Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью. «Навстречу друг другу»
методическая разработка (старшая группа)
Представленная методическая разработка содержит практический материал по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_organizatsii_duhovno_2.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью.
«Навстречу друг другу»
Актуальность
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение в стране является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности семьи. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура семьи и общества - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность необходимо приложить максимум усилий.
В детстве сравнительно легко происходит усвоение социальных норм. И пока ребенок мал, он не может критично оценивать людей, ситуации. В этом ему должны помогать не только педагоги, но и родители. Для успешной реализации задач по духовно-нравственному воспитанию необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Нужна система работы по повышению уровня родительской культуры, необходимо сформировать единое духовно-нравственное пространство образовательной организации посредством приобщения детей и родителей к духовно –нравственным ценностям через организацию духовно-просветительской работы.
Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
• социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
• гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);
• человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
• семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших);
• любовь (к близким, друзьям, действия во благо их);
• дружба;
• здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
• труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
• наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
• традиционные российские религии (христианство).
• искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие);
• природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
В МБДОУ «Детский сад №128» г. Чебоксары и в БОУ«Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» педагоги активно сотрудничают с родителями по вопросам духовно - нравственного и патриотического воспитания детей. Такое взаимодействие семьи и детского сада направлено на включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, в досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Для нас, педагогов, главными определяющими направлениями взаимодействия с родителями являются:
- изучение семьи путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка;
- подбор форм взаимодействия детского сада и семьи;
- организация методической информационной поддержки родителей со стороны образовательного учреждения;
- использование личностно ориентированного подхода к ребенку и родителям;
- привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе;
- достижение активного участия родителей в воспитании детей;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности педагогического коллектива и родителей по воспитанию дошкольников.
В общении с родителями мы руководствуемся следующими правилами:
- Не поучать, а размышлять, договариваться о совместных действиях.
- В общении показать родителям, что мы - союзники.
- Разговаривать с родителями в положительном ключе.
Наше сотрудничество по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания осуществлялось с родителями детей старшего дошкольного возраста в течение года.
Цель работы:
Привлечь внимание родительской общественности к вопросу духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности дошкольника через просветительскую работу с родителями.
2. Обогатить знания и умения родителей в вопросах духовно - нравственного и патриотического воспитания дошкольников;
3. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми по духовному и нравственно- патриотическому воспитанию
4.Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.
Содержание духовно – просветительской работы с родителями.
Содержанием духовно-нравственного воспитания дошкольников являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Духовно-просветительская работа с родителями и детьми проводилась по следующим направлениям: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, здоровье, семья, труд и творчество, окружающая природа.
Для эффективного взаимодействия с родителями использовались разнообразные формы сотрудничества:
- собрания, беседы, родительские лектории, подготовка мероприятий для детей;
-педагогические беседы с родителями;
- участие в акциях помощи людям и животным
-тематические консультации;
-конференции с родителями;
-совместные досуги и праздники
- экскурсии, целевые прогулки
-посещение семьи;
- моделирование и выполнение проектов, фотографий, рисунков, создание альбомов о замечательных людях - родственниках, героях войны;
- встречи с интересными людьми;
-«Родительская почта» и «Телефон доверия»;
- спортивные соревнования и праздники
- выпуск стенных газет; фотовыставок и фоторепортажей
-создание мини-музеев
- конкурсы семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
-использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, создание презентаций);
-семейные проекты
- субботники, трудовые десанты.
Рассмотрим основные направления работы.
Направление: Духовно - нравственное воспитание.
Цель: формирование духовности и культуры родителей и детей, формирование моральных качеств человека на основе христианских ценностей.
По данному направлению проводились следующие формы работы:
Родительские собрания на темы: «Духовно-нравственное воспитание детей», «Нравственные ценности христианства: добро, дружба, взаимопомощь», «Традиции гостеприимства», «Семья – начало всех начал» и другие. Педагогические и духовно-нравственные беседы и тематические консультации: «Давайте говорить друг другу комплименты», «О дружбе, доброте и отзывчивости», «Будем вежливыми», «Доброе слово лечит, а злое калечит», Откровенный разговор «Что нужно для созидания счастливой семьи?» Круглый стол с чаепитием на духовно-нравственные темы, посвященные семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу православных праздников в жизни семьи: «В каждой семье свои традиции», «Послушание – основа нравственности», «Откуда взялись плохие слова», «Храм и семья», «Любовь как высшее человеческое чувство».
