), (повязка, смоченная водой или лекарством, которую накладывают на больное место для лечения) в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придет.

Воспитатель: Как вы думаете почему? (ответы детей) Нельзя, заразиться могут (Вот, почему) Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа!

Воспитатель: Как вы думаете, что можно увидеть лежа? (Только небо)

Редко, когда самолет пролетит, да и то его только слышно, но не видно. И вдруг видит Коля – красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у окна. Постоял, стал дергаться. Верх – вниз, вверх – вниз. Что такое? Не поймет Коля.

Воспитатель: А вы поняли, что за шарик? Догадались?

Ответы детей не комментируются.

Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это наверно Мишка придумал»

Воспитатель: Как вы думаете, кто такой Мишка?

Стало Коле хорошо. Кажется – пустяк – шарик в окне, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом, наверное, Толя стоит и смеется. И все ребята, наверное, стоят, советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят.»

Воспитатель: Ребята, я вам прочитала текст, как бы его назвали? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, рассказ называется «Шар в окошке». А написал рассказ Александра Митт.

Воспитатель: Что такое дружба? (Дружба – это близкие отношения людей, основанные на любви и уважении.)

Беседа по содержанию текста, выборочное чтение.

Воспитатель: Ребята, Что же с Колей произошло? Почему он один дома в постели?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, что это за шарик был за окном? Кто мог его дергать за веревочку?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспомните, как звали друзей Коли?

Ответы детей.

Воспитатель: Для чего нарисовали веселую мордочку на воздушном шаре?

Ребята, а помогли ли друзья своим поступком Коле?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие друзья у Коли? (Друзья верные, настоящие, находчивые, внимательные, заботливые, изобретательные, надули шар, нарисовали рожицу на шарике, чтоб порадовать Колю)

Воспитатель: А что значит находчивые? (умеют найти выход из любой ситуации)

Вывод: Ребята, настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижайте, ни словом, ни поступком, заботьтесь о младших, помогайте, защищайте тех, кто слабее вас.

Дидактическая игра «Расставь правильно картинку» (раскладываем картинки, соответствующие тексту рассказа, дети раскладывают их по порядку, пересказ с использованием картинок - иллюстраций)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе. (Друг познается в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Маленькая дружба лучше большой ссоры.).

Физкультминутка

Дружно за руки берись

Вправо влево повернись

(повороты вправо- влево)

Будем веселиться (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться ( кружение)

Много радостных людей ( идем по кругу)

Добрых верных нам друзей

Ссориться не будем ( подходим к центру0

Про печаль забудем.

Воспитатель: Давайте с вами сделаем нашим друзьям из младшей группы. (В группу вносят гелевые шары). Возьмем воздушные шары, нарисуем смайлики и им подарим.

Воспитатель: Ребята, как здорово получилось, сегодня мы с вами порадуем малышей этими воздушными шарами.

Воспитатель: Ребята, а у вас есть друзья? (спросить несколько детей)

Воспитатель: Почему вы их считаете хорошими друзьями? А как ты ласково называешь друга? А что будете делать, если ваш друг заболел?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая? (не надо ссориться, делиться игрушками, помогать друг другу, заботиться о друзьях)

Воспитатель: Расскажите о своем лучшем друге. Мой друг самый лучший…(рассказы нескольких детей)

Рефлексивный этап

Воспитатель: Сегодня все молодцы, внимательно слушали и многое запомнили.

Воспитатель: Что для вас сегодня было самым трудным?

А что было самым весёлым? Интересным?

- Что бы вам хотелось повторить ещё раз?

Перспективный этап

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем за правило в нашей группе «Другу всегда помогай, друга всегда выручай». И думаю, что сегодняшняя встреча принесла нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня хорошего настроения»

Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдем в младшую группу и подарим эти замечательные, веселые , воздушные шары…

Литература:

1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 3 (5 - 6 лет). – М.: Баласс, 2015. – 80 с.

2. Митт А. Любимая мамина книжка. Издательство «Речь», 2015. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) в младшей группе на тему «Солнышко лучистое».

Одна из задач - развитие разнообразных художественно-творческих способностей детей, доставить детям радость, создать «солнечное» настроение. Методическая разработка будет полезна...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художествено - эстетическому развитию на тему:"Народные промыслы" в подготовительной группе...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи: Как Муха хвост себе выбирала (По произведению В.В. Бианки «Хвосты»). Технология продуктивного чтен

Книги для детей - чудесный мир ребёнка, полный загадок, неожиданных открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые (родители, педагоги). Без активного участия и помощи взрослых в этом вопросе ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)

Аннотация Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет. "Надо вещи убирать..."

АннотацияОдной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту за...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4 - 5 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «В мире огромном, нет места кошкам бездомным» (

АннотацияПочему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором,...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.Как же нам котят назвать? (по произведению С. Михалкова «Котята»)

Одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная на формирование их интереса к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можн...