Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему «Пейзаж в музыке»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Данное занятие ставит целью воспитание гармоничной личности, развитие её творческого потенциала посредством музыки, живописи, поэтического слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh_v_muzyke.doc | 41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
на тему «Пейзаж в музыке»
Цель:
- Воспитание гармоничной личности, развитие её творческого потенциала посредством музыки, живописи, поэтического слова.
Задачи:
- Воспитание в детях чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, слышать красоту музыки и поэтического слова;
- развитие умения видеть художественный образ в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции;
- развитие умения высказываться об эмоционально – образном содержании произведения.
Предварительная работа:
- Слушание: А. Вивальди «Времена года», «Осень» 1-я и 2-я часть;
П.И. Чайковский «Осенняя песня»
- Репродукции: Е. Волков «Осень», И. Шишкин «Ранняя осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»
3. Разучивание стихов, физминутки.
Форма работы:
Занятие подгрупповое, доминантное.
Приемы:
- показ,
- пояснение,
- демонстрация изображений,
- сравнение,
- сопоставление,
- анализ,
- постановка детей в ситуацию выбора.
Методы:
Наглядный (иллюстративный, наблюдение)
Словесный (рассказ, беседа, пояснение, заучивание наизусть)
Практический (рассматривание)
Муз. рук.
– Посмотрите на наших гостей и скажите: Какое у них настроение? (Ответы детей.) А у погоды бывает настроение? Скажите мне, а какая бывает осень? (Ранняя, золотая, поздняя)
Разная бывает осень. Ранняя и золотая. Она радостная, пышно убранная, богатая красками и урожаем. А поздняя осень – мрачная, не красивая, в лоскутках опавшей листвы, с грустным мелким дождём.
Поэты, композиторы, художники любят это время года, многие посвящают ему свои произведения. Поэты сочиняют стихи, композиторы – музыку, а художники пишут картины.
«Если видишь на картине,
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется… «пейзаж»»
- Что такое пейзаж?
- Это изображение природы в разные времена года: зима, весна, лето и осень.
- Правильно! Мы с вами наблюдали приход красавицы - осени. Наблюдали, как меняли свой цвет листья, как жёлтым ковром покрывалась земля.
- Послушайте вступление к музыкальному произведению. (Исполняется вступление к песне «Осень, как рыжая кошка»)
- Как называется это произведение? (Ответ)
- Правильно! Это песня. А раз это песня, то её сочинили два автора. Композитор и поэт.
- Давайте споём эту песню.
Поют песню «Осень, как рыжая кошка» слова и музыка Н. Куликовой.
Муз.рук.
- Вот и в песне поётся о приходе осени. Какие точные стихи в этой песне и музыка по характеру подходит к стихам.
- А вот как изобразили это время года художники: Е. Волков, И. Шишкин, И. Левитан. Какие цвета краски они использовали? Какая осень здесь изображена? Подходят эти пейзажи к песне?
- А теперь послушайте другое музыкальное произведение, посвящённое осени. (Звучит музыка А. Вивальди «Осень», из цикла «Времена года»)
- Какое произведение прозвучало? Кто его сочинил?
- А какой характер у этого произведения? (Яркий, торжественный, праздничный, радостный)
- А что вы представляли, когда слушали музыку? (Деревья, одетые в разноцветные наряды, хоровод из листьев)
- Давайте посмотрим, какие картины подходят к произведению Вивальди. (Смотрят на другие пейзажи тех же художников)
- Какое настроение вызывает у вас картина? (Радостное, ликующее)
- Какие краски использовал художник?
- А что общего в картине и в музыке Вивальди? (Они яркие, торжествующие)
- А теперь прослушайте, как поэт Юлия Капустина рассказала в стихотворении о самом выразительном времени года.
Ребёнок:
«В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила:
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется.
Всё кругом искрится,
Всё переливается»
Муз.рук.
- Такую же разноцветную осень мы можем показать прямо сейчас.
Физминутка «Осень»
«Словно хитрая – прехитрая лиса,
Ходит осень по полям и по лесам.
Как волшебница, без кисти
Разукрасила все листья.
Жёлтые, красные, оранжевые –
Листья летят!»
Муз.рук.
Но ведь не только золотую осень воспевали художники, поэты и композиторы, но и ту, которую в народе называют поздней – с мелкими надоедливым дождиком, серебристым инеем по утрам. Давайте послушаем такую музыку. (А. Вивальди «Осень», часть вторая, из цикла «Времена года»)
- Вы узнали это произведение?
- Что можно сказать о темпе? Какой характер? Какую осень вы представили? (Тоскливую, унылую)
- А какой старинный музыкальный инструмент исполняет это произведение? (Клавесин)
- Правильно! Он своим звучанием помогает нам услышать осеннюю погоду.
- Давайте ещё посмотрим на картины. На какой из них изображена поздняя осень?
(Рассматривают)
- Какие цвета преобладают на этих картинах?
- Вот как художники изобразили эту осеннюю пору: природа потеряла свои краски и ждёт, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи.
- Послушайте, что говорят поэты об этом времени года. А.С. Пушкин написал такое красивое стихотворение.
Ребёнок:
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван,
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора»
Муз.рук.
А сегодня давайте вспомним произведение великого русского композитора П. И. Чайковского. (Слушают отрывок «Осенней песни»)
- Вы узнали это произведение? (Ответы)
- Что можно сказать о темпе? Какой характер? Какую осень вы представили? (Тоскливую, унылую)
- Теперь давайте прослушаем всё это произведение, глядя на экран, где будут одна за другой меняться картины осени великих русских художников. (Смотрят под музыку слайд-шоу)
Муз.рук.
Вот такой разной бывает осень. Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, композиторы, художники о своём настроении, навеянном красотой осени. Вот так чудесно перекликаются произведения поэзии, музыки и живописи.
И в конце нашего занятия я предлагаю вам взять осенние листья и исполнить танец – фантазию под чудесную музыку Е. Доги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Экологическая тропа"
Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь....
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Прогулка по Африке».
Продолжать знакомить детей с Африкой. Познакомить с животным миром саванны, тропического леса, рек: хищниками и травоядными. Формировать у детей представления о повадках животных, их образ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме "Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"
Конспект НОД в старшей группе по теме "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик". Образовательная область - коммуникация....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему "Сон"образовательные области "Коммуникация" и "Здоровье" №1 и "№2
Детям даётся понятие, что такое сон...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»
Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...