Для глубокого духовного осмысления обсуждаемых вопросов в ДОУ проходили встречи с настоятелем храма Новомучеников и исповедников Российских архимандритом Гурием. Он провёл серию бесед, о том, как сохранить и укрепить свою Веру, как найти дорогу к Храму, как противостоять мирским соблазнам, подвёл родителей к осознанию того, что в первую очередь, именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и именно родители ответственны за воспитание собственных детей. Темы бесед: «Дорога к Храму», «Любить, а не искать любви», «Целомудрие - полнота мудрости», «Один раз и на всю жизнь», «Мирские соблазны и как им противостоять».
Для реализации поставленных задач в ДОУ активно используется проектная деятельность детей совместно с родителями. Дошкольники представили семейные мини-проекты на тему: «История моего храма», «Моя родословная», «Герб моей семьи».
Ребята, совместно с педагогами и родителями, с большим желанием участвовали в акциях милосердия, приуроченных к важным датам: ко дню пожилого человека «День добра, уважения и почтения»; ко дню инвалидов «От сердца к сердцу», «Подарок другу»; ко всемирному дню защиты животных «Человек собаке друг». Мамы и папы с удовольствием посетили открытые комплексные занятия духовно-нравственной направленности: «Душевная красота», «Зёрнышки добра». Участвовали в творческих и литературных вечерах: «Традиции моей семьи», «По дороге сказок», в ролевых играх «Я +Ты». Многие семьи вместе с детьми посетили и посещают православные храмы, театры, благотворительные концерты. Свои эмоции и впечатления от посещения дети отражают в фотовыставках, рисунках и видеопрезентациях.
Направление: «Здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни; формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, физическое совершенствование, пропаганда здорового образа жизни.
По данному направлению был проведён цикл бесед с родителями и детьми: «Спорт в моей жизни» «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью», «Гигиена питания». За «Круглым столом» обсуждались интересные заметки из фильмов, газетных и журнальных публикаций. Проходили встречи с интересными людьми: победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом. По заданию педагогов для работы с детьми родителями были изготовлены альбомы: «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Спортивные столицы мира». Активное участие мамы и папы приняли в спортивных мероприятиях, посвящённых Дню здоровья в детском саду
Направление: «Патриотизм»
Цель: Формирование у родителей и детей осознанного ценностного отношения к Отечеству: его прошлому, настоящему и будущему; формирование чувства собственного достоинства, самостоятельности, активности.
Работа в этом направлении велась через разнообразные формы взаимодействия. Одной из таких форм стала педагогическая гостиная. В ходе активной беседы обсуждались актуальные вопросы: «Патриотическое воспитание», «Как воспитать патриота?», проведены консультации «Знакомим детей с историей семьи», «Родительские обязанности» и др. Хорошей традицией в группе стала организация посиделок «Чаепитие в русских традициях».
Усилиями родителей и педагогов для ознакомления детей с родным городом были изготовлены мини-макеты различных общественных учреждений нашего города. Итогом такого творчества стала виртуальная экскурсия по родному городу «Мы из Чебоксар».
Ко дню Победы ребята вместе с мамами и папами подготовили видеопрезентации «Страна героев», рассказывающие о прадедах, воевавших в Отечественной войне. Активное участие папы наших воспитанников приняли в праздничном развлечении, посвященном дню защитника Отечества «А ну-ка, парни!» Были организованы выставки семейных работ «Наша родная улица», «Любимый город Чебоксары».
Направление: «Семья»
Цель: формирование культуры семейных отношений, круга семейных ценностей, возрождение традиций семьи.
Для повышения педагогической компетенции в вопросах воспитания детей, формирования у дошкольников уважительного отношения к старшим и пожилым людям, с родителями были проведены тематические беседы: «Задушевный разговор», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Пожилые в нашей семье». Наиболее эффективной формой взаимодействия являются мастер-классы с участием родителей: «Увлечения нашей семьи», «Давайте уважать старших».
К Международному женскому дню был проведен конкурс семейных талантов «Мы - кулинары», «Моя мама - рукодельница»; музыкальный вечер к Дню семьи , любви и верности, где артистами выступили как дети, так и родители.
Традиционно к праздникам, совместно с родителями и детьми, оформлялись фотовыставки «История моей семьи в фотографиях», «Я и моя семья», создавались фоторепортажи «Моя семья – моя радость», «Моя семья в истории моей страны». Желающие смогли оформить семейные портфолио успеха.
Направление: «Я и труд»
Цель: Формирование у всех участников образовательного процесса ценностного отношения к труду, творчеству. Воспитание трудолюбия; формирование положительного отношения к деятельности, развитие у детей познавательной активности, развитие трудовых навыков и умений.
Для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду необходим положительный пример взрослых людей, а тем более пример близких людей. Поэтому, родители активно привлекались к участию на субботниках по уборке мусора, уборке снега в зимнее время, обрезке кустов, изготовлении скворечников. Для ознакомления детей с трудом взрослых совместно с родителями был организован фестиваль профессий «Профессии моих родителей», созданы альбомы «Наши родители на работе». Многие семьи приняли участие в акциях по сбору макулатуры «Помоги дереву сохранить жизнь», в экологической акции «Чистота вокруг нас» (уборка помещений и территории ДОУ).
Направление: «Я и природа»
Цель: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; популяризация экологических знаний, совместное участие родителей и детей в решении экологических проблем.
С этой целью был проведён ряд познавательных мероприятий: посещение Зооуголка «Ковчег», где дети вместе с родителями могли вживую увидеть различных животных, познакомится с особенностями их внешнего вида. Экскурсия в национальный музей, где познакомились с флорой и фауной нашей местности. Взрослые и ребята приняли участие в экологических акциях «Вырастим цветы», «Соберем лекарственные травы», «Развесим кормушки пернатым друзьям». Один раз в квартал были организованы семейные походы выходного дня «Осенняя прогулка в лес», «Зимний парк», «Культурные растения поля». Итогом таких целевых прогулок стали выставки фотографий и рисунков.
С целью расширения знаний о живой и неживой природе, дети вместе с родителями, под руководством педагогов, разработали экологические проекты, которые представили на родительском собрании. Темы работ: «С кем дружат деревья?», «Животные Красной книги», «Откуда берётся снег?» и другие.
Выводы:
Таким образом, в ходе проведённой просветительской работы с родительской общественностью нами были получены следующие результаты:
- Повысилась педагогическая компетенция родителей по вопросам духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников;
- Повысилась культура жизни самих родителей их духовность, нравственность;
- Создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
- Сформировано ценностное отношение детей к окружающим людям, своей семье, Родине, окружающей природе, к своему здоровью и труду через активное сотрудничество с родителями.
В своей практической деятельности мы убедились в том, что для того, чтобы сохранить духовное здоровье детей, выйти из духовного кризиса, сформировать такие духовно-нравственные ценности как милосердие, добро, взаимопомощь, здоровье, патриотизм, бережное отношение к природе, любовь к семье и труду необходимо объединить усилия детского сада, семьи, церкви и государства. Это достигается только путем целенаправленного воспитательного влияния. И мы, взрослые должны показать нашим детям верный, правильный путь. От этого зависит наш завтрашний день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема организации взаимодействия ДОУ и представителей родительской общественности.
Проблема организации взаимодействия ДОУ и представителей родительской общественностиОдна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня проблема воспит...
Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с родительской общественностью"
Здоровьесберегающие технологии в работе с родительской общественностью...
конспект встречи в родительском клубе "На встречу друг другу" "Научи любить ребенка все окружающее и ты его научишь всему"
В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №19 «Светлячок» (Коломенский муниципальный район) не первый год функционирует родительский клуб «На встречу друг другу», руководителем которого является пе...
Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью.
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию...
Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью
Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ, родителей. Чем раньше взрослые задумаются о нравственном воспитании ребёнка, тем будет лучше.При целенаправленной и скоординированной во...
Статья «Организация взаимодействия детского сада с родительской общественностью»
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогическое сообщество приходит к пониманию того, что развитие и воспитание личности являются фа...
Материалы районного семинара для руководителей ДОО «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ВОПРОСАХ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только, как на помощников детского учреждения, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодейств...